Летний сад

МОЙ КРАЙ

Край берез, тополей и ромашек,
И в душе – твой березовый свет.
Нет дороже, заветнее, краше,
Он любовью моею воспет.

Здесь в озерах – лиловые зори,
А утрами – туманы в садах,
И пшеницы безбрежное море
Колосится в бескрайних полях.

И берез одинокие свечки
Вышли нам о любви рассказать.
И легко возле шепчущей речки
И грустить, и любить, и мечтать.


ОБИТЕЛЬ СЕРДЦА

Сердце мое – Благовещенск!
Здесь родилась и жила.
Детство и юность, и нежность –
Все я тебе отдала!
 
Ровные улицы – сказка,
Ах, как рябины горят!
Осени чудо-окраска,
В золоте тонет твой сад!

Ты окрыляешь надеждой,
Ярким нарядом влечешь.
В цвете весны белоснежной
Весть ты благую несешь!


БЛАГАЯ ВЕСТЬ

Февральских дней осталось мало,
Зима бредет из наших мест.
И небо голубее стало,
И облака - благая весть!

Уже весна наступит скоро,
Ее увидим колдовство.
Лучи играючи ускорят
Весны приход и торжество.

Ковром покроются лужайки
Цветов затейливых и трав.
И птиц горластых, дружных стайки
Украсят жизнь лесных дубрав.

 
ГОРОД НАД АМУРОМ

Ты раскинул крылья над Амуром –
Живы здесь Хабарова следы.
Купола твои горят в лазури,
Утопают в золоте сады.

Ах, какие ставни, да с резьбою,
Загляденье чудо-теремки!
Украшают город так собою
Столько лет твои особняки.

Вырастают рядом исполины,
Над Амуром новые дома,
Словно эти яркие картины
Создала природа здесь сама!

Как мне эти дороги аллейки,
Где Амур силищу расплескал.
Атаман приплыл сюда в ладейке
И взошел на вечный пьедестал.


МОЯ МИЛАЯ ДОБРАЯ МАМА

Ты встаешь по утрам очень рано
И сама, видно, будишь зарю,
Когда спит она в дымке тумана.
Эти строки тебе я дарю.

Твои волосы чудо-сединки
Украшают, скажу я любя,
И к лицу тебе даже морщинки.
О, как любим мы, мама, тебя!

Твои нежные теплые руки
Все колдуют с утра дотемна.
В твоей жизни нет места для скуки,
Будто ты для труда рождена!

Зимним вечером, сидя у печки,
Нам заботливо вяжешь носки.
Лето ты вспоминаешь, крылечко,
Рядом внуки и мы-голубки...


ЛЮБЛЮ СВОЙ КРАЙ

Люблю свой край дальневосточный,
Разливы рек, его луга,
Когда рябит от желтых точек,
Когда душистые стога
Идут гулять по всей России...
И это все родимый край!
Березки нежные на сини.
И сердце просит: "Запевай
Про ширь полей и про долины,
Про сопки, рощи и тайгу".
О, эти чудные картины
Навек в душе я сберегу!


ВЕСНА ИДЕТ


Весна, весна! Опять волненье,
В душе как будто бы капель,
Порывы нежности, томленья,
С небес - немолкнущая трель.

И свежесть утренних туманов
Нам кружит голову слегка,
Земля напоена дурманом.
Походка стала так легка!

Идешь, любуешься природой,
Она звенит, поет ручьем.
Опять доволен ты погодой
И все тебе вновь нипочем!


МАРТ

И снова март, и снова лужи.
На сердце стало чуть теплей.
Весенний ветер вновь разбужен,
Качает ветви тополей.
Березки, липы и осины
Пока без блузок все стоят.
В саду на веточках рябины
Как бусы ягодки висят.
Под снегом в зиму сохранились -
Теперь для птичек это корм.
Из прелых листьев, из-под гнили,
Пока без цвета и без форм,
Пробились первые росточки,
Их нежит солнышко лучом.
В садах уже набухли почки.
Еще чуть-чуть, и жизнь ключом
Забьет, затенькает и всюду -
Ковер зеленый, расписной.
Преобразятся даже люди -
Счастливей станут все весной!


Я ТАК ЛЮБЛЮ ТЕБЯ, МОЯ РОССИЯ!

Я так люблю тебя, моя Россия,
Зимою, летом, осенью, весной -
В любое время для меня красива,
Навеки в сердце ты, всегда со мной!

Твои просторы не объехать за день,
Не обойти за месяц и за год.
И я твоим успехам очень рада.
Из года в год, страна, идешь вперед!

Поля, луга, леса, сады и рощи,
Озера, реки, синие моря
Увидеть вновь душа моя так хочет,
Ведь это все - ты, Родина моя!

В любое время для меня красива -
Зимою, летом, осенью, весной,
На тыщи верст ты пролегла, Россия,
Навеки в сердце ты, всегда со мной!


СЕГОДНЯ ДЕНЬ НАПОЛНЕН СВЕТОМ

Сегодня день наполнен ярким светом,
А дальше будет с каждым днем теплей.
Но самый теплый ждем мы только летом,
Когда потянет в тень от тополей.
Когда под "крыши" вязов и березок
Укрыться всем захочется с утра.
Какие "крыши", спросите серьезно?
Зеленых парков к нам придет пора!


ИМ СОЛНЦЕ ШЛЕТ УЖЕ ПРИВЕТ

Свои трескучие морозы
Зима закрыла в закрома.
Стоят снегурками березы,
В снегу дороги и дома...

Пыталась вновь зима вернуться,
Но ей весна сказала: "Нет!
Мои подснежники проснутся -
Им солнце шлет уже привет!"


Я ЖДУ С НЕТЕРПЕНИЕМ ЛЕТА

Я жду с нетерпением лета.
Оно придет, как всегда:
Прихватит с собой много света
И выдворит все холода.
Но лето всегда быстротечно,
И ночи его коротки.
Ах, если бы, если бы вечно
Слышать шептанье реки,
Эхо кукушки над лугом
Или вечерней порой
Ласточку видеть по кругу
В погоне за мелкой мошкой.
Поехать в родную б деревню,
Увидеть там море цветов,
Послушать бы шепот деревьев,
Обнять бы своих старичков!


ГДЕ ВСТРЕЧАЕТ ПРОХЛАДОЙ ТЕНЬ

Как приятно в апрельский день
Побывать в лесу или  роще,
Где встречает прохладой тень -
Ничего нет дороже и проще!

Солнце теплый дарит привет
И ладошкою гладит спину.
Лес приветствует, а рассвет
Подрумянит с утра картину.

Даже запах прелой листвы
Сразу голову так закружит.
А росинки первой травы
Вмиг напомнят июльские лужи.

Как приятно в апрельский день
Побывать в лесу или роще,
Где встречает прохладой тень -
Ничего нет дороже и проще!

 
С ЮГА ПТИЦЫ ВОЗВРАЩАЮТСЯ

С юга птицы возвращаются,
Слышен радостный их крик.
Снова с родиной встречаются -
Не забыть мне этот миг!

Миг, когда душа наполнена
Солнцем, небом и весной.
Все желания исполнены -
Я горжусь своей страной!

Я люблю поля зеленые,
Журавлиный в небе крик.
Я в страну свою влюбленная -
Как мне дорог этот миг!


ОКРАИНА

Окраина, ты мне напомнила село -
И хатки старые, и низкие заборы,
И лавочки в тени, старушки, разговоры,
И то, что во дворах на грядках зацвело -
Ты мне напомнила родимое село.

Ребятки малые играют возле хат,
А на заборах домотканые дорожки,
И нежатся на них засони-кошки,
Дрова в поленницах под крышами лежат.

Пусть ты, окраина, Хабаровском зовешься,
Навеки городом, конечно, остаешься,
Но вот когда все в огородах зацвело,
Ты мне напомнила родимое село!


МАЙ КУДРЯВЫЙ СТОИТ ЗА ОКОШКОМ

Звездный вечер серебряной птицей
Снова крылья расправил свои.
Отчего мне сегодня не спится?
Оттого, что поют соловьи.

Май кудрявый стоит за окошком,
И на улице тихо, тепло.
На коленях урчит моя кошка,
И в душе моей очень светло.


КОТОРЫЙ ДЕНЬ ИДУТ ДОЖДИ

Который день идут дожди.
Уныло, холодно и сыро...
И вроде лето впереди,
Но нет тепла в моей квартире.

Застряли тучи в небесах
И не стремятся их покинуть.
Деревья, крыши - все в слезах...
Когда плащи мы сможем скинуть?

Весна не балует теплом,
И взгляд не радует цветами.
Ведь раньше в мае все цвело,
И всюду бабочки летали.

Ах, вот и солнце наконец
Своим лучом земли коснулось.
И хмурым дням пришел конец,
И жизнь за окнами проснулась!


ОПЯТЬ ТЕПЛО НА БЕЛОМ СВЕТЕ

Опять тепло на белом свете
Все пробудило ото сна -
О, это солнце ярче светит.
Душа поет: "Весна, весна!.."
И за окном капель как песня,
Её мы слышим каждый год.
Но эта песня так чудесна,
Когда весна красна идет!


ДНИ СЧАСТЛИВЫЕ МОИ…

Сад кудрявым станет в мае,
Птицы будут щебетать.
Я поеду в гости к маме,
Обниму ее опять.

«Как дела твои, родная?
Как отец? Здоров ли он?»
У калитки, обнимая,
Мама скажет: «Слышишь звон?

Это папа твой хлопочет,
Кормит уточек своих.
Отдыхать совсем не хочет,
В поле рвет траву для них».

В летней кухне до заката
Будем долго говорить,
Что крепка родная хата,
Только надо побелить.

Прополоть лучок с рассветом
И огурчики полить.
Обещает нынче лето
Урожаем наградить.

А потом дни незаметно
Полетят, как дивный сон.
Промелькнет в работе лето,
И в листве затихнет звон.

Вечерами чай с вареньем
Буду пить и вспоминать
Дни счастливые в деревне –
И другой поездки ждать.


ВЕСЕННИЕ ДНИ НА ЗАКАТЕ
 
Весенние дни на закате...
К нам лето навстречу идет
Счастливое, в пестреньком платье
И яркий букетик несет.

Прохожим всем дарит улыбки
И щедро тепло раздает,
А грустным и хмурым, унылым
Веселые песни поет.

Ах, лето, ведь ты так прекрасно -
Не зря мы тебя очень ждем!
Тебя величаем мы красным.
Ты - радость, надежда во всем!


ВЕСЕЛЫЕ ОДУВАНЧИКИ

Ах, цветочки-одуванчики -
Сотни, тысячи цыплят!
Словно девочки и мальчики,
Озорно на нас глядят:

"Мы веселые, пушистые,
Солнце любит нас - а вы?
Мы красивые, душистые,
Чуть-чуть выше все травы.

Разбежались по поляночкам -
Не догоните вы нас!
По овражкам и по ямочкам
Ну ищите, просим вас!

В травке спрячемся мы вечером,
Только чур - не выдавать!
Ах, как с вами было весело,
А теперь пора нам спать!"

               
 КОТЕНОК          

Говорят, что я смешной,
Как игрушка, заводной.
С Катей я люблю играть,
Веселиться и скакать.
Мама бегает за мной,
Видно, скучно ей одной. 


ЧИСТОПЛОТНЫЙ  КОТЕНОК

Чистоплотный я котенок,
Сам себя лижу с пеленок -
Лапки, хвостик и животик.
Говорят, я славный котик!


УЖЕ ДЫХАНЬЕ ЛЕТА ОЩУЩАЮ

Уже дыханье лета ощущаю -
Оно идет на цыпочках за мной.
С любовью май кудрявый провожаю
И расстаюсь на целый год с весной.

А летом ночи быстро пробегают,
Как сахар, тают звезды в вышине,
Когда на зорьке дни еще гадают,
Какое платье выбрать в тишине.

Надеть в ромашках или алых розах,
А может, просто пестрый сарафан?
На фоне неба нежные березы
Стыдливо прячут свой чудесный стан.

Меняет платья лето ежедневно,
Оно нас этим любит удивлять.
На голове - веночек непременно,
Чтобы под ручку с солнышком гулять!

Уже дыханье лета ощущаю -
Оно идет на цыпочках за мной.
С любовью май кудрявый провожаю
И расстаюсь на целый год с весной.


НАЧАЛО ЛЕТА

И вот июнь – начало лета
Бушует в поле и в садах.
Звенит и тенькает с рассветом,
Роса и свежесть на лугах.

Чуть солнце голову поднимет,
Свои владенья обходя,
Ликует птица в небе синем –
Не будет, значит, днем дождя.

Порхают бабочки, а пчелы
Спешат, трудяги, все к цветам.
Чтоб угостить потом нас медом.
Мы видим их то тут, то там.

Июнь нас балует – он щедрый:
От ягод – кругом голова!
Мы наполняем ею ведра.
В знак благодарности – слова:

«Спасибо, месяц долгожданный,
Один из лучших ты в году!
На радость, счастье Богом данный:
Все зреет в поле и в саду!»


ЖАРКИ
             
И снова спешу я в родные края,
Ведет меня за руку юность моя.
Я – девочка в платье своем голубом,
А рядом подружка в нарядном – цветном.

Поляна пылает от ярких жарков,
А в воздухе – море стрекоз, мотыльков.
Мы песни слагаем и тут же поем,
Саранки, жарки, колокольчики рвем.

Вдали от деревни, у тихой реки,
Мы сами порхаем, как те мотыльки,
И в речке водица прохладна, чиста.
Навек в моем сердце родные места!

И не было в мире счастливей подруг.
Но детство и юность замкнули свой круг…
Мы замужем – дети, работа, семья.
Но как к себе тянут родные края!
Деревня, поляна у тихой реки,
И в сердце все те же пылают жарки!


ПРЕВРАТИТЬСЯ БЫ

Превратиться бы в солнечный лучик
И теплом бы коснуться земли,
И от силы от этой могучей
Вся земля чтоб могла расцвести!

Плыть бы облаком в дальние дали,
Опуститься на гор вышину,
Чтобы небо вершиной пронзали
И послушать там их тишину.

Невесомою бабочкой в поле
От цветка на цветочек порхать,
И не знать ни печали, ни горя,
Только зная, крылами махать.

Или ивой плакучей у речки
Слушать шелест прибрежной травы,
Где берез одинокие свечки,
Все тоскуют под пенье листвы.

Темной ночью, сверкая звездою,
Мне б на землю глядеть свысока,
И вести разговор бы с луною,
Знать, что я от тоски далека.

Образ свой бесконечно меняя,
Над планетой родимой кружить,
И от счастья так радостно тая,
Много нового в жизни открыть!


ВСЕ ЧАЩЕ ДУМАЮ О ДОМЕ
         
Все чаще думаю о доме,
Где мои мать с отцом живут,
Где с детства все мне так знакомо,
Где меня очень, очень ждут.

Там синевой родною дышишь,
Качают сосны эту синь.
Там щебет ласточки ты слышишь,
Раздолье - взгляд куда не кинь!

А тишина стоит ночами,
Что даже слышно, как шуршит
Травинка. А под облаками
Ей тишина в ответ звенит.

Скрип половиц веранды старой
Затронет в сердце вдруг струну:
Тогда мы пели под гитару
И так гордились за страну!..

Мы были счастливы, как дети,
Мы БАМ все рвались покорить,
Сейчас мне вряд ли кто ответит,
Тот подвиг смог бы повторить.

Все чаще думаю о доме,
Где мои мать с отцом живут,
Где с детства все мне так знакомо,
Где меня очень, очень ждут.

               
  ВОТ Я И ДОМА   

Сердце в груди замирает от счастья –
Как на ладони деревня моя.
Улица, дом, где тепло и согласье,
Ставни, шиповник, сосна, как маяк…

Вижу повсюду знакомые лица,
Кто-то с улыбкой мне машет рукой.
Вот я и дома, и это не снится!
Ах, поскорей бы прижаться щекой

К самым родным и единственным в мире,
К самым любимым и добрым сердцам,
Каждую мелочь потрогать в квартире,
Слушать и слушать и мать, и отца…

А когда ночи опустятся шторы,
Буду лежать и вздыхать в тишине…
Домик в саду, этот маленький дворик –
Детство, как сказка, откроется мне.


САНЬКА, МЛАДШИЙ БРАТ

В сандальках, майке, тюбетейке
И в шароварах, как казак,
Сидит братишка на скамейке,
Строгает саблю для атак.

Амур скулит и не дождется,
Когда закончится возня.
Он знает, что вот-вот начнется
Здесь настоящая война!

С соседних улиц и окраин
Мальчишки ринутся толпой –
За новостройки, за сараи
Вконец разбитою тропой.

Что тут начнется – не опишешь,
Такое встретишь ли в кино!
«Ура!», «Сдавайся!» – только слышишь.
О, это было так давно…

Хоть живы старые сараи,
Но многих нет из тех ребят…
Как на штыке солдатском грани,
Их имена в судьбе горят.


НА ИСХОДЕ АВГУСТА

Вот и август уже на исходе,
Солнце в тучах встает по утрам,
И все чаще туман в огороде,
И прохладнее по вечерам.

И хоть день полон птичьего пенья,
И румяное лето пока,
И ликует душа от цветенья
Ярких красок! Но осень близка.

В броской шляпе стоит у забора -
Примостился подсолнух, как страж,
Он вникает во все разговоры
Как наставник обыденный наш.

А на грядках уже покраснели
Помидоры - их целый отряд!
Жизнь хозяек с утра в канители -
Режут овощи все на салат.

Заготовки, одни заготовки...
Этим славится август всегда.
Как прожить без капусты, морковки,
Коль наступят потом холода?

А пока еще только начало,
А пока еще только рассвет:
Кое-где на листочках, но мало
Ставит осень украдкой свой цвет.


МАСКАРАД

Октябрь флагами расцвечен.
Колышет листья-паруса.
Но маскарад его не вечен:
Слетает под ноги краса.

От желтых, красных и зеленых
Такая рябь стоит в глазах
У пар гуляющих влюбленных...
Им осень дарит чудеса!

Октябрь мечется по лужам,
Последним балует теплом.
Но вот уже мороз разбужен
И лужи скованы ледком.


ЗА НОЧЬ ЛИСТВА ВСЯ ОПАЛА ПОД НОГИ

Тополь печально стоит у дороги,
Голые ветви воздел к небесам.
За ночь листва вся опала под ноги.
Чудятся шутки ему, голоса...
Гордых березок он слышит шептанье,
Платьица ярко еще их горят:
"Сам нас вчера приглашал на свиданье,
Ну а сегодня нам что-то не рад!"


ОТЗВЕНЕЛО ЛЕТО

Отзвенело лето проливным дождем,
Отшуршала осень золотым листом.
Вот уже снежинки за окном летят.
Новая картинка - белым стал мой сад.

Поменяла плащ свой я на пуховик.
Стала как снегурка или снеговик!
Жизнь преобразилась: все кругом бело.
Ямки и овражки пухом занесло.

С первыми лучами снег слепит глаза.
Радужно искрится - позабыть нельзя!


СКОРО, СКОРО ЗАПОЮТ МЕТЕЛИ
   
Вот и осень. Птицы улетели.
В ярком платье стылая земля.
Скоро, скоро запоют метели,
Белым цветом выкрасят поля.

Всем наденут шапки, рукавички,
Все покроют инеем и льдом.
До весны не будут петь нам птички.
Только это будет все потом.

А пока деревья в ярком цвете,
Как барашки, в лужах облака.
Во дворах резвятся еще дети.
Только это все пока, пока...


ЗИМНЕЕ УТРО

Когда проснешься ранним утром ты,
Все вдруг покрыто белой бахромой:
Деревья в инее, трава, кусты -
Такое чудо можно видеть лишь зимой.

Трудяга и волшебница, зима
Всю ночь махала палочкой своей,
Украсила нам крыши и дома -
Сама была в восторге от затей!


СМОТРЮ В ОКНО И ВИЖУ СВОЕ ДЕТСТВО

Смотрю в окно и вижу свое детство,
Как строили мы горку во дворе.
Замешивали снег -ну словно тесто.
О, сколько счастья, помню, детворе
Она несла своим шикарным видом,
На солнце вся сияла, как алмаз!
А тучки снег подсеивали ситом.
Её мы поливали сотни раз.
Как сани, нас фанерные обрезки
Несли с горы - мелькала только тень.
Ах, эти детства милые отрезки
Я вспоминаю часто в зимний день!


ДНИ БЫСТРО ЗИМОЙ УГАСАЮТ

Дни быстро зимой угасают:
Чуть только восток заалел,
Как солнце по небу шагает,
Глядишь, уже день и отпел.

А ночи такие большие,
Что, кажется, нет им конца!
И звезды горят золотые,
Все гаснут по воле Творца.

Зимой дни идут незаметно,
А ночи ползут  и ползут.
Но больше и больше нам света
К весне дни с собою несут!


СКОРО НОВЫЙ ГОД!

Редкий прохожий мелькнет за окошком,
Ну а машины все спят в гаражах.
Зимние дни на себя не похожи:
Крыши, заборы, дороги в "стогах"

Снежные шапки выросли всюду,
И невозможно проехать, пройти.
Небо похоже на серое блюдо,
Снег продолжает идти и идти...

Где вы, машины? Пути расчищайте:
Нас с понедельника праздник всех ждет!
Дворники,тоже снег убирайте:
Ведь на пороге уже Новый год!


Рецензии
Надюша, стихи захватили меня своим звучанием! Сколько солнца, сколько света и красок! Природа дышит и живёт!Чистота и ясность слов в каждой строчке!
Акварель, никого не оставит равнодушным, так и хочется побродить по сказочной поляне!
Всех благ тебе, Надюша!
С теплом и любовью, Ольга.

Ольга Суслова   05.06.2016 06:06     Заявить о нарушении
Оленька, дорогая, очень рада с тобой опять повстречаться на наших страницах!!!
СПАСИБО за тепло твоих слов, за прекрасные рецензии, меня они вдохновляют и восхищают, как будто читаю душевные письма!!!
С благодарностью и теплом души, Надежда.

Надежда Суркова   05.06.2016 07:32   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.