***

                Народные   песни

      По роду своей деятельности мне доводилось бывать в разных регионах СССР. И мне не забыть, как три старушки в глухой вятской деревне пели народные песни. Пели и веселое и грустное. Их голоса я помню до сих пор и это простое, без вычурных пассажей исполнение, заставляло думать о многом. В этом была своя философия, что ли.
     Тут вот какая штука. До того момента я народную музыку не то, чтобы не слушал, но слушал как-то в  пол-уха. А в тот момент...   Впрочем,  всё  по  порядку.
      К вечеру на ГАЗ-66 мы с трудом  к  исходу  короткого  зимнего  дня  проскреблись в эту деревню.   Наскоро поужинав,  уставший   шофер  завалился  спать  и  я тоже  собирался последовать  его  примеру ,  но  тут  пришли  две  соседки  нашей  хозяйки  и  стали меня расспрашивать  что  да  как.  Мне  такой  допрос  поначалу  не  понравился,  но  я  быстро  понял, что  им  было  интересно  поговорить  с  заезжим  человеком.
      Хозяйка  поставила  на  стол  здоровенный  самовар,  достала  варенье.  Стали  пить  чай  и  как-то неожиданно  старушки  запели.  Пели  они  очень  ладно – на  три  голоса.  Голоса  их  не отличались,  конечно,   оперной  силой,  но  обладали  приятностью  тембра  и  не фальшивили. Мне  запомнилось,  как  они  спели  "Среди  долины  ровныя".   Исполнение  было  отличным  от хрестоматийного,  слышанного  мной  " в  филармониях"   (мелодию  они  вели  немного  другую), но  именно  в  тот  момент  на  душе  вдруг  защемило.  Спать  мне  расхотелось,   и  я  сидел  и слушал.  Под  конец  по  моей  просьбе  исполнили  эту  песню  еще  раз,  и  я  заметил,  что  спели они  ее  немного  по-другому  -  налицо  был  факт  импровизации! 
      Вот  столько  лет  прошло,  а  я  все  слышу  их  негромкие  певучие  голоса.  Такая вот история.
     С  того  момента  я  стал  интересоваться  народной  музыкой  и  работая  в  разных  краях прислушивался  к  пению  простых  людей. 


Рецензии