Солнечный удар

Чем хороши "Книжные аллеи" на Малой Конюшенной улице? Можно на свежем воздухе почитать интересующие тебя книги.
Вот и моё внимание привлекла книга "Солнечный удар".Это сборник произведений Ивана Бунина, который включает в себя знаменитый дневник "Окаянные дни",написанный им в Одессе, и избранные рассказы.
Рассказы начинаются как раз с "Солнечного удара", а обложка сборника оформлена как постер к фильму Никиты Михалкова.
Даже само оформление обложки показывает и связь с фильмом, и то,что Михалков,скорее всего, в курсе именно такого по содержанию бунинского сборника.
Значит,книга это обоснование идеологической стороны киноленты.
Таким образом, можно считать этот сборник литературным сопровождением фильма,который вызвал оживлённую реакцию кинокритиков и зрителей.
Когда посмотрел фильм по телеканалу "Россия", а затем отрывки из него на юбилее Михалкова, то в память врезалась сцена диалога в уже уходящей на морское дно барже двух белых офицеров. Тем более, именно на ней режиссёр остановил внимание зрительского зала.
Безусловно, по эмоциональному накалу сцена снята мастерски.
Один из офицеров,видимо интуитивно предчувствуя скорую смерть, горячо доказывает собеседнику, что "мы сами, собственными руками, вот этими руками" подготовили падение российской империи в бездну. Что, видимо, русская интеллигенция,литературная элита сами виноваты в происходящем, в том, что баржа с офицерами затапливается Землячкой и Бела Куном.
Мне было интересно посмотреть "Окаянные дни",чтобы найти те высказывания Бунина, на которых создатели фильма выстроили такую концепцию вины, когда жертвы обвиняют себя, а не своих палачей.

Действительно, Иван Бунин крайне критически высказывается и о современных ему знаменитостях, и о русских литераторах XIX века. Обвиняет их в очернительстве фигур чиновника, помещика, купца, городового и т.д. Собственно, такая тенденция возложения крушения российской империи в 1917 на литературу XIX века прослеживается и у В.В.Розанова с его обличением произведений Гоголя, и у А.И.Солженицына.

Бунин нелицеприятно пишет о Маяковском, Брюсове... Важно, что и к антисемитам его, безусловно,нельзя отнести.
Но всё же? Насколько правомерно было решение Михалкова свести в одном киноповествовании текст рассказа "Солнечный удар" и трагическую судьбу десятков тысяч расстрелянных и утопленных в Крыму белых офицеров?
Замечу, что рассказ написан Буниным в 1925, когда он уже наверняка знал о крымской трагедии. Кстати, в рассказе самом содержится только любовная история, в нём нет описания крымских событий.
"Окаянные дни" это документальное доказательство крайне резкой и критической оценки Буниным практики действий ЧК в Одессе. Достаточно почитать эти страницы.
Да, Бунин выступает против черносотенцев, но и подобострастия перед одесскими чекистами у него нет.

Землячка в изображении Михалкова предстаёт истеричной женщиной,не более того. Скажем так, сумасшедшей. С которой особого спроса быть не может.
Возможно, это моя субъективная оценка, но в фильме сцен с её участием мало. И акцент сделан именно на её неадекватности.
А ведь Землячка была крайне фанатичной и идеологически подкованной. Смотрю на её фотографию в книге "У кремлёвской стены" (Москва, Издательство политической литературы, 1974, стр.218). Тяжёлый мужской подбородок, жёсткий взгляд сквозь пенсне. Розалия Самойловна Землячка стала революционеркой в 17 лет. Она сидела в тюрьмах Киева, Москвы, Петербурга, но каждый раз,выйдя на свободу, продолжала борьбу против самодержавной монархии. В 1901 г. Ленин предложил Землячке стать агентом "Искры" в Одессе. Работа, проведённая энергичной подпольщицей и её товарищами, привела к победе "искровцев" в Одессе и в крупном промышленном центре Юга - Екатеринославле. На II съезде РСДРП Землячка отстаивала ленинскую линию, а после съезда была кооптирована в состав ЦК партии, вела непримиримую борьбу против меньшевиков.
1918 год. В полк, отказавшийся под влиянием эсеров выступить на фронт против белочехов, прибыла невысокая, худощавая женщина в пенсне. Это была известная коммунистка-политработник Землячка. Потребовав у командира немедленно собрать полк, она произнесла речь перед бойцами. Полк выехал на фронт.

Так какова степень вины русской литературы XIX века и российской интеллигенции,расшатывавших по мнению Бунина и других общество, за кровавый кошмар гражданской войны, за массовые убийства в Крыму?
Не могу согласиться, что эта вина целиком и полностью на них. Слишком опасен и коварен оказался такой враг, которого можно представить собирательным образом Землячки.
Мне представляется произвольным и необоснованным трактовка Михалковым самых трагических страниц нашей истории. Да,сделанная с большим художественным мастерством, но совершенно необоснованно привлекающая классика Бунина и его "Окаянные дни".
Бунин вряд ли согласился бы с таким "примирением" жертв и палачей.
Возможно, киномастер ещё выскажется на эту тему.


Рецензии