Л

ЛАБАРИ – жанр устного народного творчества у народа хусан (З. Африка). Исторические рассказы, бытовавшие в народной среде.

ЛАБИРИНТ1 – в постмодернизме символ запутанности, многоаспектности культуры и бытия человека, полисемия культурно-бытийных состояний.  Жанр визуальной поэзии, в котором различные буквы в строках складываются в слово или фразу. Могут читаться как акростих и в более сложном расположении:
Влеки суровую мечту,
Дай утомлённой речи
Вадим, и эту даль и ту,
Дари на старом вече
Себе мгновение огня,
Дай смуте стены воли,
Ты искушение кремня:
Затмение ошибок дня –
Тронь искрою до боли.             В. Брюсов
           Здесь зашифровано: Вадиму Шершеневичу.               
ЛАБИРИНТ2 – термин У. Эко (1932-2016) для описания семантического семиозиса. Он различает простой Л., сложный и сверхсложный. Простой Л. позволяет однозначно понимать текст,  сложный Л. позволяет многократно толковать текст, сверхсложный Л. даёт возможность бесконечно многократного толкования текста.         

ЛАВВЛЭ – рифмованные песни и частушки у саамов.

ЛАДИНО – на Филиппинах так называемый стиль поэта Ф. Балагтаса (1788-1862), создававшего стихи к свадьбам, крестинам, юбилеям и т.д.

ЛАЙТ-НОВЕЛ – в Японии романы с иллюстрациями, рассчитанные на подростков и молодёжь.

ЛАКОНИЗМ – способ выражения, которому учились жители Лаконии. Состоял в краткости и чёткости выражения мысли.

ЛАКОНЫ - в яванской литературе сценарии теневого театра ванг пурва .

ЛАКОННАЙ – в Тайланде внутренний придворный театр. Тексты писались на сюжет Рамаяны или Нао.

ЛАКОННОКА – в ланкийской литературе внешний театр, народный.

ЛАКОННУТ – в XIX в. на Тайланде разговорный театр, построенный на диалогах.

ЛАКОНРАМ – в Тайланде танцевальное представление: для одного чтеца и группы мимов.

ЛАКОНРОНГ – вокально-драматическое представление в Тайланде.

ЛАКУНА – пропуск в тексте, недостающее место.

ЛАКХОНПХУТ –  сиамские пьесы для разыгрывания в лицах.

ЛАЛА-КУНГ – в макасарской литературе (Индонезия) те же синрили, но исполняемые без музыки.

ЛАМААФАУ – мальдивские летописи, писались на тонких медных листах.

ЛАМЕНТАЦИЯ – печальные, горестные, скорбные мотивы произведения. Сетования по разным поводам.         

ЛАНДВЕЙ – в Афганистане короткая песня. Не рифмуется, но ритмико-интонационным единством связывается.

ЛАНДЫЙ – в Афганистане коротенькая песня, без рифм, но обладает ритмико-интонационным единством.

ЛАНОАМ –  в афганской литературе народные песни-двустишия, подобные частушкам. Белые стихи, первый стих которых имеет девять  слогов, а второй – тринадцать.

ЛАПАР – в узбекском фольклоре жанр, близкий к русской частушке.

ЛАПИДАРИЙ – жанр средневековой литературы – книга о благородных камнях.
В ней описывался их внешний вид и всевозможные свойства, давалось аллегорическое толкование. Первым автором такой книги был Феофраст (372-287 гг. до н.э.).       

ЛАПИДАРНОСТЬ – сжатость, краткость речи (как надпись на надгробном камне).

ЛАС – монолог или диалог, предшествующий испанским религиозным мистериям до конца XVIII в.

ЛАТИНИСТЫ – румынские учёные XIX в., изучавшие романское происхождение родного языка, открывали школы и учили на румынском языке.

ЛАТИНОАМЕРИКАНСКИЙ модернизм – развился в латинской Америке на рубеже XIX -XX вв. Он соотносится с эстетикой западноевропейского искусства «ар нуово» и настроениями испанского поколения 98 г. Л.м порождён стремлением самоутверждения, жаждой компенсировать неполноту национального бытия. Он ассимилировал разнородные литературные формы с целью выработать особую форму романтизма, символизма, парнасства. Л.м. рефлективно выражен в творчестве Х. Марти и Х.Э. Родо.

ЛАТИНО-АМЕРИКАНСКИЙ тип художественного сознания – тип синтетический по своей природе, осваивающий и перерабатывающий богатства мировой культуры.

ЛАТИНСКАЯ иезуитская драма – существовала в период 30-летней войны на юге Германии. С помощью риторики и машинерии она пыталась подавить сопротивление охваченных сомнениями зрителей.

ЛАТИНСКАЯ (Ардяльска) школа – культурно-просветительное течение , занимавшееся в начале XIX в. вопросами  истории и лингвистики. Дало и несколько художественных произведений. Эта школа развивалась в Дунайских княжествах: молдавском, валашском и трансильванском.

ЛАУДЫ (славословия) – появились в Италии в ХIII в. Сначала это были религиозные песни, а потом приобрели балладную форму для театра сценок.
ЛАУРЕАТ (увенчанный лаврами) – звание всенародно признанного поэта.

ЛАФЗОМ – в арабской поэтике словесное облачение мотива.

ЛАХНАУССКАЯ литературная школа –  создана в Индии в XIX  в. В ней господствовали рафинированные вкусы.

ЛЕВЫЙ экспрессионизм – одно из направлений в Германской литературе  экспрессионизма 1900-1910 г.  Оно отличалось тем, что было бунтарским, проявляло несомненный интерес к марксизму. Именно  всё это и привело к участию в левых экспрессионистских изданиях Г. Манна (1871-1950).

ЛЕГЕНДЫ в стихах – бирманского фольклора. Их героями были князья и сверхъестественные существа.

ЛЕГИЗМ – в Китае 221-206 гг. до н.э. тексты, имевшие важный политический и философский смысл и влияние.

ЛЕЙЧХОУ – в Бирме четырёхчастные песни на любовные темы.

ЛЕКИСТ – в берберском фольклоре (Марокко) ритмические вставки в рассказ. 

«ЛЕКРА» –  в Индонезии общество народной культуры, созданное 17 августа 1950 г. группой известных индонезийских писателей. В неё входили П.А. Тур (1925-2005), У.Т. Ситара, Р. Апин, С. Ситуморанг и др. В 1965 г. Общество «Лекра» было запрещено.

ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ уровень стиха – разбор стихов на  словесно-смысловом уровне. Соответствие слов содержанию.

ЛЕКСИКО-СИНТАКСИЧЕСКИЙ параллелизм –  комбинация лексического и синтаксического параллелизма:
В синем море волны плещут,
В синем небе звёзды блещут...       А.Пушкин

ЛЕКСИКО-ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ  средства –  подбор слов и  словосочетаний, имеющих разное происхождение и эмоциональное звучание как общеупотребительных, так и не общеупотребительных, как исконно  отечественных, так и иноязычных, включая новообразования, как отвечающих нормам литературного языка, так и отклоняющихся от неё, порой сильно. Сюда относятся и грамматические явления языка (уменьшительные суффиксы, укоренённые в русском фольклоре).

ЛЕКСИКОН культуры – запас слов, необходимый для культуры, как сферы деятельности. 

ЛЕКСИЧЕСКИЕ приёмы в поэзии – сознательное использование определённых слов языка и вариации их сочетаний в контексте. В поэзии используются следующие Л.п.: реалии, просторечие, местный колорит, прозаизмы, стилизация, архаизмы, термины, макаронизмы.
 
ЛЕКСИЧЕСКИЙ повтор – ЛЕКСИЧЕСКИЙ повтор – стилистическая фигура, заключающаяся в намеренном повторении в обозримом участке текста одного и того же слова либо речевой конструкции. Л.п. используется для экспрессивности художественного текста, помогает сохранить единство темы текста (С. Есенин «Шаганэ ты моя, Шаганэ»). Сюда относятся: анадиплосис, анафора, симплока и эпифора.

ЛЕКСИЧЕСКИЙ уровень – один из способов изучения языка литературы. Подсистема языка, объединяющая в своём составе лексемы выполняющие комплексную функцию, т.е. называют предметы, признаки, количества, отношения.

ЛЕКСИЧЕСКИЕ нормы – правила выбора слова в общеупотребительных сочетаниях. При этом немаловажное значение имеет не только его уместность, но и стилистическое,  социальное и территориальное расслоение лексики.   

ЛЕКСИЧЕСКОЕ наполнение стихотворения – отличается сочетанием штампов элегической и одической поэзии, лексикой нейтральной и архаической. Для передачи особого эмоционального состояния смешиваются зрительные, слуховые и осязательные образы.

ЛЕКСИЧЕСКИЙ уровень стиха – словесный состав произведения: смысл каждого слова, уместность в данном стихе, красота слова. 

ЛЕНИНГРАДСКАЯ школа поэзии – в Ленинграде к середине XXв. сформировалось особое поэтическое направление. В нём рождались ритмы и смыслы, обнажающие самую суть эпохи, улавливающей плавность перетекания времён. Эта школа включала таких авторов как И. Бродский, Е. Шварц, В. Кривулин, А. Кушнер и др., не похожие между собой, но далёкие от официальной поэзии; А. Ахматова "пролила масло акмеизма" в души молодых поэтов.               

ЛЕНИНИАНА – совокупность литературных художественных произведений о жизни и деятельности В.Ленина. И тут первое место принадлежит поэзии (Д.Бедный, В.Брюсов, С. Есенин и др.). И только позднее образ вождя нашёл своё отражение в прозе и драматургии ( М.Горький, Э.Казакевич, Н.Погодин , И.Эренбург и др.).

ЛЕНИН и культура –  основными  требованиями Ленина к культуре были: широчайшая  демократизация культуры, приобщение к ней трудящихся; подчинение искусства и науки потребностям народа и революционной борьбе.

ЛЕНИН о творчестве – художественное творчество -- это диалектическое  единство объективного и субъективного, познания и оценки, единичного и общего, социального и индивидуального.

ЛЕНИНСКАЯ премия – высшая награда в СССР по литературе, науке и искусству. Учреждена в 1925 г. После 1935 г не присуждалась. Возобновлена в 1956 г. Присуждается после всенародного обсуждения тайным голосованием. Вручается 22 апреля в день рождения В.Ленина.

ЛЕСА  (сельвы, леса) – собрание стихотворений на случай или прозаических набросков теми, «кто хочет сначала как можно быстрее охватить материал и, следуя воспламенению и возбуждению, пишут без подготовки» (Квинтилиан 35 – ок.100 г.). Одним из первых авторов этого жанра был Стаций (ок.46–90 г.), издавший 32 стихотворения в книге «Сильвы».

ЛЕСЕНКА – ступенчатое размещение стихотворной строки на странице, один из способов деления поэтического текста на части.  Л. закрепляет на письме нужное автору ритмическое, интонационное и синтаксическое членение стихотворной строки.

ЛЕТОПИСЬ жизни и творчества – справочное библиографическое исследование. Состоит из документальной хроники жизни и творчества того или иного писателя. Сюда входят прижизненные издания, отзывы критиков и современников ( письма, дневники, мемуары). Возникновение Л. относится к 1887 г., когда Я.К. Грот (1812-1893) выпустил свою книгу «Хронологическая канва для биографии А.С.Пушкина». Эта работа продолжается и в наши дни.

ЛЕТРИЛЬЯ – жанр испанской поэзии, особо популярный в XVI-XVII вв. Представляет из себя по форме небольшое стихотворение, разбитое на симметричные строфы кончающиеся рефреном. Содержание Л. лёгкое или сатирическое:
               Дорогой мой! Драгоценный!
               Матушка, я без ума!
               Верьте, в нём достоинств тьма.
               Он кумир мой неизменный.
               Верховодит он вселенной
               С незапамятных времён.
               Дивной мощью наделён
                Дон Дублон.
                Ф. Кеведо               
ЛЁГКИЙ и ТЯЖЁЛЫЙ стих – эти понятия слагаются из трёх частей. 1.Число и расположение схемных ударений на иктах: стихи с обилием полноударных строк «тяжелее», чем стихи с обилием пропущенных ударений. 2.Семантика и синтаксическая полнозначность ударных слов: стих из одних знаменательных слов («Цветок увядший, безуханный…») «тяжелее», чем стих, включающий служебные слова («Или они уже увяли…»).  3. Наличие, расположение и семантическая полнозначность сверхсхемных ударений: «Швед, русский колет, рубит, режет» тяжелее, чем «Пора, пора! Рога трубят».

ЛИББ  ВОЛЕ ТАОТК – этими словами в Эфиопии обозначают жанр романа.

ЛИБЕ – у миннезингеров низменная, земная любовь.

ЛИБЕРАЛЬНО-романтическая литература – зародилась в Португалии в XIX в. Она осуществляла задачи идеализации прошлого. Сюда относятся авторы А. Гаретта, А. Эркулану, А. Каштилью и др.

ЛИБЕРИЙСКОЕ общество – Общество либерийских писателей. Создано в Манровии в 1962 г. Руководители поэт Б. Мид, профессор Р. Демпстер (1900-1987), писательница Д. Хенрис (1913-1981) и драматург Э. Брайт. Имеется отделение драматургии и культуры, цель которого возрождать лучшие народные традиции и театральную драматургию.

ЛИБЕРТЕНЫ (либертины) –  вольноотпущенный; представители французского свободомыслия  XVII в.,  преследовались церковью. Вначале 1620-х бунтарские стихи писал Т. де Вио (1590-1626).

ЛИБРАРИЙ –  так назывался в древнем Риме человек, имевший дело с книгами: переписчик, книгопродавец и т.д.

ЛИБРЕТТО – литературный текст музыкально-драматического произведения, балета, оперы, оперетты. А так же их краткое содержание, выпущенное в виде брошюры.

«ЛИВЕРПУЛЬСКИЕ поэты» – группа английских поэтов Адриан Генри, Роджер Макгаф, Брайен Пэттен и др. Возникла в 1960-е в период «ливерпульской эйфории» Биттлз. Они вывели на «поверхность» поэзию молодёжного андеграунда, мир контркультуры. В поэзии «Л.п». с её анархическим началом много «розыгрышей», озорства, высмеивания официальных святынь.  Буржуазной рутине они противопоставили мифотворчество, игру воображения, создающего праздничную реальность жизни.

ЛИГА американских писателей – объединение писателей США левой ориентации, созданное на базе общедемократического и антифашистского движения в 1930-х гг. Л.а.п. перестала существовать в 1942 году.

ЛИГА левых китайских писателей –– революционная организация китайских литераторов. Создана была в Шанхае 2 марта 1930 г.,  руководитель Лу Синь(1881- 1936). В неё входили видные писатели, поэты, драматурги и критики. Целью её было создание массовой доступной народу литературы. Но недостатком Лиги была слабая теоретическая подготовка, проявлялись черты сектантства и догматизма. В 1936 году самораспустилась.

ЛИД – у миннезингеров лирическая песня. Во всех строфах одинаковый метр.

ЛИКБЕЗ – (по словарю Ушакова) Сокращение слов: ликвидация безграмотности. Происходила в России сразу же после Октябрьской революции.

ЛИЛИТ – в Сиаме причудливое сочетание старинных стихотворных размеров  рай и клонг.

ЛИМИНАЛЬНОСТЬ – в социокультурной практике  потребность и возможность выходить за рамки определённых структур.

ЛИМОНАРИЙ – переделка синайского патерика, литературный памятник III в. Содержит 336 слов. Издан в 1627 г. в Киеве.

ЛИНГА (пьоу) – в Бирме вид религиозно-философских поэм на сюжет из буддийских книг на языке пали. 

ЛИНГВИСТИКА стиха – особая отрасль науки, которая должна дать ответ на вопрос: как влияет членение стиха на строки, ритм и рифма на языковое строение стихотворного текста – на его фонетику, морфологию, синтаксис и семантику. 

ЛИНГВИСТИКА текста – это то,как различные языковые средства влияют на его фонетику, синтаксис, семантику.

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ составляющая –  важный компонент теста, который можно отнести к новому жанру «лингвистических антиутопий». «Препарируя формы и значения, жонглируя словами разных языков, экстраполируя на личную речевую действительность в обозримое будущее, автор прогнозирует пути развития языка и выдвигает гипотезы его возможных трансформаций» (Ю. Щербинина).

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ стилистика – учение о стилях речи, определённых условиями, ситуациями или целями общения и различающихся используемыми в них языковыми средствами. Задачами Л.с. является выяснение специфики каждого стиля,  разграничение их и установление связей между ними.

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ анализ текста – разбор языкового состава текста; необходимо определить, все ли слова известны в данном тексте.

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ комментарий --  толкование текста с точки зрения языка. Иногда в виде словаря, отсылающего к тем местам текста, где включённые в словарь слова упоминаются у автора.   

ЛИНГВОКУЛЬТУРА – совокупность массива информации культуры, получившего объективацию в языке. Но этот термин может иметь и другой смысл: средство речевой деятельности. В работах В. Красных Л. определяется как культура, воплощённая и закреплённая в знаках языка, явленная нам в языке и через язык.

ЛИНГВОПОЭТИКА – для полного филологического восприятия художественного текста важен вопрос о соотнесении языковых средств и их использовании в тексте. При восприятии слова в художественном тексте надо помнить, что оно работает на трёх уровнях: смысловом, метасемантическом и лингвопоэтическом. Первые два уровня относятся к лингвистике, а третий – связан с идейно-художественным содержанием произведения. Лингвопоэтика – раздел филологии, изучающий эстетические свойства, приобретённые словами в художественном тексте.   

ЛИНИЯ песен – в австралийском  фольклоре песни о путешествии во сне  с описанием маршрута      

ЛИОНСКАЯ школа – одно из значительных явлений французской ренессансной литературы. В неё входят поэты, чьё творчество связано с расцветом Лиона в XVI в. Традиционно к Л.ш. относят поэтов Мориса Сева (1500 – 1560) – её руководителя, Пернетту дю Гийе (1520 –1545) и Луизу Лабе (1524? – 1566) и т.д. Поэтическое наследие и достижения  поэтов Л.ш. оказали известное влияние на творчество и эстетику «Плеяды», а также на дальнейшее развитие поэзии во Франции.

ЛИПОМЕТРИЯ – термин, означающий пропуск слога в стихе, делящимся на стопы:
Я, сонный,  был предан всей прихоти волн.
Две бесконечности были во мне.                Ф.Тютчев
В последней строке пропущен слог в стопе амфибрахия.

ЛИРИКА и ЭПОС – казалось  бы, это абсолютно разные роды произведений. В лирике главенствует образ-переживание, а эпос знакомит читателя с различными событиями и судьбами людей. Но вчитайтесь внимательно хотя бы в такое эпическое произведение, как «Слово о полку Игоревом». В нём даётся и описание тяжёлых сражений и в тоже время, слышится очень лирически написанный плачь Ярославны. И это не единственный пример. Вспомним стихотворение А.Толстого «Илья Муромец». Там образ русского богатыря показан на фоне прекрасного пейзажа – бора, по которому едет Илья. «Таковы некоторые особенности взаимодействия смысла и стиха в лиро-эпическом произведении, настолько значительные, что это даёт возможность говорить об особом типе поэтической речи» (Л, Тодоров).

ЛИРИКА трубадуров – вид поэтического творчества, построенный по жанровому принципу. Каждый жанр имел свои правила построения. Иными словами, трубадуры выражали не свои чувства, а следовали жанру.
ЛИРИЧЕСКАЯ драма -- это определение употребляется чаще всего как синоним "поэтической драмы или драмы в стихах.

ЛИРИЧЕСКАЯ экспрессия – в пейзажно-символических стихах и примыкающих к ним балладах и «мелодиях» Л.э. выражается не в прямом конфликте человека с миром, в конфликте с природным, по видимости объективным, но перерастающим во внутренний конфликт и становится главным. Громадное значение получают традиционные мотивы романтической лирики, находящие выражение в экспрессивной подчёркнутости определённых слов и выражений, несущих мироощущение автора.

ЛИРИЧЕСКИЙ архив – поэзия исчезающего «Я». Наиболее традиционная из всех новых поэзий, сохраняющая в качестве центра некое лирическое «я», но уже данное в модусе ускользающей предметности, невозможности, элегической тоски по личности в мире твердеющих и ожесточающихся структур. Так пишут С. Гандлевский, А. Сапровский и др.
ЛИРИЧЕСКИЙ диалог -- это стихотворное обращение(А.Пушкин "РАЗГОВОР КНИШГОПРОДАВЦА С ПОЭТОМ"). В творчестве символистов это манифест. С его помощью декларировались
новые принципы творческого мышления, конструировались формы разговора с читателем и улаживались конфликты с другими литературными группами.

ЛИРИЧЕСКИЙ пафос – эмоциональный настрой произведения. Основная задача Л.п. – найти отклик в душе читателя, заставить его сопереживать героям.       

ЛИРИЧЕСКИЙ персонаж – рядом с лирическим героем можно обнаружить его собеседников, адресатов лирики – лирических персонажей. Они могут быьть очерчены с различной степенью полноты: иногда подробно и глубоко, ап иногда лишь общими штрихами. Тх может быть несколько, но они иногда играют подчинённую, а иногда главную. Так в стихотворении Некрасова «Железная дорога» отец Вани серьёзный антагонист рассказчика А в его же стихотворении «Дед Мазай и зайцы»: лирический персонаж играет самостоятельную роль, от его имени ведётся рассказ.
ЛИРИЧЕСКИЙ сюжет -- это отражение динамики поступков  героев в произведении, события. Жизнь персонажей в пространственно-временных  измерениях. Это может быть сюжетное произведение или философские размышления.

ЛИРИЧЕСКИЙ сюжет концептуальной поэзии –  творческий процесс, который ничем не предопределён и непредсказуем по результатам.
ЛИРИЧЕСКИЙ хронотоп -- закономерная связь пространственно-временных координат.

ЛИРИЧЕСКОЕ переживание – лирическое стихотворение – одно мгновение ва жизни героя. В нём записано состояние его души , схваченное поэтом в данный момент. Но именно этот момент может рассказать о многом в жизни героя Тут может быть отражено и прошлое, и настоящее, а порой даже и будущее. Всё это автор может передать и через разговор лирического героя, через отзывы о нём других персонажей, и через поступки, а порой и через внутренний монолог. И внутренний монолог может рассказать гораздо больше, чем всё остальное.

ЛИРИЧЕСКОЕ стихотворение – жанр лирики. Границы его размыты. К нему можно отнести гражданскую лирику, философскую, любовную, пейзажную, медитативную и т.д.

ЛИРНИК – на Украине в старые времена бродячий ( обычно слепой) певец, играющий на лире. Исполняет готовые и свои песни.

ЛИРО-ПОЛИФОНИЧЕСКИЙ жанр – лирическое произведение, имеющее множественные формы.

ЛИРО-ЭПИКО-драматический жанр – особый структурный тип организации художественного произведения. Поэма, несущая в себе черты драматического произведения(Байрон,  1788-1874; Шелли, 1792-1822).
ЛИТЕРАТУРА реализма -- это способ познания человеком самого себя и окружающего мира, познание жизни через типические образы. Типизация характеров проходит через правдивость деталей, в конкретной обстановке. Реализм -- это искусство жизнеутверждающее в любых обстоятельствах, Действительность он рассматривает в развитии новых форм жизни и социальных, психологических и общественных отношениях.

ЛИТЕРАТОР – так презрительно называли в Германии Х1Х-ХХ вв. писателя, поставившего своё творчество на службу демократии.

ЛИТЕРАТУРА американизма – развилась на  идеях философии позитивизма. В кругу этих идей развивалась литература Латинской Америки. Её целью было утверждение ценностей своей национальности. Это направление получило название «Литература американизма».

ЛИТЕРАТУРА Болгарского Возрождения – раннее возрождение началось в XVIII в. Оно дало замечательных деятелей литературы таких, как  С. Врачанский, В. Априлов, П. Берон и др.  Возникает новая поэзия – это  Д. Чентулов, Н. Герова и П. Славейков.  Среднее возрождение началось с 1820 по 1850 гг. И наконец позднее возрождение – от крымской войны дол 1878 г. Вершиной возрождения является творчество потов С. Стамболова и Х. Ботева.   

ЛИТЕРАТУРА Возрождения (ренессанс) –
В разных странах с XVI в. до первой четверти
 XVII в. литература является важнейшим достижением Возрождения. Именно в ней проявились новые веяния о человеке и мире, присущие этой культуре. Объектом литературы становится окружающая жизнь. Именно  ренессанс поставил поэзию и занятие языком и литературой выше любой другой деятельности. В это время в разных странах начинают формироваться национальные языки. Л.В. в корне изменила систему жанров. Появляется целый комплекс новых поэтических форм: терцины, октава, спенсерова строфа, сонет  Сидни, эпиграмма, элегия и др. Ренессанс возродил трагедию и комедию. 

ЛИТЕРАТУРА вотяков – интерес представляют зачатки исторических преданий о первых насельниках местного края (Корелии) – ланах и о древней чуди. Развит сказочный эпос (волшебные, бытовые и сатирические  сказки), сохраняется обрядовый фольклор, бытуют пословицы, поговорки. крылатые слова и выражения . Письменность появилась в советское время, а литература стала развиваться в первые годы Перестройки.

ЛИТЕРАТУРА в ряду  других искусств –  в ряду других искусств литературе принадлежит важнейшее место. Её отличает глубокая и всесторонняя связь с другими искусствами, что проистекает из природы художественного слова. Именно она способна влиять на все наши чувства, руководить ими, сообщать такие вещи, которые сами мы ни знать, ни видеть не могли. Недаром во все времена правящие круги с опасением следили за письменным словом. Запрещали, а то и сжигали неугодные им книги. «Литература не только отражает жизненные человеческие типы, социальные и психологические, – она создаёт новые личности и типы, подобные действительным, их объясняющие, оценивающие и «продолжающие». Таким созданным литературой и как бы внесённым в реальную жизнь типом был, например, знаменитый образ «лишнего человека» (С.Г. Бочаров, 1929 г.).

ЛИТЕРАТУРА думающая и развлекательная – это тексты с совершенно противоположными задачами. Люди ценят книгу за то, что она помогает лучше понять окружающий мир и роль человека в нём. Литература мысли ставит перед человеком вечные или насущные вопросы, помогает в трудные минуты жизни, формирует личность.   Развлекательная литература также не однозначна. Она может веселить и одновременно говорить о серьёзном, но может быть и пустой, чисто развлекательной.

«ЛИТЕРАТУРА зелёного ада» – колумбийский писатель Х.Ривейра (1889-1929) своим романом «Пучина» открыл в литературе тему сельвы – влажных экваториальных лесов Бразилии.

ЛИТЕРАТУРА идей – направление в русской литературе второй половины XIX в. Основная обобщающая мысль, последовательно вытекающая из всей образной канвы произведения. К Л.и. относятся стихи Н.Некрасова, реализм А.Чехова, А.Писемского,  Ф.Достоевского и др.

ЛИТЕРАТУРА и ЛИЧНОСТЬ – высокая литература всегда была одним из факторов формирования русской личности: литературные гиганты из числа поэтов и писателей – учителя народа. Они играют важную роль в формировании духовных, художественных и эстетических ценностей читательской аудитории (Джудит Хашияр).

ЛИТЕРАТУРА и ПАТРИОТИЗМ – Литература народов мира вся наполнена идеями патриотизма, начиная с эпических поэм и кончая военными песнями. Не изменяет этой традиции и русская литература, начиная со «Слова о полку Игореве» и до поэмы  о Мамаевом побоище. Патриотичными были оды Ломонорсова и Державина. Херасков создал историческую поэму (Россиада), где отобразил взятие Казани, Хемницер показал в своей поэме «Чесменский бой» победу над турками. Русская литература XIX в. вся без исключения патриотична, начиная с Пушкина и кончая Л. Толстым. Светская литература также не осталась в стороне от этого. Вспомним хотя бы Блока - «Скифы» и поэму «Двенадцать» или стихи Есенина о бакинских комиссарах. Но особенно ярко тема патриотизма прозвучала в годы Отечественной войны. Это и стихи Симонова,
и, особенно, поэма Твардовского «Васмилий Тёркин».

ЛИТЕРАТУРА и СЛОВЕСНОСТЬ – первое относится к письменной литературе, а второе к устному творчеству.

ЛИТЕРАТУРА и ФИЛОСОФИЯ – литература первична по отношению к философии как  науке. Вначале тексты существовали как религиозные (ведические гимны), потом появилась литература и только вслед за ней философия как система взглядов на предмет познания (Р. Альберас).

ЛИТЕРАТУРА и ФОЛЬКЛОР – фольклор внеличностное произведение, в то время как литература – это конкретная и намеренная неповторимость.

ЛИТЕРАТУРА Киевской Руси – первые русские  летописи появились не позднее IX в. В это же время священник Илларион пишет «Слово о законе и благодати» в котором ставит Благодать выше закона. Русские книжники не только занимаются переводами, но и создают оригинальные произведения в жанре агиографии. В  IX в. появляются жития Антония Печерского и Феодосия Печерского. В начале XII в. В. Мономах пишет «Послание» своим сыновьям. Игумен Даниил создаёт «Хожение», в котором говорит о посещении Иерусалимского королевства. В конце ХII  в. создаёт свои прекрасные произведения К. Туровский, а завершается век созданием «Слова о полку Игореве», автором которого является Мария Полоцкая. Киевская Русь оставила нам свод летописей под названием «Повесть временных лет» киевского монаха Нестора.       

ЛИТЕРАТУРА мейнстрима (главное течение) – термин их американской традиции. Термин не точный, с зыбкими границами. Его можно определить, как современный демократический канон, рассчитанный на массового читателя. Мейнстрим прочно связан с апологетическими и охранительными тенденциями в национальной культуре и в силу своей значительной пластичности является индикатором смены и перерождения влияния на общественное сознание культурных парадигм, теорий и представлений.               

ЛИТЕРАТУРА ницшеанства – возникла в Италии в конце XIX в. В ней выделяется творчество А. Ориана (1852-1909). Это переход от веризма к декадансу. Произведения другого автора того же направления Де Анунцио (1863-1938) отличает эгоистический гедонизм.

ЛИТЕРАТУРА Парижской коммуны – задачей её было не только воссоздание освободительных и созидательных стремлений с позиций романтизма и реалистического видения, но и показ борьбы и судеб коммунаров. Но прежде всего она состояла в том влиянии, которое пережитый исторический опыт оказал на мировоззрение и дальнейшую творческую судьбу писателей (поэтов и прозаиков), связавших свою судьбу с Коммуной – Э. Потье, Ж-Б. Клеман (1836-1903), Л. Мишель (1801-1893), Ж. Валлес (1832-1885), Л. Кладель (1835-1892). Их творчество внесло особый революционный вклад во французскую литературную традицию конца Х1Х в.

ЛИТЕРАТУРА пасквилей и летучих листков – литература XVI в., возникшая в Германии в период Реформации. Она существовала во всех литературных формах. В ней принимал участие популярный поэт Г. Сакс (1494-1576).

ЛИТЕРАТУРА периода НЭПа – в период НЭПа начинает возникать много частных издательств. В 1922 г. их насчитывалось уже более 200. Они вместе с некоторыми писательскими объединениями выбросили на рынок целый ряд бульварных изданий, а иногда и книги антисоветского содержания –
«Вестник литературы», альманахи «Северные дни», «Пересвет». Многие авторы вынуждены были сотрудничать с ними. Советская печать не могла ничего им  противопоставить. Ещё в 1921 г. по инициативе Воронского и Крупской было решено издавать журнал «Красная новь», призванного базой для объединения советских писателей. Идея издания такого журнала была одобрена В. Лениным.

ЛИТЕРАТУРА «письменного стола» -- литература советских авторов, которую в тогдашних условиях  напечатать было невозможно. Она долгое время хранилась в письменном столе автора, ожидая своего часа. К таким произведениям относятся «Реквием» А. Ахматовой, «По зову памяти» А. Твардовского, «Колымские рассказы» В. Шаламова и др.

ЛИТЕРАТУРА «Поиска  корней» -- зародилась в Китае в 2014 г. Представители этого  течения  в литературе заговорили об эрозии традиционной китайской культуры в XX в. и необходимости обратиться к истокам, к культурным корням нации. Действие многих произведений этой литературы происходит в деревне. Писатели отошли от реализма, вводят в тексты мифы, сказки, легенды. Так повести писателя Хан Шогуна «Ба ба ба» и «Нюй нюй нюй» описывают людей с какими-нибудь недостатками. На подобные книги оказал влияние так называемый магический реализм.

ЛИТЕРАТУРА пострадавших – так в Китае называют литературу постмаоистского периода.

ЛИТЕРАТУРА протеста – в 80-х гг. XIX в. в Южной Африке появилась группа писателей, которые выступали в защиту африканцев, против рабства. После второй мировой войны эту литературу стали называть Л.п.

ЛИТЕРАТУРА развалин (руин) – одна из тем австрийской послевоенной литературы, лучшим автором которой стал В. Борхерт. В этой литературе отразилась мысль, что после второй мировой войны развитие всех видов искусства начнётся с нуля.       

ЛИТЕРАТУРА Рисорджименто (возрождение) – на рубеже ХУШ-Х1Х вв. в Италии происходит борьба за национальное освобождение и объединение страны.  Этот период длился до 1870 г. Литературоведы делят его на два периода: 1790-1813 и  1831-1848 гг. К этому времени в Италии творил Г. Модени – создатель романтизма, а так же В. Альфьери, автор тираноборческих трагедий, Н. Фосколо - драматург, Дж. Берше публицист, поэт-патриот  и Г.Россетти. Крупнейшим поэтом этого периода был Дж. Леопарди (1798-1837).

«ЛИТЕРАТУРА родной стороны» – направление, возникшее в Германии в последние десятилетия XIX века и просуществовавшее до 1933 г. В названии имеется в виду неконкретно Германия, а любое место, где родился писатель, которое он описывает. Основная тенденция «Л.р.с.» заключалась в том, чтобы защитить своего  героя – крестьянина, мастерового, мелкого собственника – от моральной угрозы капитализма, где преданы забвению национальные нравственные ценности.

ЛИТЕРАТУРА русского зарубежья – ветвь русской литературы, возникшая после 1917 г. за пределами СССР. Л.р.з. делится на три периода: 1918-1940 гг. – первая волна; 1940-1950гг. – вторая волна; 1960-1980 гг. – третья волна. Социальные и культурные обстоятельства каждой волны оказали непосредственное влияние па развитие русской литературы зарубежья и её жанров.

ЛИТЕРАТУРА 70-80-х гг. XIX в. –  в конце XIX в. в России идёт борьба двух культур: передовой, демократической  культуры народных масс,  с  реакционной, упаднической  культурой правящих классов.  Развитие и обновление реализма шло двумя путями: первое направление продолжало традиции реализма XIX в., второе направление непосредственно вытекало из растущего  идеала социалистической идеологии.

ЛИТЕРАТУРА сопротивления1 – создавалась в Италии после второй мировой войны Это романы, повести, рассказы и мемуары. В них показаны ужасы фашистской оккупации и борьба с фашизмом.
ЛИТЕРАТУРА сопротивления2 – создавалась в годы второй мировой войны в странах, оккупированных фашистами. Это была национальная и интернациональная литература. В её состав вошли песни профессиональных авторов и народные. Сюжетом была борьба с оккупантами, победа советской армии и ужасы гитлеризма.

ЛИТЕРАТУРА Средневековья – это литература, принадлежащая периоду, который начинается поздней античностью (IV - V вв.) и завершается в XVI в. Самыми ранними произведениями стали «Евангелие» (I в.), работы Августина Блаженного и др. труды. Зарождение и развитие литературы Средневековья определяется тремя основными факторами: традициями народного творчества, культурными взглядами античности  и христианством.

ЛИТЕРАТУРА с тезисом – носит  иллюстративный,  дидактический характер.

ЛИТЕРАТУРА танзимат (1839-1876) – в Турции это литература периода реакции (зулюм), антифеодального движения. Она исполняла функцию предромантизма, эстетической и идейной подготовки реализма. Это сдвиг, скачок в литературном развитии. Появляются первые образцы реалистической прозы. Идеалом Л.т. стал человек-тираноборец. Писатели этого круга были связаны с западноевропейской литературой, особенно с французской.

ЛИТЕРАТУРА трущоб – получила распространение в Англии в 80-х гг. XIX в. Её темой стала жизнь нищенских кварталов лондонского  Ист-Энда. Но она описывалась эмпирически, своё внимание писатели сосредотачивали на уродстве быта. Это была поверхностная правда, а не  исследование жизни.
ЛИТЕРАТУРА упущенных возможностей – так характеризуется франкоязычная литература Канады конца XIX в. Этот период считается временем не написанных книг.

ЛИТЕРАТУРА 1914-19818 г. – это было время первой мировой войны. Русские писатели встретили её по-разному. Некоторые авторы начали создавать патриотические стихи. Особенно известно этим творчество И.Северянина. Но В. Маяковский сразу стал говорить об ужасах войны. Самое известное стихотворение Н. Гумилёва «Наступление» было написано в первые недели его пребывания в армии. Война отразилась и в русской прозе. М. Горький описал её в романе «Жизнь Клима Самгина», А. Толстой – в романе «Хождение по мукам», М. Шолохов – в романе «Тихий Дон» и др. Отразили войну и зарубежные авторы. Э. Ремарк создал роман «На западном фронте без перемен», А. Барбюс написал «Огонь», а Я. Гапшек – сатирический роман «Похождения бравого солдата Швейка».

ЛИТЕРАТУРА  факта1  (новые люди) – в русской литературе 60х гг. появление героев, «особого человека», способного возглавить борьбу за утверждение идеалов будущего. Писатели отражали в своих произведениях вполне реальные черты российской действительности (Н.Чернышевский «Что делать?», Ф.Решетников «Горнорабочий» и др.). Писатели-реалисты развивали особую форму эстетического познания действительности. Публицистическое начало – одно из характерных качеств этой литературы. Авторы рассматривают свои произведения, как учебники жизни.

ЛИТЕРАТУРА факта2 – основной принцип работы писателей ЛЕФа. Они отрицали художественную условность и литературные жанры. «Мы – против литературы вымысла, именуемой беллетристикой, мы за литературу факта».  Участники ЛЕФа признавали очерк, но стремились очистить его от «наследия беллетристики». Маяковский писал:
Нами
          лирика
                в штыки
                неоднократно
                атакована,
Ищем речи
                точной
                и нагой.

ЛИТЕРАТУРА фашизма – зародилась в Италии в конце XIX в. К ней можно отнести также творчество Де Анунцио, Дж. Папини (1895-1944)  и зачинателя футуризма Ф. Маринетти (1876-1931). 

ЛИТЕРАТУРА  чартистов – создалась в период возрастающего рабочего движения в Англии в 30–40-х гг. XIX  в. Писались стихи и проза. Видными поэтами были Д. Линтон (1812-1897) и Д. Масси (1828-1907). Талантливым публицистом и романистом был Э. Ржанс.

ЛИТЕРАТУРА и ЭСТЕТИКА –  одной из специфических разновидностей духовной деятельности человека является художественная литература. Она связана с удовлетворением его эстетической потребности, с его стремлением к наслаждению прекрасным. Этим задачам служит искусство, одним из видов которого является литература, а виды искусства как раз изучает  наука эстетика. Её задача – научить видеть прекрасное как в жизни, так и в литературе.

ЛИТЕРАТУРА юкагиров (Восточная Сибирь)– фольклор включает исторические предания и сказки. Ю.имели пиктографическую письменность, писали на бересте. Первым юкагирским писателем был Тэки Одулас (Н.И. Спиридонов 1906-1938), первым поэтом стал Улуро Адо.

ЛИТЕРАТУРНАЯ баллада - лиро-эпический жанр, в котором даётся лирическая эмоциональная оценка персонажей на основе сюжета об исторических событиях, личных драмах и фантастических явлениях. Л.б. включает пейзажный зачин и концовку и строится на основе открытого и скрытого диалога, обращения к молчаливому собеседнику. (И. Гёте «Лесной царь», баллады В. Жуковского и т.д.).          

ЛИТЕРАТУРНАЯ жизнь – это то, какую литературу создаёт и читает общество в ту или иную эпоху, какие вопросы поднимают авторы в своих книгах. Так, на протяжении XIX в. основным вопросом был – отмена крепостного права.

ЛИТЕРАТУРНАЯ запись – запись какого либо литературного материала, который в дальнейшем подвергается художественной обработке. Это предполагает совместную работу рассказчика и  обработчика текста. В русской литературе примером такой деятельности может служить «Кадетский монастырь» Н. Лескова. Особенно много Л.з. появилось после Второй мировой войны.  Помогая автору сделать произведение интересным, записчик вкладывает в работу и нечто своё, индивидуальное.

ЛИТЕРАТУРНАЯ иерархия – своё художественное предназначение литература может выполнять или уклоняться от выполнения. В этой связи оказывается  важным градация литературы:  высокая литература – классика; массовая литература; беллетристика; колебание литературной репутации: безвестные, забытые  авторы и произведения; элитарная и антиэлитарная литература и искусство.

ЛИТЕРАТУРНАЯ интуиция – умение чувствовать что, где и как автор должен изменить, исправить в своём литературном труде.

ЛИТЕРАТУРНАЯ и ПАТРИОТИЧЕСКАЯ школа – объединение   канадских писателей конца Х1Х в. вокруг словесника Луи-Реймона Касгрена (1831-1904). Сюда относятся Фрешетт, Н. Бошмен и др. Сам Касгрен выступал против реализма. Его кредо: «никаких следов современного реализма, этой демонстрации  нечестивой материалистической мысли».

ЛИТЕРАТУРНАЯ конвенция – договор, заключающийся между государствами для охраны авторских и издательских прав.
ЛИТЕРАТУРНАЯ критика -- искусство оценивать, судить. Область литературного творчества на грани искусства и науки (литературоведение).Критика занимается истолкованием и оценкой художественных произведений с точки зрения  интересов современной общественной жизни и тем самым активно влияет на литературный процесс. Л.к. имеет прикладное значение(даёт общую оценку произведения и рекомендации читателям), носит публицистический характер. "Литературная критика приходит на помощь читателям. Критик разъясняет сыоё понимание произвеления , даёт ему оценку" (Г.Н.Поспелов).

ЛИТЕРАТУРНАЯ норма – принятые в общеязыковой практике образованных людей правила произношения, словоупотребления, использования традиционно сложившихся стилистических и грамматических языковых средств.

ЛИТЕРАТУРНАЯ сказка – год рождения 1697, родитель – Шарль Перро (1628-1703),  знаменитый сказочник, французский критик и поэт, близкий ко двору короля Людовика XIV.

ЛИТЕРАТУРНАЯ обработка – форма совместной работы рассказчика и профессионального литератора, который впоследствии делает стилистическую и композиционную обработку материала, Он придаёт тексту литературную форму.
ЛИЬТЕРАТУРНАЯ репутация --присутствие писателя в културном пространстве других эпоъх, начинающееся после его смерти. Это сложившееся в общекультурном сознании
мнения о писателе и его месте в литературной иерархии и влияние его творчество на
последующие поколения писателеё.
«ЛИТЕРАТУРНАЯ среда»1 – самое крупное русское литературное объединение  Югославии, образованное в Белграде в 1934 г. Основатель и руководитель И.Н. Голенищев-Кутузов (1904-1969), историк литературы, поэт и переводчик. Объединение создано по образцу парижских литературных кружков и московской «среды» Н.Д. Телешова. В «Л.с.»  входили прозаики, драматурги, актёры, режиссёры, учёные. Поэты Е.М.Кискевич (1891-1946) и Е.Л. Траубер, прозаик М.Д. Иванников (1904-1956), режиссёр Ю.Л. Ракитин (1882-11952) и т.д. Последнее заседание состоялось в 1938 г.

«ЛИТЕРАТУРНАЯ среда»2  – творческая атмосфера, окружающая писателя, постоянный обмен впечатлениями, замыслами – вот та почва, на которой могут вырасти великие таланты.

ЛИТЕРАТУРНО-ЯЗЫКОВАЯ система – традиционно сложившаяся система правил, используемых в языковых средствах, которые признаны обществом в качестве обязательных.   

ЛИТЕРАТУРНОЕ Возрождение – началось в Иране в  XVIII в. В этот период некоторые поэты обращались к первой эпохе иранской литературы - стиль и манера поэтов IV-VI в. Другие авторы обращались ко второму периоду литературы, в основном с VII-VIII в. А некоторые авторы писали в трёх стилях: простом, изощрённом и среднем.

ЛИТЕРАТУРНОЕ наследство – тот литературный материал и личные вещи, которые остаются после ухода автора из жизни. Сюда относятся: печатные издания (книги, журналы, газеты), рукописи, переписка. А также личная библиотека и сама квартира автора.

ЛИТЕРАТУРНОЕ общество – общество создано в Исфахане (Персия) в начале Х1Х в. вокруг поэта Нешата (1761-1829).  В этом обществе раз в неделю читали лучшие стихи.

ЛИТЕРАТУРНОЕ отталкивание – творчество по контрасту или отрицательное влияние. Может выражаться в отдельных образах или в основном замысле произведения в устремлении к той  или иной литературной школе или эпохе.

ЛИТЕРАТУРНОЕ произведение –  всякое созданное кем-то произведение только тогда становится фактом литературы, когда его читает большое количество людей;  к таким книгам относятся даже произведения, недозволенные к печати, но ходящие по рукам в списках.  Например, «Смерть поэта»  М.Лермонтова; «Письмо к Гоголю» В.Белинского и т.д.

«ЛИТЕРАТУРНОЕ содружество» – литературное сообщество деятелей русской эмиграции в Варшаве, организованное в 1929 г., позднее названо «Литературная секция русских писателей и журналистов». «Л.с.» существовало шесть лет. В состав входили Д.В. Философов (1972-1940) - председатель, Л. Гомолицкий, Г. Соргонин, А. Хирьяков и др. На собраниях звучали стихи молодых поэтов, доклады на историко-литературные и историко-культурные темы. Выступали  И. Северянин и К. Бальмонт. Участвовали и польские литераторы Ю. Тувим, Р. Блют, Ю. Чапский, В. Слободник.

«ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ кружок в Сан-Франциско» – кружок организован в 1921 г., организационно оформился в1923 г., число участников достигало 80 человек. Членом кружка была поэтесса Ольга Ильина, правнучка Баратынского. Из прозаиков выделяется Пётр Балакшин (1898-1990), наиболее одарённым поэтом был Борис Волков (1894-1953).

«ЛИТЕРАТУРНО-художественный кружок имени августейшего поэта К.Р.» – объединение молодых поэтов, музыкантов и певцов «русского Харбина», основанное в 1938 г., просуществовало до 1945 г. В него входили В.Иванов (1889-1971), П.Фёдоровский (1854-1944) и др.

«ЛИТЕРАТУРНО-художественный кружок при харбинском коммерческом собрании» – организован в 1922 г. и существовал до 1925 (?) г. Кружок местных литераторов, художников, музыкантов и артистов, цель которого состояла в оживлении культурной жизни Харбина «путём взаимных литературно-артистических встреч, устройства вечеров, спектаклей, студий, издания органа печати». Председателем был М.Э. Гильчер (1874-?), заместитель Е.Х.Нилус, казначей А.Л.Гальперин, секретарь Н.П. Орлов, участники А.Д.Лаврентьев, Гусев-Оренбургский и т.д.

ЛИТЕРАТУРНО-ЯЗЫКОВАЯ система – традиционно сложившаяся система правил, используемых в языковых средствах, которые признаны обществом в качестве обязательных.   

ЛИТЕРАТУРНОСТЬ – система принципов жанровой организации текстов в процессе их создания и функционирования. Соответствие нормам литературного языка.  Следует различать низшие уровни организации текста, уровни темы, проблемы предмета повествования, идеи, задачи и назначения и т.д. – и высший, собственно жанровый  уровень – уровень композиции завершения текста.

ЛИТЕРАТУРНЫЕ архивы – рукописи выдающихся духовных деятелей (писателей) той или иной страны, собранные в одном месте. Они собираются для изучения жизни и деятельности какого-л. писателя, для определения его места в литературном  процессе данной страны и в мировом литературном процессе.   
ЛИТЕРАТУРНЫЕ группы -- заметная черта литературного процесса 1920=х годов. Тогда нащупывались новые пути движения литературы. Так в 1920-х гг. существовали следующие группы: имажинисты, ЛЕФ, ОПОЯЗ, Серапионовы братья, ЛЦК, ОБЭРИУ, Перевал, РАПП.

ЛИТЕРАТУРНЫЕ кафе – возникли  в большом количестве в Москве и Петрограде  (20-е - 30-е г. ХХ в.). Это «Стойло Пегаса», «Красный петух», «Домино» и др. В Д.к. поэты читали стихи, спорили о будущем литературы.

ЛИТЕРАТУРНЫЕ кружки –  творческие объединения литераторов на почве единства взглядов, направлений. К Л.к. могут относиться литературные салоны и литературные вечера. Первые такие кружки образовались в 1в. до н.э. в Риме. Руководителем одного из них был Меценат (68-8 гг. до н.э.). В этот кружок входили Вергилий, Гораций, Проперций. В России кружки стали  возникать в 30-40 гг. ХУШ в. Один из них – это кружок при Сухопутном кадетском корпусе. Существуют Л.к. и в наше время.

ЛИТЕРАТУРНЫЕ манифесты – письменное изложение творческих принципов какого-либо литературного направления, группы. Это свидетельствует об осознании писателями общественного, а часто классового и партийного характера своего творчества. Появление Л.м. обычно является свидетельством возникновения какого-то литературного течения, направления. Так в 1549 г. Дю Белле написал трактат «Защита и прославление французского языка», ставшего манифестом группы «Плеяды». Манифестом романтизма явилось (1827 г.) предисловие В. Гюго к трагедии «Кромвель». Писали Л.м. и русские группы поэтов – символисты, акмеисты, футуристы и др. Последним манифестом можно назвать устав Союза советских писателей 1934г.

ЛИТЕРАТУРНЫЕ музеи – существует несколько разновидностей таких музеев.Есть музеи, где рассказывается о литературе данной страны и её развитии,например, ГМЛ в Москве. Музеи, посвящённые отдельным этапам развития литературы (Музей "Серебряного века"). Есть музеи знаменитых писателей, где говорится об их жизни и творчестве (музей Н.Островского; К.Г. Паустовского). Есть музеи-усадьбы писателей (усадьба А.Блока в Шахматово). Существуют Музеи КНИГИ и музеи, посвящённые литературным героям (Музей Шерлока Холмса в Лондоне).

ЛИТЕРАТУРНЫЕ негры – анонимные авторы, работающие в книжной индустрии. Они выполняют литературный проект реального или мнимого автора.
«ЛИТЕРАТУРНЫЕ  объединения в Ницце» – в 1930 году там был организован литературный кружок «Четверг» под председательством писателя Л.Г.Муштейна (1866-1947). В группу входили А.А.Плещеев, С.И Таубе, Н.Д.Крачковский и др. Идеологических установок не имели, просто читались произведения участников. В Ницце существовало «Литературное содружество», в него входили Вогак, Волжанин, Вольская, Евангулов, В.О.Квитницкий. Литературные любительские объединения были представлены «Литературно-художественным кружком», «Литературным кружком русской молодёжи» и «Литературно-музакально-художественным кружком».

ЛИТЕРАТУРНЫЕ подделки и мистификации – обширный класс  подделок составляют чисто литературные мистификации.  Особенно много их было создано в период Возрождения, когда началось увлечение ан-тичной литературой. Подделки существуют нескольких видов.  В одних случаях подделывают тексты известных писателей ради продажи, в других случаях создают произведения выдуманных авторов. Но бывают случаи, когда автор присваивает себе чужие тексты. Так, было несколько подделок десятой главы «Евгения Онегина» А. Пушкина. П. Мериме (1803-1870) выдал за «Песни западных славян» своё сочинение. Немецкий поэт Ф. Боденштедт(1819-1892) перевёл стихи армянского ашуга Алескера и издал их. Но потом объявил, что это его собственные стихи. «Литературная подделка – это такой же памятник, как и всякий другой, но сделанный с особыми целями». (Д. Лихачёв).

ЛИТЕРАТУРНЫЕ премии  России –  «Русский Букер»,  негосударственная премия, основанная  в 1991 г.  Присуждается ежегодно за лучший роман года.  «Национальный бестселлер», статуса не имеет. Премия ежегодно присуждается в  Петербурге.  Независимая премия «Дебют», учреждена в 2000 г. Присуждается авторам моложе  двадцати пяти лет. Ежегодная премия НОС, основана в 2009 г. Фондом М. Прохорова для выявления и поддержки новых трендов в художественной словесности на русском языке. Национальная премия «Большая книга», учреждена в 2005 г. некоммерческим партнёрством «Центр поддержки отечественной словесности». Учреждена в целях поиска и поддержки авторов, способных внести  существенный вклад в художественную культуру России, повышение социальной активности  русской литературы, привлечение читательского и общественного внимания. Конкурс «Книга ру» - всероссийский конкурс на лучшее литературное произведение для детей и подростков.  Премия Андрея Белого – учреждена в 1978 г. ленинградским журналом «Часы». Присуждается ежегодно по четырём номинациям: поэзия, проза, гуманитарные исследования и за заслуги в русской литературе. «Премия Ивана Петровича Белкина», учреждена в 2001 г. издательством ЭКСМО-пресс и журналом «Знамя». Присуждается произведению в жанре повести, напечатанному в течение календарного года. Премия имени Юрия Казакова, учреждена в 2000 г. за лучший рассказ года. Присуждается за рассказ, впервые напечатанный на русском языке.

ЛИТЕРАТУРНЫЕ приёмы – принципы организации литературного высказывания (материала): сюжетно-коммуникативные, жанровые, поэтические.
ЛИТЕРАТУРНЫЕ революции – так называют период времени после 1900 до 9001 гг. ХХ в., когда происходит переход к нереалистическим формам литературы. Л.р. идут во Франции, Германии, Италии, России и др. странах. Возникают авангардистские течения и школы. Так же в это время идёт формирование социалистической литературы. 

ЛИТЕРАТУРНЫЕ сборники – начиная с 60-70 гг ХIX в. одним из наиболее распространённых видов собирательной литературы становятся Л.с. В них печатаются различные авторы и различные по жанру произведения: проза, поэзия, драматургия и статьи. Особенно большое внимание в них уделялось критике и публицистике. Эти сборники не были периодическими изданиями.

ЛИТЕРАТУРНЫЕ связи и влияния – одна из главных особенностей литературного процесса заключается в постоянном взаимодействии литератур, в усвоении (и преодолении) одной литературой художественного опыта другой. Различают: литературу, оказывающую влияние, воспринимающую влияние, и, так называемого, посредника. Роль посредника могут играть целые литературы, литературные кружки, отдельные писатели, театральные коллективы. От литературных связей следует отличать историко-типологические аналогии или схождения, возникающие при отсутствии или минимальном количестве непосредственных контактов между литературами. Таковы аналогии в развитии древнего эпоса, ранних форм лирики.

ЛИТЕРАТУРНЫЕ способности – в их изучении выделяют три основных свойства: природу и происхождение, типы способностей и закономерности их развития и формирования. Уровень Л.с. определяется степенью понимания поэтического языка и наличием навыков самостоятельного художественного творчества. Л.с.  основываются на хорошей памяти, воображении, перевоплощении, эмпатических способностях (умение понимать чувства других людей), чувстве художественной формы и эстетической оценке литературного произведения.

ЛИТЕРАТУРНЫЕ течения –более мелкое деление по сравнению с направлением. Течения либо представляют собой разветвления одного направления (немецкий романтизм, французский романтизм, байронизм в Англии, карамзинизм в России), либо возникают при переходе от одного направления к другому (сентиментализм).
ЛИТЕРАТУРНЫЕ традиции --совокупность переживаний и литературных достижений прошлого, которые в определённое время и в определённой социальной группе служат ориентиром в литературной деятельности.

ЛИТЕРАТУРНЫЕ традиции – народность, национальность, гражданственность и классовость.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ американизм (национализм) – исходный момент развития литературы независимой Латинской Америки. В основе его было требование национального самовыражения. Именно под лозунгом Л.а или Н. выступала литература Латинской Америки. Литература должна жить своей собственной жизнью и точно отражать черты характера своего народа.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ быт – особые формы быта, человеческих отношений и поведения, порождаемые литературным процессом и составляющие один из его исторических контекстов. Термин Б.М.Эйхенбаума (1886-1959) и Ю.Н. Тынянова (1927-1929).

ЛИТЕРАТУРНЫЙ генезис – литературная жизнь определённой страны и эпохи, а так же развитие всей мировой литературы.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ диван – светская литература крымских татар классического периода. Писалась на турецком языке.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ институт им. М. Горького – высшее учебное заведение в Москве. Основан в 1932 г.В нём получают филологическое образование начинающие авторы.

«ЛИТЕРАТУРНЫЙ кружок» –  официальное название русского литературного объединения в Ревеле (Таллин), основанного в 1928 г. Л.к. –  единственная русская литературная организация в Эстонии, сохранившая преемственную связь с дореволюционной литературной и культурной традицией. С 1919 по 1933 г. председателем был А.С.Пешков (1881-1942). В 1929 году при «Л.к.» создана секция поэзии «Чугунное кольцо», куда входили Н.Рудникова, Г.Тайга, Н.Некрасова-Дудкина и др. В 1940 году деятельность «Л.к.» прекращается.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ кружок при обществе «Святогор»  в Нарве – литературная секция, возникшая в 1927г. Её возглавил актёр С.В.Рацевич (1903-1987).  «Л.к…» ставит своей задачей ознакомление членов с литературой и изучение её,  в первую очередь русской и мировой – вообще. Устраивались «литературные среды», а потом «четверги», на которых читались и обсуждались доклады. В состав кружка входили поэты Т. Бух, Д. Ермолов, В. Чижов, прозаики Никифоров-Волгин, Б. Подгорский, В. Шмаков и др. «Л.к.» просуществовал до 1940 г.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ проект – ряд литературных произведений, созданных автором или издательством по заранее спланированной схеме.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ рационализм –  большое значение в этом случае придаётся поучительности, ясности, простоте и правдоподобию текста.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ реформизм – такое развитие литературного процесса, который в корне меняет направление, в котором работали писатели. В мировой литературе это переход от античности к ренессансу, поток к сентиментализму, романтизму,  реализму и, наконец, к натурализму. В русской литературе – это переход  от силлабики к силлабо-тонике, от классицизма к романтизму, далее к критическому реализму, и, наконец, к социалистическому реализму. 

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ряд – универсальные свойства, неизменные  во всех национальных культурах и на всём протяжении человеческой истории: безвестные, забытые  авторы и произведения; элитарная и антиэлитарная литература и искусство.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ тип – это обобщённый тип человеческой индивидуальности, наиболее характерной для данной общественной среды в определённое время. Он соединяет в себе две черты  -- общественную и личную. Такой человек концентрирует в себе всё наиболее яркое, характерное многим – социальное и национальное.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ факт – – концепция Л.ф. у Ю.Тынянова связана с его идеей системности литературы как «динамической речевой конструкции». То или иное явление в определённый момент осознаётся как принадлежащее сфере литературы и выдвигается на первый план, а всё неактуальное уходит на периферию

ЛИТЕРАТУРНЫЙ характер – трагический, сатирический, романтический, героический, сентиментальный; предполагает изображение тех проявлений человека, в которых он раскрывается как своеобразная личность, но в тоже время, как представитель той или иной конкретно-исторической эпохи.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ центр США – находился в началеХ1Х в. в средних штатах. Здесь существовала значительная культурная и литературная традиция. Там жили и работали молодые В. Ирвинг (1783-1859) и Д.Полдинг (1794-1877). Эти штаты считались воплощением американского национального духа.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ этикет средневековья – строгая регламентация жанров, принципы построения сюжетов и изобразительные средства.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ язык – язык, фиксирующий письменную литературную продукцию. Общеразговорный язык культурной части городского населения. Л.я., признанный в культуре той или иной страны в качестве эталона, подлежащий упорядочению, кодифицированию. Он может совпадать с языком народа или отличаться от него.

ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЕ дисциплины  –  история литературы, теория литературы, литературная критика.

ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ технология – совокупность знаний о технике литературоведческого процесса. «Технология – это логика фактов, которые предуказывают пути, приёмы трудовой деятельности людей; идеология – логика идей, то есть логика смыслов, которые предуказывают пути, приёмы и формы творчества новых фактов» (М. Горький).

ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ словарь – содержит список терминов и понятий, используемых в литературоведческой науке. Для каждого термина в словаре приведено его объяснение и описано использование в литературоведении. Одним из первых словарей такого рода является  «Словарь  древней и новой поэзии» Н. Остолопова (1783-1833).               

ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЕ школы – отличаются друг от друга своими «фирменными» проблемами, которые они лучше других умеют и любят формулировать. В нашей стране есть тартусская, ленинградская, московская и др. школы. Первая литературоведческая школа в России Х1Х в   носила название культурно-историческая. Её основал А.фон Гумбольдт (1769-1859), А.Веселовский (1838-1906) и др.
ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ анализ – разбор и толкование литературного произведения. Л.а. включает в себя:  изучение контекста; определение жанра; анализ структуры, сюжета и композиции; определение конфликта, тематики и проблематики произведения; анализ названия, образа автора, главного героя и других персонажей; определение идеи.

ЛИТЕРАТУРОЦЕНТРИЗМ – слишком завышенная оценка роли литературно-художественных процессов прошлого и настоящего.

ЛИТКОНСУЛЬТАНТ – работник литературного издательства, способный оценивать получаемые "самотёком" рукописи и давать советы по литературе начинающим авторам.
ЛИТКРУЖОК (объединение) – группа лиц единомышленников, которые занимаются литературным творчеством под руководством опытного мастера. Цель кружка – обсуждение новых произведений и повышение мастерства.
ЛИТОВСКОЕ литературное общество – организовано в 1879 г в Тильзите. Основатели – Буцценбергер, Несельман и др. Целью общества было сохранение памятников языка, истории и этнографии. При обществе существовал небольшой музей.  Издавались труды по фольклору, диалектологии и литературе. Выходили сборники народных песен и различные тексты.

ЛИТФОНД – умозрительная коллекция всех текстов, существующих в том или ином языке.
«ЛИТФРОНТ» –  литературная группировка советских писателей, критиков и учёных-филологов, созданная в 1930-м и выступившая с критикой творческих установок и методов администрирования РАПП. «Л.» объединял с одной стороны левое меньшинство, ранее входившее в ядро РАПП, с другой – представителей академической науки, критиков и журналистов, не согласных с некоторыми творческими принципами, насаждавшимися журналом «На литературном посту» и руководством РАПП. В этом же 1930 году  был самораспущен.

ЛИЦЕВОЙ свод – иллюстрированная в лицах рукописная Царь-книга  времён И. Грозного. Летопись событий мировой и особенно русской истории.
ЛИЦЕВОЙ список – рукописная древнерусская книга с иллюстрациями.

ЛИЦЕНЦИЯ – поэтическая вольность, уклонение от правил стихосложения или грамматики.

ЛИЧНАЯ библиотека – такая библиотека, которая создаётся человеком для своего пользования. В ней могут находиться книги художественной литературы и по специальности владельца.

ЛИЧНЫЙ опыт – сознание первостепенностной важности жизненных впечатлений для художественного творчества оборачивается порой несколько преувеличенным, чуть утомляющим внимаем к окружающему, охотничьей настороженностью, как бы следопытством. Иногда хочется сказать: сегодня или в эти дни ни что не станет для меня предметом литературы…. Только  не  надо злоупотреблять этим, не надо щадить себя. (Ю. Бондарев).   

ЛИЧНОСТНЫЕ черты творчества –  1.Независимость личного стандарта важнее групповых стандартов. 2.Открытость ума, восприимчивость к новому, необычному. 3.Развитие эстетического чувства. 4.Уверенность в себе. 5.Мужественность и женственность в произведении. 6.Чувство юмора.

«ЛИШНИЙ человек» – социально-психологический тип, запечатлённый в русской литературе первой половины XIX в.  Его главные черты: отчуждение от официальной России, от родной среды (дворянской), чувство интеллектуального и нравственного превосходства над ней и в то же время – душевная усталость, глубокий скептицизм, разлад слова и дела. Название возникло после «Дневника лишнего человека» И.С. Тургенева.  Но сам тип «Л.ч.» зародился раньше: Онегин (Пушкина), Печорин (Лермонтова), Чацкий (Грибоедова) и т.д.

ЛКИСТ – в марокканской литературе лирические вставки в прозу.

ЛОА – жанр песен португальских трубадуров X II – XVI вв.

ЛОГАЭДИЧЕСКИЙ ПЕОНИЧЕСКИЙ ДОЛЬНИК – отличительной чертой его является присутствие одного трёхсложного междуиктового интервала в фиксированном месте строки (В. Плунгин).
Облако свернулось клубком,
Катится блаженный клубок,
И за голубым голубком    
Розовый летит голубок.        Г. Иванов

ЛОГИКА – наука о законах мышления. Разумность, зако-номерность развития сюжета.

«ЛОГИКА поэзии» – теоретический труд шведского философа Х.Ларссена. Он ориентирован на преодоление рефлекторности, мешающей непосредственному видению и чувствованию окружающей действительности. Труд его появился в конце Х1Х в.

ЛОГИЧЕСКАЯ пауза – слова, не связанные
друг с другом по смыслу, отделяющиеся паузой. Л.п. помогает правильному пониманию смысла фразы; паузы могут быть соединительными, если мысль продолжается в своём развитии, и разделительными, служащими передаче законченности мысли.

ЛОГИЧЕСКАЯ перифраза – перенос с широкого понятия на узкое, например, с рода на вид:  Погасло дневное светило… (А.Пушкин).

ЛОГИЧЕСКИЕ средства художественной деятельности – в искусстве важна определённая логика в развитии сюжета, но и некоторая недосказанность. Произведение искусства, выстроенное в «железной логике» становится примитивным, сухим, неинтересным. «Произведение литератора лишь тогда более или менее сильно действует на читателя, когда читатель видит всё, что показывает ему литератор, когда литератор даёт ему возможность тоже «вообразить» -- дополнить, добавить – картины, образы, фигуры, характеры, данные литератором, из своего читательского, личного опыта, из запаса его, читателя, впечатлений, знаний». (М. Горький).

ЛОГИЧЕСКИЙ анализ языка – рассмотрение его грамматической структуры, лексической семантики, а также Л.а.я. в различных жанрах и стилях, в обыденной речи, в художественных текстах и т.д.   

ЛОГИЧЕСКИЙ рассказ – жанр детективного рассказа, созданный Э.По. От него в детектив пришло раскрытие преступления или тайны. Герой – человек широко образованный, тонко мыслящий, эксцентричный, наделённый мощной логикой. Рассказчик – симпатичный, энергичный, но простоватый, не обладающий логическим мышлением. Главное, на чём строится рассказ, это человек, раскрывающий тайну, работа мысли. Специфика Л.р. состоит в том, что момент интуитивного озарения – лишь исходная точка аналитических рассуждений героя. Она теряется во многих фактах, размышлениях героя, её можно не заметить.

ЛОГИЧЕСКОЕ сравнение – сопоставление однотипных  объектов: Джемма гуляла степенно, не спеша, как гуляют образованные барышни  (И.Тургенев).

ЛОГОПОЭЙЯ – поэзия отдельного, единичного слова. Кратчайший поэтический жанр. Термин создан М. Эпштейном. Словотворчество характерно для В. Маяковского.       

ЛОГОЦЕНТРИЗМ – философская традиция, в основе которой лежит озабоченность истиной, рациональностью, логикой.

ЛОЖНАЯ аналогия –  имеет место, когда: 1) сопоставляются предметы, имеющие оценочный знак: Война для страны подобна физическим упражнениям для человека (Ф. Бэкон, 1561-1626); 2)  когда сравниваются не совместимые вещи.

ЛОЖНАЯ мотивировка – аксессуары и эпизоды могут вводиться для отвлечения внимания читателя от истинной ситуации.

ЛОЖНАЯ цитата – такое цитирование, в которое вставлены дополнительные изменения.

ЛОЖНОКЛАССИЦИЗМ – стремление некоторых авторов считать себя последователями античных писателей, но отдававших больше внимания рационализму. Это наблюдалось в литературе Франции и России. Термин появился в 40-х гг XIX в.

ЛОЖНОЭТИМОЛОГИЧЕСКОЕ переосмысление – переосмысление слова или его части на основе близкого звучания  или образования нового слова: Ла Скала показывает оскал («Собеседник»).

ЛОЖНЫЙ классицизм  – литературное направление, возникшее во Франции в XVI в. и распространившееся в Европе. Состоит в рабском подражании греческим и римским авторам. Заимствовались главным образом внешние формы изложения. Наиболее известные авторы Корнель, Расин, Клопшток и др. В России это – Ломоносов, Державин, Сумароков и др.

ЛОЗУНГ – чётко и кратко изложенная идея, призыв: Любите книгу, источник знанья!

ЛОКАЛЬНЫЙ приём1 – усиление метафоры с помощью сравнения: В Париже Варвара Павловна расцвела, как роза  (И.Тургенев).
ЛОКАЛЬНЫЙ приём2 – применение эпитетов, сравнений и метафор, тематически оправданных, благодаря чему  подбор поэтических выражений производится мотивированно.

ЛОКАФ (литературное объединение Красной Армии и Флота) – создано в 1930 г. по инициативе Политуправления Красной Армии и ФОСП (Федерация объединения советских писателей). Сюда вошли М.Горький, Д.Бедный, Ф.Кон, А.Серафимович, А.Фадеев, В.Ставский, Ф.Гладков и др. В круг задач объединения входило: создание художественных произведений о войне и Красной Армии, воспитание молодых литераторов, организация литературных кружков, а также издание литературных сборников.  «Л» прекратил существование в 1932 г. 

ЛОКУС – пространство в художественном преломлении. Ближний Л. – уровень того, что окружает человека. Дальний Л.— не имеет пространственных и временных границ.
Пример ближнего локуса:
И вечный бой! Покой нам только снится.
Сквозь кровь и пыль,
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль…                А.Блок

ЛОКХОН НОК – в Сиаме  театральный жанр с грубоватым юмором.

ЛОЛ-ГИТ – в кашмирской литературе народный жанр любовных песен.

ЛОЛО (лол) – курдская плясовая песня (XVI–XVIII вв.), состоит из 6-10 строк.
ЛУБОЧНЫЙ писатель --обычно анонимный, специализирующийся на пересказах или переделках сюжетов русских поэтов и прозаиков.

ЛУДА – в бирманской литературе календарная поэма.

ЛУЖИЦКАЯ литература – литература сербов-венедов, живущих в Германии. Первые книги был религиозного содержания на народном языке и появились в период Реформации. Оживление Л.л. началось в XIX
 в., главное место занимает «Часопис».

ЛУЗИТАНСКАЯ (ЛИССАБОНСКАЯ) аркадия – литературное общество, творческое объединение, созданное Антонио Диниш де Крузом, Силва Титониу де Корвалью и Мануэлем Николау Эштевеш Неграном в 1756 г. Члены общества выражали эстетику классицизма. Однако воздействие их деятельности ощущалось и в начале XIX в.

ЛУЗИТАНСКИЙ интегрализм –  португальская  партийная группа (создана в 1914) внутри неогарреизма с антидемократическими, монархическими и католическими идеалами. Глашатаем этих идей в литературе стал А.Сардинья.

ЛУКБАТ – чередующиеся строки. Поэтический жанр вьетнамской литературы XIV в. Состоял из шести и восьми односложных слов.

ЛУНДУ – бразильский песенный жанр лирического характера. Сложился в конце XVIII в.

ЛЬЕЖСКОЕ общество валлонской литературы – организовано в 1856 г в Льеже (Бельгия). Целью этого общества была попытка восстановить создание литературы на валлонском языке. К нему же примыкал «Льежский кабачок», созданный в 1872 г.

ЛЭ – обозначение ряда поэтических жанров французской куртуазной средневековой литературы. Но термин Лэ мог быть отнесён и к прозаическим текстам.

ЛЮБУШКИН суд  –  литературный памятник  IX в. на чешском языке. Подлинность его сомнительна.

ЛЮБОВЬ и творчество – любовь является ключом для раскрытия собственной души человека. Под её влиянием возникает душевный подъём, раскрытие всех способностей, возникает желание творить – неважно, какая любовь имеется в виду, – она означает отказ от себя, от своего  ego. Именно это способствует плодотворной деятельности – выходу в мир идей, проникновение в таинственную область сознания, где берут начало интуиция и вдохновение, содействующие постижению высших истин.  Существуют люди, для которых потребность в творческой деятельности важнее любви. Такие люди отличаются тем, что у них в любом возрасте профессиональные интересы преобладают над всеми другими. Любовный инстинкт и творческий – характеризуют две разные стороны человеческого бытия; часто эти люди понимали, что служение любимому  делу требует полной самоотдачи. З. Фрейд говорил, что в период творчества происходит сублимация, то есть переход любовной энергии в энергию творчества. «Наблюдение ежедневной жизни людей показывает нам, что многим удаётся перевести значительную часть полового влечения на их профессиональную деятельность. Половое влечение особенно приспособлено для того, чтобы делать такие вклады, потому что оно одарено способностью сублимировать, то есть  оно в состоянии заменить свою ближайшую цель другими, смотря по обстоятельствам, более высокими и не сексуальными целями».

ЛЮДИ 30-х годов – группа американских писателей XX в., запечатлевших в своих произведениях не Америку «самодовольную» (С. Льюис), а недовольную и «трагическую», как у Т. Драйзера. Это Т. Вульф, Э. Колдуэл, П. Бак и др. Каждый из них обладал своим лицом, своей темой и манерой письма.
               
ЛЮМИРОВСКАЯ школа – группа чешских поэтов (Чех, Сладек, Врхлицкий и др.) конца XIX в.,объединившихся вокруг журнала «Люмир».  Их поэзия иногда теряла непосредственный эмоциональный заряд, приобретая пафосно-риторическую  стилевую окраску.

ЛЯНЖЭНЬЖУАНЬ, ЛЯНЖЕНЬТАЙ – в Китае пьесы-диалоги, популярные в XIII-XIV вв.
ЛЯО няй – в 1940-х г. в Лаосе началось культурно-просветительное движение. В стране появляется просветительская  литература. Печатаются статьи, воспитывающие чувство патриотизма, возбуждающие интерес к литературе.


Рецензии