Десять сеансов аутотренинга

  https://www.youtube.com/watch?v=ar7jJ5zsu4o               



 «Аутотренинг – самовнушение человека
с положительным воздействием на состояние
                нервной системы и организма в целом».
                (Медицинский справочник).



Сеанс 1.
Она.
«Я очень хочу, чтобы моя правая рука стала тяжёлой.
    Очень хочу, чтобы моя правая рука стала тяжёлой.
               Хочу, чтобы моя правая рука стала тяжёлой.
                Чтобы моя правая рука стала тяжёлой».
Боже! Неужели это не сон? Неужели это Я сижу на сеансе у психотерапевта и повторяю с остальными пациентами какие-то глупые слова – «моя правая рука стала тяжёлой»? А, собственно, почему глупые? Если есть этот аутотренинг (ещё и не выговоришь), значит доказано в медицине, что он помогает людям. Может, и мне, действительно, поможет? И этот врач – как уж ему фамилия? Что-то с иконой связано! А! Окладников, кажется. Весь седой, и лицо у него решительное и суровое, в морщинах весь. Наверное, многое повидал в жизни…
Господи, что-то я отвлекаюсь. А ведь врач сейчас только что сказал, что нужно вдумываться в то, что говоришь. А я вдумываюсь в свои мысли? Господи, какая глупость – «вдумываться в свои мысли».
Рука стала тяжёлой.
        Стала тяжёлой.
                Тяжёлой.
Как врач-то хорошо сказал в начале сеанса: «Если вы не можете изменить мир вокруг себя, измените в себе отношение к миру». Да, но как его – отношение-то изменить? Все они – врачи – хорошо говорят, а денежки-то любят. И этот тоже. После консультации догнал её в коридоре и, задав какой-то пустяковый вопрос, затем, понизив голос, сказал: «А деньги вы можете не через кассу, а прямо мне отдать. Вам так дешевле выйдет на пятьсот рублей». Успела сегодня  «случайно встретить» врача одного в коридоре и, пролепетав что-то, сунуть деньги ему в карман. Даже не поморщился, а величаво изрек: «Вы помните, - начало сеанса ровно в 12.00». Раз такие деньги заплатила – дома с семьёй целый месяц на них бы жили, - конечно, запомнила, что в 12.00. Да, и Бог с ними с деньгами-то, лишь бы помогло. А помочь может одно, - если муж пить бросит. А он не бросит. Вот и аутотренинг.
Да, даже не вериться, что она, Катерина Суглобова, которую подружки и друзья по техникуму знали как заводилу, хохотушку и жизнерадостную девушку, сидит сейчас на сеансе у психотерапевта с перекошенным на нервной почве лицом и повторяет какие-то бессмысленные слова. А она сидит и повторяет. Укатали Сивку крутые горки. Ещё только 34 года, казалось бы, живи и радуйся! А сейчас? Не то, что радоваться, - жить не хочется! Жизнь семейная оказалась непростой. А так счастливо все начиналось …
По направлению администрации своего колхоза она поступила в финансовый техникум, успешно закончила его, вернулась в родное село, стала работать бухгалтером, а вскорости и главным бухгалтером. Хозяйство развивалось успешно, председатель был толковый, в работе своей она видела интерес и её нужность людям, - благосостояние сельчан повышалось с каждым годом. И в её личной жизни произошли изменения. Она познакомилась с хорошим парнем – Егором Сивковым, который тоже после техникума по распределению попал в их колхоз на должность фельдшера-зоотехника. Они поженились. Через девять месяцев родилась Полинка, а ещё через четыре года Ксюша.
Первые пять лет замужества пролетели как-то быстро и незаметно. Было много хлопот – работа, домашнее хозяйство (колхоз выделил им хороший каменный дом как молодым специалистам), забота о дочках, которые росли почему-то очень болезненными, хотя ни она, ни муж на здоровье не жаловались. И как-то за всеми этими проблемами и хлопотами она просмотрела мужа. А, может быть, и не просмотрела, а все списывала на его работу фельдшера – зоотехника. Муж был уважаемым человеком в колхозе, - почти большинство жителей держали скотину, ну, а он помогал вылечить животное или принять приплод. И с работы он приходил очень часто навеселе. Выпивши, он был спокойный, немногословный, добрый, с постоянной улыбкой на лице.
С улыбкой. Вот от этой-то пьяной улыбки она и находится на приеме у психотерапевта.
Первый, кто поговорил с ней о муже, был председатель колхоза.
- Катерина Ивановна! – однажды он задержал её после планерки.- Вы извините меня, пожалуйста, но я хочу обратить ваше внимание – не частенько ли у нас Егор Михайлович выпивать стал? Выпивка-то к хорошему не приведет, только к плохому. Вы уж извините меня, старика, может и не мое это дело!
- Да, да, Валентин Николаевич, я и сама чувствую, что-то делать нужно! Я обязательно поговорю с мужем! – пообещала тогда она. Но убедить мужа отказаться от пристрастия к выпивке оказалось не так-то просто. Наоборот, тогда они очень сильно разругались.
- Я что на работу не хожу? Или плохо работаю? – кричал муж. – Меня в колхозе уважают все! Сама видишь, идем – все от мала до велика кланяются! Я что – алкоголик какой? Чтобы больше от тебя таких разговоров не слышал!     Для себя муж никаких выводов не сделал. Жизнь продолжалась дальше, но это была уже другая жизнь – со страхами за дочерей, с постоянными раздорами, с желанием потрафить мужу во всем и с его придирками и все более возрастающей тягой к спиртному. Работа стала для неё уже не в радость. Она напряженно ждала вечера и загадывала – какой сегодня придет муж. А муж снова и снова приходил домой после работы изрядно выпивши. Заходил за порог, вставал и с улыбкой смотрел на неё. Людям его улыбка нравилась, - она была добродушной и дружелюбной, но её улыбка пьяного мужа стала бесить, выводить из себя. И в их интимных отношениях наступил кризис. Постоянные выпивки делали свое дело. Ночью в постели, если не успевал уснуть, муж пытался выполнить свои обязанности, но чаще всего уже не мог. Да, и у неё никакого желания не возникало: от мужа сильно несло перегаром водки, весь он потел, и его настойчивые сырые, холодные руки она уже просто отталкивала. Он злился, что ничего не получалось, и от этого становился сердитым и упрямым. Такие минуты, по большей части несостоявшейся близости, становились для неё сущим кошмаром. Утром муж обычно был злым, раздраженным и придирчивым по всем пустякам. Скандалы возникали все чаще и чаще. Дочки все больше и больше времени проводили у её матери, которая жила одна в своем доме в их селе. На работе, конечно, заметили перемены, происшедшие с нею. Она стала задумчивой, малоулыбчивой, раздраженной. Казалось, что она даже как-то сильно состарилась за последнее время.
Полгода назад экономист Фролова специально завела разговор в бухгалтерии, (чтобы слышала главный бухгалтер), о стрессовых ситуациях и рассказала о своей двоюродной сестре, которая впала в жуткую депрессию после гибели мужа в автокатастрофе. Лишь только сеансы аутотренинга в областной больнице, которые проводил известный на всю Россию психотерапевт Окладников, вернули её к полноценной жизни. Тогда, как будто специально для «шефа», экономист Фролова и адрес больницы, и сумму за все сеансы назвала и указала телефон врача.
И вот последний вечер дома, после которого она оказалась у психотерапевта, муж как обычно пришел пьяный, свалился в одежде на кровать и захрапел. Она помыла посуду, немножко посмотрела телевизор, легла на краешек кровати и заснула. Ей снился институт, субботние танцы в общежитии,  звучит музыка, все пары разошлись танцевать, а она стоит у стены. И вдруг к ней подходит какой-то уголовный тип с бритой головой и с  улыбкой на лице (как у мужа), хватает её за грудь и сильно жмёт. Она проснулась, ночник был включен и муж с самодовольной улыбкой, действительно, сильно сжимал рукой её грудь. Она вскрикнула так, что даже муж напугался и отпрянул от неё. А она почувствовала, как левый уголок её губ пополз куда-то вверх к глазу и всё лицо задеревенело и его свела судорога…
Утром на первом автобусе, никому ничего не сказав, она с перекошенным лицом уехала в областную больницу к психотерапевту…
«Я – спокойна. Я совершенно спокойна!» – повторяла она, а перед глазами было лицо пьяного мужа с его постоянной улыбкой.

Сеанс 2.
Он.
« Я очень хочу, чтобы мои руки и ноги стали тяжелыми и теплыми.
     Очень хочу, чтобы мои руки и ноги стали тяжелыми и теплыми…»
Да, этот врач, без сомнения, большой психолог. Как здорово он угадал мои желания, когда мы с ним первый раз встретились. Выслушал, а потом так спокойно и говорит: «А хотите, я вам скажу, о чём вы сейчас мечтаете? Вы мечтаете пожить один где-нибудь в лесу в избушке хотя бы месяц! Угадал?» Я остолбенел. Он как будто прочитал мои мысли. Ну, словно Мессинг. Хотя все стрессовые школьные ситуации и домашние невзгоды, наверное, были написаны на моем лице. Да, как-то все сложилось одно к одному.
В школе вел русский язык и литературу. Работал на 1,5 ставки, - это приличная нагрузка с огромной подготовкой и бесконечной проверкой тетрадей. Так директор заставил после первой четверти взять ещё 8 часов дополнительно вместо одной дамочки, которая просто не справлялась с классом. «Виктор Алексеевич, вы человек молодой, у вас семья, ребенок маленький, лишние деньги вам не помешают!» Я не смог отказать ему тогда! Вот и результат! Попал по направлению невропатолога на сеансы к психотерапевту.
Да, вспомнить то время – мурашки по коже! Тетради проверял до двух ночи, а в шесть часов уже вскакивал, - дома холодно, ребенок маленький. Отгребал огромные сугробы около дома и растапливал котел в кочегарке. И так зимой изо дня в день, а зима выдалась холодная и снежная. Может быть, и справился бы с этой нагрузкой, а на другой учебный год глядишь  взял бы поменьше часов, если бы не жена. Никак не мог предполагать, что жена окажется неважнецкой матерью. Дочке сейчас четыре года, а как тяжело дается её взросление. Жена расцветает только тогда, когда Валюшку заберёт мать или тёща. Вот тут она сразу становилась доброй, покладистой, веселой. А за дочерью ходить у неё ни желания нет, ни времени. Лишний раз дочку не обнимет. В садик я веду, на утренник я бегу, читать дочку я учу. Любимое занятие жены – ходить по магазинам и что-нибудь себе покупать. «Ой, я вот тут туфли на каблучке купила, мама денег добавила!» Чего там мама добавит, если она всю жизнь воспитателем в детском саду проработала, и зарплата у неё кот наплакал. Короче, видимо, нервы тоже предел имеют. На том уроке литературы я поставил пластинку – запись рассказа А. Толстого «Русский характер». И вдруг по ходу урока почувствовал – выступают слезы, в горле ком образовался, в голову что-то теплое ударило, - вышел в коридор, физкультурник идет. «Ой, Алексеевич, что с тобой? Ты белый весь!» Увезли в больницу с гипертоническим кризом. И вот невропатолог послал на эти сеансы.
Сеанс 3.
Она.
«Я очень хочу, чтобы мои ноги стали тяжелыми и теплыми…
                Ноги стали тяжелыми и теплыми.
                Тяжелыми и теплыми.
Я совершенно спокойна, совершенно спокойна!»
А спокойна ли я? Вот повторяю эти слова, а у самой на сердце не спокойно, - как там мои-то дома? Ой, лучше не думать, а то ещё расплачусь сейчас, - вон и так что-то врач сердито посматривает, как будто чувствует, что отвлекаюсь. А мысли всякие сами в голову лезут, хотя на эти сеансы вся надежда. Даже пришла сегодня из гостиницы при больнице, где с огромным трудом удалось устроиться, на 40 минут раньше. Походила по больнице, купила в киоске маленькую иконку Богородицы. Мужчина в сером свитере из нашей группы подошел. Похоже, он тоже в гостинице устроился. Молодой, симпатичный, а какой-то весь усталый, подавленный, измятый, даже лицо как будто измятое и взгляд как у загнанной лошади. Спросил меня, открытая ли столовая в больнице, а я и не знала, что здесь столовая есть, ой, опять отвлеклась.
«Я спокойна, я совершенно спокойна!»

Сеанс 4.
Он.
«Я очень хочу, чтобы моя грудь стала теплой.
     Очень хочу, чтобы моя грудь стала теплой.
                Хочу, чтобы моя грудь стала теплой».
Врач говорит, что если заниматься серьезно и настойчиво аутотренингом, то будешь управлять своими эмоциями и своим организмом в целом. А я что-то сомневаюсь. Сомневаюсь, потому что мысли уходят куда-то и нет полной сосредоточенности. Да, думаю и врач-то что-то сомневается в своей методике, иначе посредине сеанса он не читал бы вслух «Отче наш», да и не выставлял иконы на столах перед нами. Значит, уповает на Господа! Да, и правильно делает! Группа наша из семи человек – самая разношерстная: вон та дамочка, наверное, жена какого-нибудь директора – наряды меняет на каждом сеансе, вся в золоте, а вот мужичок рядом со мной в кресле – пролетарий. Его руки на подлокотниках кресла говорят сами за себя – такие руки только у трудяги. А вот эта женщина, у которой вчера я спрашивал про столовую, - миловидная, и фигурка замечательная, а лицо какое-то все перекошенное, как будто её напугал кто-то. Да, все приехали сюда со своими проблемами.
«Согрелось мое сердце.
Мое сердце купается в тепле!»
А ведь на самом деле как-то уютно делается и хорошо!

Сеанс 5.
Она.
«Согрелось мое сердце.
Мое сердце купается в тепле.
Я совершенно спокойна, совершенно спокойна.»
Сегодня уже пятый сеанс, а стало ли мне лучше? Да, пожалуй, чувствовать я себя получше стала, и застывшая судорога на лице пропадает. Недаром врач перед сеансом, поглядев на меня, сказал вслух: «Лучше! Значительно лучше!» Я переспросила: «Это вы мне?» А он уклонился: «Это я про всех, Екатерина Ивановна, про всех!» Надо же – даже знает меня по имени, отчеству. Ой, не буду отвлекаться, нужна полная сосредоточенность. Не только повторять, но и вдумываться в то, что говоришь.
«Сосуды сердца расширились, и в них влилась горячая кровь».
О, Господи, это предложение даже как-то пугающе звучит.
Вон мужичок слева сидит, - как придет, через пять минут засыпает. Во психика-то железная, его хоть в космос запускай. Хотя врач, поглядев на него на втором сеансе, сказал, если кто на сеансах спать будет – проку от этого мало. Но ведь не будит мужичка-то. А может, он просто не досыпал раньше.
А как внимательно делает все этот в сером свитере – Виктор Алексеевич Блинов. Да, сегодня мы познакомились. В столовой не было свободных столиков, и я с подносом подошла к столику, где сидел этот в сером свитере. Обедали вместе, познакомились, разговорились. Он – учитель русского и литературы, что-то в школе произошло. Сказал, что у него был сильный гипертонический криз. Я ему заметила, что от криза терапевты лечат, а сюда по направлению невропатолога попадают. Он рассмеялся и сказал, что я очень наблюдательная (хотя, причем здесь наблюдательность?) А потом сказал, что во время криза  он чуть не умер, и боязнь смерти в нем, видимо, закрепилась. Потом были, как он сказал, панические атаки. Ему казалось, что он вот-вот умрет. «Я бегал по дому, думал все! - горько усмехнулся он. – И вот теперь здесь». Опять я отвлекаюсь и не повторяю за врачом.
«Я – спокойна, я – совершенно спокойна!»

Сеанс 6.
Он.
«Моя грудь теплая.
Моё сердце бьется ровно, спокойно.
Я совершенно спокоен. Совершенно спокоен».
Ну, никак не ожидал от себя такого!?! «Ай, да Пушкин, ай, да сукин сын!» Вот я приехал сюда лечиться, а увлекся женщиной! Это что-то! И повторы этого доктора на ум нейдут! Как все неожиданно происходит.
Вчера часов в шесть я решил прогуляться по городу. Закрыл номер, смотрю, передо мной идет по коридору  эта бухгалтерша из нашей группы – Екатерина Ивановна. Догнал её: «Куда это вы, на ночь, глядя?» - говорю. Оказывается, она тоже пройтись решила. «Не откажетесь, если я вам компанию составлю?» - спросил я. Она равнодушно пожала плечами: «Пойдемте! С вами безопасней – город все-таки огромный, а уже смеркается!»
Мы с ней гуляли часа четыре. Кругов пять, наверное, вокруг всего больничного комплекса сделали. Она рассказала мне о себе, я о себе. Оказывается, у неё муж сильно пьет, вот нервишки-то и сдали. Она очень интересная женщина. (Да, на фоне моей жены, наверное, сейчас все женщины интересными покажутся.) Но что больше всего подкупило меня в ней – она очень естественная. Не скрывает, что живет в селе. Очень просто, с юмором рассказывала про свою работу, про своих дочек. И ещё у неё обаятельный голос. Я даже сделал комплимент, - сказал, что ей диктором на радио можно работать с таким голосом. Вести какие-нибудь вечерние программы. Очень женственный и мелодичный голос.
А когда мы с ней пришли в гостиницу, оказалось, что мы с ней поселились через шесть номеров. У меня 113 комната, а у неё 120. Я рассмотрел, что она… она просто красавица. Глаза голубые, улыбка обворожительная, фигура – ну, совсем не скажешь, что у неё двое детей.
И вчера, и сейчас я про неё думаю.
Вот кому-то досталась эта женщина – душевная, умная, красивая, а он пьёт. Остолоп. Ну, и женщина, как в песне поется «мне б такую!»
Врач глядит.
«Я спокоен, я совершенно спокоен!»

Сеанс 7.
Она.
«Расслаблены мышцы лица. Дышу свободно, легко. Мне приятно и я отдыхаю! Я совершенно спокойна, спокойна!»
Кажется, я понравилась этому учителю из нашей группы. Сегодня я пошла на ближайшую почту звонить своим, а он меня уже ждал. Напросился в провожатые. Не знаю почему, но мне этот мужчина приятен. Он очень умный, спокойный, рассудительный. С ним легко и просто. Ой, что спросил меня доктор? Купила ли я его брошюру для самостоятельных занятий дома? Купила, конечно, у медсестры. Попробуй не купи… Да, так вот этот учитель с потрясающим чувством юмора. Пока мы шли до почты, он меня раз пять насмешил. Дома я уж и не помню, когда последний раз смеялась.
А вообще жалко мужичка. Чувствуется ему в жены такая стерва досталась. А дочку-то свою он, похоже, без ума любит.
«Я спокойна, я совершенно спокойна!»

Сеанс 8.
Он.
«Мой живот стал теплым.
          Живот стал теплым.
                Стал теплым
Я совершенно спокоен».
Сижу на сеансе, а сам представляю эту бухгалтершу Катю… в роли моей жены. Ну, точно сеансы аутотренинга пошли на пользу. Ожил мужичок! Или я влюбчивый такой. Да, при чем здесь влюбчивый. Просто реальный. Я стал разбираться в женщинах! Это меня жена моя нелюбимая научила. Да, из Кати славная бы жена вышла. Господи, что я придумываю. Она и так жена. Только не мне. Другому. Тому, кто пьет и не ценит её. Почему так в жизни получается. Осталось два последних сеанса! И мы разъедемся «коротать ночи с нелюбимыми!» За свои ошибки самому и платить! Жену сам себе нашел такую, не хватило ума или житейской мудрости понять её характер, - вот и мучайся всю жизнь!
«Моё сердце бьется спокойно, ровно!»
Внушаю себе, - а разве так на самом деле?

Сеанс 9.
Она.
«Мой лоб приятно прохладен.
Моя голова ясная и свежая.
Я совершенно спокойна, совершенно спокойна!»
Нет, я совершенно не спокойна. Что-то сердце подсказывает нехорошее – неужели кто-то из дочек заболел, или муж натворил чего-нибудь. Завтра последний сеанс и сразу поеду домой.
Что мне дали эти сеансы? Наверное, прав этот учитель из нашей группы (вчера опять увязался за мной, когда в магазин ходила). Он тоже, видимо, задумывается, что дали ему эти сеансы? И, наверное, я с ним согласна. Он сказал, что польза уже больше в том, что мы на десять дней вырвались из той среды, где получаем отрицательные эмоции. Мы побыли как будто в маленьком отпуске. Жили без семей, без забот в общем-то. И это, конечно, пошло на пользу. Я согласилась, - лицо у меня выправилось. Я стала даже пользоваться здесь косметикой. «Вот-вот!» - подтвердил он и улыбнулся.
- «Да, вы и без косметики красавица!»
Мне давно не говорили комплименты, я даже покраснела.
И ещё он сказал, что у аутотренинга может быть и другая – неприятная сторона для человека. Если сила самовнушения будет большая, а у человека, например, будет резкая боль или сердце прихватит. Он напугается ещё больше, а мысль ему мгновенно увеличит эту боль. Да, в этом рассуждении есть что-то. Может, спросить об этом после сеанса у врача?

Сеанс 10.
Он.
«Дыхание спокойное,
Моё сердце бьется ровно, спокойно!
Я совершенно спокоен!»
Она не пришла! Она не пришла на последний сеанс! Значит уехала домой. Да, она вечером говорила, что у неё заболела младшая дочка.
А я даже адреса у неё не взял. Да, и нужно ли было брать его? Всё что должно было случиться – случилось…
Я сидел у себя в номере и читал детектив Агаты Кристи. Напарник по номеру – провинциальный врач – кожник, приехавший на курсы повышения квалификации (кстати, отличный мужик), спал. И вдруг в дверь тихонечко постучали. Я открыл – Катерина Ивановна, бухгалтерша из нашей группы, стояла перед дверью.
- Ой, извините, пожалуйста, наверное, вы уже спите? – тихо спросила она.
Я вышел в коридор и закрыл за собой дверь. – Да, нет! Книжку читаю!
Екатерина Ивановна опустила глаза:
- А я вас в гости в свой номер пригласить хочу! Завтра последний сеанс! Пойдемте, у меня торт есть, чайку попьем!
В двухместном номере Екатерина Ивановна оказалась одна, – оказывается её соседка срочно выписалась и уехала. Мы пили чай и разговаривали, разговаривали обо всем! Потом…, потом мы  целовались – страстно, долго и, как раньше писали, «упоительно». «Останься у меня на эту ночь!» - у меня и сейчас звучат в ушах её слова.
Я – женатый человек, были у меня женщины и до свадьбы, но ничего подобного я не ощущал. Было такое чувство, что мы занимались любовью как будто в последний раз оба.
Потом она плакала, спрашивала меня: «Я – плохая? Ты меня осуждаешь?» А я ничего не нашел умнее (вот уж во мне учитель литературы застолбился), как сказать ей словами Пьера Безухова: «Если бы я был не я, а красивейший, умнейший и лучший человек в мире и был бы свободен, я бы сию минуту на коленях просил руки и любви вашей!» Не мог сам что-то путное сказать. Эх, бестолковый! Она тихонько засмеялась и сказала: «Спасибо тебе, преспасибо огромное! Дай, Господь, тебе счастья!»
Я прошептал: «И тебе тоже!» - и стал её снова целовать…
Ну, а дальше, как писал Есенин: «Расстались мы с ней на рассвете с загадкой движений и глаз…»
Она ничего не сказала, что не придет на последний сеанс.
И вот не пришла.
Последний сеанс аутотренинга. Последний…
«Согрелось моё сердце.
Моё сердце купается в тепле!
Я спокоен, я совершенно спокоен!»


Рецензии
Как все точно и тонко! Прочувствованно. Словно через себя пропустили и женское и мужское. Не каждому дана такая способность))
Спасибо!
С уважением, НЛ

Надежда Лезина   18.05.2022 16:01     Заявить о нарушении
Тут тоже надо поблагодарить! Хорошую рецензию человек написал, и благодаря ей прочла рассказ.

Да, жизнь хорошо и учит, и "прижимает".
Реалистично!

Надя Бирру   18.05.2022 16:18   Заявить о нарушении
Спасибо большое, Надежда, за такой положительный отзыв! С уважением!

Алексей Жарёнов   18.05.2022 17:05   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.