Сёстры 6

          

         Игорь каждый день встречал Свету после лекции, и когда она шла на работу, провожал до работы. Но отпуск подходил к концу и он с грустью думал  о разлуке. Свете он не говорил о своих чувствах, боялся, отвергнет. Он не чувствовал взаимности и поэтому ждал. Он готов был ждать хоть год,  хоть два, лишь бы увидеть в глазах не дружбу, а любовь.
   Ждала и Света, когда её любовь к Павлу утихнет. Она ей мешала, не давала дышать полной грудью, и каждый раз напоминала о себе. Она не хотела этой любви…
   И вот, наконец, она решилась сходить… в церковь.  В больнице, где работала Света, лежала очень старенькая бабушка. Она была очень добрая и терпеливая. Однажды, когда Света дежурила в ночную смену, старушка позвала её:
  -Доченька,- она всех так звала,- подойди ко мне.
  - Вам что ни будь нужно?- спросила Света, подходя к больной.
  - Ты сейчас не занята?- посиди со мной.
  -  Бабулечка, вам опять не спится?
  - Да, я уж своё отоспала,- потом помолчала, о чём- то немного задумавшись, продолжила,- да и отжила.
  - Да, что Вы такое говорите? Вот подлечитесь и ещё поживёте.
- Да нет, я уж и так задержалась на этом свете. Много я пожила, у меня уж и правнуки большие. Много пожила, много  повидала всего…  Я ж ещё при царе родилась.  Бедно жили.  Замуж вышла, а его семья ещё беднее нас. Степан в батраках был, год ему надо было ещё отработать. Вот свекровь и говорит: « Иди - ко и ты Анисья  с мужем, вдвоём за пол года отработаете». Я и пошла…  Только, только жить хорошо начали, дети родились. Степан то меня жалел… Да, война началась … Работали ведь день и ночь. Мужиков то наших война забрала. Многих побило, - она помолчала, потом снова продолжила,- Двоих братовьёв моих убило, один без ног остался. Мамака с тятякой уж как рады были,  хош один вернулся… А муж мой и деверь, там остались. Тятяку на войну не брали, в Гражданскую он воевал без руки остался…  А я со свекровью, да свекром так и прожила. Детей то я только троих успела родить…да один в младенчестве помер.
    Она снова замолчала, закрыла глаза. Света сидела и ждала, молча. Старая женщина всё лежала  с закрытыми глазами. Света уж подумала, что бабушка уснула, как она снова заговорила:
 - …Жили то мы душа в душу. Сейчас-то так и не живут! Всё куда-то бегут, торопятся, деньги зарабатывают. А душевного лада меж ними и нет. Да и дети, почитай без ласки растут, с чужой тётёй в садике. И научить то хорошему их и не кому, как в семье то себя вести. Один не спустиха другой задириха.  А ведь уступать надо и прощать. Кто, ни без греха?.. – снова помолчала,- …А в войну то тяжело было.  Да, а кому легко-то?!   На быках, да на коровах  землю пахали. Лошадей и тех не было. А то и на себе лямку тянули… Только и спасались верой да молитвой…  Это ведь сейчас учат, Бога нет. А ведь я  в школе закон Божий учила.  Какая у нас церковь была, красивая, с колокольней. Как воскресенье так на службу все. А потом всё разрушили. Сначала склад в церкви устроили, а потом на  кирпичи разобрали…   А в войну то, как молись!..-  помолчав, продолжила.- Разрушать то оно всегда легче, хош здание какое, хош… семью…  Уморила я тебя своими разговорами? Да это ты, небось, всё в книжках читала, да от бабушки своей слышала. 
 - В книгах читала. А бабушки у меня нет. Она в войну погибла…и дед - тоже. Родители у меня были детдомовские.
- Ты с ними живёшь?
 - Нет. Они в аварию попали несколько лет назад.
 - Стало быть, сиротка… Ну, прости меня старую, не знала. А сестра, брат есть?
  - Сестра - старшая. Она работает учительницей в другом городе.
  - По направлению послали, отрабатывать?
  - Нет…- Света помолчала,  ей захотелось рассказать всё о себё, об Оле и Павле. Ей так хотелось с кем ни будь поделиться. Подружкам  такое не хотелось говорить. Тёти Любе то же. И она всё, всё рассказала этой незнакомой бабушки.
- Ну, доченька, какое вам с сестрой испытание Бог уготовил,- посочувствовала старушка. -  Как я могу, грешная,  судить. Правильно вы сделали или нет. Уже всё сделано. После драки кулаками не машут. А вот если мой совет хочешь, я так тебе скажу: В унынье не вдавайся, а сходи ко ты в церковь, свечки поставь, да помолись хорошенько. Да к батюшки бы не мешало б подойти на исповедь. Оно глядишь и полегчает.
-  Я там ни разу не была.
- А, и всё всегда бывает в первый раз. Комсомолка, небось, и крестик не носишь?..  Да и кто тебя научит, раз сиротка. В школе про церковь не говорят. А ты послушай меня, старую, мне уж помирать скоро. Пересиль себя, да и сходи…  А, я вот не спрошу – может ты некрещёная?
 - Крещёная. Тетя Люба, мамина подруга, и моя и Олина, крестная.
 - Ну, это хорошо. Помни мои слова, - она подняла руку и перекрестила Свету, - Господи благослови рабу божью. А я смотрю на тебя, хорошая старательная, все угодить норовишь. Улыбаешься, а глаза грустные.
     У Светы, почему то подступил комок к горлу, но она справилась и сказала:
 - Спасибо.
        Когда Света пришла с выходного на дежурство, на кровати, где лежала бабушка Анисья, была уже другая больная.
  - Выписали? – спросила она дежурную.
  - Вчера утром умерла. Такая хорошая бабушка была.
  - Да, хорошая, сказала Света, скрывая слёзы.
      А ещё через несколько дней к ней подошла молодая женщина, назвавшись, бабушкиной внучкой:
  -  Меня звать Наташа. Я по просьбе бабули, она просила передать Вам вот это, - и она передала ей конвертик.- И если Вам нужна будет помощь, приходите к нам. Я на конверте написала адрес и телефон.
 Да и просто так приходите.
      В конверте лежала иконка Божией Матери, крестик и записочка, написанная старческим не равным подчерком: «Доченька, прими моё благословление и прости меня Христа ради р. б. Анисью».
 

     Света подходила к церкви. С каждым шагом ноги шли всё медленнее. Внутри все трепетало. Она хотела идти, но в голове было какое-то сопротивление, было стыдно, что ли. Ей казалось, что все смотрят на неё. В какой-то момент, она остановилась, хотела повернуть назад, но вспомнила слова бабушки Анисьи: «Сходи в церковь… полегчает» Пошла дальше, преодолевая дрожь во всём теле.
      Она шла по противоположной стороне от церкви и уже собиралась переходить дорогу, как увидела, что из ворот церкви выходили люди. «Наверно, закончилась служба»- подумала Света. Она стояла и смотрела, ни в силах была сдвинуться с места; ни повернуть назад, ни пойти вперёд. Вдруг увидела, что к ней идет какая-то девушка в платке и улыбается. Это была Наташа.
  - Здравствуйте, Света. В церковь?
  - Да, но, наверное, уже нельзя, поздно. Я ни когда не была…  в церкви.
  - Служба закончилась, но ни когда не поздно. Идём я всё покажу. Платка нет?- увидев на шее шарфик, сказала,- вот его и покрой. Идём.
 Бабуле вчера было сорок дней, приносили сюда поминать, вот посуду забрала.
      Остановившись у входа в церковь, Наташа перекрестилась. Света стояла рядом, не смея поднять руку, только подумала, хорошо, что встретила Наташу, сама, скорее всего, повернула бы назад…
         Перед сном Свете вспомнился весь прошедший день. Вспомнилось всё волнение, которое она испытала перед церковью.
Наташа водила её по храму, так она называла церковь. Называла  иконы святых, что-то о них рассказывала, а что, Света сейчас ни чего не помнит. После церкви Наташа пригласила её к себе домой. На прощание обещали звонить друг другу, и в следующий раз на службу пойти вместе.
    Вечером у подъезда её ждал Игорь:
 - Ты далёко пропала?
- В церкви была,- призналась Света.- Ты меня осуждаешь?
- С чего ты взяла. Я то же ходил… с друзьями… правда из любопытства, но мне понравилось. А тебе как?
 Света пожала плечами, ей не хотелось говорить об этом. Для неё это было, что-то такое, что она еще и сама не знала, и не могла выразить словами.
- Пойдем, сходим, прогуляемся? Может в кино?
- В кино не хочется.
- А в парк? Я завтра уезжаю, уже билет взял.
- Ты же говорил, в среду.
- На среду билетов не было. А дальше… на работу опоздаю.
- Жаль.
- Правда?! Ты будешь скучать?
- Буду.
- А писать?
- Посмотрим!- лукаво  улыбаясь, ответила Света. Ей было с ним хорошо спокойно и просто.

                (начало 1-5. продолжение след.)


Рецензии