Чел и Духовность. Гл 6. Чел творческий, творящий

     "В Библии о человеке говорится как об "образе и
     подобии" Божием (Быт. 1;26). Но первая же
     характеристика Бога дана в первой же строке Библии:
     "В начале сотворил Бог (Быт. 1;1). Отсюда очевидно,
     что первая обязанность человека быть творцом.
     Утверждая эту мысль, Андреев пишет, что
     "творчество - высшая, драгоценнейшая и
     священнейшая способность человека, проявление им
     божественной прерогативы его духа." (С.22).
              М.И.Штенберг "Роза мира" Даниила Андреева
              и современность, М., 2000, с.25

     "Творчество - высшая форма труда. Следует признать,
     что творчество - удел не одного искусства, а и
     любого труда. Влюбом труде в той или иной мере
     присутствует творчество, и во всяком труде даже
     простые его элементы были когда-то высшим взлетом
     человеческого гения."
             Виктор Кротов "Развитие личности", журнал
             "Развитие личности", №2,1998, с.34

     "Творчество значимо по многим причинам. Его
     справедливо считают высшим и лучшим проявлением
     личности, её познавательных способностей,
     православных стремлений и эстетических
     потребностей, продуктивным и позитивным
     состоянием воли, действия, энергии, свободы.
     Суть творчества состоит в создании, порождении
     новой реальности, новой ценности или нового
     смысла. Область творчества поистине универсальна.
     Практически все можно делать творчески. Кажется
     нет и не может быть таких областей, где
     творчество было бы абсолютно не возможно."
             Валерий Кувакин "Твой рай и ад
             (Человечность и бесчеловечность
             человека)". Санкт-Петербург, "АЛЕТЕЯ",
             1998, с.327-328


   Однако...
   В замечательной  монографии ведущего научного сотрудника Института философии РАН, доктора филос. н., профессора Дубровского Д.И. "Обман, философско - психологический анализ", М., изд. "РЭН", 1994, пятая, заключительная глава "О смысле творчества" (с.117-118) квинтэссируется понятие творчества, прежде всего, в самых высших ценностно-смысловых его проявлениях.
   Приведем несколько цитат:

     "...творчество не является чем-то самоценным.
     Его ценность определяется конкретным содержанием,
     а не просто качеством самообразования самим по
     себе. Результаты творческой деятельности (даже
     самого высокого ранга!) могут обнаружить
     отрицательное значение для самого творца, для его
     близких, для народа, для человечества.
     Исторический опыт показал, что гений и злодей
     и злодейство могут идти рука об руку и что не
     столь уж редко одаренная творческая личность
     отталкивает своим аморализмом. Творчество бывает
     лишенным подлинно человеческого смысла, оно
     может иметь паталогическую детерминанту, вести к
     абсурду, к злодеянию. Не исключено, что
     творческие интенции способны формироваться на
     основе самых низменных побуждений. Все эти
     разнообразные обстоятельства должны учитываться
     в наших теоритических отображениях творчества."
                С.117

     "Смысл творчества предпологает в качестве
     одного из необходимых "измерений" осознанную
     ответственность субъекта творчества. Если
     результаты творчества ведут к деградации жизни и
     нравственности, к гибели цивилизации, то такое
     творчество ужасно, античеловечно, абсурдно.
      Сейчас особенно остро встает вопрос об
     изменении направленности творческой активности,
     когда её целью человек во все большей мере делает
     не преобразование внешней природы, а
     преобразование самого себя. Самопознание и
     самосовершенствование - вот важнейшие области
     творчества, обретающего высокий гуманистический
     смысл в наше переломное время. Но творчество в
     этих областях предполагает вместе с тем и
     творчество новых, высших смыслов. Таким образом
     анализ вопроса о с м ы с л е творчества связана
     с анализом вопроса о т в о р ч е с т в е 
     н о в ы х  с м ы тс л о в.
                С.118

     "Рефлексия смысла творчества предпологает
     выявление содержания и цели творческой
     деятельности, а также ценности её процесса и
     результата. Все эти определения, однако, должны
     браться в контексте целостного гуманистического
     идеала как единства высших целей и высших
     ценностей. В противном случае смысл творчества
     может истолковыватьтся в портебительско -
     прагматитеческом ключе, в масштабе целей и
     ценностей, выражающих узкие региональные или
     групповые интересы. А это приводит к серьезным
     издержкам в духовном и социально-экономическом
     в развитии. Отсюда исключительная важность      
     своевременной объективной оценки общественной
     творческой деятельности, прогноза вызываемых
     ею отдаленных последствий."
                С.117-118

   Поэтому, безусловно, выработка способности к творческому труду, вообще к творчеству должна происходить на базе и с одновременной выработкой способности к творчеству духовному, с ориентацией на высшие цели и высшие ценности.
   Мы не ставим знак равенства между творчеством и духовностью, также как не определяем духовность через ОДИН из её атрибутов - свободу. И свобода, и ответственность, и способность к творческому труду - все это атрибуты "Духовности", но не сама духовность...




полный текст можно посмотреть на странице автора
    


Рецензии