Емеля и Чудеса

Емеля и Чудеса

Сказка в одном действии
Действуют:
Емеля Пустомеля – мечтатель
Щука – речная волшебница
Царский Генерал
Царь Государь
Царевна Несмеяна
Фокусник
Курица с цыплятами
Свинья
Оживающие предметы – печка, ведра, коромысло


Сцена первая

Утро. Поет петух. По ширме не спеша идет курица, за ней топают цыплятки. Влетает свинья, распугивает птиц. На печи спит Емеля, от шума он просыпается, садится.

Емеля: Эх, такой сон испортила! Ты даже не представляешь, что мне снилось! Будто бы я – Морской Царь! Сижу себе на троне под водой, а вокруг меня рыбы – видимо-невидимо!!! Мимо меня – Царя плывут и кланяются! Хорошо!!! Ракушки мне всякие цветастые приносят, а в них жемчужины с кулак величиной! А потом появилась моя Царица – русалка красоты неземной! Глазищи – во! Отворила она уста свои сахарные и говорит: «Вставай, Емеля, печь остыла, пора топить!» Эх! А печь-то и вправду остыла! Придется все-таки вставать, печь топить, дрова колоть!

Емеля слезает с печи, роняет пустое ведро.

Емеля: Гляди-ка, и вода закончилась! Теперь и чаю не попьешь! А вот хорошо, например, Царю Морскому! Вокруг везде вода – хошь пей, хошь стирай, хошь супу навари! А у нас барину какому-нибудь тоже не плохо! Ему на речку за водой ходить не надо, у него лошадь есть, сел да поехал! По дороге в лавку зашел, пряничка к чаю купил! Вот бы я родился в боярской-то семье, как бы хорошо было!

Емеля берет коромысло, надевает на него ведра и выходит на улицу.

Песня Емели


Сцена вторая

Емеля приходит к проруби, ставит ведра, заглядывает в прорубь.

Емеля: А хорошо бы сейчас из этой проруби моя русалка вынырнула! Вынырнула и такая говорит: «Ну, здравствуй, Емелюшка, сокол мой ясный! Как я давно тебя ждала!»

Емеля поскальзывается и роняет ведро в воду.

Емеля: Вот я болван! Размечтался и ведро утопил! Не достанешь теперь, глубоко! (трогает воду) И вода такая холодная! Не зря меня в деревне Пустомелей прозвали! Никакого толку от меня нет! Только сказки рассказывать! (задумался, заглянул в прорубь) Русалка! Если ты там, достань моё ведро, пожалуйста! Русалочка! (опускает руку в воду) Ой, нет, русалки в такой холодной воде не водятся! Тут только караси, да плотва всякая, а их проси – не проси, не допросишься! Бедный я бедный, дуралей! Разве что коромыслом попробовать достать.

Емеля берет коромысло, опускает его в прорубь, теряет равновесие и падает вместе с коромыслом в воду. Плещется, пытается звать на помощь. Наконец, вылезает из проруби мокрый, дрожащий и несчастный.

Емеля (плачет): Сходил за водичкой! И сам чуть не сгинул и ведро утопил! Такому недотепе, как я, с печи-то слезать нельзя, из избы выходить опасно! Пойду домой несолоно хлебавши!

Емеля встает и обнаруживает, что к нему за пазуху попала щука.

Емеля: Ишь ты, рыба за пазуху попала! Вот так удача! Выходит, не такой уж я пропащий человек! Какую щуку себе на обед раздобыл! Будет у меня сегодня уха царская!
Щука: Не спеши, Емелюшка, из меня уху варить, я тебе еще пригожусь!

Емеля пугает и роняет Щуку. Долго ее ловит, Щука сопротивляется, пытается удрать, но Емеля, наконец, с ней справляется, прижимает к себе.

Емеля: Ух, шустрая какая! А мне послышалось, будто щука со мной голосом человеческим заговорила!
Щука: Не послышалось, Емеля, не послышалось!
Емеля: Нет, брат, шалишь! Я с сегодняшнего дня перестаю в сказки верить! Я за ум берусь! Хватит мечтать, хватит в проруби нырять! Толку от этого – никакого!!
Щука: Толку, говоришь, никакого? Я если я три твоих желания исполню, будет толк? Только отпусти меня обратно в синюю воду!
Емеля: (трясет головой) Брр! Чего только не привидится! Чур меня, чур!
Щука: Не привиделось тебе, Емелюшка! Не привиделось, не прислышалось! Я – не просто Щука, я – Волшебница! Могу желания исполнять какие угодно! Самые невероятные! Что захочешь, то и исполню!
Емеля: Эк, хватила! Прямо «что захочу» исполнишь? Любое желание?
Щука: Любое! Только отпусти меня!
Емеля: Так я тебе и поверил! Отпущу и поминай, как звали! Обманешь меня!
Щука: Нет, не обману, Емелюшка! Не обману! Ты только скажи волшебные слова: «по щучьему веленью, по моему хотению» и все исполнится! Ну, загадывай, чего ты хочешь?
Емеля: Чего я хочу? Чего я хочу? Ха! Хочу, чтобы ведра сами водой наполнились и сами домой пошли! Ха-ха-ха!
Щука: Вот и молодец! Только слова волшебные забыл сказать…. Ну… «по щучьему..»
Емеля: По щучьему веленью… (Щуке) Правильно? По Щучьему веленью, по моему хотенью, хочу, чтоб ведра с водой сами шли домой!!!

Звучит музыка, ведра оживают, у них появляются ножки, и они, маршируя под музыку, идут домой. Их догоняет коромысло.

Емеля: Ай, да Щука! Вот здорово! Вот спасибо! Что ж, ступай обратно в реку, раз так!

Отпускает Щуку.

Щука: Спасибо что отпустил, Емеля! И помни, как только захочешь чуда, скажи волшебные слова и все исполнится!


Сцена третья

Емеля с ведрами пришел домой.
Емеля: Вот, теперь можно и чайку попить! Ой! А дров-то у нас, так как не было, так и нет! Что же мне в лес обратно идти что ли? Неохота!!! Стоп! Я чудеса на что? Как там? Забыл! А!

Звучит музыка «Чуда».

«По щучьему веленью, по моему хотенью» пускай дрова в лесу сами нарубятся, да сами ко мне в избу придут! Вот! Что-то не сработало что ли?

Слышится осторожный стук в дверь. Емеля открывает двери и в избу с шумом влетает вереница дров. Гоняется за Емелей, за курами, потом ворохом сваливается возле печи.

Емеля: Вот удача привалила Емеле Пустомеле! Теперь заживем! И чай тебе, и печка теплая! Чего бы мне еще пожелать? Нет, хватит на сегодня чудес! Спать хочу! Устал я сегодня! А спать я и сам умею, безо всякой там Щуки! Хочу тот сон досмотреть про Царевну Морскую!

Забирается на печь, отворачивается, засыпает.
Из ведра появляется Щука.

Щука: Емелюшка! Емеля, проснись!
Емеля: Ох, что это? Опять мне почудилось, что щука со мной разговаривает!
Щука: Не почудилось, Емелюшка! Это я, Щука - знакомая твоя!

Емеля пугается, падает с печки.

Емеля: Ох и напугала ты меня, Щука! Как ты здесь очутилась?
Щука: Ту забыл, Емелюшка, что я – Волшебница Речная! Я где угодно могу появиться, была бы вода!
Емеля: А без воды не можешь?
Щука (раздраженно): Нет, без воды не могу!!! (сладким голосом) Я тебя предупредить пришла! Чудеса – штука опасная, к ним быстро привыкаешь, а они заканчиваются, понимаешь?
Емеля: Угу, понимаю!
Щука: Точно понимаешь?
Емеля (качает головой из стороны в сторону): Точно!
Щука (повторяет его движения): Нет, точно? Или точно? (качает головой вверх-вниз)
Емеля: Да точно, точно! (зевает) Чудеса заканчиваются, что тут непонятного?
Щука: У тебя всего одно желание осталось! Понимаешь? Одно! В следующий раз хорошенько подумай, что загадывать! Эх ты, Пустомеля!
Емеля: Все понятно! (зевает) В следующий раз хорошенько подумай, пустомеля! (зевает) Хорошенько..(зевает во весь рот) пустомеля подумай… подумай…пустомммм..

Емеля засыпает.

Щука: Емеля! Уснул! И вот так всегда! Говоришь им, говоришь! Русским языком говоришь! ПОДУМАЙ! Нет! Не хотят думать! А потом Щука им виновата!

Всплеснув хвостом, Щука исчезает, не переставая ворчать.

А Емеле тем временем снится сон. Там прозрачная Щука плавает посуху, летают ведра, свинья тоже летает. Потом появляется бесплотная царевна Несмеяна. Она плачет, тянет к Емеле руки.

Царевна: Где же ты, Емеля? Емелюшка! Приди-приди, милый, спаси меня!
Емеля (просыпается): Я здесь, Царевна! Я спасу тебя, я пришел!

Емеля падает с печки.

Емеля: Ой, как больно-то! Что же это я, с печки что ли упал? Емеля Пустомеля опять с печи свалился во сне! А сон такой чудесный был! Опять царевна была, только в этот раз не морская, без хвоста! Красивая!! Только грустная, плакала очень, меня звала! Странно, и чего этим царевнам печалиться? По воду ходить не надо, дрова рубить не надо!

Во время этого монолога Емеля забирается обратно на печь.

Сцена четвертая

Только Емеля отвернулся от зрителя, раздается настойчивый стук в дверь. Емеля не реагирует. Стук повторяется. Емеля поворачивает голову.

Емеля: Ох, лишенько! Кого там еще принесло на ночь глядя? Кто там?

Стук становится все громче и громче, под конец дверь с грохотом распахивается, на пороге появляется Царский Генерал.

Генерал: Кто тут Емеля-Пустомеля? Ты что ли?
Емеля: Ну, допустим, я! И что? С чем пожаловали?
Генерал: Ох, распустился народ! Ты бы хоть с печи слез, олух! Как-никак сам Царский Генерал к тебе в избу пожаловал!
Емеля: Ладно, ладно, чего кричать-то, слезаю уже! Устал я за день! Только глаза сомкнул, а тут ты! Чего не спится-то, твое Благородие?
Генерал: Служба такая! Послужи во дворце с моё, сам про сон забудешь!
Емеля: Нет уж, спасибочки, что-то не хочется!
Генерал: Не хочется, а придется!
Емеля: Как так?
Генерал: А вот так! Бумага официяльная на тебя пришла! Видишь? Читай!
Емеля: Читать? Эка, хватил, не умею я, не обучен!
Генерал: Не обучен? И правильно, незачем тебе – холопу грамоте обучаться! Слушай и трепещи! (читает) «Прознали мы, Государь Амператор Россейский, что в деревне Клюевка Соснового уезда живет холоп Емельян Севцов по прозвищу Пустомеля. И этот самый Емельян – разбойник по наущению своей тетки Щукиной творит чудеса! Третьего дня ехал верхом на гусе задом-наперед и гнал перед собой живые ведра, полные червонного золота!» Воот! Там еще говорилось, что ты соседскую корову живьем съел и жену у него увел, но мы в это не верим! Хотя!

Генерал обходит избу, заглядывает под лавки, в углы.

Генерал: Нет, жены не видно, пылища везде! Значит и про корову - брехня!
Емеля: Какую корову?! Да у этого подлого соседа отродясь никакой коровы не было! Что за человек? А еще писать умеет! Корову я у него увел! Ты посмотри!
Генерал: Оставь корову, Емеля!
Емеля: Да как же я ее оставлю, если ее не было?!
Генерал: Забудь про корову, говорю! Я тебя про чудеса спрашиваю! Были? Ведра с золотом? Гусь?
Емеля: Гуся не было! А ведра были, только не с золотом, а с водой!
Генерал: А золото куда дел? Где золото, валюта?
Емеля: Опять двадцать пять! Не было золота, говорю тебе! Не было! Вода была, золота не было!
Генерал: Воот! Вот ты и сознался!! Хорошо! Значит, чудесами владеешь?
Емеля: Да какими там чудесами?! Так, ерунда, по мелочи, по хозяйству!
Генерал: Ишь, ты! По мелочам он чудеса государственные тратит! Ты мне это брось, солдат! Чтоб больше никаких чудес по хозяйству! Завтра чуть свет к Царю явишься! Понял?
Емеля: Понял!
Генерал: Беда у нас во дворце, Емельян! Царевна наша, царска дочь плачет!
Емеля: Плачет? И что?
Генерал: Плачет и плачет! Плачет и плачет! Весь дворец слезами залила! И никто, понимаешь, ее утешить не может! Самых искусных шутов приглашали, гусляров, певцов заграничных, балет в тронном зале устраивали – все впустую, все без толку! Так что, только на тебя, Емеля, вся надежда! Если ты не сумеешь развеселить единственную царскую дочь – всему государству Рассейскому конец! Приходи, Емельян, спасай Царевну!

Генерал уходит.

Емеля: Ну, дела! Сон-то в руку оказался! Вот тебе Царевна, только не морская, наша, отечественная! И чем же я ее развеселю? Медведем разве переодеться или чертом? А? Сажей измазаться, вот смеху будет! А, ладно! Чего-нибудь придумаем! Завтра! Утром! А сейчас – спать!!!! Э, нет! Как же спать-то? Мне же к утренней заре во дворец надо, а дворец далеко, а лошади у меня нет! Я же забыл, у меня еще одно желание осталось! А ну-ка как там… «По щучьему веленью, по моему хотенью, хочу, чтобы печь с трубой ехала к Царю домой!»

Печь оживает, «переминается с ноги на ногу» и трогается с места.

Емеля: Эй, эй, стой! Куда без меня собралась? (влезает на печь) Вот теперь вместе к Царю поедем! Дорогу знаешь? Молодец! А я посплю маленько! Но, пошла, родимая!

Едут с песней во дворец.

Сцена пятая

Царский дворец. Пустой трон. Парчовые портьеры. Появляется Фокусник в чалме и сиреневом балахоне, охает, взвизгивает, прячется за трон. Шум за сценой. Вылетает растрепанная Царевна с веником в руках.

Царевна: Где он? Куда спрятался?

Царевна убегает. Входит заспанный Царь в ночной рубашке, отороченной собольим мехом, в ночном чепчике, корону несет в руке.

Царь: Ох, за что же мне все это? Что за комиссия, Создатель?! Доченька! Что за шум?

Из-за трона выглядывает Фокусник, видит Царя, взвизгивает и прячется обратно. Вбегает Царевна.

Царевна: Где он?
Царь: Кто?
Царевна: Фокусник ваш фиолетово-сиреневый! В чалме! Где?
Царь: Доню, я же не…
Царевна: Вы же, вы же, папенька, этого клоуна ко мне прислали! Сейчас найду его и веником…
Царь: И хорошо, и правильно! Лучше уж клоунов веником лупить, чем плакать!
Царевна: Плакать? Я его сначала поколочу, а потом плакать буду! Вы меня со своим весельем замучили! С утра до ночи шуты гороховые по дворцу шастают! У меня от их бубенчиков в ушах звенит! Надоели!

Царевна бросает веник, плачет.

Царь: Доченька, золотко мое, это ж все для тебя, чтоб веселее было! Ну, хватит плакать! Вон он, твой фиолетовый, за троном прячется! Лови!

Царевна хватает веник, подкрадывается к трону и с размаху бьет веником фокусника по голове. Музыка. Беготня, драка. Выходит Царевна, в руках у нее сломанный веник.

Царевна: Ну вот, веник сломался! Такой хороший веник был и сломался!

Плачет.

Царь: Ой, беда с тобой! На пять минут фиолетового хватило и опять слезы! Замуж тебе надо, доча! Замуж пойдешь?
Царевна: За кого?
Царь: Ну, хоть за французского принца этого, что давеча приехал?
Царевна: Нет, от него духами за три версты разит! Фее!
Царь: Не хочешь за французского, пойди за шведского! Этот всю жизнь на море, соленым ветром пропах!
Царевна: Килькой он пропах, а не ветром, Ваше Величество! И нога у него деревянная! Совсем вы меня не любите!

Слышна песня Емели. Въезжает печь, Емеля поет, Царевна смеется.

Царь: Вот чудо-то! Вот радость! Смеется! Царевна смеется!! (Емеле) Слезай с печи, сокол, скажи, как зовут тебя, спаситель ты наш!
Емеля: Емельяном кличут, Царь Батюшка! Емеля-Пустомеля!
Царевна: Какой смешной!!!
Царь: Спасибо тебе, Емеля! Спасибо! И откуда ты такой агрегат самоходный раздобыл?
Емеля: Это печка из моей избы!
Царь: А как же она ходить научилась?
Емеля: Это – чудо!
Царь: Чудо!!!
Царевна: Чудо, чудо, чудо!! Ха-ха-ха!
Емеля: Ага! Щука у меня есть, волшебница! Я ее поймал и говорю – подавай мне чудеса, коли жить хочешь!
Царь: Ну? И что?
Емеля: Что-что? Чудеса творит, как миленькая! Печка вот, да дома еще по хозяйству там разное! А ты Царевна стало быть?
Царевна: Да! Хи-хи-хи! Несмеяна! Очень приятно!
Емеля: А говорили, что ты плачешь всю дорогу! Не похоже что-то!
Царь: Плачет, плачет! Весь дворец слезами залила! Мокрицы расплодились – спасу нет! И плесень по углам! Емеля, а ты еще какое-нибудь чудо сотворить можешь? А? Для меня?
Емеля: Да запросто! Проси чего хочешь!
Царь: Чего хочу? Чего же я хочу? Мешок золота я хочу! О!
Емеля: Эт можно! Мешок золота, говоришь? Хе! «По щучьему веленью, по моему хотенью, пусть появится мешок золота! Тут, здесь, щас прям…»

Звучит искаженная музыка чуда.

Емеля: Эээ! Не вышло! Странно! (кричит) Я говорю, по щучьему веленью, по моему хотенью  подавай мне сейчас золота мешок! Эй! Щука! Не слышишь что ли?
Голос Щуки: Эх, Емеля, Емеля! Не слушал ты меня! А ведь говорила – подумай, какие чудеса загадывать! Три твоих желания закончились, теперь сам справляйся! Прощай!
Емеля: Не понял! Как это закончились? Эй, Щука, ты куда делась то? А ну вернись!  Вернись, слышишь, селедка ты замороженная!
Царь: Так-так-так! Это что же у нас получается? Вздумал с Царем шутки шутить?
Емеля: Царь Батюшка, извини дурака! Это все она – щука пучеглазая виновата! Заморочила, обманула!!!
Царь: Щука? Заморочила? Эй, стража! Хватайте-ка этого самозванца да ведите в тюрьму!

Вокруг Емели смыкаются прутья клетки.

Сцена шестая

Емеля сидит в клетке, грустит.

Емеля: Эх-хе-хе! Доигрался Емеля Пустомеля, допрыгался! Вот куда чудеса-то заводят, в тюрьму!

Появляется Царевна.

Царевна: Ну, здравствуй, Емеля!

Емеля пугается, вскакивает, ударяется головой о низкий потолок клетки.
Царевна смеется.

Царевна: Ты смешной!
Емеля: Ну да, смешной, в тюрьму угодил ни за что ни про что! Обхохочешься!
Царевна: Как это ни за что ни про что? За обман, за чудеса недозволенные!
Емеля: Ох уж эти мне чудеса! Сидел бы дома сейчас, чай пил с вареньем! А все Щука эта пучеглазая! Поймаю – уху сварю!
Царевна: За решеткой сидючи ухи не сваришь!
Емеля: Да, не сваришь!
Царевна: Даже на речку не сходишь карасей половить!
Емеля: Да, не сходишь! Я люблю карасей! Жареных! А ты?
Царевна: А я их никогда не пробовала! Царевнам карасей есть не положено!
Емеля: Да? А что положено?
Царевна: Блюманже… там… фуагра… пудинг…
Емеля: Блю.. чего? Ха-ха-ха! Пууудинг? Ха-хахаха! И что, вкусное это блю чего-то там?
Царевна: Нет, не вкусно! Надоело мне это блюманже! Все надоело! Папенька опять артистов иностранных пригласил! Страшные! Волосы торчком! Раскрашенные все!
Емеля: Ну, артистам так положено! Чтоб весело было! У нас в деревне на святки тоже в разные тряпки рядятся, по избам ходят, колядуют. Весело!
Царевна: Хорошо у вас! Емель, а Емель! Возьми меня на святки колядовать!
Емеля: А чего не взять, возьму конечно!
Царевна: А на печке прокатишь?
Емеля: А то! Как только из клетки выберусь, сразу прокачу!
Царевна: Ой! Нет! Не прокатишь! Тебе завтра голову отрубят!
Емеля: А? Голову? Да за что?
Царевна: За обман царствующей персоны!
Емеля: Ой-ой-ой! Пропал Пустомеля! Совсем пропал! Как же я без головы-то? Что же это, совсем правды нет на белом свете что ли?!
Царевна: Ш-шш! Не кричи, Емелюшка, я тебя сейчас выпущу! (достает ключик, открывает дверь клетки) Ну, что, поедем к тебе в деревню?
Емеля: А ну как тебя во дворце хватятся?
Царевна: А я в платье деревенское оденусь, никто меня и не узнает! Была Царевна, а стала – Настенька!
Емеля: Настенька! Мне нравится! Ей, печка моя ездовая! Неси-ка нас с Настённой домой!

Песня Емели. Садятся на печь, уезжают. Появляется Щука.

Щука: Вернулся Емеля домой с молодой женой! И стали они жить-поживать, да добра наживать! Ну, разве не чудо? По-моему – настоящее чудо! Вот, так-то, ребята!

Финальная песня.
Поклон
Конец


Рецензии