Ты одессит, а это значит

Почему – то  Север  вообще  не  воспоминается,  будучи  забыт,  как  невыразительное  прошлое. Я в  моём  городе ,  наслаждаюсь  истиной  текущего  временного  момента, забыв  время  жизни  кокона  и  не желая  думать о  осеннем поиске  щели,  как  итоге жизни  лета  сего.
Начало  лета характерно  объёмом  задач и скромной  их  реализацией  по,  безусловно,  уважительным  причинам. Это  не  Север,  но  перепады  температуры  и  влажности,-  то  же  я  Вам  отмечу  не  пустяки  для  отвыкнувших.
Смириться  с  бездеятельностью  сможет  заставить  только  плен,-  по  себе  знаю. Что  сказать ,  простуда  подстерегла  меня  на  мысе  над  монастырским  пляжем,  когда  я  любовался преждевременным  закатом :  орда   серых,  мрачны   и злых    тучищ  и  тучек,  согласно  ранее  намеченному  тайному   коварному   плану,  решили  спрятать  Солнце,  чтобы  приблизить  даже  не  дождь,  а  падение  воды  с  неба . Явление  по -  сути  уникальное ,-  практически  ночь,  молнии  и  громы  небесные ,  страсти  господни ,всё живое  дребезжит  в волнении  и  страхе ; то   что  может   бежать,  торопиться  или  лететь :  бежит; семенит  мелким  бесом ; пользуясь  двумя  или  четырьмя  конечностями  или   же  птицей   летит  сбиваемая   ветровыми  завихрениями   курсом. Я  притаился   под  заброшенным  навесом  на крытом  пляжном   уголке,  с  которого  сорвали  много  лет  назад  доски  для  сидения.  Бывают  очень  интересные  явления на  море,  но  крайне  редко,  а  вдруг  мне  повезёт   и  именно  сегодня  это  случится  и  в этом  ракурсе!?  И  я  Вам  скажк :  таки  повезло!!!!  Лучи  Солнца  в  одном  месте  прорвали  тучевой  заслон ,  образовав    некий   проём ,  в  который  смело  и  ярко,  сперва   плотно  сплотившись,  затем  веером    расправившись    бесстрашно  ворвались  эти  посланцы  Солнца. Как  заблестели  капельки  идущего  дождя  и  верхушки   волн  радостью  надежды!  Чудо  мистического  контраста ,  когда   вокруг  темень,  мрак,  дождь  и  зловеще  свинцово - серое  море  и  тут  пирамида  солнечной  радости   с  основанием,  состоящим  из  радостно  подмигивающих   солнышками  проходящих   волн,  которые  пройдя  основание  ,  становятся хмурыми  и  злыми  неся  негатив к  берегу. Вы  только  посмотрите  ,  через  столб  играющего  светом   густого   дождя   на  море  вплоть  до  горизонта,- это  дорога  для  посвящённых,  так  и  хочется  в  невесомости  по  воде,  аки  посуху,  идти  в   ту  счастливую  даль,  на  которую  указует  Солнце ,  что  жизнь изначальная.  Не  знаю,  сколько  времени  я  наблюдал  это  явление,  которое   закончилось  на  минутку   порадовав  кокошником  радуги . Собравшись  с  силами  тучи  и  помогающие  им  облака ,  а  так  же  неопределившиеся,-  плотно  сомкнулись,  учитывая  прежнюю  ошибку,  да  так  тесно,  что   шансов  увидеть  Солнышко  сегодня  ещё  раз – было  бы  фантазией. Вот  в этот  вечер и  коварно  пробралась  ко  мне  простуда, демонстрируя   себя  во  всей  красе :  насморк,  кашель  и  ещё  детали,  о  которых  вспоминать  не  хочется. Так  я  был  арестован   простудой  и  смирился,  в  плену  пребывая.
Странно,  но  только  простуда  позволяет  идеально  погрузиться  в  себя. Только  простуда  позволяет  максимально  отвлечься  от  всяких  условностей.  Сперва  ты  сосредотачиваешься  на  недуге,  потом,  отвлекаясь,  на  чём - то  важном ,  но  другом,  пребывая,  как  бы  в  невесомости.  Это  и  есть  для  меня  нирвана  размышления. Несколько  послепростудных    последних  дней   грешный  аз  обложился  книгами  и  книжонками,  журнальчиками  и  историческими  журналами,  сочетая  их  с  травяными  чаями  ,  таблетками  и  порошками . Читал   и  думал,  обобщая…  То  ли  не  стандартная  мысль  погружала  меня в  капсюль пота, то ли  приступы пота  меня подталкивали  к  интересной  мысли ,- но  их  совместные  усилия  породили  философскую  апатию. Что  стою  я  ,  без  этих  видов  и  явлений,  без  тайного откровения доверчиво  дарованного  мне  любимым  городом?  И  кто,  если  не  однокопытный   враг  человечества,  меня  лишил  на  время  всё  это  видеть  и  восторгаться  в немом  очаровании красоты  гармонии ?
Всю   последнюю  неделю    читал  книги  про  историю  Одессы.  Книги,  очерки,  статьи… Разные  авторы  пишут  про  разные  эпохи в  истории  города. Находят  какие - то  нюансы,  ранее  малоозвученные ,  козыряют  ими,  подтрунивая  друг  над  другом ,  уверенно  претендуя  на  объективность  изложения. Вот  я  пью  чай  с  малиной – это  моя  правда.  То  что  это  не  чай,  а  лекарство – то  же  правда. То  что  это  не  чай -  а  гадость ,  тоже  правда  моей  очаровательной  внучки.   Всё  правда.  Мне  кажется  нельзя  критиковать,-  уничтожая  другую  правду.  Главное,  чтобы  она  не  мешала  тебе  жить.   Их  соревнования   заключается  в  доказательном  тезисе – « Я  больший  одессит, -  чем  все  остальные». И  они  доказывают,  снисходительно  насмехаясь  над  нелепостью  чужих  утверждений  и  восторгаясь  мудростью  своих.  Я  лучший  одессит. Такой  хор  крикунов.  Знающих ,    выкрикивающих  и  перекрикивающих  себе  подобных… А  других  практически   нет. Один  пишет  за  весь  блатной  мир  на  протяжении  ста  лет,  другому  этого  кажется  мало -  он  пишет  об  этом  и  о  архитектуре  города  и   истории  кожвендиспансора  имени  Веры  Имбер,  точнее  переулка. Талантливым  и  этого  мало ,-  они   знающе  добавляют  историю  начала  Одессы.  Где  уж  нам  браться… А  я  и  не  берусь,  я  пытаюсь  записать  то,  что  явно  пропадает… На  века… Не  восстановимо  пропадает.  Пропадёт,-   и  эти  знающие  начнут  писать  настоящую  правду,  которую  при  жизни  тех,  кто  помнит  -  писать  нельзя.
Вспомнил  рассказ -  как  фрагмент  истории  рассказанный  покойным   и  забытым  Кацем.  Как  то  сразу  не  узнал  где  именно  он  похоронен ,  а  только  потом,  с  большими  хлопотами  нашёл  его  заброшенную  могилку  за  посёлком  Котовского. Так  вот  Кац , рассказал  мне  фрагмент  истории  города,  который  меня  впечатлил. Я  так  внимал  его  повествованию,  что  все  оттенки  рассказа  запечатлелись  в  памяти. Рассказ  с  мимическими  гримасами,  усиливающими  эффект.  А  этот  громадный  небритый  кадык  на  цыплячьей  шее!   Этот  кадык – то же  подыгрывал, понимающе  сопровождаемый  плавным  движением  густых   кустов   бровей  у  переносицы.
Итак-  занавес!  Кац    рассказывает  за  историю  :

- Вы  видели,  что  впереди  поезда  идёт  дрезина,  проверяя  путь ?
-Да.
-  Запомните  это,  чтобы  потом  вспомнить. За  великих  каменщиков ,  за  масонов  вы  конечно  кое  -что  слышали ? Нет,    не  перебивайте. Это  я  так  спросил.  Я  имею  ввиду  не  международный  сионизм,  с  которым  не  борется  только  ленивый. Я  не  за  то. Я  за  то,  что  был  такой  тайный  орден.  И  очень-  очень  долго  был. От  Филиппа  Красивого  и  дальше… Говорят  и  сейчас ,-  но  разве  можно  кому - то  верить   в  наше  время ?  Так  я  вообще  не  о  нём.  Вы  меня  сбили.
- Я???
- Нет,  Пушкин,  который  мало,  но  жил  в  Одессе… Конечно  вы… Своим  видом… Но  не  суть. Так  вот  каменщики – это   дрезина  о  которой  я  говорил  вначале  ,  если  вы  ещё   не  забыли. А  паровоз  родился  и  вырос  в  Одессе.
- Я  не  перебиваю,  я  спрашиваю -  масоны   у  нас ?
- И  это  было.  Но  я  не  о  том.  Вы  опять  мне  мешаете. Так  дальше  идти  не  может.  Или  молчите  или  как….
Так  вот  греки  в  Одессе -  не  редкость.  Тогда,  не  теперь Я  имею  ввиду   тёмный  дореволюционный  период. За  сто  лет  до  светлого  будущего  революции  в  - 1814  году. Я  не  о  Чуме  и  не  о  Наполеоне  где  - то.  Я  о  трёх  греках   Николкосе    Скуфас, Афанасиосе   Цакалове   и   Эммануиле     Ксантосе . Они  основали  «  общество  друзей»,-  заметьте  тайное  общество.  И  задача  была  не  просветительство,  как  у  масонов ,  а  изгнание  турков  из  Греции.  И  как  вам  это  нравиться?!Как,  я  вас  спрашиваю ?  Что  вы  молчите  и  не  удивляетесь?  Изгнать  турков  из  Греции  руководя  из  Одессы. И  кто  и  где  ишо  такое  мог  выдумать? Что  вы  молчите  как КПСС  о  довоенных  репрессиях,  надеюсь  вы  не  заложите…
- Боюсь  перебить….
- И  правильно.  А  они  боялись  не  разоблачения ,  а  того  что  у  них  мало  сил. И  Одесса  им  дала  эти  силы. Правда  пришлось  чуть-  чуть   изменить  цель -  взять  и  освободить  Молдавию.  Это  ближе.  Ту  самую  Молдавию,  куда ходит  теперь  и  автобус  и  электричка. Ту  Молдавию,  которую  история  развития  намертво   связала  с  нами  ,  как  брак  сына  Богдана  Хмельницкого  и  дочь  царя  Молдавии    ,  а  не  эту,  которую  с  Одессой,  судя  по  всем  учебникам  истории  ничего  не  связывает. Я  за  ту  историю, которая  перетекла  в  эту  только  фруктами  на  Привоз.  Я  вижу  вы  поняли  и  удивились. И  я  за  то. Мрачный  сын    Хмельницкого,  потом  стал  на время  монахом  Гедеоном, а  потом  стал  опять сыном  не  монахом. И гетманом  и  не  гетманом. Задушен, казнён  был  муж  небывалой  красавицы  Розанды. Небывалой  красавицы ,  что  и  хорошо  и  плохо.  Сперва  ён   конкурент    среди   женихов,  потом  ,  как  это  бывает -  драка,  и  он  выиграл  и  тесть  положил  глаз. Сравнил  и  понял  кого  любит  дочь ,  если  она  не  дура. А  красавица  Розанда  была  далеко  не  дура,  Розанда  сестра  Елены  ,  которая  замужем  за  литовским  князем  Радзивиллом.  Вы  улавливаете  нить,  или  переутомились  и  имена  даты  сливаются  в  одно,  как   нарезанные  продукты  в  квасовую    окрошку? Нет,  папашу Лупула  можно  понять -  сватался  князь  Вишневецкий,  Петр  Потоцкий… Такие  люди… Это  вам  не  местечковые   из  Бершади… И  Розанда  полюбила ,  а  ён  её.  И  сильно.  А  я  смеюсь.  Смеюсь  не  взирая  на  мою  астму  и  на  то,  что  мне  может  стать  плохо.  Жених  Хмельницкий,  невеста  красавица  Розанда   /  точнее  сестра  красавицы  Елены,  и  по  идее  то  же  красавица. Но  идея  с  практикой  часто  не  совпадают/  и  тесть -  старый  жадный  Лупул. И  что,  вам  не  смешно ? 
И  папаша  Хмельницкий  всё  пытался  покрыть  забвением -   как  наши  великие  начальники   своё  родство.
- Вы  газет  не  читаете ,  я  по  вас  понял.  И  правильно. Психика ,  она  важнее.  Я  читаю,  но  старые.
французская газета 15 ноября 1652 года: «Сын генерала Хмельницкого, Тимош, уже дважды бил свою молодую жену, дочь молдавского князя, упрекая за отношение к великому визирю, когда она была заложницей в серале и по милости визиря надеялась получить свободу. Но отец Хмельницкий, для которого это важно, всячески пытается склонить сына к лучшему отношению с женой».
Я  вспомнил  тогда  своё  состояние : Вы  пришли  прослушать  и  оценить  музыку  начинающего  музыканта  или  старого,  зазнавшегося  и  услышали  шедевр,  которому  вам  никогда  не  уподобиться. Даже  не  в  обиде  дело,- это  мастерство  не  от  мира  сего! Знание  истории  и  такое  личностное  понимание  происходящего  ранее,  анализ  по  тайным лабиринтам  специфики  одесской  логики  и  верных,  но  совершенно  не  стандартных  выводов. С  завидной  тщательностью  укутал  одеяло  и  предался  сонной  медитации -  воспоминанию :
Вернёмся  в  зад  к   тайному    « обществу  друзей».  Вернёмся  в  зад  и  там  пока  останемся. Я  за  это  общество,  которое  тайное.
У  них  были  бойцы  за  деньги  и   даже  однорукий  князь  Александр.  Тот  самый   предки  которого  когда-  то  царили  на  молдавской  земле . И  он  сказал  своё  да. Вы  не  слышали  за  албанцев ? Нет,  не  тех  что  там,  а   тех,  что  жили  здесь.  В  Одессе  их  было  не  мало. Молдаване ,  казаки  и  албанцы. Кто  умный  за  деньги,  кто  глупее  за  приключениями  на  свой  тухес, таки  пошли  освобождать  Молдавию для  однорукого.  Вы  будете  смеяться , но  они  разбили  турок  и  завоевали  значительную  часть,  нагадив  в  мечети  и  посадив  ихнего   банкира  в  зиндан.  А  шо ?  Пусть  выкупают… Такому  поворотцу  местные  очень  обрадовались,  а  вино  в  Молдавии  есть… Вы  понимаете…  Гуляли  они  так,  шо  свет  не  видывал.  И  ихний  Александр  приёмы  устраивал… Он  же  настоящий  генерал… А  турки  собрали  своих  янычар  и  сделали  им  трезвость  и  опохмеление.
Александр  бежал  в  Австрию  из  которой  его  выкупил  не  тот  банкир  в  зиндане  ,  а  русский  царь,  рядовых  всех  вырезали  турки,  кто  умнее  с  барышом  и  зарплатой  немного  раньше  удрали  до  Одессы.
И  это  только  начало. Эти  хитрые  разбросали  свои  клешни  по  всей  империи ,  как  бабки хлебные   крошки  когда  кормят  голубей.  И  все  собирали  деньги  для  великого  похода  на  Грецию. Так  нет  бы,  остановитесь!   Собирайте  деньги  себе  и  говорите  за  освобождение… Хорошая  идея.  Так  нет!  Им  этого  было  мало.
Хочу  вмешаться : Вы  слышали  такое  изложение  истории,  через  самооценку,  личностные  характеристики   делающие  восприятие  давно  забытых  столетий  настолько  живыми, что  ты  эмоционально   участвуешь  в  происходящем?  Мне  не  хочется  читать  даты  истории,  я  слушаю  рассказ  о  конкретных  людях  с  их  чаяниями  и  надеждами,  разочарованиями,  стремлением  к  Любви  и  дружбе  и   перепитиях  жизненных  парадоксов.Вы  нечто  подобное  где – либо  слышали ?  Вот  и  я  обмер, потеряв  связь  с  реальностью. Это  не  пошлость  одесских  анекдотов  про  евреев,  это  какой – то  сакраментальный  подход.  Продолжу :
Сейчас  скажу   за  главное.  Министр  иностранных  дел  в  России  был  грек. Вы  себе  такое  можете  представить?  Ладно  грузин,  такое  уже  было,  но  чтобы  грек?  Он  же  мог  быть  агентом  и  греческим  шпиёном,  так   ему  поверили  эти  наивные.  Ясное  дело,  ЧК  тогда  не  было. Отсюда  наивность  и  промахи.
Самый  главный  в  этом  тайном  обществе  грек  пошёл  к  этому  министру  как  грек  к  греку,  шоб  поговорить  за  освобождения  той  земли  ,откуда  они  вышли. Разговор  грека  с  греком,-  Вы  за  такое  теперь  можете  представить ?  Я -  нет.  И  не  только  я,-  многие  из  наших.   Высокий  сановник  грек  с  высоким  сановником  греком   делятся  о  освобождении  родной  земли,-  ну  не  фантастика  ли  это,  при  их  достатке ? Сказка , запрещённая  к  прочтению,  а  за  распространения -  лагеря,  без  права  переписки  с  ущемлением...  Ущемлением  в  правах,  я  имел  в  виду.  И  что  вы  думаете?  Тогда  все  министры  были  предатели,  правительство-  то   не  народное… И шо  было  сто  лет  до   народного   счастья?  И  министр  заложил  царю  земляка. Сдал  подленько. Что  Вы  кривитесь,  как  будто  для  Вас  это  не  окружающее  привычное  явление,  главное,  что  на  кону….  А  царь,  это  кровопийца -  казнил  его.  И  вы  думаете  всё ?  Это  только  начало. Дальше  будет  потом. И  такое  потом,  что  раньшее  померкнет,  не  будь  я  Кацем,  со  всеми  моими  недостатками.
Кац  ушёл  на  процедуры,  я  прямо  на  скамейке  начал набрасывать  основные  тезисы… Волнительные  воспоминания  выдавили  из  меня  остатки  пота,  я  принял  душ,  замёрз  и  перелёг  на  балкон,  где  потеплее  одеяло. Всё - таки    одеяловый  кокон ,-  это  не  столько  геометрическая  фигура,  сколько  психологическое  состояние. Прошло  время,  когда  я  себе  мог  сказать «  продолжим» ,  так  как  нигде  и  никуда  не  дуло  и  подушка  приняла  правильный  трафарет.
Не  суждено  мне  было  услышать  продолжение  истории  в  таком  вот  исполнении.  Я  ,  конечно,  выискал  в  библиотеке  эту  информацию,  но  то  что  я  прочёл  безлико  и  не  интересно. Настолько  эмоционально   беспозвоночно, что было  близко  к  определению  информационного  мусора. Уж  как  я  не  старался  оживить Лупула  и  его  дочь,  Тимоша  и  Юрка  Хмельницких,  Выговского ,  турок,  Россию  в  виде  женщины  ей  управляемой,-  ничего  не  выходило,  всё  противоречиво  перемешивалось,  создавая  не  возможные  исторически   сбывшиеся   прожекты. Кац! Только  он!    В  каком  городе  мира  можно  встретить  такое  изложение  истории ?  А  действительно,  почему  историю  Одессы  не  связывают  с  ближайшим  соседом -   с  Молдавией ?  Исторически  это  неразрывные    узы.  Даже  сейчас  в  области  множество  молдавских  сёл. И  хаты  они  белят  по  своему  до  сих  пор.   Странно.  Может  эта  история    не  была  услышана  просто  мной?  «Тайный  орден   в  Одессе» -  с  ума  сойти. И  где  это  он   нашёл  такое…  И  как  рассказ  скомпоновал. Интересно,  вот  эти  его  вставочки,  обращения  к  собеседнику,  так  сильно  привязывают  к  рассказчику  только  меня  или  любого  слушателя?   Вспомнил,  а  у  меня  ощущение  такое,  что  он  только  что  вышел  и  я  под  впечатлением  остолбенел  переваривая  услышанное. Это  какое -  то  сочетание  науки  и  театра.
-  Деда,  ты  дома?!  Я  тебе  лекарства  принесла.  Сейчас  будем  тебя  мучать.
Я  сделал  вид  что  сплю.
- Ты  не  умеешь  нисколечки   претворяться.
- Да, не  умею. Совсем.
Я  сел  на  кровать  и  приготовился  к  медицинским  мучениям.


Рецензии