Дрезден

Когда мы приехали в Дрезден, было прохладно, и моросил дождь. Так и прошел весь день – дождь то начинался, то переставал идти, но тучи и мгла висели над городом весь день. Но, несмотря на эти неблагоприятные условия, силуэт центра города еще издалека был красив. И потом сумрачный день не испортил впечатление, хотя при солнечной погоде город, наверное, еще лучше. 

Дрезден – очень необычный и красивый город с трагической судьбой. Он расплатился своей красотой и  35 тысячами погибших жителей за ужасы фашизма. Именно этот город разбомбила авиация союзников в феврале 1945 года. До сих пор нет однозначной оценки этой акции. Но большинство сходится во мнении, что не было никакой насущной необходимости это делать, война и так шла к завершению и поражению Германии.

Авиация стерла центральную историческую часть города с лица земли. Целых зданий практически не осталось. До сих пор прелестный облик города местами уродуют синие водопроводные трубы, протянутые на подпорках над поверхностью земли. Говорят, что неоднократно пытались перенести эти трубы под землю, но каждый раз натыкались на такое количество останков погибших при бомбардировке, что строительство вынужденно завершали.

Жители во главе с архитекторами той поры по камешку собирали и восстанавливали разрушенную красоту. Глядя на современный очаровательный и очень своеобразный Дрезден можно поражаться масштабу проделанной работы и великому упорству жителей. Спасибо им, что вернули миру эту неповторимую красоту.

Дрезден – это столица Саксонии, расположенная на берегах Эльбы. Окраины города порой напоминают многие советские города своей типовой застройкой. Это свойственно многим городам на территории бывшей ГДР. Постсоветское пространство, как и примыкающие к нему страны, имеют много общего в своих архитектурных физиономиях.

Однако восстановленный исторический центр в стиле барокко  не похож ни на что из того, что мне довелось увидеть. Читала, что Дрезден иногда называют «Флоренцией на Эльбе». Я была во Флоренции и восхищена ее необычайной красотой, но сходства с Дрезденом я не заметила. У него своя физиономия и она прекрасна по-своему. О сходстве можно говорить только в смысле неповторимости роскошных зданий и наличию большого количества музеев, хранящих великие шедевры искусства.

На мой взгляд, красивые города мира можно условно разделить на две категории: города с большим количеством разнообразных разбросанных достопримечательностей и города, в которых все эти достопримечательности объединены общей территорией и общим стилем. Например, Рим скорее относится к первому типу, а Париж
- ко второму. Хотя оба города прекрасны.

Дрезден также является ярким представителем именно второго типа. Вероятно потому что центр города был спроектирован сразу и комплексно. Мне этот стиль почему-то отдаленно напоминает  песочные замки, которые нередко, забавы ради, строят на берегу моря. И силуэтами церквей, и цветом камня, из которого построено большинство зданий, и очертаниями остроугольных крыш. Даже моросящий дождь усиливал сходство с мокрым песком.

Застройка и планировка центральной части города, расположенной на левом берегу Эльбы, есть дело рук Фридриха Августа  I и его сына Фридриха Августа II. Их время правления с 1694 по 1763 гг. называют «золотым веком». К их времени правления относится строительство основных зданий центральной части города: комплекса Цвингер, церквей Фрауэнкирхе и Хофкирхе и других.
 
 Они были любителями роскоши и коллекционерами  произведений искусства и, несомненно, знали толк в этом. «Сикстинская мадонна» Рафаэля стала самым знаменитым шедевром Картинной галереи с 1754 года. Также там находятся картины Джорджоне, Тициана, Рембрандта, Рубенса и многих других.  Кроме Картинной галереи в Дрездене есть немало иных музеев, где хранятся шедевры скульптуры, фарфора, драгоценностей, резьбы по камню, а также картины современных художников и т.д.

Все это превратило Дрезден в культурный центр  европейского уровня. Во время Второй мировой войны сокровища искусства были вывезены и тем  спасены. Потому Дрезден и теперь является одной из культурных столиц Европы.

Наверное, самым центром Дрездена можно назвать просторную  Театральную площадь, расположенную практически на берегу Эльбы. Ее окружают самые восхитительные здания города. Прекрасный театр оперы Земпера в стиле итальянского Высокого Ренессанса дал название площади.

В центре площади конный бронзовый памятник одному из королей Саксонии.
 
С другой стороны находится ансамбль Цвингер, это прогулочная площадь, отделенная от остального города цепочкой павильонов и галерей. К Цвингеру также  относится здание знаменитой Картинной галереи, выходящее на Театральную площадь. Изумительные резные павильоны, внутренние дворики, фонтаны, скульптурные группы, лестницы, водоемы делают этот ансамбль единым целым.  Этот комплекс считается самым красивым в Германии сооружением в стиле барокко. И правда, выглядит это все изумительно, хотя местами, на мой взгляд, даже вычурно. Впрочем, это для Европы обычно.

Бывшая церковь Хофкирхе, сегодня собор Тринитатис также расположена на площади. Она была построена римским зодчим Гаэтане Кьявере в 1739-55 гг. Башня высотой более 85 метров, неф украшен 78 статуями Лоренца Матиэлли. Несмотря на всю ажурность, сооружение выглядит хотя и красиво, но мрачновато на мой взгляд. Это же относится и к некоторым другим соборам Дрездена, которые я посещала. Но вот что интересно, заходя внутрь, я ожидала увидеть еще более мрачные своды, как это обычно и бывало в других местах. Но, к моему удивлению, в церквях Дрездена это оказалось совсем не так. Внутри меня встречал какой-то бело-розовый пышный интерьер, напоминающий сразу и кремовый торт, и ложи светского театра. Это было очень неожиданно, но повторялось в каждом соборе. Читала, что Саксония является родиной протестанства, возможно это их специфический стиль?

Также к площади примыкает улочка Аугустусштрассе, на которой находится знаменитое здание, стена которого выглядит гобеленом, на котором образно, как шествие, изображена вся 800-летняя история династии Веттинов (правителей Саксонии). Длина полотна «Фюрстенцуг» составляет 102 метра. Но на самом деле это не гобелен, а очень тонкая работа, выполненная на 24000 плиток из мейсенского фарфора. Глядя на эту стену догадаться об этом невозможно. Стена знаменита еще тем, что это одно из немногих зданий уцелевших в бомбардировке 1945 года. Говорят, что это из-за того, что здание было заполнено тяжелыми мешками, кажется, с песком.

От площади начинается прелестная набережная Эльбы, на которую ведет лестница со скульптурными группами «Четыре времени суток», и приводит она в сквер, из которого открывается чудесный вид на Эльбу и панорама города на другом берегу. Вообще-то это не совсем набережная, потому что внизу, по самому берегу проходит автомобильная дорога и есть причал. А тут как бы балкон для обзора. Это место называется терраса Брюля,  и здесь тоже расположен целый ряд красивых зданий, в основном, музейного направления, в частности, Академия художеств.

На другом берегу тоже есть исторические здания, соборы и памятник Августу «Гольдене Райтер» (золотой всадник) в античных доспехах. Но все же основная часть старого города расположена на левом берегу.

Прогулявшись по этой террасе, спускаемся по другой лестнице на небольшую улочку, ведущую к  относительно недавно восстановленной Фрауэнкирхе, которая являлась главной церковью немецких протестантов. Эта церковь, в отличие от остальных, не только внутри, но и снаружи слегка смахивает на торт.  Впрочем, возможно мне так представляется под впечатлением образов, навеянных внутренним интерьером.

Рядом с церковью стоит памятник Мартину Лютеру 1855 года. Далее простирается огромная площадь. Значительная часть площади, нарушая гармонию, была огорожена и заполнена разной строительной техникой. Потому общего впечатления от площади, как единого целого, не сложилось, хотя было видно, что некоторые здания очень красивы. Оказалось, что идут раскопки фрагментов какой-то древней застройки, уже ушедшей значительно ниже современного уровня улиц. Что же, картина для Европы обычная.

Далее расположен современный концертный зал времен ГДР  в стиле всех советских концертных залов. На земле Дрездена он выглядит нелепо. Тем не менее, говорят, акустика там прекрасная, потому и терпят его, хотя он явно нарушает архитектурную гармонию города.

Потом аккуратные немецкие здания лишь изредка прерываются  более древними церквями и памятниками, и постепенно старые улицы преобразились в современные кварталы с торговыми центрами и разнообразными кафешками. Одним из первых мне попался на глаза русский ресторан, рекламировавший на русском языке борщ и пельмени. Ну а дальше уже начинались современные жилые кварталы.

Вообще с моим полным незнанием немецкого языка и некоторой робостью можно умереть от голода, так и не рискнув обратиться на ограниченном английском к продавцам уличных кафешек. Я даже не знаю, как назвать по-немецки то, что хочу купить. И была совсем не уверена, что английский тут поможет. По крайней мере, прецеденты непонимания бывали даже в Европе. Русский же ресторан не особо меня прельщал своим борщом, да и цены там могли оказаться выше допустимого бюджета. В общем, я уже смирилась с участью вынужденно голодать  до вечера, как, о чудо, услышала разговор двух продавцов сосисок между собой на чистом русском. Говорят, приехали из России на заработки.  Это, несомненно, было подарком небес! Наконец-то я попробовала настоящие немецкие сосиски и запила их стаканчиком глинтвейна, который в такую промозглую погоду был очень кстати.

Все-таки мы сильно зависим от состояния желудка – сразу появились силы на дальнейшие исследования города.  До такой степени, что я чуть не заблудилась.  Главное, во время остановиться и вернуться в безопасную центральную часть.

Рядом с центральной площадью находится оригинальное классицистическое  здание начала 19 века (фрагментарно – 12 века), называемое Замок и бывшее резиденцией Веттинов, т.е. саксонских курфюстов и королей.

Тут же недалеко – дворец Ташенбергпалас, который в 1715 году был подарен Августом своей фаворитке Анне Констанции фон Хоим. Однако когда отношения закончились, он сослал ее в крепость Штольпен, где она и прожила в заключении 49 лет до самой смерти. А как же дворец? – спросите вы. И я разделяю ваше недоумение. А вот так! «О, времена! О, нравы!» Не помню, кто сказал, но верно. Времена идут, но ничего в этом мире по существу не меняется. Однако архитектура Дрездена была и остается прекрасной. Слава архитектуре!

В общем-то, хотя я упомянула здесь только некоторые красивые здания города, но исторический центр Дрездена не так уж велик. Ну,  так и сам город имеет где-то около полумиллиона жителей. Не так уж много.
 
Если исключить посещения музеев, то одного дня будет достаточно для беглого знакомства с центральной частью города. Правда, читала, что есть еще немало прекрасных замков за городом, они являлись летними резиденциями правителей. Но я до них не добралась. 

Обычно, если Дрезден упоминается в туристической литературе, то как второстепенный объект. Однако теперь я сама убедилась, что он достоин большего. Неповторимый стиль и красота исторической части выше всяких похвал. По моему мнению, этот город достоин занять место наравне с признанными первыми городами Европы.


Рецензии
Да, Дрезден хорош. И главное - описали Вы город очень достойно, Ваши записки путешественника хочется читать и читать. Спасибо за экскурсию.
С уважением,

Галина Козловская   12.12.2019 16:24     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.