Сирень

 
    Впервые я увидела сирень, когда мне было лет семь, в новом Одесском ботаническом саду. Меня потрясла аллея сирени, где каждый куст был другого сорта. Ветви с тяжелыми гроздями цветов почти смыкались над тропинкой. Полная тишина, красота и  дивный аромат создавали впечатление какой-то неземной сказочной страны. Когда я поделилась  дома своим впечатлением, то бабушка мне напела романс С.В. Рахманинова «Сирень». Правда, тогда я не знала, что это романс и впервые услышала о существовании композиторов.
 
    Много лет спустя мне посчастливилось попасть в «домашнюю филармонию», по выражению автора статьи в журнале «Музыкальная жизнь».  Когда только начали выпускать проигрыватели и пластинки, преподаватель Одесского технологического института Виктор Никанорович Браецкий и его жена Мария Федоровна стали покупать записи классической музыки. Жили они небогато в одной комнате коммунальной квартиры. На прослушивание записей сначала собирались только друзья, но потом, будучи большим любителем музыки и ее страстным пропагандистом, особенно среди молодежи, Виктор Никанорович создал еще два студенческих кружка. Так образовались «Симфонические собрания имени С.В.Рахманинова». На этих собраниях Виктор Никанорович читал лекции о музыке, композиторах, певцах. Там я узнала, что после концертов С.В.Рахманинов много лет получал белую сирень от неизвестного почитателя. Однажды мне удалось достать белую сирень, и я с трепетной радостью отнесла ее на собрание, посвященное дню рождения Сергея Васильевича. Когда я услыхала романс  «Сирень» в исполнении украинского певца Гмыри, то ярко вспомнила свои детские впечатления.
 
    Моей подруге Татьяне в молодости друзья привезли из Ирана, родины сирени,  два ее черенка. Трудно они приживались в климате Одессы, но когда укоренились и зацвели,  то  обрадовали душистыми белыми махровыми цветами. Как-то весной на праздники Таня принесла мне букет этой сирени. Когда гости разошлись, я села полюбоваться им, и тут вдруг почувствовала, что

Голова туманится, кружится,
Сладкий аромат пьянит меня.
Сад сиреневый мне в грезах снится:
Это белая волшебная страна,
Где тяжелые махровые вершины
Опустили все кусты ко мне.
И искать мне счастья нет причины:
Вот оно, в сей дивной Красоте!

    Была у меня любимая очень красивая белая пушистая кошечка Бася. Когда она умерла, я похоронила ее во дворе и попросила у Тани отросток сирени, чтоб посадить на могиле. Прошло несколько лет, и вот этой весной кусты сирени высотой свыше двух метров покрылись большими белыми соцветиями, распуская по всему двору приятный аромат.
 
Весна пришла: сирень цветет
Душа ликует и поет.

Белым - белы кусты стоят,
Благоуханье нам дарят.

А в сердце радости огни
Зажгли светильники любви.

    И однажды я увидела, чудо.

Зацветает сирень ведь не только весной.
Поздней осенью, стылой унылой порой,
На кустах средь еще не опавших листов -
Гроздья белых из снега цветов.

                25 мая 2016.


Рецензии
Здравствуйте, Людмила! Какие прекрасные, трогательные, просто волшебные строки о сирени. Сад сиреневый мне в грёзах снится; это белая волшебная страна. Прелесть!!! Я сама очень люблю сирень. У нас пять кустов разной сирени. Особенно колировка, как её называют, запах, удивительный. Букет сирени не рекомендуется в комнате держать, голова будет сильно болеть. Творческих Вам успехов! С уважением, Вера.

Вера Мартиросян   24.12.2016 13:04     Заявить о нарушении
Спасибо, Вера, за то, что заглянули ко мне и за добрые пожелания. Возможно, под действием аромата я и впала в грезы. Желаю Вам радости и успехов! Людмила.

Людмила Новокрещенова   03.11.2016 21:11   Заявить о нарушении
Может мы родственники?
http://www.proza.ru/2011/05/20/864 -
"Несколько воспоминаний о моих родителях")

Тамара Свинцова   24.12.2016 08:50   Заявить о нарушении