Бриллиантовая заколка. Тигран Петросян

После войны Тигран впервые участвует в крупном всесоюзном турнире среди юных шахматистов, разделяет в нем первое-третье места, а затем становится чемпионом Грузии и Армении. В его игре все отчетливее видны черты непробиваемого стиля, за который его позднее назовут «железным Тиграном». Он почти никогда не проигрывает партий, но и не хочет рисковать. Он предпочитает ждать ошибки партнера, а затем безжалостно за нее наказывать. Как и его кумир Капабланка, который играл белыми на выигрыш, а черными — на ничью, он почти никогда не получает ноль в турнирной таблице. Его упрекают в некоторой сухости игры, но всем упрекам он противопоставляет успехи в турнирах. Его принципы — игра по позиции, безопасность, высокая техника, стратегические планы.

Все это хорошо работало в турнирах среднего уровня, но вот в 1946 году Петросян впервые допущен в полуфинал чемпионата страны, и в боях с ведущими гроссмейстерами терпит полное фиаско. Он проигрывает почти всем и занимает предпоследнее место в турнирной таблице. Нет, он не опустил руки и не сдался. Тигран принялся анализировать свой провал и пришел к очевидному выводу, что его односторонний сугубо позиционный стиль имеет серьезные недостатки, а потому не выдерживает конкуренции. Он засучил рукава и принялся восполнять пробелы в своем шахматном образовании. Теперь для него настало время других учителей. На смену Капабланке и Нимцовичу пришли Чигорин и Алехин. Они стали его проводниками в яркий и красивый комбинационный мир, насыщенный воображением и фантазией. Петросян с радостью убедился, что он вовсе не чужой в этом удивительном мире, что он тоже может создавать эффектные комбинации. А главное — он стал намного увереннее чувствовать себя в запутанных положениях.

В 1947 году он становится, наконец, мастером, а еще через два года попадает в финал чемпионата СССР. Ему всего двадцать лет, а его соперниками уже стали такие знаменитые виртуозы, как Керес, Котов, Флор, Лилиенталь. От них новичку ждать пощады не приходилось. В первых пяти партиях он терпит пять поражений. Александр Котов разгромил его всего за 12 ходов, но зато в шестой он неожиданно для всех выигрывает у Лилиенталя. Петросян занял одно из последних мест, но вернулся к себе в Ереван вовсе не подавленным. Он набрался опыта и избавился от боязни громких имен, он понял, что и с сильными гроссмейстерами можно играть и выигрывать. Вскоре его позвал к себе СК «Спартак» и организовал его переезд в Москву.

В столице Тигран попал в водоворот событий шахматной жизни, и начался его мощный рост. Он начинает на равных играть с самыми сильными гроссмейстерами, теперь и они его называют «железным Тиграном», у него все больше побед в турнирах и практически отсутствуют поражения. И вот, наступает осень 1953-го. Петросян впервые участвует в турнире претендентов в Швейцарии. Он пока еще ни на что особо не рассчитывает, но показывает неплохой результат, оставив позади себя Тайманова, Котова, Найдорфа и Геллера. И все же Петросяна ругают, критикуют за его надоевшую всем осторожность. Ему даже дали обидное прозвище «Тигр в заячьей шкуре». Сила его тем временем растет, но проявляет он ее по-прежнему в основном лишь в защите. Петросяна надо хорошенько прижать к стенке, и тогда он становится буквально страшным. Позиционное чутье у него было развито необыкновенно, но не хватало решимости атаковать и комбинировать. Но ведь он мог это делать! Макс Эйве однажды про него сказал так: «Если Петросян начнет хоть немного комбинировать, с ним будет невозможно играть!» И вот в один прекрасный день Петросян решил, что пришла пора отбросить все сомнения и вытащить из ножен свой комбинационный меч. Так началось его удивительное превращение в «стального Тиграна».
***

Уважаемый читатель!
Предлагаю Вашему вниманию свой сборник новелл "Бриллиантовая заколка".

Книга написана в жанре художественно-документальной прозы и посвящена четырем гениальным шахматистам XX века — чемпионам мира Эммануилу Ласкеру, Хосе Раулю Капабланке, Александру Алехину и Михаилу Ботвиннику, их взаимоотношениям, соперничеству друг с другом, личной жизни, любимым женщинам, истории их взлетов и падений, побед и поражений. В тетралогии прослеживается жизнь и творчество знаменитых виртуозов в историческом контексте эпохи: русской революции, русской эмиграции, прихода к власти в Германии нацистов, сталинских репрессий, двух мировых войн. Каждая часть тетралогии написана с точки зрения главного героя. Об одних и тех же событиях рассказывается с разных позиций, в каждой содержатся размышления и воспоминания главного героя о своих великих противниках.

https://ridero.ru/books/brilliantovaya_zakolka/


Рецензии