Защита прав потребителей. Публикации
На фото. 1999 г. США, Де-Мойн, праздник Урожая, парад ретромашин.
ТРУД
В АМЕРИКЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ТОЖЕ ОБМАНЫВАЮТ,
Мясин Евгений
№, 07 Апреля 2000г.
Проблем, в том числе и потребительских, у американцев хватает. Сейчас наиболее распространенными нарушениями являются: слеминг, креминг и провайдинг.
Слеминг переводится как "захлопывать, закрывать дверь". Так называют в США перевод абонента без его согласия на телефонное обслуживание других компаний. Это явление возникло несколько лет назад после демонополизации крупнейших телефонных фирм. Между множеством новых идет жестокая борьба. Одни компании поглощают или вытесняют с рынка другие. Часто потребители без предупреждения получают счета за телефонное обслуживание уже от новых фирм, и платить им приходится значительно больше, чем раньше.
Креминг - втискивать, лгать. Так американцы называют взимание с потребителей дополнительной платы за незаказанные услуги. С этим нарушением и мне пришлось столкнуться в гостинице.
Провайдинг - обеспечение. С этим термином связаны нарушения потребительских прав во всемирной сети Интернет и локальных электронных системах (обманная реклама, обманная продажа по электронной почте).
Часто еще обманывают потребителей при продаже подержанных машин - продают автомобиль, отремонтированный после серьезной аварии, не информируя покупателя. Рискованно делать заказы товаров по почте. Тут, как и у нас, продают зачастую товары низкого качества, не соответствующие потребительским ожиданиям. Есть и пирамиды, но не финансовые, поскольку здесь очень жесткое нормативное регулирование, а торговые. Например, "клуб подарков", когда рекламируется якобы возможность за не очень большую сумму выиграть множество подарков. В результате участник действительно получает несколько совершенно бесполезных предметов, общая стоимость которых в несколько раз меньше, чем реально уплаченная сумма.
Существует четыре группы потребителей, которых из-за частого обмана относят к категориям риска. Это пожилые люди (в США их называют "белоголовками"), дети, домохозяйки и фермеры.
Нарушенные права потребителей прежде всего защищают суды. Судебная система в США хорошо отлажена. У рядовых американцев она не вызывает аллергии.
Огромную работу в Штатах ведут прокуратуры, в которых созданы специальные отделы по защите прав потребителей. Например, в штате Айова такой отдел насчитывает 18 человек, в том числе 5 юристов, 5 следователей, а один человек специально занимается просвещением населения. Есть и добровольные помощники. Это, как правило, пенсионеры - бывшие сотрудники прокуратуры или студенты, которые большей частью принимают и обрабатывают телефонные обращения граждан. В минувшем году прокуратурой Айовы рассмотрено 5 тысяч жалоб. В штате Орегон - до 14 тысяч жалоб, и потребителям в прошлом году компенсировано 8 млн. долларов.
По американским законам прокуратуры обладают большими правами: они могут за нарушение прав потребителей заморозить счета фирмы, оштрафовать ее. В Орегоне штраф - до 25 тыс. долларов, в Айове - до 40 тыс. долларов, но если потерпевшему более 65 лет, то штраф может вырасти до 100 тыс. долларов. В тех случаях, когда нарушения носят массовый характер, прокуратура предлагает фирме вернуть незаконно полученные деньги в специальный фонд для компенсации ущерба потребителям, чьи права были нарушены.
Прокуратуры обязаны действовать через суды, но широко распространена практика досудебных соглашений. То есть ответчик и истец принимают компромиссное решение, которое утверждается судом. Если же ответчик нарушает утвержденное судом соглашение, то ему грозит тюремное заключение.
У меня сложилось впечатление, что функции федеральных органов по защите прав потребителей в США прописаны и разделены более четко, чем это имеет место у нас в стране. Так, комиссия по ценным бумагам и биржам (КЦБ) может требовать от инвестиционных компаний информацию о степени риска, проводить ревизии результатов их деятельности, давать заключения о качестве бухучета. КЦБ издает и приводит в исполнение инструкции по предотвращению обмана на рынках ценных бумаг, проводит расследования случаев подделки и других нарушений.
Комиссия по безопасности изделий (КБИ) устанавливает стандарты по большинству промтоваров, кроме автомобилей, и следит за их исполнением. КБИ определяет и отзывает с рынка опасные изделия. В минувшем году с производства были сняты 273 наименования товаров, или 36 млн. единиц.
Контроль за потребительским рынком продовольственных товаров (кроме мяса и птицы), лекарств и косметики осуществляет министерство здравоохранения и социально-общественных услуг. Наряду с выполнением надзорных функций оно издает журнал для потребителей "FDA Consumer", выпускает множество брошюр, буклетов.
Следует отметить, что многие "американские" виды обманов и нарушений потребительских прав, к сожалению, получили широкое распространение и у нас. До некоторых мы еще не доросли экономически, но с ростом потенциала будем, видимо, к ним приближаться.
REGIONS.RU
Главные причины всплеска розничных цен – в системных ошибках
в вопросах госрегулирования потребительского рынка
Евгений Мясин
22.10.2007 14:34
Сегодняшние попытки оправдать безудержный рост розничных цен на потребительские товары влиянием мировой экономики или сговором недобросовестных предпринимателей выглядят крайне неуклюже, заявил сопредседатель Союза потребителей России Евгений Мясин. Они сродни оправданиям своей плохой работы коммунальщиков «неожиданно» выпавшим в середине января снегом или «объяснениями» Чубайса, что аварии в энергосистеме происходят из-за изношенного устаревшего оборудования.
По мнению. Е.Мясина, главные причины всплеска розничных цен – в системных ошибках, постоянно допускаемых в вопросах государственного регулирования потребительского рынка. Вина в этом лежит на Правительстве и в первую очередь на его экономическом штабе – Минэкономразвития, которое не занимается детальным анализом ситуации на внутреннем рынке, а это приводит к тому, что решения, направленные на нормализацию ситуации на внутреннем рынке, эту ситуацию, напротив, взрывают, запутывают еще сильнее. В результате товары дорожают, возникает дефицит, растут объемы контрафактной и фальсифицированной продукции.
Евгений Мясин напомнил, что еще месяц назад, когда еще все наши ответственные за макроэкономику министры бодро рапортовали о снижении темпов инфляции по сравнению с предыдущим годом, выступая на Всероссийском форуме участников потребительского рынка, он резко критиковал Правительство за целый ряд допущенных промахов, а подчас бездействие, создающих предпосылки для роста потребительских цен. Тогда же были подвергнуты сомнению бездумно оптимистические прогнозы темпов инфляции.
По оценке Росстата, за 8 месяцев текущего года цены на потребительские товары выросли всего лишь на 5,2 % (в прошлом году их рост за соответствующий период был на половину процентного пункта выше), то есть, по данным Росстата, индекс потребительских цен в целом по 2007 году не превысит таких желанных 108-109 %. Все было бы так прекрасно, если бы у рядовых покупателей не было собственных реальных наблюдений о том, что происходит с ценами на товары и услуги. Найдите в Москве хотя бы один магазин, где в течение года цены на хлеб, молочные и мясные продукты не выросли бы на 15-20, а то и на все 25 %! Цены на плодоовощную продукцию, снижения которых летом как манну небесную ожидали Росстат и Минэкономразвития, в августе (хотя и ушли в минус по сравнению с июлем) по отношению к декабрю (!) прошлого года даже по официальным статистическим выкладкам выросли на 18,5 %. Тогда, спрашивает Е.Мясин, за счет чего же образовались эти вполне симпатичные и более или менее приемлемые 105,2 % роста цен на потребительские товары в целом или 107% роста на продовольственные товары, если даже стоимость минимального набора продуктов питания за это же время выросла на 12,4 %?
Сентябрьские и октябрьские показатели темпов инфляции сбили неоправданный оптимизм госчиновников, вынудили вмешаться в решение проблемы и Президента. Мигом нашли виноватых: неправильную мировую экономику и жадных предпринимателей.
Приведенные нами на Всероссийском форуме примеры резкого обострения ситуаций на отдельных товарных рынках, тенденция сохранения высоких темпов инфляции в значительной мере вызваны тем, заявляет Е.Мясин, что, не располагая информацией о конъюнктуре отдельных товарных рынков, о динамике микроструктурных показателей, определяющих их развитие, Минэкономразвития часто подсказывает Правительству не достаточно продуманные и обоснованные решения, особенно в вопросах регулирования внешней торговли: устанавливаются высокие таможенные пошлины на важнейшие потребительские товары, которым нет достойной конкуренции со стороны отечественных производителей, вводится квотирование импортной продукции на товары, с которыми российские аналоги и без этого в состоянии успешно конкурировать, в распределении квот применяется «географический принцип», ограничивающий возможность входа на российский рынок сравнительно новых импортеров, предлагающих более выгодные для российского рынка условия. В конечном счете, за эти системные ошибки вынуждены расплачиваться рядовые российские потребители.
Е.Мясин, полагает, что принятие правильных решения проблем госрегулирования потребительского рынка должно базироваться на объективной и надежной информации о рынке и его структурных микропоказателях. Для этого следует расширить перечень статистических показателей, разрабатываемых Росстатом, повысить в целом уровень их обоснованности, а также восстановить госзаказ на проведение мониторинга внутреннего потребительского рынка с привлечением на конкурсной основе ведущих научных организаций с целью выявления актуальных проблем его развития.
В целом за 2007 год размер инфляции, по расчетам ВНИИПРиМ, составит порядка 110-111% да и то в том случае, если Правительство, его экономический штаб -Минэкономразвития - станут больше уделять внимания проблемам регулирования внутреннего рынка.
ВЕК
Суд у бара выиграл Союз потребителей России
18.08.2011 11:16.
По сообщению пресс-службы Союза потребителей России (СПРФ), вступило в законную силу решение Гагаринского районного суда по иску СПРФ к ООО «Серебряный якорь» в защиту интересов Игоря П., пострадавшего от употребления в этом предприятии оригинального огненного коктейля.
Сопредседатель СПРФ Евгений Мясин напомнил о событии, побудившем Игоря обратиться в Союз за помощью. В феврале этого года он вместе со своими друзьями проводил время в баре клуба «Встреча» (ООО «Серебряный якорь»). Компания заказала фирменный огненный коктейль со звучным названием «Беломорканал». Бармен перед приемом пояснил, что данный напиток необходимо употреблять, опустив два пальца в рюмку с абсентом и самбукой, которые поджигаются, пальцы затем вынимаются из рюмки и горящее содержимое рюмки быстро выпивается, после чего этими же горящими пальцами стучат по губам. Доверяя компетентности бармена, Игорь так и сделал, однако пламя мгновенно перекинулось на лицо и шею. Вызванная друзьями пострадавшего бригада скорой помощи доставила Игоря в НИИ им. Н.В.Склифосовского, где ему был поставлен диагноз: ожоги пламенем 1-2 степени 1,5% поверхности тела (лицо и шея).
Более всего Игоря возмутило то, что руководство бара, проявив полное бездушие в данной ситуации (персонал бара отказался вызвать скорую помощь), даже не извинилось, при этом заставив полностью оплатить счет, а впоследствии наотрез отказалось хоть как-то возместить причиненные ему материальные убытки, не говоря уже о возмещении морального вреда.
"Я посоветовал Игорю написать заявление с просьбой к Союзу потребителей РФ выступить в суде в его защиту, - сообщил Евгений Мясин, - ведь налицо целый букет нарушений прав потребителя, установленных законом «О защите прав потребителей»: не обеспечена безопасность для жизни и здоровья оказываемой услуги (ст. 7), не предоставлена надлежащая информация о правильном и безопасном способе употребления вышеупомянутого напитка (ст. 10), отказано в возмещении убытков, понесенных потребителем вследствие оказания услуги ненадлежащего качества (ст. 29) и др. На основании заявления Игоря мы взялись за это дело, и подали иск о признании договора с баром-кафе расторгнутым ввиду существенных недостатков оказанной услуги, возмещения убытков и морального вреда".
Представитель СПРФ по данному делу в суде Юрий Недзвецкий рассказал, что в ходе судебного разбирательства выяснилось, что бармен готовил данный коктейль впервые, получая инструкцию от старшего бармена по телефону. Как оказалось, согласно инструкции перед употреблением коктейля пламя следовало погасить. Однако это как раз и не было доведено до сведения клиентов. Более того, когда товарищ Игоря, который первым попробовал коктейль, но не желая рисковать, погасил пламя, не имея опыта по изготовлению и употреблению данного коктейля, бармен сделал ему замечание, что пламя тушить нельзя, Это подтверждено представленной суду видеозаписью.
Таким образом, суд установил, что оказанная ответчиком истцу услуга не отвечала требованиям по безопасности, в результате чего истцу по вине ответчика был нанесен вред здоровью. «В соответствии с решением суда ответчик должен возместить Игорю П. стоимость услуги ненадлежащего качества, расходы на лечение, почтовые расходы, неустойку, а также компенсацию морального вреда в размере 25 тыс. руб., а всего 26112 руб. Кроме того ООО «Серебряный якорь» должен заплатить штраф согласно п. 6 ст. 13 закона «О защите прав потребителей» за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере по 6528 руб. в бюджет города Москвы и в пользу Союза потребителей России, а также оплатить госпошлину в размере 600 руб.», - заявили «Веку» в пресс-службе Союза потребителей России (СПРФ).
Свидетельство о публикации №216052500782