Вася

Бомж Вася  зашел в последнюю дверь автобуса. Там всегда было потише и безопаснее, да  и людей  поменьше.
Кучка пассажиров, завидев его,поспешила переместиться в центр салона. Они брезгливо морщились, так как от Васи плохо  пахло.

Он поставил на пол свои немногочисленные пожитки. Это было два пакета с книгами, журналами и газетами,  уже пожелтевшими и вздувшимися от  частых намоканий.

Бомж был пьян. Его мутные полузакрытые глаза  медленно открывались и закрывались, и он периодически облизывал свои пересохшие губы.
На верхней губе был заметен маленький шрам. Всматриваясь в его лицо, подумал: ведь он чей-то, когда-то родился,  с кем-то рос, его кто-то кормил, целовал, и может быть, его кто-то любил?  А теперь он в грязной вонючей одежде. Он человек, от которого разбегаются в стороны такие же человеки, только чистые и пахнущие. Сколько он еще так протянет?

Я всматривался в его глаза, но так и не смог ничего увидеть - слишком большой была броня этого человека - броня из алкоголя, безысходности, безразличия  к этому миру, бессмысленности. Глаза были пусты.

Вдруг случилось неожиданное: один из пакетов порвался и все газеты упали на грязный пол автобуса. Вася, рискуя упасть, пытался снова и снова  собрать в кучу упавшие газеты, но алкоголь и резкие движения автобуса мешали ему сосредоточиться. Поэтому газеты постоянно выпадали из его рук.

Придя в отчаяние, бомж поднял глаза на окружающих и стал тихо просить: помогите,помогите, пожалуйста..
Он посмотрел на женщину, потом на меня, прямо в глаза, а я даже не моргнул и, кажется, даже не дышал, равнодушно глядя на него. За это мгновение тысяча мыслей пронеслась  в голове:
 - будь у меня перчатки, я бы  помог все-все собрать, а так - брезгую, 
 - он пьян, поэтому сам виноват.
 - что подумают обо мне окружающие?...

 Одним словом, я думал только о себе, но только не о бомже Васе, и всячески старался себя оправдать. Вспомнились слова друга:"Жалко только детей и стариков, а остальные могут позаботиться о себе сами".

Но эти оправдания и воспоминания почему-то не помогали. Нет, мне не было стыдно. Мне было очень пусто.Пока я все это думал, бомж уже выгружал из автобуса свои пакеты,тихо матерясь.
И в эти минуты я смотрел на себя со стороны, и видел там ужасную  тень - гнусную,циничную и равнодушную.

Человек просил меня о такой малости, глядя в глаза и прося "помогите"  - просто поднять газеты, а я - отвернулся. Знаю,наступит день, пройдут и мимо меня.

*****

С пустой душой и каменным лицом я вышел из автобуса, где еще оставались такие же пустые,как и я, тени.
Подумалось: а чем я, собственно,отличаюсь от Васи? Пожалуй, только тем, что каждый день принимаю душ,ем за столом,хотя бы раз в день, и хожу на работу.
А в остальном - такие же смутные и пустые глаза, такая же пустая душа, такое же желание плыть по течению и ничего не менять. А может, и невозможность уже что-то поменять,  большое НЕЖЕЛАНИЕ брать жизнь в свои руки. Да если б не жена, если б не теща...может спился бы давно, а так-пилят и пилят, приходится мириться,держаться.
Хотя,легче напиться,утопить свое горе в стакане и плыть по течению. Зато - никому ничего не должен.
И сам - никому не нужен...


Рецензии