Диалоги О Пушкине. Вопрос 27
В каком стихотворении Пушкина можно усмотреть намек на место захоронения декабристов?
9 ноября 1826 года Пушкин возвращается в Михайловское из Москвы – СВОБОДНЫМ!
Открыта тетрадь, которой он не касался два месяца…
Его одолевают воспоминания, причем не триумфальные – московские, а трагические, о пяти повешенных декабристах.
Так рождается фраза: «И я бы мог, как шут ви…», начертанная несколько раз на рисунках, в которых острый, талантливый карандаш поэта запечатлевает думы свои – профили декабристов, отца, постаревшего дядю, ворота Петропавловки и виселицу на высоком валу Кронверка с пятью повешенными.
Об этих думах мы узнаем и по черновикам «Полтавы» с виселицами и той же ремаркой. Даже в лирические стихи проникает эта боль за НИХ и «неспокойствие» за свою судьбу:
Ек. Н. Ушаковой:
Не хочу я быть утешен,–
Вы ж вздохнете ль обо мне,
Если буду я повешен?
(1827г.)
«Дорожные жалобы»
На большой мне, знать, дороге
Умереть господь сулил…
(1830г.)
Никто не знает, где захоронены тела пяти повешенных. И Пушкин, как и многие передовые россияне, тяжело это переживает. В его творчестве рождается целая философия об отношении к усопшим – он еще в Молдавии тщетно искал могилу Мазепы, упоминает могилы Наполеона, Кутузова, Кочубея, Искры:
Но сохранилася могила,
Где двух страдальцев прах почил:
Меж древних праведных могил
Их мирно церковь приютила…
– звучит как горький упрек…
А вот и заповедь, кредо человечности и патриотизма:
Два чувства дивно близки нам –
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них основано от века
По воле Бога Самого
Самостоянье человека,
Залог величия его.
Животворящие святыни!
Земля была б без них мертва,
Без них наш тесный мир – пустыня,
Душа – алтарь без божества.
Сам поэт не только находил время, силы и средства(!) похоронить парнасского своего отца – дядю Василия Львовича, мать, недолюбившую его в детстве, откупить себе земной предел, но и в произведениях своих не обходит этой темы.
Татьяна: «…за смиренное кладбище,
Где ныне крест и тень ветвей
Над бедной нянею моей».
– Наверное, вспомнил Арину Родионовну, похороненную на Смоленском кладбище в Петербурге. Примеры можно умножить.
Пушкин солидарен с Софоклом – могила праведника – сокровище страны и благословение богов, в противном случае – наказание совести жестокое (баллада «Утопленник», 1828г.).
Пушкин желает поклониться и месту казни декабристов, и месту их захоронения. В апреле 1828 года они с П.А.Вяземским посетили Петропавловку и подобрали пять щепок, пусть символических, но хранили черный ящичек с ними как святыню в доме Вяземских.
Молва уже гласила (говорят, Рылеева нашла), что декабристов закопали у скотского могильника на северной, пустынной оконечности острова Голодай (Holiday).
Поэт стремится душой туда, отказываясь даже от самых своих розовых грез – Италии:
Когда порой воспоминанье
Грызет мне сердце в тишине,
И отдаленное страданье
Как тень опять бежит ко мне;
…………………………………………
Стремлюсь привычною мечтою
К студеным северным волнам,
Меж белоглавой их толпою
Открытый остров вижу там…
…………………………………………
Сюда погода волновая
Заносит утлый мой челнок.
Трижды обращается поэт к этому месту: «Домик» (1828),
процитированный выше отрывок – очень завуалированный, который мог стать частью любого произведения, хотя бы главы «Путешествие Онегина» и, наконец, «Медный всадник» – сюда занесло жилище Параши при наводнении, и здесь же похоронили Евгения.
Песни Ариона (16.07.1827) не остались прежними, они стали глубже, осмысленнее, философичней, но память о погибших пловцах и верность идеалам свободы свято хранились в его большом поэтическом сердце.
Свидетельство о публикации №216052600489
Нина Радостная 26.05.2016 11:06 Заявить о нарушении