Жизнь это не чудо, не случайность A. Zatloukal

  ЖИЗНЬ – ЭТО НЕ ЧУДО,  НЕ СЛУЧАЙНОСТЬ   
                Artur Zatloukal

       Прошло более 200 лет с тех пор как родился Чарльз Дарвин(1809г.) и более 150 лет с тех пор как была опубликована книга с его шокирующей теорией эволюции. Книга, которая одним махом «поставила на голову» существовавшие до той поры представления солидных ученых, а ещё  более представления маститых богословов. Теория о том, что все организмы возникли естественным путём, путём постепенного эволюционного  развития поразила биологов и кровно оскорбила церковные круги. Казалось бы что за прошедшие полтора века споры должны поутихнуть и обе стороны попривыкнуть друг к другу. Но нет. Как и раньше в последние годы в мире идёт яростный бой между сторонниками, отстаивающими  достоверность Библии, понимающих её  буквально, и дарвинистами. Бой ведётся всеми средствами, от серьезных дискуссий с едкими насмешками до нечистоплотных выпадов и мошенничества.

                ДАРВИН ПРАВ?

       Когда в 1859 году в Англии вышла книга Чарльза Дарвина "Происхождение видов путем естественного отбора или сохранение благоприятных рас в борьбе за существование", то она вызвала шок в научных, богословских, да и во всех интеллектуальных кругах. До тех пор объясняли мир просто: Земля была создана около 7000 лет назад в течение шести дней - и точка. Например, в 1650 году ирландский архиепископ Ашер писал: «В начале Бог сотворил небо и землю, что должно было быть по нашему летоисчислению в начале ночи 23 октября 710 года по юлианскому календарю, то есть 4004 года перед Христом» (1). Человек вместе с другими организмами был непосредственно, и в его нынешнем виде, создан Богом в течение одной недели как точно и буквально повествует первая глава Библии Бытие. Всё созданное является согласованным и взаимно друг другу соответствующим.

       Дарвин это строение разрушил и стал мишенью для враждебных консервативных кругов. Его теория о том, что различные виды жизни возникают при естественном развитии – в «борьбе за существование», когда наиболее приспособленные организмы выживают и могут размножаться дальше. Их потомки снова путём естественного отбора «отбираются» как более приспособленные и т.д., пока не происходит изменение одного вида в другой. Доказательства, которые Дарвин собрал об эволюции, были настолько убедительными и многочисленными, что научное сообщество было убеждено в существовании эволюции около пятнадцати лет со времени публикации этой работы. Двенадцать лет спустя, последовала еще одна работа, вызвавшая спор – «Происхождение человека и половой отбор» темой её стала, если сказать кратко, «возникновение человека от обезьяны», а именно утверждение о том, что люди и приматы имеют общего предка.

       Дарвин был добросовестным и честным ученым, но от своего времени и до нынешнего его теория вызывает  много самых разных эмоций. На идее «выживания самого приспособленного» построены расистские и самые бесчеловечные направления в жизни (2). Другие, наоборот, говорят что последователи Дарвина совершали ошибки и мошенничества, чтобы доказать справедливость его теории, например, поклонник Дарвина Е.Геккель сфальсифицировал рисунки позвоночников эмбрионов  животных так, чтобы из них следовало, что на ранних стадиях они постепенно проходили через все этапы развития. Эти рисунки автоматически попали в учебники и только недавно фальсификация была раскрыта как «одно из самых громких мошенничеств в биологии» (3). Другим известным случаем подобного мошенничества стала ночная бабочка берёзовая пяденица, приклеенная фотографом к коре ствола так, чтобы продемонстрировать её приспособляемость к тону своего окружения - хотя, как оказалось, на стволах эти бабочки на самом деле не живут и цвет их крыльев не связан с «дарвиновским приспособлением» к цвету коры (4).

       Но с объективной точки зрения, у теории Дарвина как таковой есть слабые места. Самым серьезным из них является тот факт, что по мнению Дарвина природа не делает скачков, изменения происходят постепенно. То есть, попросту говоря, из ящерицы может развиться крокодил только  последовательными небольшими шагами. Тем не менее, это не соответствует действительности; в палеонтологических находках скелетов и окаменелостях мы не найдём ни одного промежуточного вида ящерокрокодила - наоборот, мы видим только отдельные виды животных и резкие скачки между ними.

       В этом контексте, нам очень интересно посмотреть на, так называемый, Кембрийский эволюционный взрыв. После более чем трех миллиардов лет, что представляет собой шесть седьмых времени жизни на Земле, океаны были населены только бактериями и примитивными водорослями. Но потом вдруг, 530-550 миллионов лет назад, началось бурное развитие организмов. В кратчайший период времени, в течение около 10-20 миллионов лет, что в геологическом масштабе соответствует мгновению, «вдруг» появляются самые разнообразные группы, уже сегментированных и дифференцированных форм жизни. Этот эволюционный «большой взрыв» наука не может объяснить, но что-то необыкновенное должно было  в то время происходить и стимулировать эволюцию к такому гигантскому скачку. Кембрийский взрыв создал основу всех существующих сегодня форм растений  и  животных. От этого кембрийского рубежа жизнь быстро развилась через беспозвоночных, рыб, рептилий  до  млекопитающих(5).

                В БИБЛИИ ДОЛЖНА БЫТЬ ИСТИНА

       Около 45 процентов американцев сегодня, по данным опроса института Гэллапа, изучающего общественное мнение, всерьез считают, что «люди не эволюционировали, а созданы Богом в их нынешнем виде, около 10 000 лет назад». В апреле 2005 года в Арканзасе был открыт «музей мировой истории», который рассказывает посетителям о том, что «динозавры и люди существовали в одно и то же время» и что ранний вид динозавров, хотя Библия и не упоминает об этом,  находился в Ноевом ковчеге. Подобные музеи строятся в Техасе и Кентукки(6). Согласно другому исследованию тридцать восемь процентов американских старшеклассников считают, что человек был создан Богом непосредственно в его нынешнем виде не более десяти тысяч лет назад (7). В США, продолжается успешная борьба за включение такой интерпретации сотворения мира в школьную программу(8).

       Сторонники мнения о создании мира - креационисты - делятся на несколько групп разной степени умеренности ... или может быть упрямства. Ортодоксальные креационисты утверждают, что Земля очень молода, и ей около шести тысяч лет, и что она была создана за шесть дней. Человек вместе с другими организмами был непосредственно,  в его нынешней форме, создан Богом, и первая глава Бытия является более или менее достоверным описанием этих событий, «дневниковыми записями» о том что тогда происходило. За короткий период в истории Земли произошёл планетарный потоп, в  котором погибли все люди и все животные, за исключением тех, что были в Ноевом ковчеге. Находки костей динозавров и других вымерших животных креационисты объясняют тем, что они остались от этого глобального наводнения. Никакого другого развития не существует, и создание новых организмов закончилось шестым  днём.

       Умеренные креационисты допускают, что Земля стара и ей 4,6 миллиарда лет, но настаивают на том, что каждый вид  животных или растений был создан прямым вмешательством Бога в их нынешнем виде. Некоторые признаки эволюции, такие как различные породы собак или голубей, умеренные креационисты согласны объяснить эволюцией, но большие изменения эволюцией объяснять отказываются - большие группы организмов были непосредственно созданы по их мнению Богом. Даже умеренный креационизм полагает, что развитие остановилось, что новые виды уже не возникают и сотворение закончилось.

       Ортодоксальный креационизм отстаивают люди очень верящие в дословную достоверность Библии и они с  большим усилием отыскивают аргументы в свою пользу: возраст Земли является спорным - геологи и палеонтологи  в датировке возраста по горным породам, а значит и в своих выводах, просто ошибаются; магнитное поле Земли было раньше сильнее, и ранее 10000 лет Земля должна была бы быть поэтому непригодной для жизни; скорость света во Вселенной уменьшается, поэтому около 6 тысяч лет назад она приближалась к бесконечности, а значит Вселенная  тогда не могла появиться; устройства, установленные на Луне, выявили  там вулканическую активность, а значит Луна еще остывает, и ей не может быть 4,5 миллиарда лет; у всех народов  в народной памяти остались воспоминания о гигантском всемирном потопе ... и т.д.(9)

                РАЗУМНЫЙ  ЗАМЫСЕЛ

       Особой и весьма примечательной группой креационистов являются сторонники, так называемого, интеллектуального вмешательства («интеллектуальное вмешательство в развитие - ID»): эволюция не может быть объяснена лишь физическими законами, но к ним нужно добавить и Божественное вмешательство. Таким образом, эволюция происходит, но Интеллектуальный Конструктор её направление тщательно контролирует и время от времени «подталкивает», и это происходит вне известных законов, или - и это очень хорошая идея - в рамках законов; например, мутации, вызванные радиоактивным распадом.

       Приверженцы ID являются верующими, но буквальное толкование Библии считают несостоятельным. Например, если Бог создал «большой светильник как правителя дня и малый светильник как правителя ночи» (Быт 1:16) в четвертый день - какими тогда они были в первые три дня, и что мы должны представлять, читая слова «был вечер, было утро, день первый» (второй, третий)? В Быт 1:27 Бог создал человека «как мужчину и женщину», но в следующей главе,  Быт. 2:18, Адам вдруг оказался в  раю один - и тогда Господь Бог, наслав глубокий сон на человека, «из ребра, которое он взял у человека, создал Бог Яхве женщину» (Быт 2:22). Биолог поэтому должен как то «переварить», как сравнительно большую женщину можно создать из ребра сравнительно малой реберной кости Адама. И если творение приходит к смерти из-за греха Адама, то были ли все животные перед возникновением человека: трилобиты, археоптериксы и динозавры, бессмертными? Каин после убийства Авеля идет к земле Нод (Бытие 4:16), где он женится. На ком? И после убийства Авеля он получает на лоб, «знак Каина, чтобы первый встретившийся не убил его» (Быт 4:15). Но кто бы это мог быть(10)?

       Приверженцы ID это ученые, которые не могут принять чистый дарвинизм. Биохимик М. Я. Бих изложил в интересной книге «Чёрный ящик Дарвина» несколько проблем, которые не может объяснить постепенная эволюция, движимая только «выживанием наиболее приспособленных особей» (10). Одной из них является понятие «неупрощённой полной системы». Представьте себе мышеловку: она состоит из дощечки, пружинки, хомутика, жестянки с приманкой. Она будет работать только тогда, когда будет полной, т.е. в полном составе. Если мы хотим создать её постепенную эволюцию по Дарвину, то не сможем сделать это иначе как методом проб и ошибок. С чего мы начнём? Упраздним, например, дощечку в надежде, что какая-нибудь мышь поймается? Или мы улучшим её свойства, если добавим пружину, помогая «многочисленными последовательными незначительными изменениями», на которых настаивал Дарвин? Нет, ловушка будет работать только с момента включения в её состав последней её части. Тот, кто её собирает, должен иметь представление, прообраз готовой ловушки. В биологии существует множество таких систем, которые будут действовать только с момента «включения  последней составной части». Например, жгутик, который позволяет бактерии двигаться, является готовой молекулярной машиной, состоящей из множества составных частей (от 30 до 40 белков), которые сами по себе, без остальных, не представляют ценности; у жгутика нет никакого предшественника, из которого он мог бы развиться. Или, например, процесс свертывания крови в ране ,когда мы порезали палец, является прекрасным взаимодействием многих действующих биохимических процессов, из которых нельзя упустить ни единого.

       М. Я. Бих делает вывод: существование мыслительного прообраза достаточно ясно указывает не на природу. Результатом развития является, так называемая, направленная эволюция. Вывод имеет философское и богословское значение, и поэтому  многие люди его не воспринимают. Автор плана - по-видимому Бог - все же может действовать в рамках естественных законов, даже если кажется, что они нарушаются, то только потому, что способы и пути их реализации нам, людям, ещё не известны.

            ЧТО ГОВОРИТ ОБ ЭТОМ  ПОСЛАНИЕ ГРАЛЯ?

       Автор Послания Граля Абд-ру-шин (11) подчеркивает, что  материальный  видимый мир вокруг нас не является  ни единственным, ни самой важной частью всего существующего творения. Наоборот, он является последней и самой удалённой частью. Поскольку наука ограничивается только исследованием вещественности, то она должна приходить к частичным, противоречивым и неопределенным теориям. Только тогда, когда в образ мира войдут  и тонкие «высшие» уровни, тогда мы сможем получить полное представление о мире, о жизни и своем месте в нем; и это будет полезно, не только для удовлетворения своего любопытства и  расширения кругозора, но и для самой нашей жизни как человеческих существ.

       Ключом ко всем событиям в творении является ИЗЛУЧЕНИЕ. Оно является источником жизни, существования, движения, развития и строительства, как и поддержания естественного порядка в мире.

       Творение возникло когда Создатель, Бог, проявил свою волю словами: «Да будет Свет!» и эта воля сразу же стала деянием. Оно возникло из Божественного излучения, находящегося под огромным давлением и содержало его творческую волю, как  жизнь, вынесенную в прежнее небытие. Из этого излучения  начинает выпадать осадок, уплотняться и формироваться мир, более четкие очертания принимает уровень творения ближайший к Богу, способный выдержать более высокое давление и высокую температуру. Этот уровень возникает первым, и он много совершеннее чем наша Земля; Абд-ру-шин называет его первозданным творением или пратворением. Это первичное деяние Бога в творении, создание прообраза для следующих возникающих уровней. Всё, что возникло позже и «ниже», имеет свой прообраз на этом уровне пратворения;  существуют там, поэтому как существа, так и ландшафты, и всё это гораздо совершеннее  материального; ведь они появились первыми «из рук Бога». У обитателей пратворения нет других желаний, кроме как жить по воле Бога, и они являются для всего творения - и для нас, людей, - идеалами и помощью.

       Этим из творческого излучения отделилась его сильнейшая, самая горячая часть, и оно распространялось  дальше уже более охлаждённым, следующий уровень уже смог его «переносить». Так на больших расстояниях от источника излучения постепенно формировались следующие уровни, каждый как отражение прообраза высшего, предыдущего.

       Один из этих уровней является тем, что в Библии называется Раем. Оттуда происходим мы, духовное человечество; оттуда нас ласковые руки проводили когда мы очнулись от бессознательности и затосковали по  сознательному бытию. Мы должны были опуститься дальше вниз, в более плотные области, для созревания, накопления опыта чтобы сдать экзамены в школе жизни. Сюда мы  вновь должны вернуться, но уже не бессознательными семенами, а взрослыми, зрелыми личностями, пережившими соприкосновения с добром и злом, и выбравшими  путь к Богу, дарующему всякую мудрость и добро.

       В конце этого огромного пути пройденного излучением, как последний уровень, возникает вещественность, то есть Вселенная. Далее следует та же схема, что и при возникновении всего творения - сначала излучение находится в раскалённой  форме и под высоким давлением, это, так называемый, «большой взрыв», при постепенном расширении температура опускается и образуются туманности, солнца и планеты. При этом, материя как таковая, не  несёт  в себе самостоятельной жизни, она как пластилин, ожидающий формования, обработки. И она тем не менее является плодом излучения, возникла из него, оно через неё проходит и сама материя испускает  собственное излучение,  в изменённом и ослабленном виде.

       В конце этого подготовительного периода возникает Земля, пустая планета с морями, вулканами и скалами, готовая к принятию жизни. Существенно для возникновения жизни на Земле, а правильнее сказать, для ПРИНЯТИЯ жизни на Земле,  было излучение воды и камней. До тех пор жизнь текла незримо вокруг в потоке излучения Творца, не имея возможности закрепиться на земной поверхности. Только когда изменилось излучение её поверхности, Земля получила животворное излучение содержащее в себе жизнь, и возможность соединения его с земным излучением. Это был период, когда в воде зародилась жизнь, появились семена жизни. Как и откуда?

                ВИДИМЫЙ ИЗ НЕВИДИМОГО

       Если внести в теплое помещение холодный предмет, например, бутылку из холодильника, то на её поверхности  начинают конденсироваться капли воды. Появились они не случайно - в воздухе вокруг нас есть водяной пар, то есть вода, но пока в невидимой форме. Только путем охлаждения пар превращается в воду и становится видимым для наших глаз. У неё иные свойства, чем у пара, она более плотная, её можно налить в сосуд, отмерить, пить или  использовать иначе, в отличие от пара невидимого и непонятного. Тем не менее, и то, и другое это всё та  же вода, только в другом состоянии. Подобное чудо повторяется при замерзании воды, вода вдруг становится твердой и неподатливой. И при этом  - остаётся водой. Таким образом, вода наследует тот же принцип,  который заложен во  всём творении.

       И наш материальный мир окружен более тонкой невидимой средой, из которой постоянно черпает энергию, для вдохновения, усиления своего восприятия и мыслей хороших и плохих. Силы из тончайшего «другого места» следуют за нашим излучением, усиливая нашу волю и тем самым помогая нам, но рулим своим кораблём мы сами. Таким образом, сила «из другого мира» нам может помочь двигаться  как к добру, так  и  ко злу, если туда мы направим свой руль.

       Жизнь возникла – по сути была принята – не в одной точке на Земле, но везде, где излучение земли позволяло. Сначала в воде, а затем на суше, из творческого излучения Бога осаждались семена или зародыши простейших организмов, позднее, лишайников и мха. Из-за выветривания поверхности камней возник слой гумуса, что потом способствовало изменению излучения, проникающего на поверхность скал, и это помогло в принятии семян других растений. Так началась старательная работа в мастерской природы, стремление при дальнейшем развитии  создать картину всё более совершенного уровня, чтобы в нём отобразилось всё то, что уже  давно существовало в более тонком состоянии.

       И, наконец, излучение океана и джунглей богатых растениями, настолько изменилось, что позволило появиться икре первых рыб, а позднее и яйцам наземных животных.  Материальное яйцо и эмбрионы животных находились незримо в самом  текущем излучении, но только во время благоприятного излучения окружающей среды, как водяной пар, они начали осаждаться, и становились грубо-вещественно существующими; и вот - вдруг они появились здесь как бы из яйца, которого нет.

                A МЛЕКОПИТАЮЩИЕ?

       Когда мы говорили о различных уровнях творения, мы перескочили через один из них, важный для развития жизни: если посмотреть из вещественности вверх против течения излучения, по направлению к источнику жизни, то первым, самым близким уровнем окажется уровень, в котором готовятся прообразы животных. Там же находятся дремлющие души животных, ожидающие возможности воплощения, жизни. Излучения, проходящие через этот уровень, управляют дальнейшим развитием жизни в материи так, чтобы и на Земле возникли по прообразу тела животных.

       Развитие млекопитающих поэтому происходило подобно тому, как в своё время изложил Дарвин - каждый вид животных в суровых условиях на Земле развивался, совершенствовался, что позволяло воплощаться соответствующим душам животных в таким образом подготовленные тела. Но только в рамках своего вида. Затем в момент, когда животные достигали определенной стадии развития, происходил скачок - в эмбрионы воплощалась душа другого подобного вида. Например, щенки начальной примитивной собаки получали ещё до рождения души лисиц, а затем развивались как вновь возникшие  животные - лисицы.

                А ЛЮДИ?

       Прообразом  человека являются прасотворённые существа, сотворённые по «образу  Божьему». Поэтому с самого начала был дан и образ человека, и определено то направление, в котором он должен  развиваться. Его  развитие  началось с подготовки тел обезьян, которые подобны человеческим телам, и  это развитие шло до  наивысшей возможной границы сходства с людьми. Излучения крови этих продвинутых обезьян приблизилось к излучению человеческой крови. В это время и произошёл скачок - в эмбрионы  человекообразной обезьяны воплотились первые человеческие эмбрионы, человеческие души. Они смотрели на мир человеческими  глазами, у них была потребность выпрямиться, использовать инструменты, рисовать на стенах пещер, им требовалось развить чувства, которых животные не знали. Началась эра человека.

       Только у человека была способность  соединить духовный мир, из которого он пришёл, с материальным миром, совершенствовать материю в пределах своей досягаемости с помощью своих чувств и мудрости. Он должен был принести благословение своему окружению, потому что нёс в себе эту самую высокую способность и потому, что это было его естеством. Это был план Творца,  человеком, как короной, венчающий  вещественное творение  и  само творение. Нам  щедрой рукой дарован был сад, чтобы мы стали  в нём хорошими садовниками, продолжая  своё совершенствование, как к радости окружающих, так и  своей.

       Не трудно увидеть, что мы в этом саду плохо потрудились и что теперь мы пожинаем горькие плоды вместо вкусных фруктов; это теперь видит почти каждый. Труднее распознать всю глубину нашего провала в ткани творения, и еще тяжелее решиться на изменение. И знать какой дорогой идти. Это сегодня мало кто может сделать; и все же нет другого пути для того, чтобы избежать надвигающиеся катастрофы, кроме как открыть для себя волю Божью, которую нам указывают его законы, и жить по ним.

       Если мы выйдем вечером  и посмотрим на звездное небо, то нас наполнит трепет и восхищение вселенной; еще большее благоговение к Творцу мы почувствуем, если знаем о миллиардах световых лет,  скоплениях галактик,  взрывах сверхновых, пульсарах, большом взрыве и черных дырах. Подобное благоговение  к Богу нас можем  наполнить и за Его мудрое деяние творения, и  того дара жизни, который мы в большой мастерской  творения получили.

Autor: Artur Zatloukal



Literatura a odkazy:
1) Siegfried Hagl: Kdy; to nebyl z;zrak, co to tedy bylo? V;voj ;ivota. Integr;l Brno, vyjde v r. 2009
2) P. K;brt, J. Zrzav;: Je kreacionismus v;deckou alternativou evolucionismu? http://literarky.cz/?p=clanek&id=703
3) J. Wells: Survival of the Fakest, The American Spectator - December 2000
4) J. Wells: Second Thoughts about Peppered Moths, The Scientist 13, no. 11 (May 24, 1999)
5) J. Svoboda, Toronto: Na prahu t;et;ho p;echodu – reflexe o smyslu evoluce a budoucnosti lidstva. http://www.elabs.com/van/vk-svoboda-na-prahu.htm
6) G. Monbiot: Evoluce nebo kreacionismus? http://www.blisty.cz/art/24593.html
7) M. V;cha: Darwin a prvn; kapitola knihy Genesis  http://literarky.cz/?p=clanek&id=1106
8) 9) T. Selskij: U;en; o stvo;en; sv;ta, Pravoslavn; Rus 16-17/1996 http://www.pravoslav.gts.cz/spirit/stvoreni.htm
10) M. J. Behe: Blind Evolution or Intelligent Design? http://www.discovery.org/a/1205
11) Abd-ru-shin: Poselstv; Gr;lu „Ve sv;tle Pravdy“, Stiftung Gralsbotschaft Stuttgart, ;esky


Рецензии