Артемида. Маскулинность на страже феминности

Существует путаница между понятиями «мужское», «женское», «маскулинное», «феминное».
В бытовом сознании есть тенденция ставить знак равно между словами:
маскулинный и мужской, а также феминный и женский.
Когда-то эти слова действительно были синонимами, но развитие психологии внесло свои коррективы.

Цитата (википедия):
«Маскулинность в русском языке отличается от мужественности. Словосочетание «мужественная женщина», например, характеризует не маскулинность женщины (мужеподобность), а просто стойкость её характера».

Маскулинная и мужеподобная — это совершенно разные свойства!
Женское и мужское, на мой взгляд — понятия сугубо физиологические. Это то, к какому полу мы относимся. Это соотношение в организме гормонов тестостерона и эстрогена.

Маскулинный и феминный — это уже о способе отношений с миром и о мировосприятии.
Лично я под маскулинностью понимаю — волю, целеустремленность, активность, линейную логику, познание мира через внешние действия, преобладание разума над чувствами. Героический миф.

Феминность в таком случае — пассивная созерцательность, интуитивное отношение к миру, ризомный способ мышления, хаос эмоциональный и мыслительный, преобладание чувственного над разумом. Мистический миф.

Мужчина может быть мужественным и брутальным, но при этом тяготеть к феминности — например, иметь творческую профессию, в которой маскулинная линейность мышления сведет креативность на нет.
Аналогичная картина с женщинами.

Женственной, но маскулинной богиней является Артемида.

Она изображается с оружием (луком и стрелами) не столь тяжеловесным, как «фаллический» меч.
Способная постоять за себя. И ключевое слово — самодостаточная.
С Артемидой ассоциируется новолуние — женской энергии еще мало, она не вошла в фазу плодородия, она искрит молодостью, но не требует сексуального удовлетворения. Эта богиня девственна.
Артемида — это женщина, которая не зависит от нужд своего тела — ей не хочется заводить детей и вить гнездо.

Это архетип обретения женщиной внутренней целостности.
Если бы Кора в свое время решилась проявить Артемидовское своеволие и «перерезать пуповину» с Деметрой - не потребовалось бы столь жесткой инициации с похищением.

Артемида и Кора — два архетипа девочки-подростка. Два разнонаправленных пути.
Один путь — вперед, к самой себе. Другой — назад, в материнскую матку (отсюда мир смерти — откуда пришли, туда и уйдем).

В этот быстротечный период молодой луны Артемида полностью принадлежит себе.
А из-за того, что у нее пока мало женской энергии — она может себе позволить проявление противоположной энергии. Она настолько свободна , что позволяет себе маскулинность в патриархальном мире!

Маскулинность Артемиды — природная, дикая, инстинктивная.
«Окультуренную», цивилизованную маскулинность символизирует Афина.
Поэтому предполагаю, что Артемида — богиня более древняя.

Говорят, дружбы между мужчиной и женщиной не бывает.
Бывает! Если вы — Артемида.

В энергиях Артемиды женщина может общаться с мужчинами наравне, без искусственного хлопанья ресницами, без вымученного молчания в ответ на хамство («ведь женщина должна уступать»).
Артемида прекрасно умеет постоять за себя.
И при этом она не становится мужеподобной и не теряет привлекательности, напротив! Недоступная женщина всегда будет притягивать мужчин, бросая вызов своей самодостаточностью.

Уязвимым местом маскулинных богинь-девственниц является их сексуальность, которую они в себе не замечают. Зато замечают окружающие их мужчины.

Охотник Актеон, подглядевший купание Артемиды, был превращен богиней в оленя, которого загрызли его собственные собаки.
Казалось бы, откуда такая жестокость? За что такая жуткая месть? Он всего лишь посмотрел — даже не прикоснулся!

А вот представьте себе, что вы общаетесь с интересным мужчиной, но пол совершенно не важен, ибо его внутренний мир намного интереснее. Вы откровенничаете, секретничаете, у вас много общего (Артемида и Актеон оба охотники).
И в какой-то момент вы обнаруживаете, что все это время он видел в вас в первую очередь женщину, а не интересного собеседника! А ваши мысли ему интересны не в первую очередь. На первом месте — ноги и грудь...

Актеон посмел увидеть в Артемиде женщину, а не могучую охотницу. А женщина априори не равна мужчине.
В патриархальном мире женщина должна быть красивой и сексуальной, заботливой и хозяйственной.
А не умной. Не сильной.
Актеон посмел поставить красоту Артемиды превыше ее силы и умений охотницы.
Осознавать свою привлекательность для Артемиды — это чувствовать навязанную неполноценность женского перед мужским.

Пространство Артемиды- священный лес, который символизирует сферу бессознательного - область животных инстинктов, пространство Реального. Она пустила Актеона в храм дикой природы, ожидая по-видимому, что тот будет вести себя как подобает охотнику.
Однако если трактовать согласно вульгарному материализму - психоанализу Фрейда - красота и поэтичность образа леса сводится к символу женских гениталий. Вот такой миф про Актеона....

Артемида — одна из самых свирепых и жестоких богинь. А все потому, что она стянула на себя гнев порабощенного матриархата и боль приниженной феминности.
Что совсем не удивительно - она убедилась в неполноценности женщины, еще не успев родиться.
Её мать, Лето, (грубо говоря) брошенная любовница, не имеющая социального статуса, рожающая в муках, преследуемая ревнивой "патриархальной" женой - показала все тяготы женской доли - от социальных до телесных.
Лето - образ женской физической (!) беззащитности и уязвимости, свойственной беременным женщинам.
Если Афина полностью перешла на сторону "социальной" маскулинности и приняла Закон Отца (всерьез считая, что родилась из головы Отца без участия Матери), то маскулинность Артемиды внесоциальна.

(К счастью, Зевс настолько маскулинный бог, что ценит её проявление в любом своем чаде независимо от пола. По этой причине Артемида попала в число его любимиц, как и женственный маскулинный Аполлон.
Совсем другое дело - Арес, "отверженный" сын Громовержца - мужественный, брутальный, но такой чувственный и эмоциональный, что вызывает подозрение о наличии феминных качеств, отвергаемых героическим мировоззрением. Про Гефеста я умолчу! ).

Став свидетельницей женской беспомощности, Артемида приняла роль защитницы матерей и покровительницы рожениц.
Мифы о том, что устраивала Артемида тем, кто скажет хоть одно плохое слово в адрес Лето, хорошо известны. Унижение Матери Артемида не прощает.

Артемида — маскулинная богиня на страже феминности.


Рецензии