Кредитная карта

Дочь позвонила и попросила о помощи.
- Понимаешь, - торопливо объясняла она мне, - я положила на свою сбербанковскую карточку деньги, а они у меня исчезли. Позвонила в Сбербанк, мне  сказали, что деньги вернут, но когда они появятся у меня на карточке, неизвестно. Может, через час, а может, через день. Можешь мне перевести 45 тысяч?
- Могу. Но ты можешь мне объяснить, что за операцию ты проводишь?
- Мне надо перевести деньги на кредитную карточку и срочно погасить кредит, иначе буду платить проценты.
Я был в саду, потому пошел к компьютеру, чтобы решить «финансовую проблему» дочери, но дойти не успел — дочь сообщила, что деньги появились на карте, вопрос решился. 
Ну, решился и решился. Баба с возу… Однако я подумал, а зачем дочери кредитная карточка. И вообще, зачем людям кредитные карточки? Вы задумывались? Кредит — это деньги в долг. То есть ты еще не заработал, но уже потратил.
Сразу после окончания университета я работал в редакции газеты «Водный транспорт». Работа была интересная — мы ездили по портовым городам и «делали материалы» о перевалке грузов, работе экипажей, ХЭГСОВ (хозрасчетная эксплуатация группы судов) и прочая. В общем, вместе с романтикой моря мы осваивали производство и экономику. А экономика в портах и пароходствах была чисто капиталистическая — все учитывалось и контролировалось. Мы общались с капитанами судов, которые вживую видели капиталистических акул империализма и старались учиться у них настоящей экономике. Наверное, в дальнейшем это отчасти помогло мне в организации своего предприятия, кстати, без взятия кредита. Но тогда, в СССР, мы жили на зарплату и гонорары за свои «материалы».
- Серег, займи десятку до получки, - регулярно обращался ко мне Гена Караков, фотокорр отдела иллюстраций.
В зависимости от настроения и наличия количества тех самых десяток я давал или не давал Гене деньги. Но довольно регулярно пытался его приобщить к капиталистической экономике.
- Гена, ты пойми, - старался я доходчиво донести до него простую истину. - Если ты возьмешь взаймы, у тебя денег не прибавится.
- Как это? - С непониманием смотрел Гена поочередно то на меня, то на свои руки, готовые принять столь желанные деньги. - Если дашь, прибавится. - Он чуть-чуть заискивает. Но только чуть-чуть. Ему действительно непонятно, что денег у него больше не станет.
- Ты возьми ручку и запиши 180 рублей. Это столько примерно у тебя выходит зарплаты с гонораром. Если ты возьмешь взаймы десять рублей, то у тебя будет в следующем месяце уже не 180, а только 170, то есть на 10 рублей меньше. Вывод, ты в этом месяце израсходуешь 190, а в следующем месяце надо будет уложиться в 170. Так?
- Так. Но ведь мне сейчас деньги нужны. И если я не найду, то не смогу прожить этот месяц.
Я понимал, что мы разговариваем на разных языках и прекращал «воспитывать» товарища.
И вот прошло тридцать лет, и история повторилась. Моя дочь, выходит, живет по такому же принципу. То есть она тратит то, что еще не заработала. Ведь именно так можно объяснить пользование кредитной карточкой. Но людям запудрили мозги тем, что все живут в кредит, и они привыкают жить в кредит, даже если в этом нет особой необходимости. Но разве это правильно? Правильно, это когда (вспоминаю уроки капитализма в торговом флоте Минморфлота СССР)  ты, к примеру, зарабатываешь 180 рублей, а тратишь 170, оставляя десять «на всякий случай». А вот если ты зарабатываешь 300 рублей, а тратишь 310, то уже неправильно строишь свою «финансовую деятельность».
Казалось, бы простые вещи, а многим невдомек. Вот и моей дочери, как выяснилось, не знакомы азы «капитализма». Интересно, сможет она перейти на новую модель и отказаться от кредитной карты или уже окончательно испорчена «бесплатными процентами», которые дает банк на 50 дней, но высчитывает около 25 процентов годовых, если не уложились в срок. 
10 мая 2016 года.

 
 


Рецензии
конечно, это дурилка
а ещё * %%%
да, всё , что привязано к доллару не является деньгами
деньги были при Советском Союзе
а это так....
фигня



Олег Устинов   05.12.2016 12:21     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.