Какое на Востоке было христианство?

   КАКОЕ НА ВОСТОКЕ БЫЛО ХРИСТИАНСТВО?

   Сокращения
АБ - Александр Бушков
ЕТ - Евгений Темежников
НФ - Носовский и Фоменко

   АБ: «Некто Филипп, приор провинции Святой земли доминиканского ордена, – пишет современный историк, – принимая желаемое за действительное, отписал в Рим, что христианство господствует везде на монгольском востоке». Почему же – «принимая желаемое за действительное»? Так и обстояло. «Монгольским востоком» была Русь, вполне христианская страна [9.1].

   ЕТ: Христианство отнюдь не было прерогативой европейцев и действительно было распространено на Востоке и не только на Руси. Но какое это было христианство?
https://ru.wikipedia.org/wiki/Несторианство
   «Усилиями миссионеров несторианство было широко распространено среди иранских, тюркских и монгольских народов Центральной Азии, Великой степи и Кавказа, в том числе, осетин, хорезмийцев, согдийцев, тюркютов, хазар, половцев, каракитаев, кереитов, меркитов, найманов, уйгуров, карлуков, киргизов… В 635 г. несторианство проникло в Китай, первые императоры династии Тан (Тай-цзун и Гао-цзун) покровительствовали несторианам и позволяли им строить церкви. Несторианство проникло даже в Японию. Таким образом, несторианство в древности стало самой распространённой (как по территории, так и по количеству исповедующих) формой христианства. Проникло несторианство и в Индию».
   ВИ: «Знатная верхушка племени кераитов ещё в начале XI в. приняла христианство несторианского толка» [8.1, т.3, г.35].
https://ru.wikipedia.org/wiki/Кереиты
   «Как сообщает арабский историк Абу-ль-Фарадж бин Харун, кереитский хан обратился в 1007 г. к несторианскому митрополиту в городе Мерв с просьбой принять его в христианскую веру вместе с народом. Хан при крещении получил имя Маргуз (Мэргус, Мархус, Маркус, Марк), всего было крещено около 200 тысяч человек. С учётом детей и стариков численность кереитов в начале XI века можно примерно определить в 400 тысяч».
   РАД: «У них [кераитов] были уважаемые государи из своих племен. В то время в тех пределах они имели больше силы и могущества, чем другие племена. До них дошел призыв Иисуса, – мир ему! – и они вступили в его веру» [3.2, к.1, ф.3].

   АБ: Нужно уточнить, что среди монголов было много христиан [9.1].

   ЕТ: Нужно ещё уточнить, что христиане-монголы были в основном несторианами, что обнаружил Рубрук.
   Рубрук: «В 15 городах Катайи живут несториане и имеют там епископа в городе по имени Сегин… Несториане там ничего не знают. Они произносят свою службу и имеют священные книги на Сирийском языке, которого не знают, отсюда они поют, как у нас монахи, совершенно не знающие грамоты, и отсюда они совершенно развращены. Прежде всего они лихоимцы и пьяницы; некоторые из них, живущие вместе с Татарами, имеют даже, подобно Татарам, многих жен. Входя в церковь, они подобно Саррацинам, моют себе нижние части тела, в пятницу едят мясо и, по Саррацинскому обычаю, устраивают в этот день попойки. Редко бывает в этих странах епископ, может быть, едва один раз в пятьдесят лет. Тогда они заставляют его поставлять в священники всех младенцев, даже в колыбели, отсюда все мужчины их – священники. И после этого они женятся, что совершенно противно учению святых отцов, и бывают двоеженцами, так как и священники, по смерти первой жены, берут другую. Все они преданы симонии, не исполняя даром ни одного таинства. Они озабочены судьбою своих жен и малюток, почему стараются не о расширении веры, а о наживе. Отсюда случается, что, когда некоторые из них воспитывают каких–нибудь сыновей знатных Моалов, то, хотя и учат их Евангелию и вере, однако своей дурной жизнью и страстями скорее удаляют их от закона христианского, так как жизнь самих Моалов и даже Туинов, то есть идолопоклонников, более невинна, чем жизнь этих священников» [6.9].
   ЕТ: То есть, католик Рубрук считает несториан хуже идолопоклонников! Он сетует о судьбе пленных христиан.
   Рубрук: «Тогда там было большое количество христиан: венгерцев, аланов, русских, георгианов и армян, которые все не видали причастия с тех пор, как были взяты в плен, так как несториане сами не хотели допускать их к себе в церковь, если те не перекрестятся снова так, как они говорили» [6.9].

   ЕТ: Также и Сартака Рубрук считает лжехристианином.
   Рубрук: «Что касается до Сартаха, то я не знаю, верует ли он во Христа, или нет. Знаю только, что христианином он не хочет называться, а скорее, как мне кажется, осмеивает христиан. Именно он живет на пути христиан, тo есть Русских, Валахов, Булгаров Малой Булгарии, Солдайнов, Керкисов и Аланов, которые все проезжают через его область, когда едут ко двору отца его, привозя ему подарки; отсюда он тем более ценит христиан. Однако, если бы явились Саррацины и привезли больше, их отправили бы скорее. Он имеет также около себя священников несториан, которые ударяют в доску и поют свою службу» [6.9].
   Доминиканский монах: «Хотя те называются тартарами, много в их войске лжехристиан и команов, которых по-тевтонски мы называем вальвами» [6.3].
   ЕТ: Команы или вальвы это по русски половцы, а по своему кыпчаки. А вот лжехристианами как раз и именовали несториан, преданных анафеме.

   ЕТ: В 1287 г. ильхан Аргун послал в Рим уйгура-несторианина Раббан Саума, который посетил также Францию и Англию. Вот что он сказал кардиналам в Риме.
   Раббан Саум: «Узнайте, отцы, что многие наши отцы шли в земли монголов, тюрок и китайцев и проповедовали. Теперь многие монголы христиане; из числа царских детей, цариц есть крещеные и исповедующие Христа. И с ними в их лагере есть церковь. Они очень уважают христиан, и многие из них верующие. У царя же, так как он состоит в дружбе с мар католикосом, есть желание взять Палестину и области Сирии, и он просит у вас помощи для взятия Иерусалима. Поэтому он избрал и послал меня, потому что я христианин и у вас будет доверие к моим словам» [1.18, 1].
   ЕТ: Далее был диспут, который выявил различия в вере католиков и несториан. Это выходит за рамки нашей темы.

   НФ: Мусульманство первоначально, как хорошо известно, было христианским течением – несторианством [9.3].

   ЕТ: Вам это действительно «хорошо известно»? А вот побывавшим у татар это не то чтобы было «хорошо известно», а вообще неизвестно. Они прекрасно различали несториан и мусульман (сарацинов).

Оглавление:  http://www.proza.ru/2015/06/09/25
Источники и литература http://www.proza.ru/2015/06/09/104
Продолжение: Что такое ордынский ярлык? http://www.proza.ru/2016/05/24/29


Рецензии