Информационное Единое, или Мир без пространства

Продолжение. Предыдущая: http://proza.ru/2016/05/26/1737
В начало: http://proza.ru/2016/05/26/1630

                то Место, где (есть) Единство, совершенно.
               
                /Евангелие Истины, II век н.э./               

               
                Пространство – это то, что не позволяет всему случиться со мной.               
               
                /Джон Арчибальд Уилер, ХХ век н.э./



               
Итак, наш краткий экскурс в глубь пространства привёл к интересным, порой неожиданным выводам. Наука ХХ века полностью развеяла обыденное представление о пространстве как о фиксированной арене мира, существующей сама по себе. Именно из этого представления исходила классическая механика Ньютона. Стараниями Эйнштейна трёхмерное пространство стало единой и неразрывной частью четырёхмерного пространственно-временного континуума. Геометрия пространства из фиксированной и неподвижной стала гибкой и податливой, подобно батуту. Масса вещества показывает этому пространственно-временному батуту, куда ему искривляться. По этим искривлениям, именуемым силой тяжести, само вещество и скользит в пространстве.
 
Перефразируя слова классика, можно смело утверждать, что геометрия пространства «становится материальной силой, когда она овладевает массами». Только речь уже идёт не о массах трудящихся, пролетариата, а о физических массах, массах вещества.

Этим общепризнанным научным представлениям уже больше ста лет. За прошедшее столетие наука предприняла усилия по дальнейшему развитию геометрии пространства. В противовес непрерывному пространственно-временному континууму Эйнштейна наука XXI века ставит со всей остротой вопрос о дискретном, квантованном пространстве-времени, об «атомах пространства и времени». Это объединяет пространство и время с энергией, которая тоже имеет дискретную, квантовую природу.
 
Наконец, прорывные открытия ждут науку XXI века в кардинальном пересмотре взглядов на время, как исключительно на пассивную длительность событий.

«По моему мнению, наша современная картина физической реальности, особенно в том, что касается природы времени, чревата сильнейшим потрясением, ещё более сильным, чем то, которое вызвали теория относительности и квантовая механика в их современной форме», — утверждает сэр Роджер Пенроуз в свой книге «Новый ум короля»:

«Время — это то, что показывают часы», — считал Альберт Эйнштейн. Вопреки этой точке зрения, Н.А. Козырев считал, что Время —  «это поток творческих возможностей — жизненной силы Вселенной». Время по своей природе нелокально и обладает активными свойствами: энергонасыщенностью, противодействием второму закону термодинамики, животворящим действием. По мнению Н.А. Козырева, именно эта энергия и является истинным источником звёздной энергии и противодействует тепловой смерти мира.

А теперь можно по-новому взглянуть и на сам пространственно-временной континуум, который из непрерывного вдруг становится дискретным, а его составная часть —  время — из пассивной иллюзии вдруг превращается в активную материальную силу, Вечный двигатель Вселенной!
 
А что, если разорвать это неразрывный брачный союз? Не союз меча и орала, а союз пространства и времени?

Что остаётся, если из континуума вдруг убрать пространство? — Время! Что остаётся, если у пространства вдруг оказывается не 3, не 10, не 2, а ноль измерений? — Точка! 

«Точка есть то, что не имеет частей», — глаголил Евклид в III веке до нашей эры. 

Исчезающе малая точка, из которой, как считает современная наука, когда-то, примерно 13,7 млрд лет назад, произошёл Большой Взрыв! 
               
В этой микроскопической точке сосредоточено всё и вся. И пространство, и время. И «небо», и «земля». И материя, и энергия. И жизнь, и смерть. И то, что было, и то, что будет.

Когда пространство исчезает, то на арене мира остаётся всеохватывающее и всеобъемлющее Единое, мир без частей, мир без пространства, в котором всё, что ни происходит — происходит с тобой, в котором «ты — это то»! Эта сакральная фраза индуизма означает единство Атмана, индивидуального духа, и Брахмана, вселенского духа.


ЕДИНОЕ ПЛОТИНА


Философию Единого развивал в III веке нашей эры последователь Платона — ПлотИн, ставшей основателем неоплатонизма. В этой философии есть состояние творческой потенции, слитности и единства, которое так и называется  Единое. Либо Благо. Глазами  увидеть или ушами услышать  его нельзя. Рациональным умом, рассудком, здравым смыслом его постичь нельзя. Положительными терминами (высокий, низкий) его описать нельзя. Постижение Единого доступно в сверхумном экстазе, оно опять по ту сторону слов, глаз, рассудка, здравого смысла, поэтому описывается отрицательными для привычного человеческого мышления категориями (не то, не то).

В ней есть  изливание, произрастание, эманация первичной сущности — Единого — от переизбытка его творческих сил и без убыли прародителя, в результате которой появляется весь производный мир. Творческая потенция Единого переходит в энергию созидания. Подобным образом Солнце изливает, исторгает  из себя лучи света, оставаясь таким же светлым и тёплым. (Или же информационная бесконечность исторгает из себя отдельные  фрагменты организации, оставаясь таким же бесконечным источником информации, организации, Жизни.)

Нет личной воли библейского Бога, есть абсолютно объективный закон природы, подобно объективным законам сансары и кармы в индийской философии. Первый краеугольный камень учения — неисчерпаемость творческой потенции Единого, Блага. Второй — возвращение творческой потенции назад, на свою Единую прародину, в мир Блага.

Сначала Единое изливается в Ум (Нус), который в отличие от Единого уже познаваем. Единое распадается на многое, но это множество идей, а не частиц материи. Затем множественный мир идей этапа Ума переходит в этап Души (греч. — «псюхе»), исполненный чувственного начала. На этом этапе творятся все живые существа, включая животных, человека и демонов, а также  весь материальный Космос, который в полном соответствии с идеями Платона является небытием.

Вертикаль, иерархия Космоса подразделяется на Единое, Нус, Душу и  материю. Вверху — Единое, Благо, внизу — материя и человек. Чем дальше от Единого — тем меньше совершенства.  Чем дальше от Блага — тем больше зла. Нет всеблагого правителя мира, сиречь библейского Бога,  зато нет и проблемы оправдания Божества. Нет нужды и разрешить неразрешимую дилемму:

          «Если Бог всемогущ и всеблаг, то почему в мире столько зла и страдания?»

В отличие от монотеистических религий эманация есть не веление Бога, а абсолютно объективный процесс, наподобие физических законов, который не требует сознательного волеизъявления Творца и Вседержителя мира. Но на эманации творение мира не заканчивается, а только начинается. После изливания Единого в мир  начинается процесс  возвращения  из  мира раздробленного, мира материального, мира производного  к миру производящему, миру изначальному, слитому в Единстве. Эманации  противостоит теургия (греч. теос — «бог, божество» + ургия — «обряд,  священнодействие,  жертвоприношение») — путь обратного  восхождения к Абсолюту, Единому.
 
В отличие от однонаправленного исторического процесса христианства античная философия  неоплатоников не векторна, а циклична, как цикличны основные религии и философские учения Востока. Единое — Эманация — Теургия. Это философия вечного возвращения. Цикл начинается и заканчивается в Едином. Последний, третий этап цикла — важнейший.

Он наставляет человека на путь истинный. Он даёт  возможность увидеть мир не фрагментарно, а целостно. Он позволяет вместо небытия материи познать истинно сущее, но незримое бытие Единого, высшее Благо.

Это путь восхождения из падшего состояния к высшему, божественному состоянию посредством преображения собственной природы, путём метаморфозы, путём трансмутации. Это путь аскезы, творчества, божественной работы над собой. Это мистический, иррациональный путь Гносиса, магии, экстаза:

«Практически все неоплатоники считали экстаз (их собственный термин) как выхождение за пределы "эго", "трансцендирование личного" (ср.: трансперсональное) главным способом восстановления исходной целостности через погружение души (psyche) в ум (nous), а ума – в Единое, неоплатонический Абсолют. Большинство неоплатоников активно участвовали в теургической и мистериальной практике» [1]. 

Это путь отказа от страстей и аффектов, это путь добродетели, это путь сознательного отказа от пороков. В широком  смысле — это путь самосовершенствования, нравственного и психотехнического (путь йогина). В  научном смысле — достижение высших контуров человеческого сознания, на которых индивидуальная душа сливается со вселенской душой. В контексте же христианства неизбежный и закономерный путь назад, на свою Единую прародину, в мир Блага очень напоминает чудо Воскресения и победу над смертью.

Только этот путь проходится  уже не благодаря личной воле ветхозаветного  Бога, а в результате действия объективных законов природы, живого Космоса. И путь этот не разовый, векторный, от сотворения к «светопреставлению», а вечный, повторяющийся и цикличный. Это извечный процесс круговорота изначальной, вечной и бесконечной  организации в пространстве и времени, на «небесах» и на «земле», в прошлом, настоящем и будущем. Это нисхождение изначального Духа с «небес» на «землю» и восхождение его обратно на свою Духовную историческую родину, на которой избранных ждёт  «трон небесный».

Спустя 17 веков после Плотина уже не философский, а научный взгляд на высокоразмерное Единое,  «где пространство не играет никакой роли», развивает Ли Смолин.


ЕДИНОЕ СМОЛИНА


«Пространство на квантово-механическом уровне не является фундаментальным понятием, а возникает из более глубокого свойства природы. То, что мир повседневности организован вокруг “близко” и “далеко”, — следствие двух основных свойств реальности: наличия пространства и локальности, подразумевающей, что вещи, оказывающие на нас влияние, должны находиться поблизости от нас. Мир полон вещей, которые представляют для нас опасность или дают шанс ими воспользоваться, но большинство их нас не интересует. Почему? Потому что они далеко. Тигры за морем съели бы нас, если бы им представилась такая возможность. Но здесь нам бояться тигров не стоит. Это — подарок пространства. Почти все, что далеко, может быть проигнорировано» [2].

Но барьеры пространства уничтожаются технологиями транспорта и связи, включая автомобили, самолёты, ракеты, высокоскоростные поезда, телефон, интернет.

«В многомерном мире с неограниченным потенциалом для подключения предоставляется гораздо больше возможностей, чем в физическом мире трёх измерений. Представьте детей, воспитанных в высокоразмерном мире, где пространство не играет никакой роли. Они будут видеть мир как огромную сеть, в которой гибкая система связей держит всех на расстоянии шага друг от друга. Представьте теперь, что некто вытащил вилку из розетки. Произошел сбой, и населявшие сеть люди обнаружили, что живут в трёх измерениях и большинство их разделено пространством. Число соседей уменьшилось с 5 миллиардов до одного десятка, и почти все они почему-то очень далеко.

Это иллюстрация представления некоторых физиков о пространстве. Мы (и я тоже) считаем, что пространство есть иллюзия и что реальные отношения, которые формируют мир, представляют собой динамическую сеть (почти как интернет или сотовая связь). Мы ощущаем эту иллюзию потому, что отключение большинства возможных связей разделит всех большими расстояниями» [2].

Итак, «пространство есть иллюзия и что реальные отношения, которые формируют мир, представляют собой динамическую сеть (почти как интернет или сотовая связь)».

В этой выжимке заключается суть мира без пространства, нелокального Единого, где всё связано со всем, где «ты — это то», а «колокол звонит по тебе».

Мир без пространства — это сеть, Интернет. И эта сеть, этот Интернет Вселенной связывает уже не материальные объекты, существующие только в производном от Времени пространстве, а Информацию, сущую как кантовская «вещь в себе».


ЕДИНОЕ И ШАЛОСТЬ ПЕРВИЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ


Информация первична, материя вторична. Такая точка зрения на Информацию как первооснову миру составляет основу информационной модели мира. Она же возрождает на новый лад линию Платона в философии. Если в IV веке до нашей эры мудрый Платон искал идеальные геометрические сущности в мире истинного бытия, то в XXI веке н.э. на место геометрических сущностей приходят информационные сущности: биты и кубиты. Ведь в конечном итоге сущность любого объекта описывается при помощи именно информации.

Знаменитый британский физик Пол Дэвис в статье в New Scientist с многозначительным (для сведущих) названием “Bit before it?” писал на излёте ХХ века: 

«Обычно мы думаем о мире, как о составленном из простых, подобных сгусткам, материальных частицах, и под информацией понимаем производную характеристику объекта восприятия, относящуюся к особого рода организованным состояниям вещества. Но возможно, что всё наоборот: похоже, что Вселенная на самом деле — шалость первичной информации, а материальные объекты являются её сложным вторичным проявлением» [3].

Бесплотная Информация становится доступной оку людскому именно благодаря пространству, внутри которого произрастают семена вещества, и физическому Времени, насыщенному под завязку энергией. Именно поток энергонасыщенного Бесконечного Времени порождает поле пространство, подобно тому как электрический ток порождает магнитное поле в окружающем пространстве. В этом пространстве благодаря энергии физического времени «шалость первичной информации» материализуется в физических полях и привычном веществе. Бесплотный Дух становится плотью, звёздной и человеческой.

Информация Единого воплощает себя в движении материи на экране из трёх измерений пространства, превращаясь из Единого во многое и разделяясь на объект наблюдения и субъект наблюдения. При посредстве физического времени Информация Единого порождает как материю, так и сознание в виде элементарных частиц физики (кварков, лептонов, бозонов) и психики (дхарм). Внутри Единого разделение на материю и сознание отсутствует. И то и другое имеет прародителями Информацию (женское, инертное начало) и Бесконечное Время (активное, мужское начало). Их священный брак порождает весь Космос, галактику Млечный Путь, Солнечную систему, планету Земля, жизнь на Земле и земного человека разумного.


ДИАЛЕКТИКА ЕДИНОГО


Бытие сверхвысокоорганизованного Единого изначально заключает в себе Высший Разум. Высший Разум Единого обладает совершенным Знанием (греч. — Гносис). Ниспадая на «землю», совершенное Знание трансформируется в несовершенное двойственное разделяющее со-знание (сопричастность Знанию). Обладатель со-знания  начинает познавать самого себя и окружающий мир через искажённую, иллюзорную призму субъект-объектной дихотомии. Именно эту колдовскую работу со-знания древние индийцы называли Майей. Стоит ликвидировать двойственность сознания, делящую мир на субъект и объект, и мир предстанет перед тобой во всей своей красе,  в своей Таковости, невыразимой ни словами, ни образами, ни формулами, ни ограниченным человеческим разумом.

Эту ликвидацию двойственности, дуальности, дихотомии сознания, которые держат человека в плену неведения, Авидьи, индусы называют Самадхи (санскр. —  «целостность, объединение; собранность; совершенство»), а буддисты — Пробуждением или нирваной. Падшее профанное со-знание трансформируется в изначальное совершенное Знание, Высший Разум, Гносис, обретая покой Единого, где нет ни пространства, ни материи, ни её движения. Так приходит Высшее Освобождение из плена неведения, из темницы Майи, из Платоновой пещеры теней, из бесконечной череды жизни и смерти, сутью которой служит страдание.

В философии Гегеля подобная картина предстаёт через диалектику развития Мирового Духа (нем. — “Weltgeist”), он же —  Абсолютная Идея (нем. — “die absolute Idee”). Гегелевская триада —  тезис–антитезис–синтез —  диалектически рассматривает развитие Мирового Духа сначала в собственном лоне, «стихии чистого мышления», затем — в форме инобытия, то есть в форме природы, которую Гегель называл «окаменевшим духом», а мы назовём «заматеревшей (от слова «материя») информацией», наконец в мышлении и истории. Хотя панлогисту и рационалисту Гегелю далеко до индийской и буддийской мудрости иррационального Пробуждения от грёз сознания, не поддающегося обыденной логике и обыденному разуму. Не дорос до неё сей великий диалектик.

Подобно Мировому Духу или Абсолютной Идее Гегеля,  Абсолютная Информация ниспадает с запредельных трансцендентных «небес», где нет ни пространства, ни материи, а есть  нелокальное  информационное Единое, на «земной» экран порождаемого Бесконечным Временем трёхмерного пространства. Результат этого «грехопадения» — гигантская, насыщенная всеми цветами радуги, звуками, запахами картинка и кинокартина иллюзорного материального мирка, только и доступного глазу наблюдателя.

Космическую информационную киноплёнку движет Хрономотор: «тик-так».  Альфа и Омега трансформируется в миг между прошлым и будущим. «Именно он называется жизнь».  Зрителями  и актёрами этой вселенской драмы бытия становится всё живое, включая человека.


Примечания:

1. Е.А. Торчинов «Религии мира: Опыт запредельного»
2. Ли Смолин «Возвращение времени», глава 15
3. New Scientist 30 January 1999


Рецензии
"Что остаётся, если из континуума вдруг убрать пространство?" - остаётся УМ! Необъёмный, необъятный, неиссякаемый... и пр. атрибуты безначальной безконечности http://www.proza.ru/2017/08/11/1879
Добра!

Карик   24.07.2018 19:46     Заявить о нарушении
Если из континуума вдруг убрать пространство, то останется Время!
Ума!
http://www.proza.ru/2017/01/05/991
http://www.proza.ru/2017/04/24/1390

Сергей Горский Москва   25.07.2018 03:29   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.