Cesar o nada или
ИНТ. Сцена.
Он стоит на сцене, освещённой светом прожекторов. На нём шикарный костюм из последней коллекции “Dolce & Gabbana”. Он счастлив и расплывается в идиотской улыбке. Зал восторженно аплодирует ему. Ведущая в безумном наряде королевы, демонстрирует присутствующим своё чувство юмора, дёргается и гримасничает. И вот уже тишина. Ведущая что-то объясняет ему на неродном для него языке. Ещё секунда и….
ИНТ. Спальня. Солнечное утро. За окном слышится пение птиц. Звонит будильник.
Он лежит у себя в постели. Только что он был вырван из мира сновидений, причём самым некорректным образом и в самый неподходящий момент.
ВНУТРЕННИЙ МОНОЛОГ Узнать бы хоть какую премию получил. Что, если «Оскар» или «Золотой глобус»? Скорее «Оскар», ведь ведущей, кажется, была Вупи Голдберг в своём знаменитом образе королевы Елизаветы.
ГОЛОС ЗА КАДРОМ Просыпайся сынок.
ОН
(подтягиваясь на кровати)
Уже, мам.
ВНИМНИЕ ПЕРЕНОСИТСЯ НА КУХНЮ
ИНТ. Небольшая кухня. Бежевый кухонный гарнитур, газовая плита, небольшой столик, коленкор в осенних тонах. В центре у стола стоит женщина средних лет, в переднике. Это его мама.
МАМА
Завтрак готов. Твои любимые ватрушки.
(наливает чай в хрустальный стакан)
ВНИМАНИЕ СНОВА НА СПАЛЬНЮ
Он аккуратно одетый и причёсанный выходит из спальни в гостиную.
ИНТ. Просторная гостиная. Немного мебели. Диван, пара кресел, стол с белой скатертью, журнальный столик, старый телевизор, шкаф с книгами. За окном видна листва деревьев.
Он стоит с задумчивым лицом у окна.
ВНУТРЕННИЙ МОНОЛОГ Эх, проснуться бы в один прекрасный день и – бац! – другая жизнь. Большая квартира, евроремонт, новейшая техника, нужные связи и папа…живой. Главное, чтобы папа живой. Тяжело вздохнув, он отправляется на кухню.
ИНТ. Кухня
ОН
(целуя маму в шею)
Доброе утро!
(вдыхая запах)
Какой аромат!
МАМА
Хорошо поспал? У тебя сегодня должна быть ясная голова.
ОН
(присаживаясь за стол)
Где мой бокал?
МАМА
Выпей хоть раз с нормальной посуды. Сегодня важный день.
ОН
Всего лишь экзамен. И это ничего не меняет. Ты же знаешь, я пью только из своего бокала.
МАМА
(недовольно)
И ешь только из своей тарелки. Знаю-знаю. То же мне, Пётр Великий.
Он встаёт из-за стола, подходит к шкафу, открывает дверцу и достаёт с полки тёмный бокал с отколотой ручкой.
ОН
(обращаясь к маме)
Налей, пожалуйста.
МАМА
(наливает сыну чай)
Ох-ох, ох. Ты неисправим. А что с этим делать?
(указывает на хрустальный стакан)
ОН
А это – тебе. Садись со мной, позавтракай.
МАМА
(присаживаясь)
Волнуешься?
ОН
Есть немного.
МАМА
Я вчера в храм ходила, свечку за тебя зажгла.
ОН
(делая глоток)
Ага.
МАМА
Я и перед сном помолилась, и на заре. Пусть Боженька не покидает тебя сегодня.
ОН
Только сегодня?
МАМА
(шутя отвешивая сыну подзатыльник)
Всегда! Но сегодня – особенно.
ОН
(поднимаясь из-за стола)
Спасибо, мам. Я побежал. Пожелай мне удачи.
Женщина встаёт из-за стола, подходит к сыну. Обнимает и целует его.
МАМА
Удачи тебе! Господь с тобой!
(перекрестивает сына)
ИНТ. Немноголюдная улица. Утро.
Он идёт быстрым шагом. Справа зоомагазин. Он останавливается у витрины. Смотрит на попугаев. Из дверей магазина выходит продавец. Улыбается. Подходит к нему.
ПРОДАВЕЦ
Забавные, правда?
ОН
Очень.
Он стучит пальцем по стеклу. Попугаи замирают, прислушиваются. Снова начинают копошится. Увидев проехавший мимо автобус, он срывается с места и бежит к нему.
ИНТ. Салон автобуса.
Он на сидении за водителем. С краю. Лицо его напряжено. Скулы двигаются от волнения и тревоги.
ВНУТРЕННИЙ МОНОЛОГ Неужели он был прав, без связей и мзды не поступить? Я маленький человек, без знакомств и гроша за спиной. Может, зря я всё это затеял? Я не Дон Кихот, чтобы сражаться с ветряными мельницами. Поступлю в техникум, на автомеханика, как папа.
На очередной остановке в автобус входит пожилая дама в очках, встаёт возле него, тем самым прерывая его размышления.
ОН
(приподнимаясь)
Садитесь, пожалуйста.
ДАМА
(не скрывая возмущения)
Что ты себе позволяешь? Я что старуха?
Он обескураженный садится на место. Дама льнёт к нему своими грудями. Он пытается отодвинуться, ёрзает на сидении. Рядом сидит девушка, отчего ему ещё больше неудобно.
ОН
(обращаясь к ней)
Извините.
ДЕВУШКА
(слегка улыбаясь)
Не страшно.
Его раздражение набирает обороты. Дама навалилась на него всем своим весом. К тому же от неё несёт дешёвыми духами. Он старается дышать в другую сторону. Ещё чуть-чуть и он оттолкнёт её. К счастью, ему уже выходить. Автобус останавливается. Он поднимается с места.
ОН
(обращаясь к Даме)
Пропустите.
Она недовольно отстраняется.
ИНТ. Многолюдная улица.
А вот и здание ВУЗа. Во дворе, на высоких бордюрах сидит человек двадцать парней. Курят. Громко разговаривают. У входа столпились девушки. Среди них особо выделятся несколько ярко накрашенных жующих девиц. Он отводит взгляд.
ВНУТРЕННИЙ МОНОЛОГ Зачем они поступают? Уж точно не для того, чтобы учиться.
ИНТ. Здание вуза. Внутренняя обстановка гораздо лучше фасада. Евроремонт. Недешёвые рамы на постерах с портретами классиков Кино и Театра.
Шум, гам и суета. Толпа абитуриентов поднимается по лестнице на второй этаж. Он смешивается с толпой. Считает ступени. Вот уже и второй этаж. Проходя мимо лифта, он оборачивается. Двери лифта открываются, и из него выходит невысокий мужчина в тёмном костюме, здоровается и направляется в конец коридора, туда же, куда спешит толпа. Он, не спеша следует за всеми.
ИНТ. Широкий коридор. На стенах постеры с листовками и портреты литераторов, музыкантом и других деятелей искусства. Толпа у дверей комнаты, где будут проходить экзамены. Из хвоста коридора появляется какой-то пижон, подходит к толпе, по одному всех расталкивает и скрывается за дверью.
ВНУТРЕННИЙ МОНОЛОГ Интересно, чей это сыночек?
Взгляд его привлекает особа лет тридцати, в обтягивающем и являющем миру весь прелестный гарнитур женского тела наряде. Она ступает по коридору, как по подиуму. В руках у неё кожаная папка. «Модель» приближается к толпе. Шум затихает. Всё внимание на ней. Кто-то из парней бросает ей вслед неприличную реплику, другие вздыхают, кто-то даже облизывается. Девушки недовольны.
ВНУТРЕННИЙ МОНОЛОГ Не удивлюсь, если они зашипят.
Она скрывается за дверью.
Студенты входят и выходят. Напряжение нарастает. Скоро его черёд.
ИНТ. Небольшой класс с множеством окон. Окна, несмотря на духоту, закрыты.
Он стоит перед приёмной комиссией. Незнакомые «дяденьки» и «тётеньки», важные и на вид очень злые.
ВНУТРЕННИЙ МОНОЛОГ Может, они просто устали. Как здесь душно. Запах духов и пота. Мерзость!
Он протирает платком лицо и прикрывает нос.
ОН
(обращаясь к комиссии)
Нельзя ли приоткрыть окно?
ЧЛЕН КОМИССИИ ЖЕНЩИНА В БОЛЬШИХ ОЧКАХ
Простите?
ОН
(утопая в собственных плечах)
Здесь очень душно.
Кто-то встаёт, подходит к окну и приоткрывает его. Но он не замечает кто.
Этот КТО-КТО
(обращаясь к нему)
Так лучше?
ОН
(приходя в себя)
Да, спасибо.
Теперь он видит, что обращающийся мужчина лет сорока, в джинсах и клетчатой рубашке.
Пока он приходит в себя, члены комиссии что-то увлечённо обсуждают между собой. Поступление воздуха из окна сделало своё дело. Ему значительно лучше. Он топчется на месте в ожидании. За это время он успевает рассмотреть всех членов комиссии. В центре сидит крепкий мужчина, под пятьдесят, только-только начинающий седеть, не дорого, но со вкусом одет: костюм, белая рубашка, строгий галстук. Это он вышел недавно из лифта. Справа от него тоже мужчина. Ему примерно тридцать пять, коренастый, с цепким взглядом. Одет небрежно, даже неаккуратно. С краю тот, кто спас его от позора, приоткрыв окно. Слева от центра уже знакомая ему женщина в больших очках на толстой золотой цепочке. Ей лет пятьдесят. На ней белоснежная блузка и тесная чёрная юбка, открывающая миру не только колени. Рядом с ней старушка – «божий одуванчик», в строгом серо-синем платье, слишком тёплом, чтобы не испытывать дискомфорт.
Наконец, тот, что в серёдке, видимо председатель комиссии, просит всех успокоиться и приступить к делу.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ
(обращаясь к нему)
Представьтесь, пожалуйста.
Он негромко представляется.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ
Поделитесь с нами, что привело Вас сюда?
ОН
(не совсем уверенно)
Надеюсь стать вашим студентом.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ
А чем обоснован Ваш выбор профессии?
ОН
(почти шёпотом)
Кажется – это моё призвание.
ЖЕНЩИНА В БОЛЬШИХ ОЧКАХ
Кажется?
Она смотрит на него поверх очков, и это его страшно раздражает.
ОН
(обращаясь к ней)
Не надо, не делайте этого.
ОНА
(в недоумении)
Чего?
ОН
Не смотрите так.
Женщина недовольно бормочет себе под нос и замолкает.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ
Итак? Я жду от Вас конкретного ответа. Вы уверены в правильности своего выбора?
И тут его словно подменили. Ему всё это надоело, он сам себе надоел.
ОН
Да, я уверен. Я всегда мечтал об этом, с самого детства. Пока другие ребята играли в футбол или лапту, я пропадал в кинотеатрах. И не важно, что показывали. Меня увлекал сам процесс.
ЖЕНЩИНА В БОЛЬШИХ ОЧКАХ
Надеюсь, какие-то критерии Вами всё же соблюдались?
ОН
О, да. Ничего неприличного.
Он сам себя не узнавал. Его переполняла не присущая прежде уверенность, даже наглость.
Простите, но раз уж вы требуете от меня конкретики, позвольте и мне кое-что уточнить?
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ
(скрестив руки на столе)
Слушаю.
ОН
Я хочу уяснить для себя, каковы мои шансы?
СТАРУШКА – БОЖИЙ ОДУВАНЧИК
Шансы на что?
ОН
(глядя ей прямо в глаза)
На поступление.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ
Шансы есть у каждого. Всё зависит от способностей.
Внимание всей комиссии сосредоточенно на нём. «Божий одуванчик» надевает очки, та, что в очках, то и дело поправляет юбку, мужчина в джинсах сложил руки в замок, а тот, что небрежно одет, положив ногу на ногу, откинулся на стул.
Он понимает, что обратной дороги нет. Сказал «А» - должен сказать и «Б».
ОН
(обращаясь ко всем)
Правда ли, что к вам, полагаясь на одни лишь знания и талант, не поступить?
НЕБРЕЖНО ОДЕТЫЙ
(наклоняясь вперёд)
А как, по-твоему, к нам поступают?
ОН
(глядя прямо на него)
По знакомству и…через магарыч. Если так, то вам следовало бы оговаривать это при принятии документов.
НЕМАЯ СЦЕНА. Члены комиссии оторопели и лишились дара речи.
ОН
(не обращая на это никакого внимания, продолжает)
Дело в том, что у меня ни знакомых, ни гроша за спиной. Я поступаю на платное. Учиться собираюсь на кредит, а чтобы его выплачивать по вечерам я устроился грузчиком.
ЖЕНЩИНА В ОЧКАХ
Молодой че…
ОН
(прерывая её)
Дайте мне закончить. Возможно это моё последнее выступление.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ
Не будьте так уверены.
ОН
(не обращая внимания на его слова)
Так вот, если мне всё равно ничего не светит, позвольте покинуть аудиторию. Что зря растрачивать ваше, да и моё время?
И снова НЕМАЯ СЦЕНА. Несколько секунд сохраняется гробовая тишина. Затем раздаётся шелест бумаг, чей-то шёпот. Прерывает тишину голос председателя.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ
(обращаясь к нему)
Вы готовы к экзаменам?
ОН
Насколько это было возможно.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ
(к членам комиссии)
Начнём?
ИНТ. Улица. День. Лёгкий ветерок. Он идёт по направлению домой. На лице блаженная улыбка. Навстречу ему сосед по лестничной площадке. Тот самый студент-второкурсник, который рассказал ему обо всех хитростях поступления.
СОСЕД
Что? Поступил?
ОН
(не скрывая радости)
Поступил.
Вот уже и дом родной. Перед входом в подъезд он останавливается. Лицо его задумчиво. Он резко поворачивается и уходит прочь от дома.
ИНТ. Городское кладбище. День. Пасмурно. Где-то за кладбищем слышны звуки машин, пение птиц. Он проходит между рядами захоронений и подходит к железной ограде. Замка нет. В отверстия просунута стальная проволока. Он открывает калитку, входит.
ОН
Здравствуй, папа. У меня получилось. Я сделал это!
Вдруг откуда ни возьмись цокот копыт. Он оборачивается и видит позади себя всадника на лошадке цвета соломы. На нём костюм для конных прогулок, защитный головной убор, перчатки.
ВНУТРЕННИЙ ГОЛОС Откуда такое чудо? Ах, да, совсем забыл, здесь ведь неподалёку конный манеж.
В его голове всплывают картины далёкого детства.
ВОСПОМИНАНИЯ Жаркий летний день. Ему восемь лет. Они с папой отдыхают в деревне. Широкое поле. На поле разноцветные цветы. Папа держит за узду гнедого коня. Это конь дедушки.
ПАПА
Пришло время, научиться ездить верхом.
Ему страшно. Гнедой такой большой. Но он старается скрыть волнение и страх. И всё же голос его немного дрожит.
ОН
А он меня не скинет?
ПАПА
А я на что? Пока я с тобой, тебе нечего бояться.
Отец сажает его на коня. Ему всё ещё страшно, но папа рядом и продолжает придерживать за узду. Конь трогается с места, сначала тихим шагом, потом чуть быстрее. Папа идёт рядом, напевая «Учкудук», свою любимую песню. Лицо его расплывается в улыбке.
Ржание лошади прерывает ход воспоминаний. Он снова оглядывается и видит, что всадник стоит на коленях перед могильным камнем в соседнем захоронении. Головной убор лежит рядом, и теперь он видит, что всадник – девушка. Он прощается с отцом, выходит и закрывает за собой калитку. Поравнявшись с лошадью, он останавливается и начинает её нежно поглаживать. Лошадка не сопротивляется.
ВСАДНИЦА
(закрывая калитку, обращается к нему)
А Вы ей нравитесь. Это редкость. Она очень капризна.
ОН
(смущённо улыбаясь)
У меня свой подход к лошадям.
ВСАДНИЦА
Вы ездите верхом?
ОН
(уже смелее)
Имею такой грешок.
ИНТ. Кладбище. День. Из-за туч выглядывает солнышко. Она держит лошадку за узду. Он тут же, рядом с ней. Они медленным шагом выходят из ворот кладбища, счастливые и готовые к будущим испытаниям. А за кадром слышится мелодия песни «Учкудук».
Свидетельство о публикации №216052500991
Надо сидеть и думать, что в наш бешеный век недоступная роскошь))
Особенно не понял концовки: почему на кладбище звучит хитовая песня нашей ташкенской "Яллы" - «Учкудук» - Три колодца. Тоже аллегория?
Спасибо, уважаемая Нелли!
Рефат Шакир-Алиев 14.06.2016 22:52 Заявить о нарушении
Всё очень просто: ведь сообщается же, что это любимая песня отца героя. Юноша приходит на кладбище, чтобы поделиться с отцом новостью, тайно надеясь, что отец видит всё и гордится им. А в конце, когда он спокойный и счастливый выходит из кладбища, звучит любимая мелодия папы, как бы в доказательство того, что отец всё видит, он горд и счастлив за сына.
Простите, а если не думать, как тогда жить?
С уважением, Нелли.
Нелли Григорян 15.06.2016 09:00 Заявить о нарушении
Elochka ludoedka znala ...hehe(prosto vspomnil).Kontsovka podxramivaet na levuu nogu=-)
...i tak...kladbishe: Orkestr - SHOW MUST GO ON - (Queen). Dojd.
Но Не 13.07.2016 10:29 Заявить о нарушении