Опережая время
- Дедушка, что ты спрашиваешь, конечно, помню. Мне очень понравился тот твой рассказ. Где бы ещё я такое услышала? А что, ты ещё такие же интересные случаи вспомнил?
- Нет, пугать тебя всякими печальными историями, хоть и со счастливым концом, я не буду. Всевозможных страшилок и по телевизору много показывают. Я знаю, ты ужастики и страшилки не любишь и правильно дела-ешь. Я считаю, они только уродуют детские души. Да что детские, даже взрослые ломаются, становятся агрессивными, злыми.
- Да, я и сама давно заметила. Наши мальчишки после очередного ужастика такие «шуточки» выделывают, что невольно задумываешься – а всё ли у них с головой в порядке?
- Вот, вот! И я об этом. Так что, не будем о плохом. А вспомнил я прошлую нашу беседу вот почему. Мы с тобою говорили о том, что время для нас может замедлять свой ход, может совсем останавливаться. А вот опередить время можно? Учёные утверждают, что нельзя. А как ты думаешь?
- Ну, ты, дедушка, фантазёр! Вот придумал, так при-думал. Конечно нельзя. Ты, наверное, имеешь в виду мысленно заглянуть в будущее? Как это делают фантасты?
- Ну, что же, как вариант, это тоже годится. Ещё учёные, конструкторы, спортсмены «опережают своё время». Так часто говорят, когда люди совершают или создают что-то из ряда вон выходящее, что в настоящее время кажется невозможным. Но я не об этом. Я просто хочу тебе рассказать реальный случай, когда мне уда-лось «обогнать время». Хотя и с долей условности.
Это было давно, когда ещё существовала великая страна СССР. Когда люди были тысячекратно добрее и не видели в каждом человеке врага. Когда граждане не знали, что такое тотальная слежка, досмотры. Это сей-час сплошные металлоискатели, детекторы взрывчатых веществ. Тебя раздевают, просвечивают, прощупывают с ног до головы. Сейчас в так называемой «свободной стране» свободно пройти никуда нельзя. Всюду запреты, режимы, частная собственность, охрана, секьюрити и прочая дребедень. Бездельников полстраны. И в на-стоящее время история, о которой я хочу тебе поведать, просто немыслима.
В тот апрельский день я возвращался домой в республику Коми. Самолет ТУ-154 рейсом Хабаровск-Братск-Свердловск вылетел строго по расписанию. В Свердловске пересадка, и далее до Сыктывкара. Но вот незадача – рейс из Хабаровска прибывает в аэропорт Кольцово в четырнадцать часов московского времени, и рейс до Сыктывкара отправляется в это же время. Толь-ко один рейс в сутки до столицы Коми и никаких вариантов. А это значит, сутки болтаться в аэропорту. Гостиница, скорее всего, забита до отказа, а в город выбираться нет смысла. Короче, тоска зелёная.
Погода стояла изумительная. Братск встретил меня настоянным ароматом величественных сосен. Стоянка лайнера для дозаправки и техобслуживания, по мень-шей мере, час-полтора, и пассажиров попросили покинуть самолёт. Уже по пути от самолета к аэровокзалу я услышал объявление:
- Заканчивается посадка на самолет рейсом Владивосток-Братск-Свердловск. Просим пассажиров пройти на посадку.
Меня как молнией ударило:
- Это же шанс! Чем чёрт не шутит, нужно попробовать. Вдруг удастся переоформить билет.
Я быстро нашёл необходимую стойку. Регистрация, конечно же, закончилась, но девушка-регистратор ещё не ушла и приводила в порядок документы.
- Девушка, прошу прощения, а на рейс Владивосток-Свердловск есть свободные места?
- Места есть, но регистрация давно уже закончилась.
- Девушка, миленькая, но ведь посадка ещё не за-кончилась. Может можно как-то решить этот вопрос?
Я быстро объяснил свою ситуацию.
- Ладно, что с Вами поделаешь. Давайте Ваши документы.
Багажа у меня с собой не было – наплечная сумка и все. Поэтому проблем никаких не возникло.
- Идите за мной.
Сотрудница провела меня в зону посадки, что-то объяснила коллегам, передала документы и сделала пометки в своих бумагах. А далее случилось то, что я всё время вспоминаю с волнением и благодарностью. Уже другая сотрудница, увлекая за собой, проводила меня до самого трапа самолета. Такого внимания к своей персоне я никак не ожидал. Перевалив Урал из Азии в Европу четырнадцать лет назад, я невольно отвык от чисто человеческих отношений к простым гражданам со стороны любых официальных лиц. В европейской части России такое давно кануло в Лету. Чувствуется близость и влияние «просвещённой» Европы.
Этот сюжет мне тогда показался до боли знакомым из моей прошлой жизни, когда доводилось бороздить просторы Азиатского Севера, Якутии, Чукотки, Дальнего Востока. В этих суровых условиях народ теплее, что ли. Сытость и тепличные условия всегда порождают бездушие. А тогда, в шестидесятых и даже в начале семидесятых годов человеческие отношения чаще были на первом месте, а инструкции отодвигались на второй план.
Невольно вспомнился случай, когда в 1968 году из-за непогоды в Якутске задержаны были все рейсы. В аэровокзале скопилась масса пассажиров. Я - тогда ещё учащийся техникума, с друзьями торопился в Батагай, на Кулар на преддипломную геологическую практику. И вот, только немного распогодилось, первому самолёту дали добро на вылет. Но этим лайнером оказался воен-но-транспортный самолёт без сидений, с абсолютно пустым фюзеляжем, но управляемый весьма опытным экипажем. Пассажирские рейсы администрация выпускать пока не решалась.
В зал отлёта вышел командир этого самолёта и объявил:
- Пассажиры, желающие вылететь в Батагай, но без особых удобств, прошу подойти ко мне.
Мы, ни минуты не колеблясь, подошли и протянули свои документы.
- Да не нужны мне ваши документы. Сделайте от-метку в регистрации и следуйте за мной.
Мы - молодые геологи - никогда не были избалованы особым комфортом бытия, поэтому всё восприняли с юмором и веселым задором. Бросили свои рюкзаки в центре пустого салона, расположились кругом, достали карты, и полёт до Батагая прошёл незаметно. Не обошлось и без перекуса - «тормозки» у каждого в рюкзаке были. Нашлись и собственные «стюардессы» из числа девчонок однокурсниц.
Так же поступили и другие пассажиры, изъявившие желание лететь без удобств. Как долго ещё просидели в Якутске пассажиры, не пожелавшие присоединиться, история умалчивает.
Ещё вспоминается случай в Норильске, когда в 1991 году рейс из Красноярска до Хатанги был переполнен до отказа, и билетов на ближайший месяц не было вообще. А лететь надо. Что делать?
- А вы подойдите к командиру экипажа, может, удастся уговорить. В зависимости от загрузки, он иногда идёт навстречу.
Сотрудница объяснила, где можно найти экипаж. Я так и сделал. Командир попросил дождаться окончания регистрации и взвешивания багажа и только после этого согласился взять дополнительного пассажира. И, как позже выяснилось, не одного. И даже денег ни с кого не взял. Хотя бы даже символически.
И далее такая картина. Пассажиры самолета АН-24 расселись по своим местам, а в проходе на чемоданах и рюкзаках те, кому мест не досталось. Экипаж, невозмутимо лавируя между тюками и баулами, проходит в ка-бину самолёта. Прежде чем закрыть за собой дверь, командир оборачивается к пассажирам, окидывает салон своим цепким взглядом и произносит сакраментальную фразу:
- Ну что, граждане пассажиры, если мы со всем этим д…ом оторвёмся от земли, то до Хатанги долетим точно. Счастливого полёта!
И ведь долетели. Хотя по инструкции ох как не должны были. Знаю, что эту ситуацию можно оценивать по-разному. Ну, а по мне, человеческого в этом примере больше, чем казённого. Опыт и интуиция в былые вре-мена нередко были выше сухих инструкций.
Как это всё было давно! Сейчас, Анюта, ЧЕЛОВЕК отодвинут на самый задний план действительности. Остались только деньги, деньги и ещё раз деньги! Резко поменялся менталитет, исчезли с лица земли многие географические наименования. Вот и Свердловск в сентябре 1991 года исчез с карты России. Переименовали. Можно подумать, от этого жизнь сразу стала краше и интереснее.
В Свердловск я прилетел ровно за час до отправления рейса в Сыктывкар. С билетом проблем не оказалось. И вот уже объявляют посадку на рейс Свердловск-Сыктывкар. А в этот момент произвёл посадку самолёт рейсом из Хабаровска и вырулил рядом с сыктывкарским самолётом. Я обратился к сопровождающей нас сотруднице аэропорта:
- Прошу прощения, я подойду к Хабаровскому само-лету? Мне там кое-какие вещи нужно забрать.
- Как? Самолет только приземлился. Трап ещё не подогнали.
- Ну, так получилось! Я там книгу и шляпу на полке забыл.
- ???
Такое же удивление было и у трапа прибывшего самолета. И только пассажиры, узнавшие во мне исчезнувшего в Братске соседа, понимающе улыбались. При посадке на Сыктывкарский рейс удивление на лицах было не только у сотрудников аэропорта, но и у пасса-жиров. А я, теперь уже в шляпе и с увесистой книгой в руках, невозмутимо поднялся по трапу и занял свое ме-сто, согласно купленному билету.
Ну вот, а ты говоришь, время обогнать невозможно. Оказывается можно. И не только силою мысли! Как тебе моя история?
- Деда, у меня нет слов.
- Но ты, Анюта, тоже умеешь опережать время.
- Как это? Я что-то не помню такого.
- Ну как же! Я до сих пор не знаю, какого числа мне отмечать твой день рождения. Мы все очень ждали, когда ты вот-вот родишься. Только твои родители были на Дальнем Востоке, а я в Европейской части России. В шесть часов вечера 23-го мая твой папа позвонил мне и говорит:
- Папа, сегодня, 24 мая в час ночи у тебя появилась внучка. С чем я тебя и поздравляю.
А у меня-то было 23-е число. Вот и подумай, какого числа я должен тебя поздравлять.
-Деда, ты не фантазёр - ты волшебник. За что я тебя очень-очень люблю!
- А если бы ты знала, как я тебя люблю!
Дедушка с внучкой прижались друг к другу и некоторое время не шевелились. Им было очень хорошо вместе. Улыбка озаряла их лица. Даже воздух, напоенный ароматами осени, казалось в этот момент замер. И птицы примолкли. И только высоко в небе слышался крик пролетавшего клина гусей. Птицы торопились на юг.
- До встречи, гуси. Мы вас будем ждать следующей весной. Прилетайте скорее.
Свидетельство о публикации №216052601136