Психиатрия и М. Фуко
В общественной жизни существуют институты власти в том числе психиатрической власти над индивидом.
Фуко (Foucault) Мишель (1926-1984) - французский философ теоретик культуры и историк писал: " до 19 века не было безумия - его создала психиатрия". ..
Сила безумия в том что она не признает принцип реальности и актуальности в общественной жизни.
Как безумием начала заниматься медицина?
До Ф.Пинеля, безумца считали не больным человеком а диким зверем, одержимым которого держали в в специальных помещениях без суда и следствия. Безумцы считались не способными работать, обучаться и даже беспокоится о своем здоровье – следовательно их надо содержать как диких и непредсказуемых животных. Безумцев считали животными способными подчинятся лишь наказанию. Работа врача сводилась исключительно к надзору, уходу и купированию возможной агрессии.
Но, врач Ф. Пинель снял оковы и цепи с безумных и признал их больными. Если безумец – это больной человек, то медицина заинтересовалась возможностью их лечения и возникла наука о душевных расстройствах. Эта наука разделилась на психиатрию и психоанализ.
В Википедии мы находим определение психиатрии.
«Психиатрия(греч. psych;, душа +iatr;ia, лечение) — отрасль клинической медицины, изучающая психическиерасстройства через призму методологии медицины, методы их диагностики, профилактики и лечения. Под этим термином подразумевают также совокупность государственных и аккредитованных негосударственных учреждений, которые в некоторых странах имеют право на принудительную изоляцию лиц, представляющих потенциальную опасность для себя или для окружающих».
М.Фуко вероятно рассматривал психиатрию и психиатрические клиники своеобразную псифункцию в структуре государства.
Говоря о власти М.Фуко разделял власть на два вида:
1.Власть господства;
2.Власть дисциплины.
Дисциплинарная власть отличается от власти господства по её отношению к индивиду. Она дисциплинирует индивида для того, чтобы была возможность ожидать от его определенного государственным законом поведения. Власть желает контролировать индивида при помощи надзорных институтов и псифункции, направлять его действия в определенном предсказуемом поведении.
Для М.Фуко псифункция - это внедрение дисциплинарной власти в институтах власти (психиатрические больницы, тюрьмы, армия, полиция, суды и др.).
Это абсолютно возможно при создании паноптикума.
Паноптиконом называется проект идеальной тюрьмыИеремии Бентама, когда один стражник может наблюдать за всеми заключёнными одновременно. В проекте тюрьма представляет собой цилиндрическое строение со стеклянными внутренними перегородками. Стражник находится в центре, но невидим для заключённых. Узники не знают, в какой точно момент за ними наблюдают, и у них создается впечатление постоянного контроля. Таким образом, они становятся идеальными заключёнными.
В век товарно-денежных отношений у власти возникает необходимость подчинения людей в зависимости от принципа накопленного капитала.
На смену методам насилия пришли мягкие методы психологического насилия и дезинформации,
По материалам Википедии
Неразумные подвергаются исключению от имени Разума, который берёт на себя полномочия по сохранению социального порядка.
Безумцами считались лица, понесшие поражение в своих гражданских правах. До XVIII века не проводилось более детального различения в области неразумия. Поэтому в число безумцев, или неразумных, включались преступники, тунеядцы, извращенцы, больные венерическими заболеваниями и, наконец, помешанные. Основанием для внутренней дифференциации в области неразумия стала практика исправительных работ.
В следующем столетии сумасшествие начинает рассматриваться как противоположность Разума. То есть медицинское знание оказывается способным сформулировать представление о безумии лишь к концу XVIII века. До этого времени не существовало никакого теоретического рассмотрения психических заболеваний. И, наконец, в 20 веке безумие стало рассматриваться как психическое расстройство. Безумцы стали постепенно превращаться в больных.
Социальная практика изоляции неразумия лишает безумие присущего ему места в культуре. Фигура безумца исчезает с рынков и площадей. Важнейшим инструментом медицинской объективации безумия становится взгляд психиатра. Вторым важным фактором становится новый режим, применяемый теперь в лечебницах, в котором труд помешанных становится ведущим элементом. Авторитет врача укрепляется, и он уже начинает играть роль Отца для своих пациентов.
Фуко также утверждает, что безумие потеряло свою функцию определителя границ общественного порядка и указателя истины, будучи заглушённым Разумом. Автор изучает научные и «гуманные» подходы к лечению сумасшествия, в частности Филиппа Пинеля и Самуэля Тьюка. В работе Фуко заявляется, что эти методы ничуть не в меньшей степени носят характер контроля, чем те, которые использовались в предыдущие века. В «убежищах» Тьюка пациенты подвергались наказаниям до тех пор, пока не научались действовать «разумно». Подход Пинеля подразумевал широкое использование аверсионной терапии, включая такие приемы, как холодный душ и применение смирительной рубашки. По мнению Фуко, подобные методы основываются на повторении актов насилия до тех пор, пока модели надзора и наказания не усваиваются пациентом.
Интерес Фуко к психиатрии не ограничивался рассмотрением её исторических и теоретических вопросов. Фуко принимал участие в конкретных действиях по преобразованию системы психиатрической помощи. В частности, в 1971 году Фуко примкнул к группе итальянских психиатров, сделавших психиатрические больницы предметом критики и полемики, и написал статью для сборника «Беспорядки» с целью поддержать Франко Базалью., столкнувшегося с итальянским правосудием
Свидетельство о публикации №216052500947