Павловский замок
Это место, всегда притягивало меня своей тайной. Словно мираж, словно облако, присутствует здесь другая жизнь,скрытая от посторонних глаз,ощущаемая лишь седьмым чувством.
В этом мрачноватом, аскетического вида, замке провел большую часть своей жизни "романтический наш император" Павел I, двадцать с лишним лет ожидая восшествия на престол. Здесь находился он удаленный от королевского двора своей матерью - императрицей Екатериной Великой. В Европе его сочувственно называли русским Гамлетом. Павел взошел на престол только после смерти Екатерины, но долгожданное царствование длилось всего четыре года и оборвалось убийством.
Гатчина была единственным местом, где Павел обладал относительной, но свободой. В подражание прадеду Петру Великому он завел здесь потешные полки, в которых всё было все по-настоящему: и прусская выучка, и жестокая муштра. На Гатчине он отрабатывал макет будущего российского государства, которым хотел бы управлять. Мать императрица только смеялась делая вид, что не понимает, насколько для него это серьезно.
Уделяя большое внимание внешнему виду дворца, он перестраивал его на свой вкус, а вкус у него был отменный. Павел в высшей степени обладал чувством прекрасного, хорошо разбирался в живописи, в скульптуре. Для строительства он приглашал лучших архитекторов, зачастую принимая личное участие в создании и планировке архитектурных сооружений. Вдохновением же для реконструкции дворца и планирования Гатчинского парка послужило, в первую очередь, впечатление от поездки по Европе, главным образом - Франции……
В детстве мне часто снился один и тот же сон. Зеркальная гладь озера, прекрасный замок. Сон неизменно повторялся. Где я могла видеть этот странный готический замок, словно пришедший из сказок братьев Гримм? Сон, словно красивая загадка, долго не давал покоя моему детскому воображению и разгадала я его спустя много лет, когда возвратилась сюда уже взрослой. На берегу Черного озера я увидела Приоратский дворец, в котором узнала свой старый детский сон.
Этот готический замок, так удивительно прижившийся на русской земле, имеет свою легенду. Приоратский дворец предназначался... для принца Конде.
Чтобы восстановить всю цепь событий, перенесемся во Францию в 1781 год, когда великий князь Павел Петрович со своей второй супругой Марией Федоровной путешествовал по Европе. После Петра, Павел был первым из царского дома Романовых, который посетил европейские государства. Это стало огромным событием и привлекло к себе пристальное внимание всех монархов.
Павел посетил Австрию, Германию, Францию, Италию, Бельгию, Швейцарию и Голландию. Всюду его принимали на самом высоком уровне, отмечая многостороннюю образованность и отличные манеры. К нему относились с сочувствием, называя между собой "русским Гамлетом". Сравнение казалось настолько очевидным, что в Вене, император Иосиф, отменил запланированную постановку "Гамлета", в придворном театре, на котором должен был присутствовать великий князь Павел Петрович со своей супругой. Кстати сказать в России, в царствование императрицы, "Гамлет" так и не появился на сцене.
После того как великий князь побывал в Италии, герцог Тосканы Леопольд делился своими впечатлениями со своим братом, императором Иосифом в письме: "В его образе мыслей видна энергия. Мне он кажется твердым, когда остановится на чем-нибудь, и, конечно, он не принадлежит к числу тех людей, которые позволили бы кому бы то ни было управлять собою". Примечательная фраза. Словно предсказание судьбы будущего русского императора.
Франция произвела на великого князя и его жену ошеломляющее впечатление. Пышность Версальского двора, радушный прием, оказанный Людовиком XVI и Марией Антуанеттой... Но еще более сильное эмоциональное воздействие оказала поездка в Шантильи, в имение принца Конде под Парижем.
Конде встречал Павла, как императора. Обед во дворце, ужин на острове Любви. После каждого блюда золотую и серебряную посуду прислуга выбрасывала в окно – в ров с водой под стенами дворца, откуда тарелки и кувшины вылавливали сетями. После вечерней трапезы – фейерверки, охота с факелами на оленей. Красота, окружающая замок, фонтаны, сады, аллеи, - весь этот шик французского двора навсегда остался в памяти Павла.
Вернувшись в Россию, он попытался воспроизвести поразившую его красоту в Гатчинском дворце. И можно читать и перечитывать письма Павла и Марии Федоровны, можно восстановить обстановку до мельчайших подробностей Шантильи, но мы никогда не узнаем, что на самом деле чувствовал Павел, очарованный красотой замка принца Конде. Возможно там он был просто, по-человечески, счастлив, забыв на время, что он великий князь. И он, и Мария Федоровна, были обычными людьми, наслаждающимися обществом семейства принца Конде. А прелестное дитя, внук принца Конде преподнесет Марии Федоровне букет цветов. Этот мальчик – герцог Энгиенский и ему всего 9 лет.
Через 15 лет Павел взойдет на престол. В то время во Франции уже начнётся Великая Французская революция и Наполеон медленно, но верно будет расчищать себе дорогу к власти, потопив Францию в море крови. Принц Конде, некогда влиятельный и могущественный, покинет Францию и попросит прибежища в России. Павел отблагодарит Конде по-царски. Он возьмет на содержание военный корпус, возглавляемый принцем Конде, а ему и его семейству окажет покровительство, пригласив в Россию.
Но уже через три года, начав сближение с Наполеоном, Павел откажет принцу Конде в содержании и принц навсегда покинет Россию. Последний из Конде, герцог Энгиенский, тот самый прелестный мальчик, некогда преподнёсший цветы Марии Фёдоровне, уедет в свое Баденское владение. По приказу Наполеона его выкрадут и придадут смерти. Слишком боялся Наполеон, что герцог Энгиемский встанет у него на пути. Это преступление навсегда обесчестит Наполеона и поднимет волну возмущения в Европе. Ему самому не будет покоя до конца жизни; даже в духовном завещании он попытается найти себе оправдание. Такова политика. В ней нет правил, в ней нет места дружбе, постоянству и чести. Друзей в ней, как минимум, предают, а противников - убивают. И побеждают только корыстные интересы сильнейшего.
Все это случится через 15 лет. А пока, возвратившись в Россию из поездки по Европе и находясь под впечатлением увиденного, Павел начинает переустройство в Гатчинском дворце. Здесь пройдут его последние 13 лет, перед восшествием на престол.
С помощью архитектора Бренна, он разрабатывает проект перестройки и расширения дворца построенного Ринальди, а также строительство и перепланировку парка и близлежащей к нему территории. В парке появились такие уголки, как Павильон Венеры, остров Любви, Сильвия, Коннетабль. Названия явно позаимствованные из имения Конде в Шантильи. Но этим он не ограничится. Павел попытается перестроить и дворец. Сохранилось множество чертежей, сделанных его рукой. На этих чертежах, вырисовывается тип здания с восьмигранным двором и полукруглыми зданиями. Самое интересное, что эти чертежи уже несут в себе элементы и черты будущего Михайловского замка. Перестраивая Гатчинский дворец, Павел мечтал о совершенно новом замке. Вместе с архитектором Бренна это им в высшей степени удалось. Бренна переработал эскизный проект Павла, сохранив его основной смысл. Это совершенно особый замок, по стилю подобных ему в северной столице нет. От него веет своеобразной мрачной прелестью, он словно проникнут меланхолией императора. Странное сочетание силы и красоты. Возможно, Михайловский замок – это собирательный образ, навеянный путешествием, потому что схема его построения довольно распространенная в Европе. И все же, если учесть, что Павел рисовал замок по памяти, по своему впечатлению, то в силуэте Михайловского замка можно разглядеть черты замка принца Конде, сегодня не существующего, известного нам только по картинам и рисункам, ведь во время Великой Французской революции он был разрушен до основания. И если эта догадка верна, то Михайловский замок это еще одно воспоминание о Шантельи.
Теперь самое время перенестись на Черное озеро к Приоратскому дворцу. Это самый поэтический из замков, выстроенный по приказу Павла, предназначался для принца Конде, как загородная резиденция. У этого замка непривычное название. Конде был приором Мальтийского ордена, «приор» означает - первый. Отсюда название замка Приоратский. Поселиться здесь, на Черном озере принц должен был, когда бежал от Наполеона.
Павел взял под свое покровительство принца Конде и членов его ордена и в благодарность, был избран Гроссмейстером, то есть главой, Мальтийского ордена. На его парадных портретах хорошо виден мальтийский крест.
Но Конде так ни разу и не появился в Приоратском дворце, замок почти все время пустовал. Впоследствии, после смерти Павла, другие представители царской семьи, изредка пользовались замком, как охотничьим домиком.
Вот сколько сразу судеб объединил этот скромный замок, затерявшийся в глубине Гатчинского парка.
Нам часто рассказывают о Павле-царе взбалмошном, неуравновешенном самодуре, малообразованном и недалеком. Но существовал и другой Павел. Остроумный рассказчик, галантный кавалер, знаток изящных искусств, разносторонне одаренная личность. Человек умеющий трудиться и требовавший того же от других. Очень разный был романтический наш император. Фридрих Прусский когда-то сказал о нем: "Слишком важен, заносчив и горяч, чтобы удержаться на престоле народа дикого, варварского и избалованного нежным женским правлением, - он может повторить судьбу своего несчастного отца". В этой фразе можно подписаться под каждым ее словом. Но вот ведь вдруг какая приходит догадка. Может же быть, Екатерина великая была еще и любящей матерью, вопреки бытующим мнениям? И, возможно, устраняя Павла от власти, защищала его от неминуемой гибели. Слишком хорошо узнала она этот варварский и дикий народ и слишком хорошо знала своего горячего сына. Но не успела.
Сколько жизней видели стены этого замка, этот парк, это озеро и небо. Здесь, физически чувствуешь присутствие призрачных образов, которых уже давно нет. Но чувство это приятное и успокаивающее. История, как давний волнующий сон, в котором все еще живы, в конце концов, просто человеческая судьба, которая повторяется в том или ином виде бесконечно.
Свидетельство о публикации №216052600505