Страсти по Серову
Бывая в Москве я всегда стараюсь выполнить определённую культурную программу. Обязательными пунктами в ней являются посещение Музея изобразительных искусств имени Пушкина, галерея «Европа, Америка ХХ век» и Третьяковки на Крымском валу. По времени, а его как всегда не хватает, стараюсь посетить и Третьяковку в Лаврушинском: постоять перед «Золотой осенью», «Над вечным покоем» Левитана. Открыл для себя очень интересного художника - Борисова – Мусатова. Его картины завораживают и одновременно несут в себе предчувствие грозных, трагических времен.
Очень люблю импрессионистов: Эдуарда Мане, Клода Моне. Можно долго любоваться движением света в картинах мастеров. Завораживают « Голубые танцовщицы» Дега.
По случаю новогодних каникул в основной корпус Пушкинского очередь стремящихся к прекрасному могла конкурировать с очередью в Храм Христа Спасителя. Экспозиция «Европа, Америка ХХ век» такой популярность не пользовалась, простоял в кассу всего минут двадцать.
В Третьяковку на Крымском валу попасть не удалось. Пришел в первый день, посмотрел на громадную очередь и ушел. Тем более в этот день сыновья меня вели в Сандуны. Сандуны также наше культурное наследие.
На следующий день я был полон решимости исполнить свое желание. Простоял более полутора часов, одет был по- сибирски тепло и дискомфорта от московской зимы не испытывал. Дискомфорт стал появляться, когда очередь подходила к дверям: люди втискивались в щель дверей, вольно – невольно наступали друг другу на ноги. По мере продвижения к двери состояние дискомфорта всё усиливалось. Уже у самой двери, за стеклом увидел битком набитый тамбур. Это уже была не благостная очередь, а нечто другое. С детства у меня было развито чувство неприятия толпы и я вышел из очереди.
Так мне и не удалось увидеть радостного, солнечного «Павлина» Гончаровой, что выставлен в первом зале, полюбоваться « В голубом просторе» Рылова, ощутить свет картин Юона, размах и нежный свет «Новой Москвы» Пименова, почти физически ощутить свежесть кожи молодой женщины в «Весне».
Вы, наверное, заинтересуетесь, почему я назвал публикацию «Страсти по Серову». Искусство надо познавать в тишине и, желательно, в одиночестве, хотя бы на расстоянии вытянутой руки. Но познать и почувствовать его в переполненных залах невозможно!
В Лаврушинском есть постоянная экспозиция из пятидесяти работ Серова. Обычному любителю живописи достаточно и пятидесяти картин, чтобы познакомиться, полюбить или остаться равнодушным к творчеству мастера. А когда человек «влюбляется» в картину, так он приходит, чтобы пообщаться с этой одной, «любимой». Остальные - фон, приятный для глаз, познавательный!
Возможно, что среди ста тысяч (по данным СМИ), посетивших выставку и будет несколько сотен истинных поклонников таланта Серова, своего рода фанатов, сюда можно прибавить людей, у которых именно сейчас появилась возможность увидеть нечто, что они больше не увидят. Или всё проще: требование римской черни «Хлеба и зрелищ !», или проще: сказать небрежно или с гордостью в кругу знакомых: «я была (был) на выставке Серова". Обычная ярмарка тщеславия.
Ещё один ответ находим в интернете, две девушки с экзотическими именами: «Мы прилетели из Благовещенска. Серов рисовал царскую семью. Это не каждому доверяли».
Так что ларчик открывается просто: « Да здравствует царь – государь, Император всея Руси». И главный идеолог и организатор выставки господин Мединский с завидным упорством протаскивает монархическую идею на Русь. А для этой цели все средства хороши. Громадная толпа, модуль МЧС для согревания озябших с кашей и чаем. В субботу толпа двери сломала. Возможно, в следующую субботу двери рухнут и кого -нибудь придавят. Что ж искусство требует жертв!
В этом году планируют провести ещё две подобных выставки. Очень печально!
Опечаленный грустными мыслями и несколько замерзший решил зайти в давно приглянувшуюся многокупольную церковь, что здесь же, на околице Музеона, рядом с Президент-отелем. Церковь Николы в Голутвине. Храм конца 17 века привлекает строгостью и изяществом. Внутри не рябит от пестроты икон. Службы не было и посетителей тоже. Две местных служительницы и пожилой мужчина, что - то раскладывали на столике. От старых белокаменных стен исходила тишина и покой.
Свидетельство о публикации №216052501151
Интересная у Вас страница))
С уважением и теплом)
Лена Дубровская 19.02.2023 13:26 Заявить о нарушении