Дайвинг

          Море – пожалуй, самая мистическая стихия на свете. Его темные глубины издавна манили и пугали людей опасностью и неизвестностью. Смельчаки устремлялись на поиски приключений и порой бесследно исчезали в морской пучине…
Интересное слово – дайвинг. И отличается оно от шейпинга, шопинга, пирсинга и лизинга тем, что означает подводное плавание. Сейчас это очень модный способ проводить отпуск, особенно где нибудь в Таиланде, на острове Пхукет. Самые узнаваемые на экране люди, лихо закусив загубник акваланга, приладив на голове маску и бодро помахав рукой в видеокамеру, плюхаются спиной за борт белоснежной яхты в фантастический подводный мир Индийского океана! Косяки золотистых глазастых рыбок, коралы, каракатицы, а в тёмных щелях даже коварные осминоги.
Как-то старшеклассником я поехал со студентами ХЗВИ в летний спортивно-оздоровительный лагерь в Черноморское. Вечером, по темну, наш автобус и грузовик, до верху наполненный палатками, подъехал к переправе через морское озеро Донузлав. Так было намного ближе ехать до Черноморского. Иначе 20 км объезжать. До того я никогда моря не видел. Пока ждали отхода парома, мы с ребятами пошли посмотреть на море. Но, ничего, кроме кромешной тьмы над черной водой не увидели. Лишь под бортом парома сильно плескалось море. Набрали в руки мягкой морской воды, попробовали на вкус и умылись. Так состоялось знакомство с Черным морем.
          Проводить время на пляже быстро наскучило. Единственная отрада так это волейбол под палящим солнцем с утра и до вечера. Два моих старших соседа по палатке привёзли с собой не виданное мною рашьше снаряжение: маску, дыхательную трубку, ласты и подводное ружъё.
Жизнь подводноплавающего млекопитающего совершенно особая. Он как бы самоустраняется от внешнего мира, людей, солнца, синего неба. И даже на поверхности: в столовой или на городской танцплощадке думает о новых подводных приключениях. Поначалу я уплывал в море на небольшое расстояние от берега. С увеличением глубины под водой становилось темновато, жутковато и неуютно. Глубина ощутимо влекла к себе невидимыми чарами и страшила. Вместо акваланга была только короткая дыхательная трубка, торчащая над водой. Очень глубоко нырять без воздуха не получалось. Вода давит в уши. Благодаря ластам и собственным лёгким, удавалось достать с песчаного дна солидного краба или красивую черепашку-гребешок примерно с пяти-семи метров. Шумно выдохнув воду из трубки, жадно вдыхаешь новую порцию воздуха и готовишься отправиться на дно снова. И так часами. На берег и не тянет. Когда охотились на крупных крабов и рыбу ныряли в паре, то у одного из «охотников» было в руках подводное ружьё, работавшее по принципу резиновой рогатки. Его жалящая стрела могла пронзить под водой кефаль-рыбу на расстоянии до пяти метров. Под водой трофеи я складывал в специальную крупную сетку у себя на поясе. Выходили из «морской пучины» уже под вечер, яко «тридцать три богатыря». Люди подходили смотреть, чего мы там под водой настреляли такого.
Мои старшие «коллеги по дайвингу» выдвинули новый проект – подводная охота в порту Черноморска. Они конечно не знали, что в акватории порта это строго запрещается. Слово морской порт в те годы к нему применялось условно. Скорее несколько пристаней и столько же рыболовных и грузовых судов. Но, это со сторны так кажется. А если нырнуть? Вы когда нибудь прикасались под водой руками к днищу морского судна, пусть даже небольшого рыболовного сейнера? Черная, нависающая над пловцом громадина, вся облепленная морской ракушкой и водорослями. А мы двигаемя вдвоём под тёмной водой между судами. От поверхности воды и до черного каменистого дна уходят громадные железные трубы–сваи. А до дна таки далеко. Однако, там передвигаются боком громадные крабы-кочегары. Они тоже почти черные под цвет дна. Откормились на отходах, выбрасываемых из судовых камбузов. И рыба здесь тоже покрупнее будет. Полно жирных черных бычков, тоже «кочегаров». Начинаем охоту с ружьём на крупную кефаль или ставриду. Иногда медленно проплывает у самого дна серая камбала. За рыбой гоняется «старший охотник», а я её складываю в сетку и плыву рядом. Если попадается большой краб на дне, то он мой. Краб завидев человека, становится на заднюю пару конечностей, поднимает туловище, обнажая белый «живот» и раскрывает в стороны громадные клешни. Он готов обороняться. А мы, его берём натянутой ладонью, несмотря  на его громадные клешни. За увлекательной охотой надо не забывать, что она проходит на стоянке судов и для ныряльщика это может быть опасно.
Мы прослышали, что настоящие дайверы в Крыму облюбовали скалистые берега мыса Тарханкут. Автобус, который обслуживал наш лагерь, не мог тогда вместить желающих ехать «на скалы» у окресностей того же Черноморска. Там всем нашлось какое то интересное занятие. Сухопутные рыболовы представляли наиболее многочисленную группу волонтёров. Стоя на каменистом высоком берегу, они забрасывали длинные удочки. И, что интересно, можно было наблюдать через абсолютно прозрачную голубовато-зелёную воду, как на крючки набрасывается крупная ставрида. Количество крючков на леске было не ограниченным. Некоторые вытаскивали до 10 рыбин за раз! Мы обнаружили под берегом в скалах вход в подводную пещеру. Коридор туда был настолько узкий и тёмный, что без акваланга, конечно, там делать нечего, ибо не возможно определить, где же надо выныривать и вдыхать спасительный воздух. После неудачных попыток проникновения, мы оставили пещеру в покое и начали обследование прибрежного каменистого дна. Особенно хочется отметить необыкновенную прозрачность морской воды у скального берега, даже независимо от глубины. Огромные подводные валуны, обросшие рыже-коричневыми водорослями, создавали ощущение подводных гор. Вода насквозь пронизана ярким солнечным свето и эти лучи хорошо заметны на глубине. А вот дальше в море были видны целые долины и подводные поля, как будто бы засеянные желтой зрелой пшеницей. Эти желтые поля водорослей находились в постоянном волнистом движении, как на настоящем поле во время летнего ветра. Запомнилось это подводное золотое царство Нептуна. Красота необыкновенная!
Мы так увлеклись, что не заметили, как наш автобус уехал в лагерь без нас. А мы, в чем были под водой,  в том и пошли с ластами в руках по выжженой белой степи до города Черноморска. Раскалённый каменистый белый грунт обжигал ступни и такое хождение без обуви напоминало движение по горячей сковородке. Иногда кто-то вскрикивал «Ай!!!», наступив на верблюжью колючку.
С той далёкой поры о дайвинге вспоминаю разве что просматривая по вечерам с чашкой чая в руке многосерийный телефильм «Морские дьяволы». Не смотрели? Рекомендую.


Рецензии