Были ли у кочевых народов города?

   БЫЛИ ЛИ У КОЧЕВЫХ НАРОДОВ ГОРОДА?

   Сокращения
АБ - Александр Бушков
ЕТ - Евгений Темежников
НФ - Носовский и Фоменко

   АБ: Страну под названием Золотая Орда до сих пор частенько объявляют этаким грандиозным кочевьем, скопищем «монгольских» бродяг, которые ничем другим не занимались, кроме как грабили коренные народы, а потом, свалив вокруг юрт награбленное добро, с дикарским простодушием жарили конину на бесценных рукописях, отправляли поэтов и астрономов пасти стада [9.5].

   ЕТ: Оглупление классической версии продолжается и в новой редакции. Правда цитат не приводится. Ибо нет ничего. Никто никогда подобного не писал.

   АБ: А землю полагали плоской, как доска [9.5].

   РАД: «[Угэдэй] издал указ о приведении в порядок дворца Конфуция вместе с [установкой] небесной сферы-глобуса» [3.2].

   АБ: Даже Карамзин, отнюдь не склонный хвалить татар, вынужден был отметить: «Знаменитый Могольский город Крым … [9.5].

   ЕТ: Ну если даже Карамзин, отнюдь не склонный хвалить татар, подобных глупостей никогда не писал, то откуда тогда писатель их берёт? Из собственной головы. Продолжает, как и 10 лет назад, сам выдумывать, и сам свои выдумки разоблачать.

   АБ: Нам долго втолковывали, что половцы – степняки кочевники, но кочевые народы не имеют ни крепостей, ни городов…[9.1].

   ЕТ: Не знаю, кто, кому и что втолковывал, но мне втолковывали, что города у половцев были.
   Кудряшов: «Между Сeверским Донцом и Тором, где находились города Шару-капь, Сугров и Балин, размещались половцы донецкие» [цит. по 8.3].
   Греков: «После разгрома Итиля (в устье Волги) место последнего занял Саксин, о котором, к сожалению, в источниках мало сведений» [8.3].
   Ибн ал-Асир: «Прибыли они к городу Судаку; это город кыпчаков (половцев), из которого они получают свои товары» [3.3].
   Согласно выводам, который сделал видный советский этнограф-кавказовед, профессор, доктор исторических наук А. В. Гадло, руководивший Кавказской археолого-этнографической экспедицией ЛГУ - город был основан Аланами (племена ирано-язычной группы), предположительно, в 212 году.
[https://ru.wikipedia.org/wiki/Судак_(город)]

 ЕТ: И половцы, и аланы это кочевые народы, что, однако, не мешает им строить города, и классические историки, как мы видим, это не отрицают. Процесс формирования городов кочевых народов разобран на примере городища Талгар в Казахстане:

   Савельева: Процесс сложения города распадался на несколько этапов.
   Вначале остававшаяся на зимовках и весенних пастбищах часть населения выращивала зерновые. Зачастую земледельцы концентрировались у стен феодальной ставки, замка, городища-убежища, расположенных у входа в ущелье на скотопрогонных путях. Здесь же селились ремесленники. Те из ставок, которые занимали в географическом и стратегическом отношении удобные места в долинах рек, на важнейших скотопрогонных путях к богатым летовкам, на торговых трассах, притягивали ремесленников и торговцев, становились городами. Постепенно центр административной власти превращался в центр ремесла, торговли, культуры. Именно так сформировался Тальхиз (Тальхир), что хорошо прослеживается по материалам раскопок городища Талгар.
   Застройка городища была плотной, при которой усадьбы тесно пристраивались одна к другой. На площади около 4000 кв.м к настоящему времени вскрыто 10 усадеб, 9 из которых, видимо, входят в состав одного квартала-блока. К сожалению, точные границы квартала пока не устанавливаются; так же сложно определить и общее число усадеб, входящих в состав квартала из-за того, что часть усадеб, явно входящих в состав единого квартала, разрушена. Дома имели выходы на улочку, прослеживаемую на протяжении 50м, вымощенную на отдельных участках булыжником. Вскрыта еще одна, отходящая от нее под прямым углом улочка, сплошь вымощенная кирпичом и прослеженная на расстоянии 20м [8.53].

   ЕТ: Сохранились сведения и о строительстве городов монголами, например:

   Юань-ши: «Летом, в четвертой лунеу [1237 г.], построили город Саолинь, [в нем] сделали палаты Цзя-цзянь-ча-хань-дянь» [2.6, цз.2, 179].
   Чань Чун: «Станционные сказывали, что на севеpе этих снежных гоp стоит Балгасун Тянь чжень хая; Балгасун, по-нашему, значит гоpод; в нем есть хлебные магазины; посему он называется также Цан Тоу… живущие здесь pемесленники и pабочие из китайцев толпой вышли навстpечу учителю… В Шамо, большей частью, не занимаются земледелием; поэтому я обpадовался, увидев здесь зpелые жнивы».
Прим: По Юань ши Чингисхан завел военное поселение на Алу хуане (Оpхоне?), где постpоен был гоpодок Чжинь хай чэн, по имени Чжинь хая, котоpому Чингисхан поpучил упpавление этой стpаной. Чжинь хай начальствовал над 300 слишком домов золототкачей из западных кpаев, и 300 домов шеpстяноткачей из Китая. Ремесленники с запада пеpеселены были по возвpащении Чингисхана из похода в Туpкестан. Ремесленники были pазных наций; не их ли омонголившиеся потомки ныне известны под именем даpхатов (художников) на веpшинах Енисея, куда пеpеселенцы, может быть, удалились со вpеменем? [2.5].

   ЕТ: Кочевой образ жизни определяется способом ведения хозяйства. Съели и вытоптали стада траву на одном месте – перешли на другое. Ремесленнику нет никакой нужды менять место жительства. Наоборот, он привязан к источникам сырья. Скажем, металлург, привязан к залежам руды и никакой необходимости переезжать, у него нет, разве что где-то найдут более богатое месторождение. Что металлургия у кочевников была, доказывают многочисленные находки метизов ещё задолго до монголов – в скифских курганах. Добывать руду и выплавлять металл в кочевой орде невозможно.

   АБ: Ни малейших следов империи нет! Куда-то сгинули города…[9.1].

   Киселёв: «В Комитете наук МНР ещё к 1946 г. было зарегистрировано 27 развалин «балгас» — городов (развалин, достаточно обширных и сохранивших ясно выраженные остатки каменных или глинобитных стен), а также до 20 «херем» — валов, представляющих в большинстве своём развалившиеся оборонительные сооружения вокруг поселений городского типа, также весьма обширных, достигавших иногда более 30 га… Ещё в 1618 г. в докладе первого русского путешественника в Китай Ивана Петлина отмечалось наличие городов в мунгальской земле. По словам Ивана Петлина, города эти «...деланы на четыре угла, по углам башни великие с роскаты, а с исподе у городов кладен камень сырой, а к верьху кирпич.., а на дворах палаты невысоки кирпичные, а у палат подволоки выписаны травами разными красками зело урядно, не хочется из палат и выйти» [8.6].

   ЕТ: Фотографии останков монгольских городов можно посмотреть в альбоме [8.25]
   «На сегодняшний день обнаружено уже около 300 городов. Вернее, развалин и городищ. С одной стороны, время не пощадило древние города, мало что уцелело до сегодняшнего дня, но с другой стороны благодаря малонаселенности и обширности территорий, они не были погребены под более поздними постройками, как это произошло со многими городами в густонаселенной Европе, например» [8.25].

   АБ: Что интересно, нигде от Урала до Байкала казаки не встречают даже подобия государства или городов! Только «Кучумово царство» на территории нынешней Тюменской области отдаленно напоминает зародыш государства, а его столица Искер, небольшое укрепление, с превеликой натяжкой способно сойти за город.
Однако там — случай особый. Кучум — не местный владыка, а своеобразный «варяжский гость». Он родом из Средней Азии, из Бухары. В эти места пришел не так давно с отрядом верных нукеров, убил здешних нойонов Едигера и Бекбулата и захватил власть. Он же и построил Искер (Кашлык) [9.1].
   ЕТ: На самом деле Искер (Сибир, Кашлык) известен ещё в домонгольские времена.
https://ru.wikipedia.org/wiki/кашлык
   ЕТ: Столицей Сибирского ханства (Тюменского улуса) изначально был другой город Чинги-Тура (ныне Тюмень).
https://ru.wikipedia.org/wiki/Чинги-Тура
   ЕТ: Столицу в Искер перенес свергнувший Ибака Мухаммед Тайбуга. А Кучум никакой не варяг. Он внук этого самого Ибака (Ивака), о котором мы ещё поговорим. Он чингизид ветви шибанидов, лигитимный наследник, в отличие от Тайбуги. Кучум лишь вернул себе престол деда, свергнув тайбугида Едигера. Ещё одним крупным городом «от Байкала до Урала» был Сыгнак - столица Синей Орды.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Сыгнак
   ЕТ: То есть даже на малонаселённом севере империи монголов был не один город. Южнее городов было намного больше.

   НФ: Напомним, что Каракорум считается родиной Чингисхана [9.2].
   ЕТ: Родиной Чингис-хана считается урочище Делюн-Болдок.

   НФ: При этом известно, что на том месте, где скалигеровские историки упорно ищут Каракорум, никакого Каракорума почему-то нет [9.2].
АБ: Где Каракорум? Классическая» теория монголо-татарской империи помещает его где-то в монгольских степях [9.1].

   Волков: «Во время археологических исследований, проведенных в большом масштабе на городище Каракорума в 1948–1949 годы, был окончательно решен вопрос о местонахождении города. Город предстал таким, каким его описывал Гильом де Рубрук. Совпадения результатов раскопок с описаниями Рубрука в ряде случаев поразительны. Подтверждена характеристика отдельных районов города, вскрыты остатки дворца, местоположение и особенности конструкции которого в значительной мере соответствуют описанию. Рубрук сообщает о торговле хлебом, которая велась у восточных ворот города. При раскопках установлено, что именно с восточной стороны к городу примыкали большие искусственно орошаемые пашни. Огромное количество металлических, глиняных, деревянных, костяных и стеклянных изделий и следы их производства согласуются с указанием Рубрука о ремесленных кварталах Каракорума» [8.26].
   ЕТ: Рубрук, кстати, считает Каракорум небольшим по европейским меркам городом.
   Рубрук: «О городе Каракаруме да будет вашему величеству известно, что, за исключением дворца, он уступает даже пригороду святого Дионисия, а монастырь святого Дионисия стоит вдесятеро больше, чем этот дворец. Там имеются два квартала: один Саррацинов, в котором бывает базар, и многие купцы стекаются туда из-за двора, который постоянно находится вблизи него, и из-за обилия послов; другой квартал Катайев, которые все ремесленники. Вне этих кварталов находятся большие дворцы, принадлежащие придворным секретарям. Там находятся двенадцать кумирен различных народов, две мечети, в которых провозглашают закон Магомета, и одна христианская церковь на краю города. Город окружен глиняной стеною и имеет 4 ворот. У восточных продается пшено и другое зерно, которое, однако, редко ввозится; у западных продают баранов и коз; у южных продают быков и повозки; у северных продают коней» [6.9].

   АБ: Я до сих пор помню статью в каком-то околонаучном журнале тридцатилетней давности - там красовался снимок каменной черепахи, обнаруженной в степи [9.1].
   Чжан Де Хой: «Назади, на севере, есть павильон Черепахи» [2.9, 593].

   АБ: Следовательно, Каракорум располагался не в Монголии, а где-то в Заволжской орде - где как раз и говорили на тюркском. «Кара» - по-тюркски «черный», а «Корум» удивительно напоминает «Кырым» - то есть… Крым! Город Кара-Кырым [9.1].
   ЕТ: Корум это камни. Каракорум – черные камни. Так ныне именуется горная система на стыке Китая, Индии и Пакистана. А касаемо города, Каракорум – тюркская форма монгольского названия Хара-Хорин, от названия реки Хар-Хорин (ныне называется Орхон). Можно помянуть также китайское название Та-Хо-Линь, и персидское - Шэхр Ханбалык. В те времена каждый народ называл иностранные города на свой лад. Например, русские всегда Константинополь именовали Цареградом. Да и ныне Москву на западе именуют Москов.

   АБ: «китайцы» — это, несомненно, русские (вспомните значение слова «Китай» в XIII в. и во времена Афанасия Никитина!) [9.1].

   Рубрук: «Эти Катай люди маленького роста, при разговоре они усиленно дышат ноздрями; у всех жителей Востока то общее, что они имеют небольшое отверстие для глаз» [6.9].
   ЕТ: В общем, увидите людей маленького роста с небольшими отверстиями для глаз, знайте – это, несомненно, русские!

   АБ: Во-первых, эти строки начисто опровергают «официальную» точку зрения на Каракорум как на кочевой город, якобы состоявший из множества юрт и повозок… Каракорум - не кочевье, а самый настоящий город [9.1].

   ЕТ: Никто и никогда не называл Каракорум ни кочевьем, ни ордой.
   БСЭ: «Каракорум (монг. Хара-Хорин)… В юго-западной части города открыты остатки дворца Угедея, сооруженного на гранитном цоколе; под дворцом обнаружены остатки буддийской кумирни конца 12 — начала 13 вв. со стенной росписью. В центральной части города изучены торгово-ремесленные кварталы и др. объекты. К В. от города располагались пашни, орошавшиеся каналами» [8.22 ст.Каракорум].
   СИЭ: «Каракорум (монг. Хара-Хорин)… В юго-зап. части города открыт дворец (55 х 45 м) Угедея, сооруженный на земляной платформе с гранитным цоколем; кровля из поливной черепицы опиралась на 72 деревянные колонны, стоявшие на гранитных базах. Под дворцом найдены остатки кумирни кон. 12 - нач. 13 вв. с фресковой росписью. На центр. улицах К.изучены торг.-ремесл. кварталы, гончарные печи и остатки мастерских по металлообработке. Найдены плужные лемеха и мельничные жернова, чугунные котлы и втулки тележных колес, местные и привозные изделия, монеты и пр. К В. от города простирались пашни, орошавшиеся каналами» Нарисована схема раскопанного города. [8.23 ст.Каракорум].
   ЕТ: Никакого «множества юрт и повозок» в «официальных» энциклопедиях нет. Очередное опровержение собственной выдумки, приписываемой «классической версии» для её оглупления. Множество юрт и повозок было в ордах, которые не следует путать с городами.

Оглавление:  http://www.proza.ru/2015/06/09/25
Источники и литература: http://www.proza.ru/2015/06/09/104
Продолжение: Что такое орда? http://www.proza.ru/2016/05/28/107

Последнее редактирование: 16.01.2017


Рецензии