Исторические сравнения

Как известно все в мире относительно. Чтобы оценить масштабность события или факта , нужно сравнить их с чем то .Величина ,познается всегда в сравнении. Например, муравей-листорез может поднимать грузы, масса которых в 50 раз больше его веса, может волочить по земле груз, превышающий собственный вес в 30 раз. Человек на такое не способен, но мы не считаем ,что муравей сильнее человека.

Так и в истории ,обычно мы  оцениваем значимость исторических событий  в соответствии с уровнем наших исторических знаний  и  образованности, да и то,обычно в рамках общепринятых на эти события взглядов .В тоже время у любых событий в истории есть критерии, позволяющие описывать эти события не только с помощью эмоций,но и объективных цифр.

Когда начинаешь копаться в подробностях и цифрах, то очень часто выясняется, что многое из того,что мы считали за истину ,оказываются мифами.Но так  уж устроена история во все времена.Всем народам и правителям  всегда хочется выглядеть  победителями ,быть самыми мужественными ,самыми благородными, самыми духовными и так далее и тому подобное.

О таком копании в цифрах и хотелось бы рассказать.Обычно мы помним и знаем только о наиболее масштабных сражениях.Но все эти сражения складываются из индивидуальных сражений ,из индивидуальных подвигов.

Зачастую мы забываем,что в сравнительном плане  эти  малые подвиги  и события , оказываются не менее, а за частую и более значимыми  для истории,  чем всем хорошо известные события.

Например, если оценить, какая из стран противников, нанесла военно-воздушным силам  нацисткой Германии  наибольшие потери  за один день  войны, в сравнении с собственными силами,то выясняется ,что это была маленькая Голландия.

Вот что пишет об этом Марк Солонин :

Именно крохотная авиация маленькой,но гордой и свободолюбивой страны превратила 10 мая в «черный день» для люфтваффе, день, когда оно понесло самые большие потери относительно противоборствующих сил  за все время Второй мировой войны.

Голландия — это страна каналов и дамб. Значительная часть территории страны (что и нашло отражение в ее названии) находится ниже уровня моря и может быть в оборонительных целях затоплена. В переводе на военный язык — «танконедоступная местность». Поэтому «блицкриг» в Нидерландах должен был состояться в виде крупномасштабной воздушно-десантной операции.

22-я пехотная дивизия под командованием генерала Шпонека, обученная и оснащенная как воздушно-десантная дивизия, должна была высадиться между Лейденом и Роттердамом, а парашютисты 7-й авиадесантной дивизии генерала Штудента — захватить железнодорожный и шоссейный мост через реку Маас.

Соответственно, к высадке парашютных и посадочных десантов были привлечены сотни тяжелых транспортных «трехмоторников» Ju-52.

Основой истребительной авиации Голландии были 60 истребителей «Фоккер-DХХ1» (из которых 10 мая в исправном состоянии находились только 28 машин). По внешнему виду и по летно-тактическим характеристикам «Фоккер» представлял собой аналог ранних модификаций нашего И-16 (именно ранних, до моделей 1939—1940 гг. он «не дотягивал» по всем параметрам). Эти самолеты и устроили 10 мая настоящее избиение немецких транспортников. На рассвете, в 6 часов 45 минут, группа голландских истребителей перехватила первый эшелон десанта в составе 55 самолетов Ju-52. Хотя сами голландские летчики доложили о том, что они сбили 37 самолетов, в реальности же, как следует из документов люфтваффе, потери немцев составили 39 самолетов.

В семь часов утра истребление «Юнкерсов» продолжилось. Кроме полусотни истребителей, в ПВО Голландии было еще и 16 зенитных батарей по три орудия в каждой. На аэродроме Валхавен вблизи Роттердама зенитные установки вели огонь вплоть до их захвата немецкими десантниками. Голландские пилоты прорывались под смертельный «зонтик» патрулирующих немецких истребителей и штурмовали скопления людей и самолетов на захваченных аэродромах и песчаных пляжах морского побережья. Во второй половине дня по аэродрому Валхавен нанесли несколько бомбовых ударов «Бленхеймы» Королевских ВВС.

Таким был в действительности первый день немецкого «триумфального марша». 157 транспортных «Юнкерсов» было полностью уничтожено. К. Типпельскирх в своей хрестоматийно известной монографии вынужден был признать, что «высадка воздушных десантов из состава 22-й пехотной дивизии в районе между Роттердамом и Лейденом не везде прошла успешно, а в некоторых местах даже потерпела полную неудачу и привела к тяжелым потерям...»

Голландские летчики очень активно противостояли Люфтваффе, но за это им пришлось дорого заплатить: в воздушных боях и от зенитного огня они потеряли за день 33 машины (не считая поврежденных), что увеличило потери голландских ВВС до половины их довоенного состава. . История борьбы голландской авиации продолжалась ровно 5 дней. К полудню 14 мая число боеспособных самолетов сократилось до нуля. Голландские ВВС погибли в бою, нанеся противнику огромные потери. Люфтваффе потеряло над Нидерландами по меньшей мере 189 самолетов всех типов! Есть и другие оценки — согласно данным Р. Джексона, голландские ВВС и ПВО уничтожили 315 немецких самолетов.

Все эти потери немецкой авиации, выглядят конечно небольшими по сравнению с  тысячами самолетов потерянных во время гигантских сражений типа битвы за Британию когда  противоборствовали  1963 самолета  с английской стороны и  4074 с немецкой и потери составляли 1023 с английской и  1887 с немецкой стороны или в  Сталинградской битве  в которой к началу советского контрнаступления участвовало с советской стороны 1350 и с немецкой 1216 самолетов. Потери за весь период Сталинградской битвы составляли 2277 самолетов с советской стороны и до 3 тыс. боевых и транспортных самолётов с немецкой.

На фоне этих гигантских цифр противоборствующих сил и потерь, сотни самолетов потерянных немцами в Голландии за один день 10 мая 1940 года выглядят не так  уж значительными. Но следует учесть, что собственные силы  голландской  армии были ничтожны по сравнению с немецкими. Сразу после нападения в  Голландии бомбардировкам подверглось четыре аэродрома: Берген, Скипхол, Де Коой и Гильзе-Рийн, а еще четыре (Ваальхафен, Ипенбург, Окенбург и Фалькенбург) проштурмовали истребители. В результате голландцы потеряли на земле 62 боевых самолета, не считая вспомогательных и транспортных. В целом же на голландских аэродромах было уничтожено либо фатально повреждено 115 самолетов, , то есть примерно треть предвоенного боевого состава нидерландских ВВС.

Если же спроектировать, немецкие потери за день  10 мая 1940 в Голландии  на весь период битвы за Британию или Сталинградскую битву, то эффективность голландских ВВС и ПВО не смотря на их техническое и количественное отставание от противника, оказывается на много выше.


Рецензии
Спасибо) Интересно.

Ааабэлла   04.07.2024 15:02     Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.