Екатерина ii блестящий век

 Радикальные изменения произошли и во внешнем облике россиян. В 1700 году Петр издал указ о введении городского костюма. Женщинам предписывали ходить в облегающих платьях с глубоким декольте, а мужчинам – в камзолах, кафтанах, коротких панталонах, чулках, и башмаках с пряжками. Всем, без исключения, полагалось носить парик. При Петре были созданы новые орденские знаки, каждый из которых можно смело назвать великолепным произведением ювелирного искусства. Высшей наградой России стал – императорский орден Святого Апостола Андрея Первозванного. Новой столицей империи - Санкт-Петербург, туда же были вывезены и кремлевские ювелирные мастерские, ставшие к этому времени всемирно известными. Это была своеобразная академия художеств, в которой работали самые талантливые мастера из разных уголков русского государства. Тем не менее, российское ювелирное искусство стало испытывать большое влияние Запада. В обязательном порядке, Петр ввел совместные мастерские, благодаря чему иностранцы стали занимать лидирующую роль на российском ювелирном рынке, открывая собственные магазины, изготавливая драгоценные украшения для знатных сословий. В своих дневниках иностранные мастера писали с изумлением, что российские дамы, даже в частной жизни, никогда не выезжают не увешанные драгоценными уборами.

В 1722 году указом царя ремесленники-ювелиры объединились в цеха. Русские мастера часто становились учениками западных ювелирщиков, в свою очередь иностранцы принимали русское подданство и работали в русских цехах. В эти годы в стране начался небывалый доселе интерес к драгоценным камням. Стали организовываться экспедиции на Урал, где были обнаружены богатейшие месторождения топазов, аметистов, изумрудов, александритов и других самоцветов. Это привело к образованию камнерезного дела, стали открываться гранильные фабрики.

В 1721 году в Петергофе была основана «Алмазная мельница». В это же время Россия стала империей: обряд венчания на царство заменили коронацией, шапку Мономаха – короной! И вот где смогли показать свое мастерство лучшие ювелиры империи! В 1730 году была создана корона для Анны Иоанновны, в которую было инкрустировано 2536 бриллиантов и более 20 крупных драгоценных камней. Через несколько десятилетий, в 1762 году увидела свет Большая Императорская Корона, заказанная Екатериной Великой к своей коронации ювелиру Жереми  Позье. Выходец из Швейцарии привлек к себе внимание еще во времена царствования Анны Иоанновны, которая помогла ему открыть собственную мастерскую, и приблизила ко двору. Он получил титул Главного Бриллиантового Мастера и Придворного Ювелира, создавал украшения и подарки для аристократии, придворных и императорской семьи. Екатерина приказала Позье провести анализ всех казенных драгоценностей, и все, что было не по моде переплавить и использовать в изготовлении новой короны. В итоге, была создана необыкновенной красоты, ставшая настоящим произведением русского ювелирного искусства - корона, которой нет равных среди всех европейских ценностей подобного рода. Высотой -27.5 сантиметров, она была украшена почти пятью тысячами бриллиантов, различных цветов и форм. Корона Российской Империи напоминает головной убор, выполненный на манер восточных традиций – тюрбана индийских султанов, высшей касты раджей, и османского духовенства. Состоит она из драгоценных металлов, двух серебряных полушарий, усыпанных бриллиантами, и двумя рядами жемчужин, скрепленных венцом, состоящим из шпинели и креста. Камнем для шпинели выступил рубин, который был приобретен у китайского императора Канси, и привезен в Россию ученым и писателем Николаем Спафарийем, который находился на дипломатической службе при царе Алексее Михайловиче в Пекине. Надо сказать, что до того, как этот камень водрузился на шпинель большой императорской короны, он кочевал с одной регалии на другую, украшая головные уборы Елизаветы Петровны. Корона Екатерины Великой получилась не просто великолепным царственным украшением, она заключала  в себе глубокий философский смысл. Две полусферы олицетворяют  соединение Востока и Запада на территории Российской Империи, и объединяющей два континента в борьбе с османами. Соединенные у основания и обрамленные жемчугом, они изображают латинскую букву «V» - Виктория-победа!  Внизу сетку полушарий охватывают лавровые ветви – символ власти и славы, а в рисунке гирлянды, между полушариями, помещены дубовые листья и желуди, что символизирует крепость и прочность власти. Этой короной были коронованы впоследствии  все представители Императорской семьи, в том числе и последний российский царь Николай Второй. В это же время была создана Держава Императорская. Ее автором стал еще один придворный ювелир - Георг Фредерик Экарт. Золотой шар, усыпанный бриллиантами, с огромным сапфиром индийской огранки и алмазом весом в 46.92 карата. Свой современный вид «Держава» приобрела при царствовании Павла Первого. В начале 70-х годов 18 века был изготовлен скипетр императорский с алмазом «Орлов». Его золотая поверхность перехвачена восемью бриллиантовыми ободками, ручка прочеканена каннелюрами (вертикальными желобками), усиливающими игру светотени. Завершает скипетр литой, золотой двуглавый орел, украшенный черной эмалью и бриллиантами. Дополнил парадность скипетра – алмаз Орлов, с которым связана знаменитая легенда. Он был найден в Индии в конце 17 века. Существует версия, что при огранке этот алмаз «похудел» с 400 карат до 189 с половиной, но при этом, он один из немногих, сохранивших первоначальную индийскую огранку. Так вот, камень размером с половину куриного яйца был приобретен графом Григорием Орловым в Амстердаме у местного торговца за 400 флоринов. В 1773 году граф преподнес его вместо цветов Екатерине, в день именин, в надежде вернуть ее близкое когда-то расположение. Это лишь одна из версий. По другой – камень купила сама императрица, заплатив за него из государственной казны. Но чтобы отвести от себя косые взгляды и обвинения в мотовстве, Екатерина разыграла этот спектакль, и камень получил впоследствии название – «Орлов».  В 1801 году, сыновьями придворного ювелира Луи Давида Дюваля -Жакобом и Жаном, была создана малая императорская корона, выполненная из индийских и бразильских бриллиантов. Мастерством исполнения и великолепия камней эта корона не уступает большой императорской. Она была изготовлена для супруги Павла Первого –Марьи Федоровны. Кстати, это было первое в России совместное коронование императора и императрицы.  Но, вернемся во времена правления Екатерины, именно в эти годы Петербург становится столицей ювелирной моды. Благодаря личному пристрастию императрицы к бриллиантам, этот камень становится невероятно популярным. Приведем несколько примеров украшений, которые наиболее ясно демонстрируют, в каком направлении развивалось ювелирное искусство в «Блестящий век Екатерины»: «Большой букет» и «Миниатюрная шляпка». «Большой букет» - созданное неизвестным автором, оно из золота и серебра, с использованием бразильских бриллиантов, общим весом 14 карат, и колумбийских изумрудов в 50 карат. Самая большая ценность этого украшения – нежно-фиолетовый бриллиант в ажурной оправе бутона. В этом букете он единственный цветной камень. Другие лишь кажутся разноцветными. Мастер использовал известный в то время прием: под прозрачные бриллианты подложил разноцветную фольгу, а чтобы камни выглядели подвижными, ювелир посадил их на пружинки, и при малейшем движении - головки соцветий качались и оживали!  «Миниатюрная шляпка» создана из золота, серебра, эмали, рубинов и изумрудов. Подобные аксессуары украшали примерочных куколок. Прежде чем шить платье для императрицы или знатной дамы, миниатюрную версию наряда надевали на куклу, и если фасон получал «высочайшее одобрение», то белошвейки начинали шить наряд нужного размера. А куколки получили прозвище – Пандора–разорительница.  Есть версия, что сама шляпка была прообразом знаменитой шляпы князя Потемкина, которая была настолько тяжелой, из-за обилия бриллиантов, что за светлейшим князем ее носил адъютант. Кстати, мужчины тоже с удовольствием украшали свои костюмы драгоценными камнями. Отделывали воротники, туфли, борта и обшлага рукавов своих камзолов.

Ювелиры старались использовать в своих работах лишь светлые камни, оправленные в благородное серебро, чтобы сохранить их бесцветность и чистоту. Мастера в совершенстве владели техникой огранки и, благодаря именно белым бриллиантам, могли подчеркнуть красоту алмаза. Это можно увидеть на еще одном украшении, заслуживающем отдельного внимания – шпилька «Рог изобилия». Её автор - придворный ювелир Людовик Дюваль. Два потрясающих алмаза голубой воды, висят как будто в воздухе, а под ними рог изобилия, усыпанный алмазными розами. Бриллиантами голубой воды называют самые ценные, чистейшие камни, которые при обработке приобретают голубоватый оттенок. Уникальность этой шпильки в том, что она трансформируется в серьги, брошь или подвеску, стоит только отсоединить заколку.

Также, бриллиантами было принято инкрустировать гребни для волос, пуговицы, запонки. Ими обрамляли искусственные цветы и табакерки. И несколько слов об этом аксессуаре. В 18 веке был введен запрет на курение в публичных местах, и особую популярность приобретает нюхательный табак. Императрице было не чуждо увлечение табаком, и она даже коллекционировала шкатулки для него – табакерки. Некоторые из них, созданные Позье и Жан Пьер Адора, можно сейчас видеть в экспозиции Эрмитажа. Там выставлена прямоугольная табакерка из золота, инкрустированная бриллиантами и сапфирами, и шкатулка с медальонами, на одном из них Екатерина изображена в образе Минервы-богини мудрости и справедливой войны, с доспехами и в шлеме. Кстати, таких медальонов было изготовлено всего 13, ювелиром Вехтером, в качестве награды участникам переворота во дворце, который был устроен с целью посадить на царство Екатерину Великую. Еще на одной табакерке Екатерины красовалась любимица Императрицы - собачка Лизетта, а на другой - овальный медальон из золота, с гильошированным узором, ульем и пчелами над розовым кустом. Эту цветную композицию оттеняла синяя эмаль, которой была покрыта шкатулка и надпись золотом - «Полезное».  Кстати, этим словом украшались многие предметы роскоши Екатерины, и как утверждают историки, оно было своеобразным девизом царицы. Надо сказать, что в Екатерининскую эпоху входит в моду увлечение античностью, становятся невероятно популярными резные камни, выполненные  для медальонов и различных украшений. Также, на пике популярности - миниатюрная живопись, которая способствовала развитию технологии эмалирования. Живописные изображения размещали не только на украшениях, но и на разнообразных бытовых предметах.

В это время появляется такое понятие, как ювелирный гарнитур. Он включал в себя колье, серьги, кольца, браслет, шпильки или заколки для волос. Весьма дорогим и редким украшением были часы, а оригинальным – подвесные ароматники, в форме маленьких флаконов, плодов, бытовых предметов. Эти украшения были обязательным дополнением мужского кафтана и дамского корсажа, наравне с другими безделушками - несессерами, брелоками и медальонами. Их подвешивали на широкой цепочке с большим крючком у пояса. Некоторые модники носили сразу по несколько часов, инкрустированных бриллиантами,  украшенными эмалью и чеканкой.

Невозможно представить эту эпоху без веера! Он служил и украшением и необходимым аксессуаром, с помощью которого дамы общались со своими возлюбленными, на придуманном языке веера. Им они или дарили надежду на дальнейшее «счастье», или давали решительный отпор назойливым кавалерам. А также, сплетничали и делились последними новостями! Над созданием веера трудились рисовальщики, резчики, художники и ювелиры.  В своей работе они использовали перламутр, кружева, ткань, драгоценные камни, золотое шитье. Но если составлять рейтинг популярности ювелирных украшений екатерининского двора, то в нем без всяких сомнений победили бы серьги и перстни. Первые, с двумя подвесками, в виде розетки с драгоценными камнями, грушевидной формы, с бантом, усыпанными бриллиантами и алмазами были на пике моды. В кольцах того времени преобладали изумруды, рубины, граненые аметисты, обрамленные алмазами, бриллианты в ажурных гнездах. Также, в своих нарядах модницы 18 века использовали серебряные пояса, с разнообразными орнаментами, пряжки для ботинок с прямоугольной и овальной формой, украшенные стразами, камни, цепочки в виде лент.

По случаю торжеств, царственные особы надевали мантию из меха горностая и золотого глазета. Для них были созданы пряжки-аграфы. Одна из них, созданная Позье – в виде ажурного банта из серебряного кружева. Изначально она принадлежала Елизавете Петровне, а впоследствии стала передаваться по наследству вместе с мантией. Заслуживают внимания портбукеты и ленты, прикреплявшиеся к корсету платья, и эгреты – вставлявшиеся в волосы. В них помещали небольшие букетики живых цветов или разноцветные перья. В Алмазном фонде Кремля выставлены в экспозиции несколько таких экспонатов конца 18 века, выполненные из золота и серебра, инкрустированные бриллиантами, сапфирами и элементами из цветной эмали.

Стоит отметить, что и для церкви создавались роскошные украшения. Например - панагия, пожалованная Екатериной Великой митрополиту Дмитрию, была украшена овальным медальоном с композицией «Коронование богоматери» из многоцветной эмали и ажурным бриллиантовым венком. На обратной стороне панагии разместился портрет императрицы. Есть версия, что этот шедевр был также изготовлен ювелиром Позье, и за работу мастер получил баснословную по тем временам сумму -5600 рублей. 

Для Екатерины драгоценности были не только роскошными украшениями, которыми она себя баловала. Они дополняли ее наряды, предметы первой необходимости, ими украшали даже государственные награды. Бриллианты, рубины, сапфиры становились прекрасным финансовым вложением.  Кстати, известен случай, когда в 1777 году шведский король Густав третий посетил Петербург с целью породниться с царствующим домом, и предложить свою руку и сердце одной из племянниц Екатерины, о чем была предварительная договоренность. Шведский престол не мог похвастаться богатой казной, но, тем не менее, король привез в дар Екатерине уникальный рубин. Правда, спустя столетия, ученые выяснили, что на самом деле это не рубин, а турмалин. Камень сочного розовато-малинового цвета огранен в форме виноградной грозди. Золотые листочки с зеленой эмалью, закреплены на раздвоенном стебельке, покрытом белой и черной эмалью и весом -255.75 карат. По легенде «Красный камень» был рожден халдейским демоном. За ним охотились алхимики всего мира, так как он, якобы, наделял своего обладателя даром видеть сквозь стены и проникать в суть вещей. Этот камень Клеопатра подарила Цезарю, отсюда и название. Шведский король Густав так и не породнился с русской императорской династией. Будучи человеком строго воспитания, он был шокирован свободой нравов русского двора и решил поискать себе невесту в другом государстве. Однако, в России навсегда остался великолепный рубин Цезаря, который также представлен для всеобщего обозрения в Алмазном фонде.  Императрица тщательно следила за пополнением своей уникальной коллекции. Ее драгоценности стали настоящей гордостью дома Романовых. В Современной России они экспонируются  в крупнейших государственных музеях, в мире – выставляются на престижных аукционах. Кстати, вопрос о том, как царские драгоценности попадают на торги сегодня, увы не возникает. После свержения монархии, с 1920 по 1930 годы из хранилищ Алмазного Фонда большевиками было распродано 569 предметов из сокровищницы русских цариц. Осталось всего 114 единиц, в их числе коронационные регалии, алмаз «Шах», и некоторые украшения конца 18-го начала 19 веков. В 1927 годы американский бизнесмен Норманн Вейс купил оптом императорские драгоценности весом почти 10 кг, за небольшую сумму- всего 50 тысяч фунтов стерлингов. В том же году он выставил их на продажу в аукционном доме «Christie s», где было распродано 124 лота. Среди них числилась венчальная императорская корона, бриллиантовые и рубиновые броши-банты Екатерининской эпохи и многое другое. 

Императорские драгоценности были не только, потрясающими воображение произведениями ювелирного искусства, но демонстрировали роскошь и великолепие Российского монаршего двора. Поэтому, до сих пор, на всемирных выставках и престижных аукционах, украшения русских цариц ценятся и за историю, и за блестящее ювелирное исполнение. 


Рецензии