Воздаяние

Есть два желания, исполнение которых
может составить истинное счастье человека,
- быть полезным и иметь спокойную совесть.
Л.Н. Толстой

Нет подушки мягче, чем чистая совесть.
Французская поговорка


Шёл очередной день очередного запоя. Он потерял счёт дням, да и нужно ли было ему это? Полное запустение. Смрад. В раковине гора грязной, с остатками засохшей протухшей еды, посуды.  На липком полу осколки разбитой вазы. Разбросанные одежда и вещи. Пыль толщиной с палец. Мусор на сбившимся паласе. Давно не стираные шторы, плотно закрывающие окна. 

Он уходил в запой сознательно и готовился к этому основательно. Коробка водки. Коробка пива. Сигареты. Спички. Сегодня число опустошенных бутылок сравнялось с числом непочатых.

Очнулся от жара в груди. Не вставая с кровати, попытался нащупать бутылку - не нашёл. Выругался. Пришлось включить лампу на прикроватной тумбочке. Жадно приложился к горлышку. Томная нега обволокла измождённое спиртным и голодом тело, и ему вновь стало хорошо. Спина затекла, и он перевернулся на бок. Остекленевшими глазами долго и бессмысленно глядел на стену. Вдруг ослабленное зрение определило там нечто...

- Кто?
Нечто молчало.
- Ты кто?
- Кто-кто, конь в пальто! Допился! Включи мозги! А впрочем, тебе и включать уже нечего…
- А хамить-то не-на-до. Кто тут, спрашиваю?
- Тень. Тень твоя.
- Тогда тем более не хами, раз моя!
- Смотреть на тебя противно! Выключи свет!  Сдохнешь, тогда, может быть, достанусь нормальному человеку!
- Оба-на! А я тебе чем не угодил? Жила при мне столько лет, беды не знала и туда же! Копирка настенная! Плохо тебе со мной было? Сытно ела, мягко спала. Полмира со мной объездила. Тварь неблагодарная! 
- Что было, то было. Да, не хуже других жила. Но и не хуже других была! Подвела тебя хоть раз: отстала где, опередила? Всем теням тень!
- Ну, давай-давай, раскаркалась! Себя не похвалишь, так висишь на стене, как оплёванная!
- Да не о себе я: тебя, дурака, жалко!
- А ты пожалей-пожалей…
- Семью твою жалко. Друзей. Всех бросил, предал, на водку променял!
- Это меня все бросили! Дети умные стали: слова никому не скажи! И жена туда же! Друзья – сволочи! Поговорить не с кем, посидеть, душу излить!
- Зато сейчас есть кому! Чёртики уже приходили, выпивал с ними? Скоро и белочка прискочит!
- Всё! Заткнись! Надоела! Умри!
Он опорожнил очередную бутылку, выключил лампу и тут же заснул.

ххх
- Эй! Ты здесь? – Он зажёг свет, протёр заплывшие глаза, приподнявшись, повернулся лицом к стене. – Приснилась ты мне, что ли?
- А тебе-то что - давно живёшь, как во сне. Что простаиваешь? Давай, намахни ещё, а то колотит тебя, смотреть страшно!
- Вот это ты молодец! Верно говоришь, исправляешься. Намахнуть – дело святое! А то колотун-бабай пришёл грёбанный! Внутри всё горит!
 
Он сделал несколько больших глотков водки, запил пивом, затянулся сигаретой. Откинулся на спину, облегчённо выдохнул.
Сладкая волна прошла по телу, и он вновь ушёл в беспамятство.
Вздрогнув, очнулся.
- Эй, соседка! Ты здесь ещё? – позвал он, разглядывая стену, для верности постучал по ней.
- Здесь-здесь. Куда же мне деться?
- Ты, это… не уходи. Побудь со мною.
Оба затихли, молча смотрели друг на друга.
- Слышь, ты, тень отца Гамлета! Что сейчас: день, ночь?
- А тебе-то что? На свидание опоздать боишься или на работу? Семеро по лавкам ждут тебя?
- Опять дерзишь?
- А кто теперь тебе скажет правду кроме меня?
- А ты у нас одна такая честная! Павлик Морозов! Слышь, а ты кто такая праведная на самом деле?   
- Смотри-ка, не все мозги пропил! Не знаешь ты меня. Вернее, знал когда-то, но очень давно…   
- Не томи, и так тошно! – Он взахлёб, обливаясь и давясь, отпил из бутылки.
- Совесть я твоя. Помнишь такую? Только разошлись наши стёжки-дорожки!
- Совесть она моя, посмотрите! Обосраться можно! – Он издал что-то, напоминающее смех.
- Давно же я так не веселился! – закашлявшись, прохрипел он. – И на кой ты мне нужна: за чекушкой сбегать или переспать со мной? Так что ты от меня хочешь? Налить тебе?

Он опять нервно захохотал.
- Очищения своего хочу - грязная я! Помрёшь вдруг, так и останусь, как в дерьме. Долго я смотрела на тебя, молчала - не могу больше!
- Ой-ой, какие мы нежные. Разнылась. Знать тебя не знал и знать не хочу! Отвали!
Плюнув на стену, он вновь ушёл в прострацию.

ххх
Придя в себя, лихорадочно нащупал под кроватью желанную бутылку. Пустая! Выругавшись, швырнул в чёрную глубину комнаты. Перегнувшись через край кровати с трудом достал полную. Отпив, повернулся к стене и тупо уставился на неё.
- Бред какой-то… - с трудом вспомнив всё, он постучал по тени. - Эй, праведница хренова! Жива ещё?
Тень вздрогнула, отстранилась от него.

- Брезгуешь, чистюля несчастная? Так что же ты от меня хочешь?
- Покаяния. Признания тобой своей низости и подлости. В церковь ты уже давно не ходок, так сделай это здесь и сейчас - для себя и для меня.
- Да пошла ты! Посмотрите на неё - совесть она совестливая! Не в чем мне каяться! Жил как жил, не хуже других был!
- Вот опять: пятью пять двадцать пять! Тогда я начну.
- А ты кто такая, чтобы суд надо мной вершить? Что ж раньше молчала? Не грызла меня поедом? Марионетка дешёвая! Подкаблучница!

- Всё сказал? Полегчало? Так вот. Пыталась я поначалу: одёргивала тебя, сопротивлялась, как могла. Иногда кричала тебе. Громко кричала. Сначала ты делал вид, что не слышишь меня, отворачивался, отмахивался, как от назойливой мухи. Если бы мог, выбросил бы меня, как ненужную вещь, как хлам! Вот и спрятал меня, ох как далеко спрятал - в самую глубь себя заткнул! Глубже некуда! Но и там я не давала покоя тебе: кусала, щипалась. И тогда ты решил утопить меня в водке!
- И что ты имеешь предъявить мне?
- Всё сейчас и не припомнишь. Много ты набедокурил. Особо в последние годы: как с цепи сорвался! Могилки родителей забыл совсем. Нервы распустил: свои обидочки  на жизнь на семью сливал. Жену и детей затиранил. Нормой стало, как что не по тебе - скандалы, истерики закатывал, как дитя капризное. Ни с чьим мнением считаться не хотел. Запил. Вот и остался бобылём при живых жене и детях!
   
С завистью жил, со злостью к людям. Счастью и успехам других перестал радоваться. Друзей растерял – отвернулись все от тебя. Те, кто тебе по жизни помогал, в большой бизнес привел, неугодны стали. Получив от друзей и нужных людей всё, что хотел, вычёркивал их из жизни своей. От кого зависел, перед кем ещё вчера пресмыкался и лебезил, стали для тебя, по твоему определению, шушерой. Перешагивал через людей, сбрасывал их под откос, вон выбрасывал, как уже ненужные отслужившие свой срок вещи…

Единоличной власти захотел? Славы? Тогда, когда общее дело уже уверенно встало на ноги! При этом признайся, не очень-то ты и упахивался и зачастую отсиживался за спинами других. 

За многие годы работы ты так и не заработал авторитет и уважение коллектива. Злился этому, завидовал признанным лидерам. Оскорблять всех стал, хамить. Людей ссорил, небылицы про них наговаривал, интрижки плёл, вместо того, чтобы работать, засучив рукава. Как ты тогда выражался: «Разделяй и властвуй!» Смотреть на тебя было противно. Противно и стыдно! А когда партнёры увидели твоё истинное лицо, то просто-напросто покинули тебя. «Командуй! Бери власти, сколько сможешь!» Так нет, наговорил гадости им вслед, оболгал, где только смог! Знаешь, как это называется? Подлость и низость!
- Заткнись, дура! Задолбала уже! Пошла в ж..у!

Он стал бить кулаком по стене, задыхаясь от гнева. Быстро устав и разбив руку в кровь, отвернулся от тени. Водка потушила приступ ярости и он уснул.
- Эй! Ты здесь? – Он тяжело повернулся к стене и виновато постучал по ней. Тень молчала.
- Ну, прости, прости меня, подлеца! Только не бросай – одна ты у меня осталась…
Он погладил тень, с трудом дотянулся до неё, чтобы поцеловать. Силы оставляли его, и он остался лежать, уткнувшись воспалённым лбом в холодную стену, нежно поглаживая её.
- Где же ты? Говори, добивай…

- Льстецами себя окружил, бездарями и воришками. Слетелись, как мухи на мёд! Упивался, млел от их дифирамбов! Водочка рекой потекла! Крутого мэна изображал: «Выше меня – только звёзды, круче меня – только яйца!» Помнишь свою любимую присказку? То тебе стало банальным, это вдруг уже не на уровне. И что? Деньги прошиковал - вот тут-то твои новые друзья-прилипалы крепко тебе помогли, порезвились за твой счёт! Кредит в банке взял и опять всё профукал.  Фирму с молотка спустил. Дело погубил, людей без работы оставил. И опять все вокруг виноваты, кроме тебя, любимого!
- И что же мне делать? Научи, подскажи…
- ...

ххх
Через несколько дней дверь в его квартиру была взломана. Он бездыханно лежал на кровати, лицом к стене, обнимая своего единственного оставшегося друга. Который также покинул его, как только были распахнуты давно не стираные шторы…   


Рецензии
закономерный исход из-за слабости характера, безволия, неумения сопротивляться и настроить себя на преодоление жизненных трудностей. А может, - просто судьба. Говорят, каждому человеку заранее всё предначертано со дня рождения и изменить что-то в своей жизни невозможно, как бы человек ни старался. Хотя, для бывшего окружения его смерть не была бесполезной, как горький урок в назидание...

Вера Июньская   30.08.2016 11:07     Заявить о нарушении
Конечно... Но, думаю, нужно просто-напросто быть ЧЕЛОВЕКОМ!
Только-то и того!..

А "герой" здесь реальный, противопоставивший себя партнёрам, друзьям и коллективу. И этот рассказ - воздаяние ему от меня. До "белочки" и более дело не дошло... и был бы жив!..

Вера, большое спасибо за потраченное на меня время!
Передаю Вам от бывшего Свердловска дружеский привет!
Здоровья Вам, всех благ и дальнейших замечательных творческих успехов!
Несказанно рад нашему знакомству!
На связи! Ваш

Олег Черницын   30.08.2016 12:08   Заявить о нарушении
для полноты восприятия и понимания хорошо бы эту историю дополнить, изложить более подробно, то есть рассказать о причинах, почему человек "докатился до жизни такой"... На мой взгляд, стоит чуть-чуть расширить содержание, описать, хотя бы двумя-тремя абзацами (предложениями), его жизнь в предыдущие годы: кем он был, что с семьёй, работой, друзьями. Диалоги хороши, но, хорошо бы ещё и знать причины скатывания ГЛ к такому финалу.

Вера Июньская   30.08.2016 12:21   Заявить о нарушении
Извините, Олег, не поблагодарила за привет.
Спасибо!
И я рада знакомству. Будем дружить страницами :-)

Вера Июньская   30.08.2016 12:24   Заявить о нарушении
Вера, спасибо за пожелания по "Воздаянию", на там это всё присутствует в диалогах... Да Господь с ним!..

Спасибо! Будем дружить!
А значит с самыми тёплыми дружескими пожеланиями, Ваш

Олег Черницын   30.08.2016 22:23   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Вера!
Спасибо за посещение моей странички!
С Новым годом! Дальнейших Вам творческих свершений и открытий! Но главное - ЗДОРОВЬЯ!
С искренним уважением, земляк-свердловчанин

Олег Черницын   30.12.2016 18:30   Заявить о нарушении
Спасибо за поздравление, Олег.
И Вас - с наступающим Новым годом!
Всех благ, здоровья, отличного настроения и исполнения желаний.

В предновогодней суете лишь мельком пробежала Ваши рассказы.
Как всегда - на уровне. Творческого вдохновения и новых интересных, волнующих тем!
С уважением,

Вера Июньская   30.12.2016 19:16   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.