Дороги Дагестана

(Проза (фантастика/мистика)) - 2003-02-09
 
Мне надо было попасть в Хуфуф. (Прошу не путать с аравийским городом Эль-Хуфуф – то был вовсе не город и отнюдь не арабский, а просто глухой горный аул с таким же названием. Может быть, название это слегка неблагозвучно, но уж куда приятнее уху, чем Чрыхб, Тляпш, Тлякитль, Тльйешж или там, скажем, Пгаптль). Запямятовалось, зачем я шел туда, но помню определенно, что страшно надо было.

Над головой громоздились мрачные скальные стены, сверху на дорогу с треском обваливались глыбы льда и сыпались водяные брызги, а река в недосягаемой глубине грохотала валунами. Сквозь туман едва просматривался противоположный склон ущелья, такой же крутой и устрашающий. Промозглый холод пробирал до костей: что толку с календарных дат и с середины лета в частности, когда под ногами четыре тысячи? Выше - только монастырь Гумбум в Гималаях.

Транспортом попутным и не пахло. Я пробирался по заваленной камнями и заросшей мхом дороге, перелезал через нагромождения бурелома и упавшие глыбы, балансировал на осыпях, вбивал подошвы в плотный фирн лавинных конусов, поддергивал рюкзак, материл погоду, а главное - всячески сторонился края, поскольку сильно боюсь, когда нет страховки и есть куда лететь.

Дорога, и без того трудная, внезапно преподнесла сюрприз. То бишь, никакой дороги в привычном понимании дальше не было. А дальше вертикально дыбилась страшенная, кое-где нависающая скала без намека на уступы - из ее трещин,как спички из буханки хлеба, торчали потрепанные ветром и дождями, почерневшие от времени бревна. А на бревнах, тоже вкривь и вкось, топорщились обледенелые доски, прибитые рядком в паре метров одна от другой - автомобильная колея. Признаться, такое сооружение я увидел впервые. Применительно к нему термин "подвесная дорога" был бы самым точным. Конструкция эта буквально висела в воздухе, болталась на ветру и выглядела весьма зловеще: лететь с нее уж точно было куда. Однако следы рифленых подошв и снег, примятый к доскам автомобильным протектором, явно свидетельствовали, что люди здесь не только ходят, но и ездят. Перед началом этого участка, как издевательство над водителями, щерился облупленной краской дорожный знак: «Обгон запрещен». Будто и впрямь какому идиоту вздумается тут идти на обгон без выраженных способностей летать по воздуху... ........

Балансируя обеими руками, словно канатоходец, я робко ступил на доску – конструкция заскрипела и загуляла во все стороны, шестисотметровая пропасть под ногами вселила в меня панический ужас, колени предательски задрожали, я чуть не поскользнулся на льду и едва нашел в себе силы вернуться на твердый грунт.

Сбросив рюкзак, я сидел на камне, с тоской глядел на эту чертову эстакаду, курил и размышлял, как быть. Мне отчаянно надо было в Хуфуф - но осуществлению моего желания препятствовали плохая вестибулярка и элементарный страх.

Тем временем послышалось урчание мотора и из-за изгиба скалы высунулась морда грузовика, медленно и осторожно ползущего по доскам этого дьявольского сооружения. Я отчетливо видел и слышал, как сооружение раскачивалось под грузом идущего КАМАЗа, как прогибалась и трещала под колесами прогнившая древесина. Вовсе не доставляло радости наблюдать, как огромные сосульки со звоном отламываются от досок и бесшумно, не касаясь скальной стены, валятся в пропасть.

Наконец, грузовик поравнялся со мной и я услышал голос водителя с сильным акцентом, не похожим на характерный для этих мест аварский:

- Салям! Тебе вныз ыли ввэрх?

- Мне в Хуфуф, - отвечаю я. – Сижу вот, храбрости набираюсь – не привык я к вашим дорогам…

Водитель прыснул и чуть не подавился чачей, которую пил из горлышка: - Хъы! Этот дорога, говоришь, страшный? Значит, ты страшный дорога не видель. Тут дорога ровный - а вон там, далше – он ткнул пальцем в сторону перегиба скалы, за которым терялась всякая перспектива, - вон там, в трем километрам за углом, там дорога вверх пошоль круто очень. Аллах акбар! Оттуда спускаюсь - тормоза не дэржат, туда - мотор не тянет. А еще один доска там поломан, надо машина набок ставит и ехат на двум колесам, как матацыкл.

Я знал о мастерстве местных водителей – но о подобном трюкачестве слышать не приходилось.

- А как же вы со встречным транспортом разъезжаетесь?

- Каждий надо двум боковым колесам машина поставит, тогда проехат можна – толка друг друга брюхом не задеть.

- А если зацепитесь?

- Падумаешь. Сколко раз машин из-под меня вниз летал. Прывик уже.

Вероятно, мое молчание и вытаращенные от удивления глаза говорили в тот момент о многом.

Водила глянул на меня снисходительно, как учитель на школьника при объяснении трудного материала. – Каждий шофор у нас имеет катапулта. Во. – И вытащил из-под задницы пояс шахида.

Мое захватывающее общение с горцем прервал автомобильный гудок. Я не заметил, как снизу по крутяку подполз джип с намалеванным на борту гербом Российского эмирата и надписью: Патрульная служба Аллаха. Из окошка высунулся русский мент в синей бронеушанке с голографической кокардой на лбу. Горец не успел спрятать бутылку.

- Каргабалда, – обратился строго мент к водителю, даже не посмотрев в мою сторону, - Каргабалда, вспомни, сколько раз я предупреждал тебя о недопустимости пьянства за рулем?

- Ну, трынадцать, началнык - ответил оробевший Каргабалда.

- Не тринадцать, а девятнадцать. Твои последние нарушения засчитываются как двойные. А сколько взяток я начислил тебе за пьяное вождение?

- Нэ помню, началнык.

- То-то. А помнить должен – по четырем последним взяткам, которые ты задолжал, ты мне еще процентов не заплатил. Знай, что со вчерашнего дня размер взяток повышен Высочайшим указом до пятисот фуфлонов. А за злостную недачу или недодачу взяток – забивание камнями или расстрел на месте. При двадцати начисленных взятках - кол. Короче: рассчитываться будем, или добровольно на базарную площадь пожалуешь?

Каргабалда испугался не на шутку. Трясущейся рукой он вытащил из бардачка бумажник и извлек из него солидную пачку новеньких фуфлонов, как видно, совсем недавно отпечатанных в уездной типографии.

- Толка прошу, началнык, - сказал Каргабалда упавшим голосом, - распыску дайте, хранит вас Аллах.

- Не переживай, алкоголик, будет тебе расписка и все остальное.

Инспектор тщательно пересчитал деньги и спрятал их в офицерскую полевую сумку. Затем вынул оттуда пустой бланк, не спеша заполнил его и передал водителю.

- На, читай.

- Началнык, ты же знаешь, я по-русскому читат не умею.

- Тогда твой приятель пускай прочтет вслух, - кивнул мент в мою сторону.

Ментовский почерк, к счастью, оказался разборчивым и чтение мне труда не доставило. Документ гласил:

“Я, дорожный инспекторъ 1 ранга Главнаго управления по пресечению И. П. Коростелевъ, служебное удостоверение № 245115613А, выданное фебруария 17-аго дни 8888-аго года Хиджры решениемъ Президиума Исламскаго Госкомитета по пресеченiю, удостоверяю фактъ получения взятки въ размере 12000 (сумма прописью - двенадцать тысячъ) фуфлоновъ отъ гражданина Насралбаева Каргабалды Батыръелдаевича, начисленныя упомянутому лицу за управленiе автомобилемъ въ нетрезвомъ виде. Помимо означеннаго, получена отъ упомянутаго лица сумма 18500 (прописью – восемнадцать тысячъ пятьсотъ) фуфлоновъ въ счетъ погашения долга за прежде начисленныя взятки и за набежавшия проценты къ онымъ, а равно за акцию по лишению упомянутаго лица жизни, долженствующую быть исполненною согласно Уложению о пресеченияхъ по погашении онымъ долговъ”.

- Ясно? – спросил мент водилу.

- Ясна, началнык, спасыба, - облегченно выдохнул Каргабалда Батыръелдаевич и полез за сигаретой. Думается, некоторые существенные детали документа остались ему не ясны.

Инспектор закурил беломорину, порылся под сидением своего джипа, вытащил табельное оружие, убил Каргабалду, посмотрел на меня и спросил:
 
- А ты, брат, куришь?

Пораженный произошедшим, я потерял дар речи.  Инспектор казнил Каргабалду Батыръелдаевича Насралбаева безмолвно, хладнокровно, будто прихлопнул комара. Так, между делом. Это было ужасно.

- Да, но Беломор для меня крепковат, я к болгарским привык, - выдавил я из себя.

- No problemas, - сказал ментуха почему-то по-испански, ловко нагнулся и жестом фокусника извлек из кармана убитого Каргабалды едва начатую пачку Опала. - Ему уже не надо, чего добру пропадать. Давай покурим.

- Давай.

Туман начало разгонять крепким ветром, открылись заснеженные вершины гор, стало до ужаса холодно и меня тотчас охватила дрожь. Как бы с полувзгляда понимая мое печальное состояние, ментуха, которому все было нипочем под казенным бушлатом, произнес:

- Давай, мерзляк, посидим у меня в кабинке.

В кабинке джипа действительно было куда теплее. Мы сидели, попыхивая табачком. Каргабалда Батыръелдаевич умер. Мент вытащил рацию и передал кому-то распоряжение отбуксировать КАМАЗ Каргабалды Насралбаева обратно в Хуфуф, а тело кремировать на месте автопокрышками. Несколько крупных птитц пронеслось над нашими головами. Со стороны Хуфуфа снова появился грузовик, на сей раз какая-то странная трехосная иномарка. Доска под колесом треснула, иномарка ухнула в пропасть. В первую секунду падения из кабины веером вылетели три человека, двое сумели уцепиться в падении за опоры эстакады, а третьему не повезло: он отлетел в сторону, описал дугу и усвистел вслед за кувыркающейся в воздухе машиной. (Я вспомнил о поясе шахида, который показывал мне покойный Каргабалда Батыръелдаевич).

После недолгой паузы мент меня спросил:

- Значит, говоришь, в Хуфуф тебе надо? А чего ты забыл в этой дыре?

Я не помню, что именно на этот вопрос ответил. Цель моей тогдашней поездки в Хуфуф давно забылась. Но помню, что ответил на вопрос вполне определенно и исчерпывающе.

- Я бы тебя подвез, - сочувственно сказал инспектор, - только в Хуфуф я еду не прямо, надо в боковое ущелье заехать, а там дороги вообще нет, одни скалы да лед, задержка долгая предвидится. Буксир за КАМАЗом придет только завтра утром. Поезжай лучше в Фуфуф!

- В Фуфуф? Понятия не имею, как туда добираться. И потом - м... - помычал я, с ощущением холодка на спине снова глянув на участок "дороги", откуда минуту назад улетел трехосный грузовик, - зачем мне в Фуфуф?  И дороги в вашем краю страшноватые, боюсь по ним ездить.

- Дело привычки, - буркнул мент, закусывая чачу из трофейной бутылки бубликом. - Когда-то ((он ткнул пальцем в сторону, куда я с тревогой продолжал пялиться)) мне даже этот участок казался страшным. В сравнении с прочими - хоть и однополосный, но автострада! Высший класс по здешним меркам! Правда, и тут происшествия случаются. Видел - только что трехосный Пинцгауэр в реку улетел? А неделю назад тут такое было - не рассказать. Четыре жигуля гонки устроили, кто кого - увлеклись, забыли, что на этом участке полоса не только твоя, а она же еще и встречная. Хрен с ним, что сами попадали, да вот целая колонна лесовозов, двадцать машин и две сотни тонн строевого леса из-за этих идиотов до сих пор под Махачкалой из реки выгребают... А видел бы ты дорожку на перевал Уф - груженый лесовоз там уж точно не проедет. Там и в самом деле страшно... Тут хоть доски, а там по натянутым веревкам, чуть дождь пошел - веревки размокают, болтаются... уже полопались кое-где... Водителям в наших краях трудно. Что поделаешь - Дагестан!

Слегка запутавшись в местных географических названиях: Хуфуф, Хух, Ух, и опасаясь забыть, что мне рекомендовано ехать именно в Фуфуф, я поспешил поинтересоваться предстоящим маршрутом.

- Нет ничего проще. Вернись в аул Ух, от которого ты начал подниматься по этой дороге.  От него через упомянутый перевал Уф идет тропа на Уух.  Дальше вдоль ручья Ууф пойдешь наверх к языку ледника Хух.  По морене доберешься до урочища Фух.  Потом тебе следует повернуть на север и по осыпным склонам дойти до плато Хуф.  Далее по пологим снежникам поднимешься на перевал Фуф.  Спуск с перевала приведет тебя к истокам ледника Хуух.  По леднику (осторожно, трещины!) двигайся в направлении горы Хууф.  У подножия горы ущелье резко поворачивает на юг, там — заброшенный аул Фуух.  Увидишь гладкую скальную стену, по ее нависаловкам нужно подняться на гребень хребта Фууф.  Траверсом на север проходишь через вершины Ухух, Ухуф, Уфух и Уфуф.  Спуск с последней горы четырьмя стометровыми дюльферами к ручью Хухух.  Там еще один заброшенный аул — Хухуф.  Идешь вниз по течению ручья, в середине пути сворачиваешь в боковое ущелье Хуфух и добираешься до руин мечети Фухух.  После чего лезешь на скально-ледовую перемычку между вершинами Фухуф и Фуфух и, спустившись по противоположному склону, попадаешь прямо в аул Фуфуф.  Запомнил?


- Запомнил, спасибо, действительно все так просто – поблагодарил я заботливого инспектора и попросил еще одну сигарету, потому что в карман набилось много снега и мое собственное курево подмокло.


Рецензии
Вот кому что, да? Интересно просто. Уровни восприятия одного и того же текста разными людьми.

Предыдущая выступательница, в основном, на альпинизм упирала. Мол, чересчур много терминов. А я, проглотив текст под бьющийся в мозгу лозунг "Этот безумный безумный безумный безумный мир", ваще даже ни одного альпинистского термина не заметила. Что вовсе не говорит о том, что оных в тексте нет.

А ещё кто будет читать, может быт сделает акцент на труднопроизносимости кавказских имён и названий. А четвёртый - поразится, как же похожи дороги Дагестана на высокогорные дороги Чили или Перу или хрен ещё знает какой южноамериканской страны, про которые он однажды глядел по телеку страшную пидарачу.

Да здравствуют многообразные социокультурные различия психического восприятия явлений! Выпьем же за кибернетикэ!

Маша Шаммас   17.11.2018 15:27     Заявить о нарушении
Под влиянием Вашей рецензии догадался о недоработке: надо было красочно описать езду на мотоцикле (с коляской) по натянутой веревке.

Мишаня Дундило   18.11.2018 05:54   Заявить о нарушении
Не надо. И так было страшно.

Маша Шаммас   18.11.2018 10:20   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.