Н
НАБЛЮДЕНИЕ – то, что помогает писателю создавать литературные произведения. Это наблюдение за развитием страны, за жизнью общества, отдельных людей, за жизнью природы. Н. помогает автору найти интереснейшие детали для развития образа человека, природы и всего произведения в целом. Примерами этого могут служить книги писателей-классиков.
НАБРОС – случай переноса, когда фраза начата в середине строки:
Ветер дней, о, развей моё горькое горе.
Дышит вечер в лицо. Всё грустней и грустней
Шепчет небу камыш, в бирюзовое море,
Вторя небу полей, над могилою дней. В. Ковалевский –
НАДАДРЕСАТ -- это третий адресат диалога, который незримо присутствует в качественном публицистическом тексте. В роли Н. выступают масштабные ментальные понятия и категории: бог, абсолютная истина, народ и т.п. Через Н. выявляются определённые ценностные морально-этнические нравстваенные ориентиры автора публицистического текста. Учитывая третьего незримого участника диалогового взаимодействаия, можно составить более полную и объёмную картину взаимоотношений между автором и читателем.
НАДСТАВКА -- термин Г.Шенгели. В частушках происходит Н. одного безударного слога, возникает полиметрическая строфа, обусловленная музыкальной интонацией частушки. Ямбическая Н. может происходить в нескольких строках, создавая своеобразное сочетание хорея с ямбом:
Цветок, не сядешь-- наплевать,
На твоё мне место пять.
Неужели из пяти
Цветка по сердцу не найти?
НАДУРИ – в Аджарии народные трудовые песни, исполняемые мужским хором.
НАЗАД к Островскому – лозунг, выдвинутый А. Луначарским в 20-х гг. ХХ в. Речь шла о том, что современные драматурги, подобно А.Н.Островскому, должны «чутко наблюдать окружающую нас жизнь и, соединяя в одно глубокую театральность (…) с точным, проникающим в суть вещей реализмом, дать конструирующее и разъясняющее зеркальное отражение наших дней».
НАЗНАЧЕНИЕ поэта – «Поэт – сын гармонии … Три дела возложены на него: во-первых – освободить звуки из родной, безначальной стихии, в которой они пребывают; во-вторых – привести эти звуки в гармонию, дать им форму; в-третьих – внести эту гармонию во внешний мир» (А. Блок).
НАЗНАЧЕНИЕ творчества – можно сказать, что назначение состоит в следующем: совершенствование человека; удовлетворение потребности в созидании, реализации задатков и способностей; обретение признания; обретение смысла жизни; восстановление душевного равновесия и психического здоровья (Т. Иванюк).
НАИВНО-ЭМПИРИЧЕСКОЕ содержание – направление, которое считает опыт главным источником познания.
НАИВНОЕ и СЕНТИМЕНТАЛЬНОЕ – понятия, выражающие две возможности создания художественных произведений. Термин «сентиментальный» был специально придуман Ф. Шиллером (1759-1805) для обозначения особого рода размышляющей литературы. «Наивный» художник стремится к наиболее полной передаче действительности, он непосредственно чувствует и воссоздаёт сам предмет. «Сентиментальный» – творит художественный образ опосредованно, он только «стремится» к природе – рассуждает о впечатлении, о чувстве, которое производит на него этот предмет и тем самым выражает некие идеи, «идеальный» уровень, т.е. идеал.
НАИВНОЕ письмо -- порождающий литературную реальность особого рода документ внеписьменной культуры, который создан не сторонним наблюдателем, а самим носителем этой культуры и представляет собой образец "письменной речи человека, для которого сама практика письма не является обязательной ни в профессиональной,ни в обыденной жизни". Оригинальный вариант такого письма представляет собой обычно рукопись без разделения на абзацы и даже предложения.
НАИВНЫЙ реализм – эпистемологическая (теория познания) позиция в философии и в обыденной жизни, когда реально всё, что человек воспринимает в нормальных условиях и описывает общепринятым и соответствующим фактам языком.
НАИТИЕ – внезапно пришедшая мысль, озарение, вдохновение.
НАИТТИ – в Сиаме космогонические мифы.
НАЙДА (хуп-хуп) – таджикская народная песня пахаря. Порой состоит из не связанных по смыслу лирических двустиший.
НАКИДА – разновидность жанра осмеяния, в котором стихотворение одного поэта является опровержением стихов другого поэта.
НАКЛОНЕНИЕ (полиптот)– повторение слова в предложении в разных падежах. «Я пережил и многое, и многих, и многому изведал цену я» (П. Вяземский).
НАМИНКОДЖИ – пастушеские песни на языке фульбе (З.Африка). Хвала корове.
НАНДВИНЗАТОДЖИ – жанр бирманской драматургии: большое придворное повествование. Писалось очень сложным языком, длилось несколько дней и предназначалось узкому кругу знатоков.
НАНИЗЫВАНИЕ эпитетов – нагнетание образных определений:
Где наша первая встреча,
Яркая, острая, тайная Е. Белогорская
НАНЬЯЛ – в Мавритании (Африка) вокально-инструментальная песня медленного темпа.
НАПРАВЛЕННОЕ мышление в культуре – критерий объективной оценки.
НАПРАВЛЕНИЯ в изучении литературы –изучение литературы происходит в двух направлениях: теоретическом и историческом. Определяется и анализируется общий принцип создания литературы, как вида искусства, или описывается и осмысляется процесс создания и развития литературы. Или описывается и осмысляется процесс создания и развития литературы.
НАРКОТИКИ и ТВОРЧЕСТВО – главная характеристика творчества – создание чего-то нового, уникального в своём роде. Современная позиция учёных относительно природы творчества говорит о выделении двух подходов, которые идеально применимы к процессу наркомании: употребление наркотиков рассматривают как деятельность, направленную на создание новых личных ценностей. Употребление наркотиков связывают с самореализацией человека, с развитием его мотивации к созданию уникальной продуктивной деятельности. Некоторые авторы перед тем, как приступить к процессу творчества, употребляли небольшую дозу алкоголя или наркотики. Наркотики курили С. Есенин и М. Булгаков, Бодлер, Рембо и др. Но вряд ли с помощью наркотиков возможно достичь высоких результатов в творчестве. Сам Есенин утверждал, что в состоянии опьянения никогда стихов не писал.
НАРОДНАЯ баллада -- это лиро-эпические песни о торагических событиях в жизни людей, часто в семейно-бытовых отношениях. В центре таких баллад -- всегда человек с нравственными проблемами, чувствами, переживаниями. Герой Н.б -- это безымянный человек, страдающий, а иногда даже погибающий в тяжёлых жизненных обстоятельствах. В таких балладах выражен трагический пафос.
НАРОДНАЯ мудрость – накопленный в течении веков опыт народа, выражающийся в пословицах и поговорках.
НАРОДНАЯ поэзия – один из жанров латиноамертканской литературы нач. XIX в. Это демократическое стихотворство, прямо связанное с фольклором.
НАРОДНАЯ речь – такая форма передачи своих мыслей, которой пользуется большинство населения города и деревни в данной стране. «Народная речь проста и могуча, ибо она воплощает в себе плоды умственной работы многих поколений, философию и историю народа» (П. Пустовойт).
НАРОДНАЯ словесность -- С.Буслаев писал: "Словесность народная, состоящая в сказках, песнях, пословицах, причитаниях, есть достояние каждого народа, насколько она прриближается к осоюенностям народности".
НАРОДНАЯ фразеология – в русском национальном языке употребляется множество идиоматических выражений и фразеологизмов. Такие обороты отличаются образностью, позволяют более точно охарактеризовать то или иное явление, предмет, явление и своё отношение к нему.
НАРОДНИКИ – поколение литераторов, сформировавшееся под влиянием 1850-60-х гг. (Н. Добролюбов, Н. Чернышевский, Н. Некрасов, Ф. Решетников, В. Слепцов и др.) и народнических идей, наиболее отчётливо сформулированных П.Л. Лавровым (1823-1900). Наибольших успехов литература народников достигла в прозе. Выходцы из разных слоёв общества Н. по-разному были связаны с общественной практикой, однако основные положения народничества были для них непреложны: «критически мыслящая личность» способна осознать свой долг перед народом, выносящим на своих плечах всё бремя культурного и технического прогресса, и крестьянская община, являющаяся прообразом идеального социалистического общества.
НАРОДНИЧЕСКАЯ литература – возникла в России во второй половине XIX в., когда в литературу пришла разночинная интеллигенция (Слепцов, Успенский, Левиотов и др.). Наивысшего расцвета достигла в 70-х начале 80-х годов. В Н.л. различалось несколько течений: одни проповедовали анархизм, другие – «бланкизм» Ткачёва, третьи во главе с Лавровым призывали к единству критически мыслящих личностей. Идеи народничества нашли своё отражение в творчестве писателей 1860/90-х гг.
Н.л. показала не только униженность крестьянства, но и отметила в нём ростки протеста.
НАРОДНО-НАЦИОНАЛЬНАЯ школа – в Венгрии традиционно отстаивала реализм, но на основе социального согласия. Главной задачей литературы считалось воспитание нравов и вкуса, а главной задачей реализма – поддержание душевного равновесия.
НАРОДНО-ПОЭТИЧЕСКАЯ речь – такая форма речи, которая реализуется в фольклорных жанрах и является одной из функционально стилевых подсистем диалектной речи наряду с разговорно-бытовой и др.
НАРОДНО-ПРОЭЬТИЧЕСКОЕ начало-- в стихах умение поэта использовать достижения народной поэзии. И в первую очередь тут стоит инверсия -- сгореть со стыда. Использование народных выражений -- во дырявом во лукошке (М.Цветаева). А также сравнение человека с природой -- то нен белая берёза с ветром клонится, не шелковая трава притклоняется, то сын перед матерью поклоняется. Кроме того, использование пословиц и поговорок -- но давно уж речь ведётся, что лишь дурню клад даётся(П.Ершов).
НАРОДНЫЕ книги -- в 16-18вв. в Германии и в Швейцарии были широко распространены т.н. анонимные лубочные издания для простонародья, по своей идейной направленности и содержанию отличавшиеся большой пестротой: сборники шуточных анекдотических рассказов, облечённые в форму непритязательного авантюрного повествования, плутовские рыцарские романы, средневековый героическитй эпрос и т.д. Встречались также элементы антифеодальной сатиры.
НАРОДНЫЙ писатель РСФСР – звание, принятое постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 29 февраля 1930 г. Присваивается членам Союза писателей за выдающиеся заслуги в области прозы, поэзии и драматургии. Такие звания были установлены и в других республиках СССР.
НАРОДНЫЙ театр – образовался во Франции в 1887 г., во главе его стоял А. Ападуан. Н.т. положил начало театральным реформам в Европе.
НАРОДНЫЙ язык -- "Язык, которым говорит народ и в котором есть звуки для выражения всего, что только может желать сказать поэт -- мне мил. Язык этот... есть лучший поэтичесмкий регулятор. Захоти сказать лишнее, напыщенное, болезненное -- язык не позволит, а наш литературный язык без костей: так набалован, что хочешь мели -- всё похоже на литературу" (Л.Толстой)
НАРОДОВЦЫ и МОСКВОФИЛЫ – два направления в развитии литературы Западной Украины второй половины XIX в. Народовцы – предпочитали ориентироваться в своей деятельности на австро-венгерскую монархию, Москвофилы опирались на русский царизм. Оба эти направления проводили реакционную и даже националистическую политику. В их распоряжении были культурно-просветительские общества и периодические издания.
НАРОКОВАНЬЕ – в словенском фольклоре плачи, причитания.
НАРРАТИВ – повествование, рассказ, исторически и культурно-обоснованная интерпретация, демократическое стихотворство, прямо связанное с фольклором.
НАРРАТИВНАЯ апострофа – обращение автора к одному из героев своего произведения.
НАРРАТИВНАЯ семантика – изучает преимущественно художественные тексты, рассматривая их по аналогии с изучением языка. Но изучает не в целом, а одно произведение. Только в пределах одного произведения действуют определённые аналогии с языком, речью – устанавливаются более или менее однозначные правила означивания, единицы «словаря», правила «синтаксиса» и рождения текста.
НАРРАТИВНАЯ семиотика1 – предметом Н.с. является не искусство в целом, а отдельное произведение искусства. Именно там узнаётся то, какой смысл предаёт автор отдельным словам. Так, у С. Есенина слово «синий» означает «милый, нежный».
НАРРАТИВНАЯ семиотика2 – характеризует искусство как непрерывное единство чувственно-материальных и идеально-смысловых моментов. Первые – выражающие, вторые – выражаемые (смысл, идея). Эта теория имеет дело с глубинными знаковыми отношениями.
НАРРАТИВНАЧ схема -- фундаментальная универсальная повествовательная структура/
лежащая в основе любоготекста.
НАРРАТИВНАЯ теория – мир может быть познан только в форме «литературного» дискурса (речь). При этом всё, что репрезентирует (представительство) себя как существующее за пределами какой-либо истории, может быть усвоено сознанием только в повествовательной форме, в фикции.
НАРРАТИВНАЯ эстетика – предметом нарративной эстетики является отдельное произведение искусства. Только в нём действуют определённые аналогии с языком и речью.
НАРРАТИВНЫЙ эллипсис – условный вариант воспроизведения действительности.
НАСЛАЖДЕНИЕ -- высшая форма удовольствияэ
НАСЛАЖДЕНИЕ искусством – в общении с душой мастера. Чтобы истинно Н.и., надо учиться и вдумываться и быть живым (В.Брюсов).
НАСР -- правила создания тюркской прозы, которая могла быть трёх видов: наср и
мураджас. В нём соблюдался какой-нибудь метр без рифмы. Наср и мусаддас -- рифмованная проза, но без метра. И наконец наср-и ари -- свободная проза.
НАСЛЕДИЕ литературное и духовное – богатство, оставленное деятелями искусства прошлого.
НАСР -- правила создания тюркской прозы, которая могла быть трёх видов: наср и мураджаз. В нём соблюдался какой-нибудь метр без рифмы. Настр и мусаддас -- рифмованная проза, но без метра. И наконец наср и ари -- свобюодная проза
НАСТОЙЧИВОСТЬ – умение в своей работе добиваться нужных результатов, не бросать начатый труд из-за временных неудач.
НАСТОЯЩЕЕ историческое – форма настоящего времени, которая используется в виде прошедшего:
Вот бегает дворовый мальчик
В салазки Жучку посадив... А. Пушкин
НАСТРОЕНИЕ – весьма продолжительный эмоциональный процесс невысокой активности, образующий эмоциональный фон для протекания психических процессов; или эмоциональное состояние, вызванное какими-либо предметами или явлениями.
НАСЫЩЕННОЕ содержание -- романтическая приподнятость, гражданская патетика, лирический подъём, моралистический пафос составляют существенные свойства эстетической Н.с. С эмоциональной окрашенностью свзано и его преобладающее значение, которое получает в поэзии выразительность. И одним из саиых существенных среди них, активно воздействующих на сознание читаителя(смлушателя) является ритм.
«НАТИВИЗМ» (родной, туземный) – культурное и литературное движение в рамках американского романтизма (1820-30 гг.). Его смысл в эстетико-философском освоении и осмыслении Америки, её природы, истории, нравов, политических и общественных институтов. «Н». отразил тот этап становления национальной литературы США, когда художники слова, с одной стороны, стремились усвоить европейский стиль литературы, а с другой – выражали потребность в самоидентификации, в выявлении самобытности американского общества. Писателей привлекала жизнь, быт фронтира (того, кто осваивал дикий Запад), плантаторский уклад Юга (Ф. Купер); Дж.Лондон открывает читателям красоту Аляски.
НАТУРФИЛОСОФИЯ в литературе – обобщение и приведение в связь знаний о природе, В литературе это стихи Ф. Тютчева, Новалиса, Гофмана, эссе Гейне.
НАТЬЯ – в индийской литературе драматургия.
НАТЮРИЗМ – термин, придуман бельгийским писателем К. Лемонье (1844-1913) и означает верность природе, приверженность сельской жизни. Но Н. это также и мировоззренческий базис, с которым писатель подходит к различным явлением жизни.
НАТЮРМОРТ литературный – изображение неодушевлённых предметов. В виде целого произведения с живописной функцией. Н.л. встречается весьма редко; А.Смирнов «Натюрморт».
Лимона кожура витая
как серпантин на серебре.
Над ней струится, оседая,
пыльца в латунном фонаре.
Как будто бабочка-колдунья,
качаясь, в струях замерла
и развернула над латунью
свой крупный веер, – два крыла.
В тени старинная страница
хранит засохший стеарин,
пыль невесомая струится,
и вьётся жёлтый серпантин.
Н.л. может быть и в прозе, например, у Гоголя при описании жилища Плюшкина. Гораздо чаще встречаются вкрапления литератуного натюрморта:
Шекснинска стерлядь золотая,
Каймак и борщ уже стоят;
В графинах вина, пунш блистая,
То льдом, то искрами манят… Г. Державин
НАУКА и ЛИТЕРАТУРА – научно- технический прогресс оказывает отрицательное воздействие на внутренний мир человека. Многие писатели в своих произведениях предупреждают людей о пагубном влиянии научно-технического прогресса, о его худших сторонах: О. Хаксли «Прекрасный новый мир», Р. Бредбери «451 градус по Фаренгейту». Прогресс уничтожает нравственность, искусство и воображение, подчиняя всё и всех логике.
НАУКА и ПОЭЗИЯ – как говорил Карлейль, равно стремятся к познанию истины. «Врата красоты ведут к познанию» (Ф. Шиллер). Разница между Н.и.П. состоит в том, что наука занимается анализом, а поэзия—синтезом. Наука оперирует понятиями, а поэзия – чувственными представлениями.
НАУКИ о духе – так называют с сер. XIXв. все науки, исследующие творчество человеческого духа, культурных образований и таких сфер деятельности, как искусство, религия, наука и т.д. Само выражение пошло от Шиля, переведшего «Логику» Д. Милля (1849).
НАЦИОНАЛЬНАЯ культура -- составляющие Н.к. -- совокупность материальных и духовных ценностейц нации, а также общность основных взаимодействий с природой. Н.к. проявлячется в деятельности общества, государства, его социальных институтов и национальных традиций, духованых ценностей, стиле мышления.
НАЦИОНАЛЬНАЯ литература -- национальный момент в литературе не выделяется в качестве формы, отделяющей один народ от другого, а, наоборот, рассматривается как средство создания идейно-эстетических ценностей общечеловеческого значения. Так в СССР литература должна была быть национальной по форме и социалистической по содержанию.
НАУЧНАЯ истина – знание о существовании чего-либо с необходимостью.
НАУЧНАЯ поэзия1 — разновидность лирики, пафос которой питается научной мыслью, ее духом, материально–техническими достижениями.
НАУЧНАЯ поэзия2 – один из жанров латиноамериканской литературы времён независимости.
НАУЧНОЕ мышление – умозрительность достигает наибольшей выразительности. Исключает образность. Не терпит инверсий.
НАУЧНО-ПОПУЛЯРНАЯ литература – литературные произведения о науке, научных достижениях и об учёных, написанная доходчивым языком, рассчитанная на массового читателя.
НАУЧНЫЙ стиль – этот стиль речи делится на три подстиля: собственно научный, научно-популярный и научно-учебный. Научно популярный и научно учебный стиль допускает использование разговорной речи и средств языковой выразительности. В научном стиле допускаются все виды речи: повествование, описание, рассуждения и т.д.
НАУЧНЫЙ язык – одна из разновидностей литературного языка, обслуживающая науку и образование.
НАФАС ДЖАДИД – в арабской литературе VIII в. новый стиль. Поэты протестуют против старых правил и тем: запевки о следах ставки возлюбленной в пустыне и кислого молока.
НАХОДИТЬ особенное -- находить то, что принадлежит истории эпохе. Видеть в образе порождение социальной среды, обстоятельств, момента. Понимать, в ч1м сказались черты того класса, представителем которого является главный персонаж, его быт, его прогрессивные или реакционные устремления.
NACHT CESCHICHTE – повествование о том, что будет. Оно даётся иногда в виде вещих снов, пророчеств или предсказаний. Н.Чернышевский «Что делать».
НАФАС ДЖАЛИЛ -- в арабской литературе VIIIв. новый стиль. Поэты протестуют против старых правил и тем: запевки о следах ставки возлюбленной в пустыне и кисчлого молока.
НАЦИОНАЛЬНАЯ библиотека Китая – крупнейшая библиотека КНР. Находится в Пекине. Основана в 1909 г. Объём фонда 27,8 млн. единиц.
NACHGESCICHTE --повествование о том, что будет с героями, вс событиями, иногда даётся как вешний сон, пророчество или предположение(Пушкин "Песнь о вещем Олеге").
НАЦИОНАЛЬНАЯ библиотека Туниса – основана в г.Тунисе в 1885г. В ней находится 1млн книг, 40 тыс. рукописей и 16 тыс. периодических изданий.
НАЦИОНАЛЬНАЯ библиотека Франции – находится в Париже. Создана при Карле V (XIV в.). Фонд её составляет 31 млн. единиц хранения.
НАЦИОНАЛЬНАЯ литература – лозунг писателей Гаити. Они резко критиковали и правдиво отражали жизнь страны.
НАЦИОНАЛЬНАЯ литература Малайзии – с 1971 г. так называется литература на малайском языке.
НАЦИОНАЛЬНАЯ парламентская библиотека (Япония) – находится в Токио. Основана в 1948 г. Объём фонда – 35,6 млн. единиц.
НАЦИОНАЛЬНАЯ романтика – это процесс 40-х гг. XIX в. в Норвегии, когда началось увлечение фольклором и самобытной национальной культурой.
НАЦИОНАЛЬНОЕ возрождение – движение, стихийно возникшее и вошедшее в употребление у чехов, словаков, лужичан, болгар, сербов, словенцев, албанцев для обозначения целой эпохи конца XVIII в. – значительной части Х1Х в. В это время начинается ускоренное развитие литературы. Одновременно или почти одновременно проявляются черты Ренессанса, барокко, Просвещения, романтизма и т.д.
НАЦИОНАЛЬНОЕ искусство – литературно-художественное творчество на языке и тематике того или иного народа, отражающее его национальные особенности.
НАЦИОНАЛЬНОЕ своеобразие литературы -- на характер литературы, а также на речевые характеристики персонажей произведения окпзывают влияние лексические богатства национального языка. Интернационалдьные коды стиха и прозы определяются синтаксисом национального языка. Фонетическое строение обеспечивает неповторимость звучания. Примечательно, чсто при переводе на другой язык художественная литература сохораняет черты национальной самобытности.
НАЦИОНАЛЬНЫЕ классики – писатели, имеющие наибольшую авторитетность в литературе отдельных народов. Национальная классика входит в классику мировую лишь частично.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ колорит – состоит в изображении природы, обычаев и нравов других стран. Один из видов стилизации. Может использоваться иностранный язык или искажённый русский в устах иностранца.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ конфликт в литературе – чаще всего это выражается в борьбе народа против социального гнёта. Так в романе С. Степняка-Кравчинского «Андрей Кожухов» говорится о борьбе народников с царским режимом.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ характер – устойчивые особенности, характерные для членов того или иного национального сообщества. Особенности восприятия мира, мотивов поступков (идей, интересов, религии). Проявляется как система социокультурных (моральных) норм.
НАЧАЛО книги -- автор с первых же строк должен умело заинтриговать будущего читателя. 1. На первой странице не доллжно быть банальных истин: мороз крепчал... 2. Не должно быть длинных и вычурных описаний, штампов: Володька просмнулся и раскрыл глаза... 3. Опасен ненужный романтизм: Каменное изваяние стояло посредине площади. 4. Не доллжно быть лишних персонажей: Павел Иванович, бухгалтер 38 лет, толстенький, плешивый... 5. Первая сцена не должна описывать большую группу людей, приберегите кашмары. 6. Философия тоже должна находитться на своём менсте, а не в самом начале книги.
НАЧАЛО творчества – у каждого большого поэта есть свои особенности, возбуждающие их душу и разум для начала творческой работы. Иногда они сами говорят об этом. А. Пушкин в стихотворении «Осень»:
И с каждой осенью я пробуждаюсь вновь…
Именно в осеннюю пору наступает период интенсивной работы над стихом (Болдинская осень). В том же стихотворении он пишет:
И пробуждается поэзия во мне.
Душа сжимается в лирическом волненье…
Для Н. Некрасова началом подлинного творчества стал 1845 г., когда он обратился к народной теме. А вот для других авторов началом творчества становятся некоторые внутренние побудители. А. Блок писал:
Пробуждается звук. И подобно щемящему звуку,/ Молодеет душа.
В. Маяковский составлял список того, о чём он будет писать. Но начало каждого стихотворения вызывало в нём определённый гул-ритм и уже к этому ритму придумывался текст. Для других авторов началом работы становится первая удачно написанная строка.
НАЧАЛО и КОНЕЦ -- для восприятия стихов очень важно соблюдать количество строк в каждом произведении. Некоторые авторы хотят в своих стихах сказать как можно больше на выбранную тему. Это чаще всего делает стихотворение растянутым, плохо запоминающимся и скучным. Человеку свойственно в зритенльной форме - при чтении - запоминать 25% всей информации, а на слух - 15%. Это надо учитывать обязательно! Кроме того, автор должен уметь интересно начать своё произваедение и вовремя его закончить. Интересно начать -- значит сразу суметь заинтересовать читателя, пробудить в нём желание продолжить чтение. А интересно закончить, значит -- сделать выразительное заключение всему выше сказанному. Вот как начитнает М.Светлов стихотворение "Гренада":
Мы ехали шагом,
Мы мчались в боях
И "Яблочко"-песню
Держали в зубах.
Ах, песенку эту
До ныне хранит
Трава молодая,
Степной малахит.
Дальше начинается самое главное, что составляет содержание. Автор с самого начала даёт нам понять, в какое время происходят события. Он говорит, что пишет не об Испании, а о песне на испанскую тему. У читателя невольно возникает вопрос: какое отношение имеет песня о Гренаде к событиям Гражданской войны? И вот как заканчиваются ститихи:
Новые песни
Придумала жизнь,
Не надо, ребята,
О песне тужить,
Не надо, не надо,
Не надо, друзья...
Гренада, Гренада,
Гренада моя!
Автор хотя и просит не тужить, но чувство грусти его не покидает полностью. Вот это и называется сделать выразительную концовку.
НГОУНЧХИН (плачи) – в Бирме песни, исполняемые на похоронах.
НГУ (парадные фразы) --вт Корее поэтический жанр. Спенцификой его является параллелизм каждывх двух строк -- смысловой и грамматический.
НЕБЕЛУНГОВА строфа -- сьтхотворная форма немецкого эпоса "Песнь о небелунгах"(Х111 в.)Состоит из четырёх строк с парной рифмой ааbbВ перовых трёх строках
по шесть стоп, а в четвёртой -- семь.
«НЕБЫВАЛИЗМ» (неофутуризм) – группа, которую создал в 1939 г. Ю. Долгин. В начале 40-х гг. XX в. ею был выпущен поэтический альманах, в котором говорилось, что группа создаёт примитив, используя экспрессию, алогизм и дисгармонию. Это был бунт против официального литературного канона. Вот как об этом писал активный участник «Н.» Н. Глазков:
В себя всамделишно поверив,
Против себя я возмущал
Чернильных душ и лицемеров,
Воинствующих совмещан.
С началом Отечественной войны группа «Н.» прекратила свою деятельность.
НЕБЫВАЛЫЕ герои – в литературе (в сказках, баснях, в эпосе) есть такие образы, каких в жизни не встретишь: Змей Горыныч, Баба-яга, Жар-птица, наливное яблочко, скатерть-самобранка и др. Человек наделяет их своими чертами характера, выделяя только одно качество – либо добро, либо зло; хитрость, упрямство или глупость.
НЕВЕРБАЛЬНАЯ поэзия -- это полтенциальный, возможный поэтический текст, текст нулевойЮ который нулевым может и остаться: (Ю.Казарин_)
Печаль таинственна и сила глубока.
Семь тысяч лет в какой-нибудь долине
ОЛна лежала, и когтями ледника
Её менялит и ценили.
А то поднимется, капк полный водоём, --
И листьям хочется сознанья,
И хочется глядетьб в неосвещённый дом,
Где спит, каке5 ливень, мирозданье. О.Седакова
НЕВЕЩЕСТВЕННОСТЬ образа – в литературе присутствует изобразительность, но нет прямой наглядности изображений. Обращаясь к видимой реальности, писатель в состоянии дать только косвенное, опосредованное её представление. Писатель передаёт лишь умопостигаемую цельность предмета и явления, но не их чувственно воспринимаемый облик.
НЕВОЗМОЖНОЕ в искусстве – отказ от создания вечных произведений. Это фиксация конкретного, локального события (бедное искусство). Важны физические свойства среды, изменчивость материала. Художник использует простейшие материалы и естественные элементы (футуризм), отказ от слова. Соединение саморазрушающихся произведений – фаустизм, концептуализм.
НЕГРИЗМ – литературное течение в Латинской Америке. Целью его было разработать афроамериканское наследие и ввести в литературу негритянское мировосприятие.
НЕГРИТЮД – – зарождение Н. в 1930 г. связано со стремлением к духовной деколонизации и самоутверждению обучавшихся во Франции антильских и африканских студентов. На формирование идей Н. оказала влияние поэзия афроамериканцев Л. Хьюза, С.Брауна и К.Маккея, а также движение «Гарлемского ренессанса» 1918-1928 г. В стихах и поэмах 1930-60-х гг. Лопольд Седар Сенгор (Сенегал, 1906-2001) воспевал «чёрную красоту», спонтанную отзывчивость африканцев на ритм, песню, танец, их героическое прошлое. В складывающейся с конца 1930-х концепции Н. переплелись идеи особости, исключительности представителей чёрной расы и призыв к союзу всех рас и народов.
НЕЖНЫЙ реализм – литературное течение в США XIX в. Суть его состояла в том, чтобы скрыть от читателя правду, навязать веру в незыблемость существующих порядков, в исключительность американцев.
НЕЗАВИСИМОСТЬ поэтики – претензия построить науку об отдельном искусстве независимо от познания и систематического определения эстетического своеобразия в единстве человеческой культуры.
НЕЗАМКНУТАЯ метафора – метафора, смысл которой не раскрыт ближайшим текстом: В траве брилльянты висли.
НЕИСТОВЫЙ публицистический стиль – зародился в Египте XX в. Автор – М. Камил
(1874-1908). Он писал статьи и очерки. По его инициативе был создан в Каире Университет.
НЕЙТРАЛЬНАЯ межстилевая лексика – это лишённые эмоциональной окраски слова, которые одинаково могут быть употреблены в любом виде литературной речи.
НЕЙТРАЛЬНЫЙ стиль -- стиль, характерный для текстов, лишонныхь стилистической маркированности. Этот стиль, единый по составу языковых средств, стилистически не окрашенный или сниженный с разговорной просторечной окраской.
НЕКЛАССИЧЕСКАЯ метрика -- вся русская поэзия до начала ХХв. развивалась в русле силлабо-тоники.б Первыми подступами к Н.м. можно считать появление вольностей в классической метрике. Нол значительно отдалился от нею логаэд и сапфические строфы у Радищева:
Ты клялася верною быть вовеки,
Мне богиню нощи дала порукой;
Север хладный дунул один раз крепче,
Кдятва исчезла.
Свободной формой тактовика является стих русских былин. Сюда же относится и дольник.
НЕКЛАССИЧЕСКАЯ эстетика -- экспериментальная. Поисковый этап современной эстетики, определённый общей ситуацией в техногенной цивилизации 2-й пол. ХХв.,достигшей такого уровня раздвоения, за которым возможен или скачёк в новое качество, или обвал в хаотическое состояние. "Возникновение неклассической(коммуникативной)эстетики адресованности сопровождается небывалым явлением: русло историко-литературного процесса разделилось на три рукова. На смену стадиальной диахронии парадигм художественности, последним звеном которой является модернизм символистов, приходит синхронное противопоставление и взаимодействие альтернативных стратегий творческого поведения..." (В.Тюпа).
НЕКРАСОВСКАЯ школа поэзии -- "Некрасов вышел на большую дорогу и пошёл по ней один, без единого спутника, не вспоминая ни о ком и ни кого не ведя за собою. В истории русской литературы место, занимаемое Некрасовым, совершенно исключительное. Поэзия его -- пример редчайший, а, может быть, единственный. Предшественников он не имел, не имел наследников"(Н.Котляревский). Один из дореволюционных критиков писал: "Является,однако, вопрос, насколько Некрасов в своём исключительном и резком направлении может быть учителем и образцом. Школы он, как известно, не оставил, подражатели у него были, есть и, вероятно, будут, но школы нет и вряд ли она когда нибудь возникнет". Но термин "Некрасовская школа" возник в 60-е гг. Х1Х в. Существование некрасовского направления, "некрасовской школы" признавали даже враги демократической поэзии. Что же это такое? Прежде всего тут надо понимапть систему художественных принципов, которая сложилась в русской демократической поэзии Х1Хв. Некрасов оказался поэтом наиболее полно ваыразившим историческую необходимость нового этапа русской поэзии и оказавшим влияние на всю русскую поэзию. Следы некрасовской школы находят у поэтов 50-70гг., наиболее близких ему по духу. Это Полонский,Плещеев,Жемчужников, Голльц-Миллер,Блок и др.
НЕКРАСОВСКИЙ период в поэзии – это тема народного горя. Жанры – песня, поэтическое повествование, поэма о народной жизни. Язык – ориентация на народную речь.
НЕКРОЛОГ -- жанровая форма укс тной народной поэзии -- причитания, плачи. Существует,Ю вероятно, у увсех народов зекмли. Эта форма плача нашла свою форму в литературе:
Не вер гудит по ковыли,
Не свадебный поезд гремит, --
Родные по Прокле завыли,
По Прокле семья голос ит. Н.Некрасов
НЕКРОМАНИКОН – книга, с помощью которой древние маги могли общаться с миром мёртвых.
НЕЛЕПИЦА (поэзия нонсенса) – жанр эксцентриады, считающийся чисто английским. Известность ему принёс поэт, художник, автор книг о путешествиях Э.Лир (1812-1888). Н. встречаются в «Похвале глупости» Э. Роттердамского, «Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф.Рабле. Есть Н. и в русских сказках и частушках: Ехала деревня мимо мужика… Истоки его относятся к детскому фольклору.
НЕМЕЦКИЕ народные книги – особый вид низовой литературы, адресованной демократическому читателю. Возник в Германии с изобретением книгопечатания. Первые народные книги появились в середине XV в. и получили распространение в XVI веке. Героями народных лубочных изданий выступали как исторические лица (Александр Македонский, Карл Великий), так и вымышленные герои вроде Тиля Уленшпигеля, Рейнеке Лиса и т.д. Значительную роль с конца XV в. играют Н.н.к. обличительного содержания, построенные на материале шванков.
НЕМЕЦКИЕ натуралисты – натурализм в Германии зародился в конце XIX в. Писатели-натуралисты расширили диапазон изображения действительности. Новым для немецкой литературы было требование суровой правды, научной точности изображения. Впервые в литературе были представлены условия труда людей разного общественного положения. Натуралисты описывали маленького человека – пролетария, ремесленника. Они показали рост рабочего движения, успехи социал-демократической партии Германии. Главная их слабость выражалась в изображении характера человека. Н.н. сумели показать условия труда, но не человека, созданного этими обстоятельствами.
НЕМЕЦКИЙ экспрессионизм – поздний символизм, натурализм, акмеизм, имажинизм, дадаизм, сюрреализм – все эти течения вобрал в себя экспрессионизм, став единым и единственно мощным литературно-художественным направлением первой трети ХХ в. в т,н. «экспрессионистское десятилетие» (1911/21), завладев умами писателей и читателей. Появился новый тип художественного мышления. Экспрессионизм был выражением творческого сознания и поисков молодёжи. Его поддержали немецкие писатели И.Бехер, Б.Брехт, а также Р.Рильке, братья Манн. Основными сюжетами этого течения стали Апокалипсис, Страшный суд и его наступление.
НЕОАВАНГАРДИЗМ – современное направление авангардизма, отрицающее существующие художественные формы и ищущие новые.
НЕОАКМЕИЗМ -- один из основных неформативных стиленй русской литературыХХв. лишь в такой степени, в какой не признаёт норму "эталонов". Время и память -- основные доминанты поэтического мировидения - служат ключом к постижению законов истории и современности. Н. рассматривается как совокупность программных латентных(скрытых) течений ХХв. Дифференциируются его литературные группировки: старшие Н.(А.Тарковский, Д.Самойлов), шестидесятники(Б.Ахмадулина,Ю Ю.Мориц), представители "Парижской ноты"(Г.Иванов, Г.Адамович), "Задержанной литературы" 1970-1980гг.(О.Седаков, С.Строгановский).
НЕОГОТИКА – условное неустойчивое название совокупности литературно-эстетических явлений в Западной Европе и США конца XIX–XX в., связанных с художественным переосмыслением и обновлением европейской готической традиции, в частности, готического романа конца XVIII в. – первой половины XIX в., возникшая как реакция на бездуховность, прозаичность и утилитарность современного общества в общем русле неоромантизма, Н. реанимирует готическую традицию в романе и повести, сочетая устоявшиеся её приёмы и стилевые особенности (мистицизм, фантастика, средневековый или экзотический восточный фон) с приметами, рождёнными новым временем. К этому жанру обращались Р.Л. Стивенсон, О. Уайльд и др.
НЕОКЛАССИКИ1 -- буржуазно-националистическое течение в украинской литературе до октябрьской революции. В своих произведениях Н. выражали национально-буржуазную идеологию, буржуазный активизм, культ сильного, волевого человека, национально-буржуазную трактовку классовых процессов, истории украинской литературы. Для Н. характерен уход от революционной борьбы в идиализированное прошлое, ориентацию на культуру западной европы. Н. культивировали формалдизм в области истории литературы.
НЕОКЛАССИКИ2 -- термин, употреблявшийся для обозначсения самых самых разных явлений русской литературы. Так называли Батюшкова, Пушкина, Дельвига, Майкова, Фета Ин. Анненкова и др., отмечая у них мотивы античной литературы или общий тип пласьтиченского, скульптурного творчества, сближающего их с литературой глубокой древности. В 1918г. образовалась группа поэтов Н. Она ничего из себя не представляла и распалась. Это лишь свидетельство краха буржуазной литературы.
НЕОКОНФУЦИАНСКОЕ литературное течение – в Китае оно представлено четырьмя книгами, включающими литературный сборник Конфуция (V в.), его высказывания и Мэн-цзы, содержащая политические диалоги, доктрины среднего и великого учения. Пять томов классических сочинений, содержащих политическую философию Конфуция и др. Сюда входила Книга перемен, классическая поэзия, сборник обряда Конфуция, классическая история, весенняя и осенняя летопись.
НЕОМИФОЛОГИЗМ – концепция, считающая мифологию характерной формой художественного мышления XX в.
НЕОМИФОЛОГИЗМ постмодернизма – создание культов и стереотипов массового сознания, идеологий и технологий, это формирование смыслового поля.
НЕОМИФОЛОГИЧСЕСКАЯ школа – сложилась в начале ХХ в. Авторами её были Дж. Фрейзер, Д. Харрисон и др. Н.м.ш. утверждала приоритет ритуала над мифом и его исключительное значение в происхождении искусства и философии.
НЕОМИФОЛОГИЧЕСКОЕ мышление – суть его состоит в том, что во всей культуре актуализируется интерес к изучению классического и архаического мифа. Мифологические сюжеты и мотивы стали активно использоваться в литературе – роман Дж. Джойса «Улисс». Н.м. используются не только мифы, но и исторические предания, бытовая мифология. Основными чертами здесь является циклическое время, игра на стыке иллюзии и реальности и уподобление языка «предъязыку». В русской литературе это роман А. Белого «Петербург».
НЕОМИФОЛОГИЧЕСКОЕ сознание – оно воспринимает мир и искусство не в хронологической последовательности (не исторически), а одновременно, возникает т. н. диалог культур. Н.с. порождает создание новых мифов, в них реализуется связь текста с подтекстом.
НЕОНАТУРАЛИЗМ -- в традиционном литературоведении Н. занимает одну из лидирующих
позиций. Причина этого: вера в очистительную силу жёсткой правды, ненависть к
идеологии, к проповедничеству, к пафосу любого рода. Зародился в начале Х1Х в.
в России. Сюда относятся М.Арцыбашев, А.Каменский, В.Винниченко. На их творчество оказали влияние образы Свидригайлова, карамазова, отца Сергия. Н. отказались от морали, социальной и эстетической ответственности исексства. "Идеалы очень хороши, но и мыльные пузыри очень красивы" (Арцыбашев)
НЕПОНЯТЫЙ гений -- это такой человек, который, открывая нечто новое, необычное, не смог подобрать соответствующую художественную форму. В ХУ111 В. таким человеком был В.Тредиаковский, а в // в. -- В.Хлебников.
НЕОПРИМИТИВ – наивно-детский или агрессивно-обывательский тип сознания для игры с самыми устойчивыми, близкими, поверхностными физиологически достоверными слоями реальности, поскольку все остальные метафизически неизвестны и поддаются идеологической подмене.
НЕОПРИМИТИВИЗМ – воспроизведение готовых языковых моделей русской классики XIX в. в предельно опрозраченном контексте, как бы лишённом признаков авторской индивидуальности – А. Монастырский, П. Пепперштейн.
НЕОРОМАН – имеется в виду обновление романной формы в ХХ в. Н.р.имеет два направления. Первое – психологическое(суперпсихологизм), с интетресом к сознанию и подсознанию. Второе – вещизм или шосизм (вещь), когда абсолютизируется описание вещей и предметов. Человек при этом лишён связей с другими людьми. Герой изображается во внешних проявлениях своего физического бытия – движения, мимика.
НЕОРОМАНТИЗМ – комплекс разнородных течений в европейской художественной культуре 20/30-х г. ХХ в., возникших как реакция на позитивизм в идеологии и натурализм в искусстве. Сюда относятся французский символизм и постимпрессионизм. Н. также течение в английской литературе того же периода.
НЕОСЛАВЯНОФИЛЫ – родоначальником этой группы поэтов можно считать Ю.Кузнецова. Н. соединили в своём творчестве особенности тихой лирики и «громкой поэзии», тяготение к мифологии и фольклору, преданию. Их фольклорные образы воспринимаются в новом историческом времени, в противоборстве человека и цивилизации.
НЕОТРАДИЦИОНАЛИЗМ -- неклассическая модификация традиционного типа тваорческого сознания. Возник в конце ХХв. Связан с непосредственной опорой на исторические традиции искусства. Это явление было напрапвлено против авангардизма. В неклассическое время расширяется арсенал способов освоения накопленного культурного опыта. Н. не отвергает опыт модернизма и других движений в литературе. Но, в тоже время, не приемлет установок на предельный субъективизм, индивиджуализм и игровую вседозволенность, ваедущую к ликвидации всяческих бытийных иерархий и к полному растворению объективного мира в сознании субъекта. Н. полностью исключает внешне регламентированного ограничения свободы творчества и подчинение его требованиям той или иной "единственно правильной" идеологии или эстетической доктрины.
НЕОЭКСПЕРИМЕНТАЛИСТЫ – группа писателей Италии в Х1Х в. Они пытались доказать, будто хаотический мир буржуазии может быть изображён лишь хаотическими средствами искусства.
НЕПОВТОРИМОСТЬ индивидуального - этот факт признаётся в искусстве на уроане общих положений ва любой научной концепции. И тем неменее отмечены случаи контактных связей между индивидуальными стилями, а также явления их типологиченского сходства. Таковой является схожесть Державина и Мвяковского. "В Маяковском оказывается "повторён" Державин" (Ю.Тынянов).
НЕПАД (новое партнёрство для развития Африки) –программа, разработанная президентами ЮАР, Алжира,Нигерии и Синегала. Большое внимание в ней уделяется «восстановлению культур и поощрение художественного творчеста народа Африки».
НЕПОЛНАЯ тавтограмма – речевой жанр, основанный на гомеопрофероне, когда охватываются не все слова текста: Клянусь я первым днём творенья, Клянусь его поседним днём (М. Лермонтов).
НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ содержание -- характеры и события, поступки и переживания героев (по Л.Тимофееву).
НЕПОНЯТЫЙ гений -- это такой человек, который, открывая нечто новое, необычное, не смог подобрать соответствующую художественную форму. В 1ё87 в. тапким человеком В.Тредиаковский, а в 20 в. УВ.Хлекбников.
НЕПОСРЕДСТВЕННО-ЧУВСТВЕННОЕ восприятие – познание чего-либо в процессе восприятия, результат восприятия.
НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ содержание -- характеры, события, поступки и переживания действующитх лиц (Л.Тимофеев).
НЕПОСРЕДСТВЕННЫЙ реализм – реалистическое стилевое течение внутри социалистического реализма. Термин предложен А. Луначарским.
НЕПРАВДОПОДОБНЫЕ речи – чаще всего используются в юмористических рассказах или стихах. Несоответствие действительности: «В Нахичевани всемирный потоп» (А.Чехов).
НЕПРЕДНАМЕРЕННОСТЬ – в произведениях искусства неизменно присутствует нечто запредельное взглядам и творческим намерениям автора
«НЕПРИМИРИМЫЕ» – группа польских писателей конца XIX в., видевших главную цель творчества в борьбе с национальным оппортунизмом, с настроением примиренчества. В эту группу входили З. Милковский, Балуцкий, Лям и др.
НЕРАВНОСЛОЖНЫЕ рифмы – рифмующиеся слова, имеющие после ударного слога неодинаковое число слогов: оборудована – не трудно.
НЕПОСТОЯННЫЙ эпитет -- это авторский эпитет, созхданный только для данного произвендения. Такой эпитет является неустоявшимся: красивая девушка -- красивая непостоянный эпитет.
НЕРАЗРЕШИМОСТЬ текста – непонимание текста читателем может зависеть от многих причин. Одна из них – незнание особенностей построения текста в отдалённые от нас времена. Не знание обычаев той или иной страны, где происходит действие героев. Обилие областнических или иностранных слов. Может зависеть и от большой запутанности сюжета.
НЕРЕАЛИСТИЧЕСКИЙ ситуационный фон – то, что могло бы иметь место, но не произошло. Читаем у Н. Некрасова:
Когда б не доблестная кровь
Текла б в вас – я б молчал.
НЕРУДОВСКИЙ период – в истории чешской культуры 60-80-х гг. XIX в. Именно в этот период Ян Неруда (1834-1891)оказал огромное влияние на развитие отечественной культуры своим творчеством.
НЕСКОЛЬКО взглядов на поэзию -- самый простой взгляд -- практический. Он смотрит на поэзию, как на средство убить время. К такому пониманию стихов можно отнести и взглядь на стихотворный текст, как на возможность получить некоторую информацию, а также как на возможность показать себя эрудитом перед обществом. Другой взгляд полностью отличается от первого. Это взгляд эстетический. При таком взгляде человек хочет получиьть от стихов эстетическое наслаждение. Да, он безусловно хочет узнать содержание каждого стиха, но ему скорее интересна та форма, в которой это содержание передано. К такому взгляду можно отнести и желание читателя понять, что хочет сказать автор каждым стихом. Критик смотрит на стихи,как на материал для исследования, а издатель -- как на средство заработать.
НЕ-ТЕКСТ – в семиотике информация, не входящая в рассматриваемую знаковую систему. В случае, когда информация не знаковая, система принадлежит одному произведению, фильму, картине и др. – по Лотману – единому текстовому целому.
НЕТОЧНАЯ рифма -- такими рифмами являются рифмы с перемещением или рифмы анаграммы: клохчут-хохочут, холера-горела. А также разноударные рифмы: Осип-осип, Архип-охрип, зАмка-замкА.
НЕТОЧНАЯ перифраза – фиксирует не самые главные признаки вещей: царь зверей, остров свободы.
НЕТРАДИЦИОННАЯ герменевтика – этим термином обозначают учение о любом восприятии фактов. Сюда относится даже деятельность самопознания, связанная с заботой человека о себе самом. П. Рикер (1913-2005) различает два вида герменевтики. Целенаправленную, восстанавливающую смысл, он называет телеологической. В ней присутствует внимание к явному смыслу высказывания и высказавшемуся в нём человеческому духу. Другую он называет археологической, которая направлена на первопричину высказывания.
НЕФЕС – одна из народных песенных форм суфийской поэзии.
НЕЦЕНЗУРНАЯ лексика – мат. Ненормированная в литературном языке речь. Она включает диалектизмы, жаргонизмы, варваризмы и выдуманные слова, обесцененную лексику. Такую речь следует отличать от табуированных слов и выражений. Н.л. существует у многих народов.
НЖИЛАЛ – в Мавритании (Африка) сольно-хоровая песня в быстром темпе.
НИБАТКИНГ – народные интермедии в Бирме. Определённого сюжета не имели.
НИНГМАН – нанайские сказки.
НИЗКИЕ стихи – в корейской поэзии так называют произведения, написанные на корейском языке.
НИЗМЕННОЕ -- эстетическая категория, характеризующая эстетическую ценность, предметов и явлений, которые обладают большой отрицательной общественной значимостью. и таящие в себе угрозу обществу и личносьти. Это крайняя стадия безобразного.
НИКАКАЯ поэзия – пишется не от имени какого-то поэта – она лишена авторства, идеи, без уточнения автора, жанра, стиля, времени и места. Это абстрактная поэзия, которая может принимать форму конкретных стихов (см. Графомания) – однако вполне может удовлетворять запросы массовой души.
НИКЕРБОКЕРЫ – группа американских писателей, назвавших себя по имени писателя Никербокера, вымышленного автора «Истории Нью-Йорка» (1809 г.) В.Ирвинга (1783-1859). В группу входили: сам В.Ирвинг, К.Верпланк, Ч.Сандс и др. Многие из них были высмеяны Эдгаром По.
НИМАНКУ—героические сказания народа удэге, Герои исполняют монологи. Они сопровождаются запевками. У кажэдого героя запевка своя. Язык запевок очень отличается от разговорного. Употребляются особые сказочные слова, устойчивые эпические и сказочные формулы, богатые сравнения, иносказания.
НИНГМАН -- нанайские сказки
НИРАТ – жанр сиамской поэзии. Описательная лирика и эпистолярный жанр. Имеет элегическое настроение.
НИРГУНПАНТХИ – направление в поэзии бхакти (Индия), почитание абстрактного божества.
НИСХОДЯЩАЯ градация – нагнетание синонимов от очень интенсивного к более слабому: «Заклинаю вас всеми святыми, умоляю». (А.Чехов).
НОВАТОРСТВО в литературе – есть развитие уже сложившихся традиций в новых условиях. В прозе – поиск новых героев и показ их характеров или новое восприятие уже найденных характеров. В поэзии – нахождение новых тем и способов их передачи или создание новых образов.
НОВАЯи аттическая комедия -- существовала около I
НОВАЯ волна -- в 1970-е годы в русской поэзии ярко проявились постмодернистские
и авангардистские школы "концептуализма". Стихи этой школы построены на остром противоречии между благополучной и радужной видимостью вошедшей в общественное сознание с помощью средств массовой информации, и суровой правдой, трагической сутью времени. В 18977г. появился манифест "Ордена куртуазных маньеристов". В 1994 г. с выходом первого номера газеты "Поэзия" отметила своё десятилетие группа ДОС (добровольнлое общество охраны стрекоз). К творчеству "Н.в." относятся поэты И.Жданов, А.Парщиков, А.Ерёменко и др.
НОБЕЛЕВСКАЯ премия по литературе – наиболее престижная международная премия. Учреждена А. Нобелем (1833-1896). Согласно его воле премия присуждается ежегодно лицу, создавшему выдающееся произведение (идеального направления). Кандидатуры выбирает Шведская королевская академия. Новый лауреат определяется в октябре каждого года,а 10 декабря (в день смерти А. Нобеля) вручается золотая медаль; тогда же лауреат произносит речь программного характера. Он также имеет право выступить с Нобелевской лекцией. Обычно Н.п. присуждается за всё творчество автора, реже – за отдельные произведения. Присуждения премии начались с 1901 года. Размер её колеблется.
НОВАЯ аттическая комедия – существовала около IV-III вв. до н.э. Её тематикой была частная жизнь. Комический элемент в ней играл подчинённую роль.
НОВАЯ афинская школа – с выходом в 1880 г. двух поэтических сборников «Стихи» Н. Комбас и «Паутина» Г. Дросиас) образовалась Н.а.ш. Руководителем её стал Н. Политис, филолог и этнограф. В это время появляются мемуары героев греческой революции, издаются сборники фольклора, народный язык становится языком литературы.
«НОВАЯ волна» – в советской литературе поэзия конца 70-х – начала 80-х г. XX в., когда стал создаваться постмодернизм. Он возник, как общественная ситуация, а не направление или группа, как соотношение стилей в широком диапазоне: от позитивизма до материализма. В русской поэзии ярко ппроявились постмодергнистские и авангардистские теоретики и практики шкоды "концептуализма". Стихи этой школы посмтроены на остром про тиворечии между благополучием и радужной внешностью, созданной в обществе средстваами СМИ и суровой правдой, трагической сущностьювремени. В 1988 г. появляется манифест "Общества куртуазных маньеристов". К Е.в. относяися поэты А.Ерёменко, А.Парщиков, ИТ.Жданов,Г.Кибиров,
Д.Пригов, А.Ерёмин и др.
НОВАЯ драма – в начале XX в. знаменовала возрождение тесного союза между большой литературой и сценой, который был в XIX в. прерван почти на целое десятилетие. Появляется новый конфликт. Им становятся события дня. Новую роль играют ремарки; они являются определяющим элементом драмы; это называют «двойным диалогом»; драма как бы анализирует совершившееся событие, завязку.
НОВАЯ критика – зародилась в середине XX в. Главной задачей литературы Н.к. провозглашала разработку методов аналитического чтения и формально-стилистическое толкование текста. Утверждалось, что понять написанное можно лишь путём тщательного изучения внутренней структуры, принципов её организации, поэтической образности.
НОВААЯ рифмиа -- Брюсов пишщет: "Новая рифма, сохраняя требования тожденства или сходство ударных гласных, допускает значительное несходство звуков, следующитх за ними, т.е. конца слова, но зато требует совпаденния или близкого сходстваа звуков, стоящих влево от ударного. Например, Б.Папстернак рифмует продолжая-лужаек, кормов-кормой, померанцем-мараться, чердак-чехарда подле вас-подливал".
НОВАЯ социальная поэзия -- как жанр зародилась в 2000г. в Европе и у нас. Поэты начинают использовать политические мотиывы в лирике -- П.Барскова, К.Медведев, Д.Скиден и др., а также и в пукблицистике Д.Быков, И.Иртенев и Л.Каганов.
НОВАЯ теократия – так назвал Леконт де Лиль (1818-1894) себя и своих товарищей по перу. Французские писатели конца XIX в. лелеяли «религию» своего труда, как личное душеспасение и также спасение рода людского через Красоту, она же Истина.
НОВАЯ эстетика – движение в искусстве, культуре, философии. Используется для описания произведений, которые отходят от принципов постмодернизма, выдвигая искренность в качестве основного мотива. Н.э. возвращается к теме гуманистической и экзистенциальной, сохраняя лишь некоторые признаки постмодернизма.
НОВЕЙШАЯ школа поэзии – зародилась в Чехии в ХХ в. Основателем стал Й. Махар (1864-1942), занимавшийся поисками новых путей в литературе.
НОВЕЛЛА -- небольшое повествоватенльное произведение с динамичным сюжетом.В ней большукю роль играет сказовый момент. Это выражается в том, что часто в Н. выводится рассказчик. Н. бывает фабульная и бесфабульная, в которой нет причинно-временной зависимости между мотивамит. Такую Н. легшко разденлить на части. Осноаным притзнаком Н. как жанра является твёрдая концовка.В фабульной Н. такой концовкой может быть развязка. Иногда Н. не кончается развязкой, а продолжается дальше. Драматизм действия в Н. сочетается с драматизмом движенния авторской мысли, острота конфликта -- с наличием взаимоисключающих точек зрения на событие. Н.и рассказ -- два равноправных взаимодополняющих способа изображения жизненных событий, две разновидности единого жанра.
НОВЕЛЛИЗАЦИЯ -- форма романа. Художественная адаптация сценария или сюжета другой медиапродукции. Н. представляет обратный процесс написанию сценария. Она даёт читателю дополнительную информацию о фильме.
NOVELA de tesis – жанр испанского откровенно тенденциозного социального романа. Этому подчинена вся стилистика произведения, использование резких красок, акцентирование в облике героев одной какой-либо черты характера. Иногда используется подчёркивание этого ироническим именем.
НОВЕЛЛИСТИЧЕСКИЕ циклы -- ряд произведенний, объединённых между собой тематически или рассказчиком. Таковы "Декамерон" Боккаччо, "Сказкеит 1001 ночь" и т.д. Иногда при большом скоплении новелл цикл может перейти в роман.
НОВЕНА – в индонезийской литературе стихотворные тексты на библейские и нравоучительные темы.
«НОВЕЧЕНТО» (новечентизмо) – литературное движение в Италии в 1920-е годы. В нём участвовали К. Альваро, А. Моравиа (1907-1990), Э. Чекки, также Дж. Джойс, Д.Г. Лоренс (1885-1930), Илья Эренбург и др. «Н». провозгласило обновление итальянской литературы за счёт творческой фантазии и выдвинуло формулу «магического реализма».
НОВИЗНА произведения – состоит не в обновлении или усложнении тех событий, которые переживает главный герой, а в том, как в этих обстоятельствах проявляется его характер.
НОВОГРЕЧЕСКАЯ поэзия – зародилась очень давно (XV в.) и делилась на три вида: исторические песни, героические и бытовые, в языке которых встречались турецкие и итальянские слова.
НОВОИЕРУСАЛИМСКАЯ школа -- возникла при Воскресенском монастыре в среде монахов. Задачей их поэтических гимнов было прославление божьих чудес на грани виршей и прозы. Эти стихи сопровождались нотами, их пели. Н.ш. знаменита приёмами графического обыгрывания, например,акростихами. Среди поэтов наиболее известны монах Герман, Василий, Ионикий.
НОВОКРЕСТЬЯНСКИЕ поэты – термин введён В.Львовым-Рогачевским (1867-1930), в книге «Поэзия новой России. Поэты полей и городских окраин» (1919 г.) . Сода относятся Н.А. Клюев (1884-1937), С.А. Клычков, С.А. Есенин (1895-1925), А.В. Ширяевец (1997-1924), П.В. Орешин (1887-1938), П.И Карпов (1973-?), А.А. Ганин (1893-1925), а также близкий им Павел Родимов (1887-1967) и П.Н. Васильев(1910-1937). Н.п. не организовали литературной группы, однако большинству из них свойственны общие гражданские, эстетические позиции, религиозно-философские искания. новокрестьянское направление русской литературы было обречено на вымирание - Н.к. поэзия 1910/30-х не представляла единого потока. Это творчество – особая ветвь русского модернизма, в нём выразились тенденции как символизма, так и постсимволистской поэзии. Их искания в поэтике способствовали реанимации художественных систем средневековой литературы и живописи.
НОВООПИСАТЕЛЬНАЯ жанровая проблематика (этологическая) – особенно ярко проявляется в повести, где автор главное внимание уделяет воссозданию социально-бытовых условий жизни.
НОВЫЕ люди – в русской литературе они появились в 1850–1860 гг. Впервые о них сказал И.Тургенев (1818-1883) в романе «Рудин». Это было обусловлено политической и исторической обстановкой в русском обществе. У них новое восприятие времени, пространства, новые задачи. Отсюда и развитие таких людей в будущее. Силы они чувствуют огромные, а сделать ничего не могут. Отсюда их недовольство, угрюмость. А Некрасов (1821-1878) писал о них в стихотворении «Рыцарь на час»:
Суждены вам благие порывы,
Но свершить ничего не дано. Н. Некрасов
НОВЫЕ ПЛЕЯДЫ – французская литературная ассоциация, установившая в мае 2005 г. премию имени Л.Сенгора (1906-2001), крупного сенегальского писателя. Вручается ежегодно.
НОВЫЕ проекты чтения – «Успешное чтение» – привлечение молодёжи к чтению за счёт формирования нового имиджа чтения. «Гимназическое чтение» – чтение вслух. «Яблочная полка» – свободный доступ детей к информационным ресурсам. «С книжкой на колёсах» – организация выездных мероприятий для детей на селе и т.д.
«НОВЫЙ Апокалипсис» – английская литературная группа, возникшая в конце 1930-х гг.XIX в. Её создатели – поэты Николас Мур (род.1918-?) и Джон Гудленд. К ним присоединились Дориан Кук, Генри Трис, Джеймс Файндли (1912-1986) и др. Группу объединяла романтическая реакция против «классицизма» У.Х.Одена (1907-1973) и других «оксфордцев» и полемика с «новыми критиками». События конца 30-х привели поэтов Н.А. к выводу не просто о «закате», а об агонии Европы. Сторонники Н.А. провозглашали конец «механистической» цивилизации, отказывались от идеалов западной демократии, называли себя «антирационалистами», «анархистами», принимающими жизнь всеобъемлюще. Пытались создать панорамные, с использованием мифа, риторические, неистово апокалиптические поэтические комментарии к событиям Второй мировой войны, прибегая порой к сюрреалистической образности. Использовали апокалиптическую образность даже в любовной лирике.
«НОВЫЙ Арзамас» – поэтический кружок в Белграде, образованный в конце 1928 г. учениками русско-сербской гимназии и Национального союза русской молодёжи. В него входили А.Н. Неймирок (1911-1973), М.В. Духовский , Ю. Герцог и др. Поэты Н.А. были по большей части последователями акмеизма, почитателями Гумилёва.
НОВЫЙ герой – в русской литературе 60-70-х гг. XIXв. «народный заступник», ставший героем таких произведений, как «Накануне» (Инсаров), «Отцы ти дети» (Базаров) Тургенева, «Что делать?» (Рахметов) Чернышевского, «Кому на Руси жить хорошо» (Г. Добросклонов) Некрасова и др.
«НОВЫЙ гуманизм» – направление в литературоведении и критике США, возникшее на рубеже XIX-XX вв.; основатели «Н.г.» профессора Ирвинг Бэббит (1965-1933) и Поль Элимер Мор (1864-1937). Основная цель – ¬ пересмотр позитивистского литературоведения викторианской эпохи, критика процесса поглощения личности империалистической идеологией ХХ в., сменившей либерализм XIX в., воспитание «надёжного типа индивидуалиста» с помощью неогуманизма, неогуманистических правил и самоконтроля, борьба с романтизмом и натурализмом в эстетике и литературе.
«НОВЫЙ журнализм» – течение в литературе США конца 60-70-х гг. ХХ в. В программных статьях Т. Вульфа (род.1930-?) проявилась подспудная устремлённость литературы США к реалистической эстетике в противовес предвосхищавшему «постмодернистскую чувствительность» конца века тяготению к мифологизации и лингво-метафорической усложнённости художественного текста.
НОВЫЙ литератор – группа индонезийских прогрессивных писателей, созданная в 1933 г. Лидерами были С. Алишахбана (1908-1944), Армейн Панэ, Амир Хамзах. Они хотели вдохнуть новую жизнь в индонезийскую литературу, искусство, общественную жизнь и способствовать развитию индонезийского языка.
НОВЫЙ реализм – литературное направление, демонстрирующее кризис «Пародийного отношения к действительности» и сочетающее элементы постмодернизма, реализма, романтизма «с установкой на экзистенциальный тупик, отчуждённость, неудовлетворённость и трагический жест». (А. Ганиева).
НОВЫЙ стиль – в Китае (618 – 906) вид поэзии, представленный стихотворной формой в четыре или восемь строк, характеризующийся контурной интонацией в каждой паре строк.
НОВЫВЙ тип писателя -- в советской стране,в социалистическом обществе сложился Н.т.п., писателя-бойца, общественного и государственного деятеля,активного участника повседневной созидательной жизни народа. Быьть литератором страны Советов -- это значит чутко ощущать пульс времени, идти с народом в бой и на стройку, жить его делами и заботами, отдавать ему весь свой талант, весь жар своего сердца. Открывать своим словом человека, пробуждать высокие помыслы и чувства, приносить ему радость и эстетическое наслаждение.
НОДЕРУЛИ – у дагестанского народа лазов лирические и трудовые песни.
НОМАДОЛОГИЯ – в постструктурализме новый взгляд на окружающий мир.
НОМИНАТИВНАЯ метафора – используется для называния нового предмета, не имеющего пока названия: ножка стула, ушная раковина.
НОМИНАТИВНЫЙ смысл – смысл, служащий для называния предметов.
НОНКЛАССИКА – не классика. Один из возможных путей развития современной эстетики. В ней нет основного ядра (красоты), лежащего в основе предмета эстетики. Для неё характерно единство всех состовляющих эстетического пространства, переход из метафизической сферы в эмпирическую.
НОНСЕЛЕКЦИЯ – направляющий принцип постмодернистской установки, реализующий себя в широком смысле в контексте общей постмодернистской установки и отказ от видения культуры, как ценности дифференцированной на идеологический центр и враждебной ему несанкционированной культуры периферии.
НОН-ФИКЦИЯ – международная ярморка интеллектуальной литературы.
НОН-ФИКШН – жанр литературы, который строится на реальных событиях с небольшим включением художественного вымысла. (А. Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ»).
НООСФЕРА — «третий мир» сущего. Диалог исчез, мы все говорим хором некоторого аспекта мира с позиций некоторой личности.
НОН-ФИНИТО1 – незавершённость, в литературе, восполняемая воображением читателя. Термин ввёл Р. Адамс (1920-2016) как литературную форму значений, целей, эмфаз, то есть словесных жестов, оставляющих неразрешимым главный конфликт с умыслом показать его неразрешимость.
НОНФИНИТО2 – теория художественного творчества 50/60-х г. XX в. Её авторы И. Гантер П. Михелис и др. Они считали, что основным принципом художественного произведения является его незаконченность, которая получает завершение в субъективном восприятии читателя, зрителя. Именно он обладатель необходимых ассоциаций, эмоций, всего спектра жизненного опыта и личных психологических особенностей.
НООПОЭЙЗИЯ – поэзия разума, каким он выступает в новейшей науке: чем выше уровень науки и техники, тем глубже их поэтичность.
НОРВЕЖСКАЯ идиллия – это переходное явление (XIX в.), подготовившее реалистическую литературу. Происходит процесс разрушения крестьянской идиллии под влиянием развития капитализма.
НОРВЕЖСКОЕ общество – основано в Копенгагене в 1772 г. Основателем его был литератор и поэт Уве Мейер (1742-1790). В задачу общества входило возрождение национальной литературы.
НОРВЕЖСКОЕ возрождение – совершилось в результате создания университета (1811) и подписания конституции. В Норвегию стали возвращаться из Копенгагена поэты и писатели и среди них философ и поэт-сентименталист Нильс Тресков (1751-1893) и Энвольд Фальсен (1755-1808), писавший патриотические пьесы, эссе и стихи.
НОРИТО - в Японии древние тексты, синтоистские молитвы, обрядовые речения, написанные ритмической прозой.
НОРМА вкуса -- это норма, позволяющая нам примирить различные чувства людей или найти какое-то решение,которое давало бы возможность одобрить одно чувство и отвергнуть другое. Есть утверждение, что сколько людей, столько и мнений об одном и том же предмете, что достигнуть единства во взглядах невозможно. Но это не так. Единственно верную точкук зрения достичь и утвердить трудно, и всё же она есть!
НОРМА читательского восприятия – чтобы диалоги-встречи, обогащающие читателя, состоялись, ему нужен эстетический вкус, живой интерес к автору и его творчеству и способность правильно оценить прочитанное. «Наиболее чуткий читатель всегда склонен перечитывать выдающиеся художественные произведения» (В. Асмус, род.1988). Название получил от тюрьмы в Лондоне.
НОРМА языковая – совокупность правил, упорядочивающих употребление языковых средств в речи.
НОРМАЛЬНОЕ состояние личности – в этом состоянии человек способен трудиться в полную силу, стремиться к самосовершенствованию, к достижению новых рубежей.
НОРМАНТИЗМ – направление в литературе Финляндии конца Х1Х нач. ХХ вв.
НОРМАТИВНАЯ лексика -- это лексика, которая соответствует нормам русского языка.
НОРМАТИВНАЯ поэтика – ориентируется на опыт одного из литературных направлений и его обосновывает.
НОРМАТИВНАЯ система письма -- фраза Р.Барта, в отношении "белого письма" Камю, когда тот создавал абстракцию вместо литературности. Отрицание литературности -- утопия, которая редко достижима и не нужна.
НОРМАТИВНАЯ эстетика – наука о красоте, какой она должна быть в данную эпоху.
НОРМАТИВНЫЕ науки – к ним относятся: логика, грамматика, эстетика и этика.
НОРМАТИВНЫЙ словарь – основывается на литературном словоупотреблении, которое запечатлено в книгах классиков литературы и лучших современных писателей и образованных людей. Нормы словоупотребления бывают строго обязательные и такие, которые допускают отступления.
НОРМЫ художественные – исторически сложившиеся способы и правила создания художественных произведений. Они могут быть общепринятыми и индивидуальными. Например ода, сонет, октава и т.д.; или лесенка Маяковского.
НОТАРИКОН – используется как приём. Москва – Михаил, Осип, Семён, Костя, Виктор, Алексей. Словесная игра: СТО – совет труда и обороны, Нога – Новая газета.
НОЭМА – нарочито неясная речь.
НРАВООПИСАТЕЛЬНЫЙ(этологический)тип содержания -- в таких произваедениях на первом месте находится общественно-бытовая среда, определяющая повседневное существование героя, его поведение и психологию. Герой предстаёт как носитель устойчивых качеств своей среды обитапнеия-помещичьей, купеческой, мещанской,
рабочей, крестьянской или босяцкой. Его жизнь описывается во всех подробностях, но характеры статичны. Внешние изменения укладываются в рамки стереотипов поведения той или иной сренды.
НРАВСТВЕННОЕ содержание искусства – по мнению Чернышевского и Добролюбова – связано с проблемой положительного героя. Через него можно выразить прогрессивные исторические идеалы. Это отразилось, в частности, в романе Н. Чернышевского «Что делать?».
НРАВСТВЕННОСТЬ -- внутренние духовные качества, которыми руководствуется всякий человек, этические нормы, правила поведения, принятые в том или ином обществе, определяемые этими качествами. Именно они являются основой любой литературы мира.Она или воздаёт по заслугам достойному герою, или разоблачает безнравственность.
НРАВСТВЕННОСТЬ в литературе -- это главный вопрос, который решает литература любого народа, как устная, так и письменная. Нравственность -- это система правил поведения личности, прежде всего отвечающая на вопрос: что хорошо, а что плохо, что есть добро, а что - зло. В основу этой системы входят ценности, которые данный человек считаенти для себя важными и необходимыми. И среди таких ценностей -- жизнь человека, счастье,благополучие, семья, любовь. В зависимости от выбора ценностей зависит и всё дальнейшее поведение человека нравственное или безнравственное. И в задачу писателя входит как можно подробнее и убедительнее показать этот выбор человека.
НРАВСТВЕННЫЕ ценности литературы -- традициональное творческое сознание не может быть реализовано вне нравственных ценностей. А эти ценности составляет свобода, истина, красота, справедливость, добро,любовь. Именно на них держится мир, и именно они являются ориентиром для всей передовой мировой литературы. Сюда также можно отнесмти и целостное восприятие традиций.
НРАВСТВЕННЫЕ чувства – высшие человеческие чувства. К ним относятся чувство справелоиврсти, долга, чести, совести, достоинства, любви и т.д.
НРАВСТВЕННЫЙ выбор – одним из разновидностей выбора, с которым часто сталкиваются герои литературного произведения, является нравственный выбор. Герои, оказавшись в тяжёлой ситуации, выбирают между тем, что правильно, и тем, что легко. Они размышляют о правах и свободах человека и часто принимают невозможное решение. Н.в. – наиболее частая проблема, используемая русскими писателями. Выбор – это не всегда решение между верным и не верным. Порой просто предпочтение одно другому, без категории правильности.
НРАВСТВЕННЫЙ идеал – мораль является непременной составляющей духовной культуры, которая отражается в произведениях искусства. Идеал – это наиболее общее, универсальное нравственное представление о благом и должном. Образ совершенства в отношениях между людьми; высший образец нравственной личности. При рассмотрении нравственных систем важно понять соотношение в них ореальности и идеала.
Представление о Н.и. выражается в образе личности, воплотившей такие моральные качества, которые могут служить высшим моральным образцом.
НРАВСТВЕННЫЕ позиции апвтора -- говоря о Н п а., важно понять, что для каждого человека существует определённый нравственный идеал. К этому идеалу стремится автор и в своих произведениях, этого же ищет и каждый читатель. Нравственность предполагает определённое зрелостное отношение к своему творчеству, а само понятие нравственносити-- это совокупность чувств, знаний и поведенния, которыми руководствуется автор в своей жизни.
НРАВСТИВЕННЫЙ конфликт – нравственная форма проявления общественно-исторических противоречий, в которой сталкиваются противоположные позиции, убеждения и мотивы. Примером может служить пьеса Г. Запольской (1857-1921) «Мораль пани Дульской».
НУАР -- жанр литеоратуры. Отталкитвается от американской школы "крутого детектива". Детектив с мрачным пессимистическим сюжетом.
НУЛЕВАЯ степень письма – ставшая термином литературы фраза Р. Барта (в отношении "белого" письма Камю, когда тот создавал абстракцию вместо литературности). Отрицание литературности – утопия, которая редко достижима и не нужна.
НЭТ – вид азербайджанского стиха повествует о величии и святости пророка.
НЬИЭДЬИЛ -- ук юкагиров мифы о происхождении объенктов природы и кеультуры. Былечки о встрече с хозяевами природы.
НЮКТЕ – притча у турок, у иранцев – тонкая, изящная мысль.
НЬЮГЕТСКИЙ РОМАН— новый жанр в литературе Великобритании в 30-х г. XIX в. Описание Великих преступников. Название получил по названию тюрьмы в Лондоне.
НЭТ -- втд азербайджанского стиха, который повествует о величие пророка.
«НЮЛАНД» – союз мастеровых, созданный в 1912 г. в Бонне. Назван по крестьянскому двору в Вестфалии. Кружок поэтов и писателей – «технократов» во главе с Йозефом Винклером (1881-1966), Вильгельмом Ферсхофеном (1878-1960), Якобом Кнайпом (1881-1958). В эстетическом плане литераторы «Н.», разрабатывавшие тему труда, были близки поэтике экспрессионизма. В годы нацизма некоторые представители «Н.» приняли участие в ритуале возвеличивания «рабочего человека», культивировавшемся национал-социалистическим государством.
НЯМАКАЛАБЕ – сказители (гриоты) на языке фульбе (Зап. Африка). Делятся на панегиристов, хронистов и лиро-эпиков.
В научном стиле допускаются все видв реси
Свидетельство о публикации №216052601653