Фуфло, или я приду с белой хризантемой

Ф У Ф Л О, или
Я  ПРИДУ С БЕЛОЙ ХРИЗАНТЕМОЙ…
(мы с вами люди русские)
митрополит...№
П  е р с о н а ж и

Ш е ф—персона номинальная
Вадим Пушкаш -директор Центра культуры.
Лиза---журналист
Октавиан Шестеренку –репортер с сумкой через плечо,фуфло
Алексей…-писатель
Родика---искусствовед
Каролина --коллега из Монреаля
Опекун—возникшее  лицо  параллельных миров
Теневой -властелин сумерек
Павел-- ликвидатор
============================================
Вместо  пролога

  Просторный кабинет, за компьютером, расположенном на  двухтумбовом столе, ,сидит
шеф, мельтеша мышкою по электронному полю, на котором развернута игра: бей  танки! У компьютера лежит роскошная ветвь белой хризантемы. Темные очки шефа скрывают выражение его глаз, однако, на вид ему около сорока ,он нажимает кнопку.., входит невысокого росточка  репортер Шестеренку, тот указывает на стул, но вошедший  отрицательно качает  головой, подобострастно смотря в холодное выражение лица своего начальника.
Ш е ф (раздельно, продолжая следить за игрой, одновременно теребя лепесток хризантемы).Травить, переворошить спокойный мир, уверенность, осыпать самыми низкими словами, возрастной ценз не преминуй указать, бонусы тебе начислю (делает пометку в компьютере),но осторожно, осмотрительно ,знай, через кого это делать, нам не нужны скандалы, тем более протесты(пауза),довести до того, чтобы  сама подала заявление непременно ,по собственному  желанию, меньше будет хлопот, учти ,она бегает в церковь, значит, есть покровитель сверху ,не преминуй  учесть данный факт (кивает головой на дверь),прикрой…,я записал наш разговор ,при случае, примем к сведению(отключает кнопку)… пригласи в ресторан для близкого общения, узнай, чем она дышит, это важно(репортер плотнее  прикрывает дверь, остановившись)
разобью ее ставку и повышу тебе зарплату! Всё!
Шестеренку, не проронив слова, осторожно выходит, пространство наполняется смехом, лязгом  танков, выстрелами и другими шумовыми спецэффектами.
  Ш е с т е р е н к у(самому себе).Как всегда, иди туда, не зная куда, принеси то, не зная что, если б не свадьба сына, плюнул на всё, трави этот русский мир сам!
   Пространство покрывается играющими тенями, в которых исчезает новый игрок

            Э т ю д   первый---репортер с сумкой через плечо
               
  Большой  выставочный зал готовится к открытию  вернисажа о поэте .трагически     погибшем в молодые годы, панно фотографий из жизни двадцатиоднолетнего- гения … и его окружения; спешно влетает репортер Шестеренку, сбрасывая с плеча сумку, следом вынимает смартфон, вновь перекидывает сумку, находит нужную точку и начинает 
фотографировать, отходя или приближаясь к объекту съемки .В полупустом  зале появляется Лиза, замечая со спины  коллегу ,вдоль стендов мелькает густая тень, напоминая силуэт мужчины в черном пальто ,в шляпе…,продвигается вперед, застывая за спиною журналистки.

  Л и з а(подходя неслышно).Что так рано пришел?
  Ш е с т е р е н к у(оборачиваясь ,ладонью придерживая правое ухо).Не понял?!
  Л и з а(громко).Так рано пришел?
    Шестеренку, не ответив, выдвигается дальше ,проходя вдоль выставки, копируя изображение на смартфон, появляются первые  посетители ,в их числе и директор выставочного Центра, к нему первая ,опережая  коллегу, приближается  журналистка.
Пу ш к а ш(целуя ручку даме).Bonjur,нравится вернисаж? Впервые мы  решили представить (Лиза открывает диктофон, ведет запись…) публике жизнь и творчество молодого поэта, которого преследовала тень человека в черном…
Подходит Шестеренку, наводит смартфон прямо в лицо журналистки ,но та резко меняет ракурс, поворотом  спины срывая намеченный кадр. Шестеренку заходит уже с другой стороны , схватив картинку, ухмыляясь в усики, пробитые сединой, отдаляется…
Ш е с т е р е н к у (писателю ,разворачивая его в сторону интервируемых.)Видите эту даму? Знаете, с какого она года (раздраженно ,шепчет  на ухо…)?  Она постоянно забирает мой хлеб, уже после я не могу взять интервью, ну,конечно,у нее всегда лучше!
А л е к с е й(удивленно).Ч т о ?Это ж сколько ей сейчас лет(пауза)?О.боже! Д а не может быть, ты наговариваешь  на свою коллегу(пауза), у тебя к ней зависть ,к тому же она так хорошо выглядит ,и она везде успевает, я вижу ее часто по телеку, она на всех событиях, как пчелка пашет ,я бы дал ей ,ну  от силу…(фраза обрывается ,поскольку журналистка, закончив интервью с директором  выставки, обозревая стенды ,приближается к ним ).
Л и з а(громко ,писателю).Какие люди на вернисаже, я ,кстати, впервые  познакомилась с румынским поэтом, переводами его стихов на русский, это подлежит знать широкой ,как принято говорить ,общественности ,раз вы пришли на вернисаж, у вас есть что сказать, или, хотя бы, мнение(уводит несколько в сторону ,начинает запись на диктофон).
Шестеренку пытается сделать новый кадр ,но Лиза перекрывает его снитмок спиной, отталкиваясь рукою и недовольствуясь ,репортер переходит в другой конец выставки, которая постепенно  заполняется посетителями, в основном школьниками.
Ш е с т е р е н к у(директору выставки, разворачивая его в сторону Лизы, берущей интервью у писателя Алексея) Перекрывает мне  тему, конечно ,она на коне, как всегда! Полюбуйтесь?  Эта русская, знаете с какого года..(шепчет….)? Ей пора уже пироги печь!
(разворачивается более открыто, нашептывая… Лиза, меж тем, улыбаясь, благодарить писателя за интересный  рассказ, проходит вдоль вернисажа…,не обращая внимание на треволнения своего незадачливого  коллеги)
Пу ш к а ш(также смотря в сторону журналистки ,усмехаясь).Да ты наговариваешь на коллегу, к тому же она и женщина,  ты должен умолчать ее данные ,если не выдумал, держать на замке ,но меня это мало волнует(пауза),кстати ,моя супруженция на 13 лет старше, но я ее ни на какую другую не променяю (внимательно смотрит в лицо репортера),может, Октавиан, ты неровно к ней дышишь?
Ш е с т е р е н к у(поморщившись).Она же русская!
Пу ш к а ш(усмехаясь).Но если ты ненавидишь русских, что же ты  часто просишь дать тебе интервью еще на русском?
Ш е с т е р е н к у(сплюнув).Но это должны знать и русские, раз живут на нашей земле.
Пу ш к а ш(усмехаясь).Это земля Б о г а! Так нельзя рассуждать, так мы ни к чему не придем(пауза),я подготовил сейчас один интернациональный проект, если его поддержать европейские структуры ,то мы начнем реконструкцию  старого заброшенного кладбища, где покоятся захоронения военнопленных многих стран, начнем реставрацию могил, поиски  имен( к ним незаметно подходит Лиза, слегка вытянув диктофон к говорящему),там есть захоронения военнопленных многих национальностей, в том числе и русских, которые работали на восстановлении разрушенных во время второй мировой войны, стратегических объектов…Ожидаю финансирование…
На стендах фотоизображений трагического поэта вновь отчетливо расплывается тень знакомого силуэта, она то  поднимается вверх ,к потолку, то выпадает на мраморных плитах помещения ,замирая…
Л и з а(удивленно.)Я впервые слышу о таком проекте ,но это очень интересно(обращаясь к репортеру),извини, что вмешалась в ваш разговор…
Ш е с т е р е н к у(приложив ладонь к уху).Не понял!
Л и з а(довольно громко).Ты на машине ,едешь на работу?
Ш е с т е р е н к у(несколько ехидно).У меня есть т р о л и к!
Отходит, наводя обьектив смартфона на Лизу. но та живо отворачивается;
недовольный,  поправляяя  ремень сумки на плече ,но продолжая держать в объективе
журналистку ,перекликается с другим посетителем выставки, поворачивая его лицо и что-то шепча  в сторону своей коллеги.
Л и з а(директору Центра).Ваш проект меня заинтересовал, но это будет отдельное интервью, к  русским военнопленным относились гораздо хуже, чем к другим(улыбаясь),я тоже русская, точно бельмо на глазу у …завистников, но меня это не волнует, я абсолютно всё умею делать, как репортер ,учитывая новейшую инновационную систему(вздох),поворачивать лица в чью-то сторону я тоже могу, и наговаривать ,но…мне не позволяет это сделать интеллект, еще раз спасибо(отходит в сторону ,заметив знакомое лицо, обозревавшее вернисаж ,делает движение, следом скользит тень, выпрямляясь и как бы преграждая путь журналистке).
Родика (приближаясь к Лизе, приветствуя ее взмахом руки) .Интересный вернисаж, необычный ,я, прежде чем идти сюда, открыла интернет ,но там мало что нашла о поэте, скупые данные, мне захотелось узнать, как погиб поэт?
Л и з а(открывая диктофон).И как(также приветствуя критика)?Если не  тайна?
Родика. При очень странных обстоятельствах, поэт, выходя из трамвая, попал под колеса следующего, это же был 58-й год ,есть свидетельства, что за ним шел человек в черном пальто  и подтолкнул его при выходе…(пауза,)увлеченный романтикой комсомола поначалу, поэт  вскоре простился с ним, попав сразу в опалу…
   Во время интервью Лизы с  литературным критиком, Ш е с т е р е н к у разворачивает одного из прибывших  на просмотр вернисажа, потирая ручками об штанины ,прямо  на журналистку  , шепча…
Л и з а(прервав запись).Смотри, Родика вдаль, видишь, на нас, но скорей на меня    устремлен зловещий  взгляд коллеги,это мой осведомитель, сейчас появилось что-то
новое в  поведении подобных лиц, раньше они скрыто вели наблюдение за тобой, а сейчас свободно, переходят от одного к другому, поворачивают и начинают лить воду на мельницу ,главный аргумент , р ус с к а я, возможно, у меня родственники в Тирасполе, как еще не столь давно, не дай бог родственники  за Прутом(пауза),а я-то в Тирасполе толком никогда не была ,лишь раньше проездом в Одессу на море!
Родика .И у нас тоже такое, он к тебе подходит невзначай и  начинает спонтанно провоцировать, вроде бы мыслители равные по духу, но (вздох),мы их знаем уже поименно ,за это им платят больше, или же обещают повышение по службе…
Л и з а(усмехаясь).Раньше  гонорар хороший, потом бонус.., вы правы, один родился, допустим, в кошмарном 38-м,а другой вышел из шинели 38-го,гены предков не дают покоя… а через некоторое время он подойдет ,как ни в чем не бывало, начнет крутиться возле, подставит ухо (усмехаясь),вроде  бы плохо слышит ,фотографирует…
Родика .Да нет, тот как раз очень хорошо слышит , ваш клиент прошел школу… обычно  это посредственности, но хорошо оплачиваемые по определенным критериям.
Л и з а(усмехаясь).Значит ,они что-то делают, сам Октивиан говорил мне: если дают больше ,может, тайно в конвертах ,значит ,они что-то делают…
Приближается Шестеренку ,наводит смартфон на девушек, Лиза мгновенно отворачивается…,отходит, исчезает.
Ш е с т е р е н к у(раздраженно) .Вечно  срывает  картинку ,такой кадр был!
(разворачивает  критика в сторону уходящей Лизы) Вы не поверите, в таком  возрасте..,
но она еще работает? Эта русская,  бесприданница? А сколько в ней лоббизма!
Родика .Октавиан, дался тебе этот  возраст! Д а ты и сам туда сморишь, угомонись ,не по адресу, я ничего к русским не имею, к тому же, окончила московский университет, у меня масса друзей из среды русских ,но уже больше подходит, р у с с к о я з ы ч н ы х (медленно отходит, вливаясь   в ряды посетителей  вернисажа)
Обескураженный, Шестеренку поправляет сумку на плече, глаза его бегают по картинам, замечая  скользящую тень знакомого силуэта-мужчины в черном пальто и шляпе, приседая, пытается поймать кадр на смартфон ,щелкает… Вернисаж отдаляется, репортер сбрасывает с плеча сумку, открывает ,прячет диктофон, снова
вешает на плечо, делает последний общий кадр ,покидает Центр культуры. Следом  наружу за ним выходит густая тень, может, это игра послеобеденных теней ,накрывает спину  репортера ,который и растворяется в ней, напоминая тот сюжет  с мужчинкой в черном пальто и двуполой шляпе.


  Этюд  второй---фрагмент из Монреаля

Из густой тени ,обволакивающей силуэтом низкорослого мужчины в шляпе ,появляется Лиза, бросает сумку на скамью под цветущим каштаном, достает мобильный, находит страничку интернета, одевает наушники…,выходит на связь.

Лиза(с легкой улыбкой) B o n j v r…,Каролинка!  Ты не поверишь, но у меня возник  открытый  осведомитель!? Он, нет сомнения, значился и раньше, но  тогда было несколько другое время, мы тогда работали вместе , и его слежка казалась сокрытой от глаз, он действовал исподтишка, или по молодости лет это не воспринималось так болезненно, хотя…
Каролина(смартфон, Монреаль).У нас тут другие ценности ,мы безмерно рады, когда собираемся  где-то вместе в русском ресторанчике, вспоминаем наше прошлое, тусуемся,  что говориться, но извета или оговора я за собой да за другими не замечала, у ваших, Лизок ,еще  старая шинелька, несомненно,  обещание повышения по службе, гонорар больше…там  всякие льготы ,к тому же ты русская в иносреде, ты другая, а других, как водится, никогда не любили, им, скорее, завидовали. А я его знаю?
Лиза(с легкой улыбкой).Скорей всего да !Однако в ту пору он не выделялся, и ты можешь его не помнить, он  сидел в отделе переводов  ,а иногда подвизывался, как чтец разного рода зарубежной информации ,а ныне (вздох)он правая рука самого…директора службы новостей, по вечерам ,я иногда задерживаюсь, тот заходит к нему и сразу защелкивается дверь, имеет в загашнике бутыль деревенского домашнего  вина и, в таких случаях ,по мнению близких из окружения, это надолго .
Каролина(смартфон, Монреаль).Тоже надо уметь!. Я мысленно перебираю всех(пауза),ах, да(воскликнув)! Ш е с т е р е н к у! Наш в прошлом не только переводчик но и ведущий, да, да… ,поначалу в 90-х его фамилия в графике была вписана ,как  Шестеренко, но после известных событий, я случайно заметила, что в списках он уже значился как Шестеренку!  Я почему-то считала, что Октавиан интеллигент! Может, он к тебе неровно дышит?
Лиза(с легкой улыбкой).Возможно, не удалось проникнуть сквозь  тайную завесу .Ну, и стал копаться в мусорках ,он также интеллигентно на событиях, если  освещаем вместе, разворачивает участников в мою сторону, и начинает с того, что сообщает, сколько этой русской лет, с кем она водит дружбу, кто у нее кумир…Брынкуш… или Бранкузи…(пауза),кстати ,я сказала ,что Юнеско объявил 2016-й  годом великого скульптора ,надо было видеть ,как вытянулось лицо нашего Октавиана ,вздрогнули его маленькие  ручки, он прошептал: -Ю н е с к о? Да,Юнеско!- ответила ему.
Каролина(смартфон, Монреаль). Бранкузи по своему душевному величию и затворничеству ,он всё же оставался верен своим корням, тебя тоже нельзя в этом упрекнуть(пауза). К примеру, нашей русской программе « Y» уже скоро 30 лет, стольких людей она приняла  под свое крыло, уму непостижимо ,.помогла новичкам адаптироваться, но никогда я не наблюдала нечто подобное (пауза),это ментальность  советского человека ,хотя он считает себя не таковым, заявляя, что никогда не считал себя советским, но он учился в советском вузе, а его предки были из тех ,которые расстреливали ,надо полагать, раз он приобщился к лишней плате за извет, образ жизни его вошел в плоть и кровь ,что говорится, однако ,это канадцев не волнует ,кто ты и сколько тебе лет, откуда ты, даже если с луны свалился, взаимоотношения строятся, я сужу по себе,  несколько по другим критериям, здесь главное, поиск общения.
Лиза(с легкой улыбкой).Тебе, как русской, посчастливилось попасть в сказку города, расположенного на множестве островов, .насколько я осведомлена по интернету, ты учила английский, ходила на курсы английского, но там в основном, судя по ряду источников, звучит французская речь, это не обременило тебя?
Каролина(смартфон, Монреаль).Нисколько, мой муж  с пеленок знает французский, теща –учительница  французского, и в проекте, где он устроился при помощи еврейского Центра русскоязычной общины Монреаля, тоже французский поголовно, дочурка ходит в гимназию тоже  с обучением на французском,. но берет уроки танца и музыки при общине за мизерную плату(слышен цокот копыт, всё громче  и как бы ближе вырывающий из пространства мобильного)
Лиза(с удивлением).Карол, где ты находишься? Что, по асфальту пробежалась лошадка?!  в деревне или на острове?
Каролина(смартфон, Монреаль).Представь себе, почти в самом центре города ,ты не увидишь здесь машин, как дома запружена автомобилем центральная магистраль, цоканье копыт, груженая подвода с возчиком и лошадкой привычный пейзаж, здесь тебя никто не осмотрит, в чем ты одета, идет вот мимо меня довольно пожилая леди в довольно габаритных  формах ,но  в шортах, с полуоткрытой грудью, в жару это вполне разумно и никому в голову не придет бросить ей вслед  колкость и, тем более, упаси бог, сказать во всеуслышание ,сколько ей лет(смех),и тем более развернуться в ее сторону, здесь другая ментальность, все с почтением, насколько я знаю ,относятся к людям «золотого возраста»,к примеру ,по четвергам открываются двери Русского клуба для русскоговорящих монреальцев, и поверь  ,осушествляются  многие программы ,надо только о себе заявить.
  От тротуара вновь скользит тень ,напоминая силуэт низкорослого мужчины в шляпе, просачивается через ветви цветущего каштана и падает на руки журналистки, создавая теневую завесу …
Лиза(спокойно, отбрасывая тень, упавшую на руку).Солнце закатилось у нас, Карол, наверное,  перед грозой(пауза).Надо искать выход, пока есть еще силы в ногах, нет,  в Монреаль я не поеду, хотя и заманчивая программа, сейчас судьбы русских никого не волнуют, тем более канадцев(отгоняя тень в раздражении),да пошла прочь!
Каролина(смартфон, Монреаль).С кем ты ругаешься?
Лиза. Да, опять соглядатай перекрыл мобильный, его самого вблизи не видно ,но тень путешествует следом, ты еще про такое слышала ,Карол?
Каролина(смартфон, Монреаль).Тени прошлого не дают нам  покоя, здесь проще живется, по крайней мере, я не чувствую давления сверху, у меня бесплатное медицинское лечение, мой муж хотя зарабатывал на первых порах, как компьютерщик,не столь много, но учитывая некоторые социальные льготы, нам хватало, поскольку и я давала уроки русского языка в общине .Обретение новых возможностей, при соприкосновении с очарованием природы, чистой рекой, островами, и то ,что у ребенка уже есть будущее, возможность учится в хорошем вузе за не столь дорогую плату, вот главное  в нашей семье, а все остальное, кстати, я старше мужа…не буду раскрывать скобки, но он никогда не намекал мне на это, если бы случилось, или бы я почувствовала, тут же бы забрала дочь и покинула его…
Лиза. У твоего мужа другая ментальность, хотя, кстати ,он тоже вышел из нашей общей шинели, но он человек дела ,его мысли не сопряжены с интригами, он даже их не умеет плести ,и в этом его счастье, что он и сейчас попал в другую среду, с другим воздухом.
Каролина (смартфон, Монреаль). Я, моя прелесть Лизонька, давно сняла с себя эту назойливую  « р у с с к о с т ь»,теперь я канадка ,канадцы и  мой супруг, и моя маленькая дочурка, для которой открылись все перспективы более достойной жизни
(пауза)   Au revoir!
Лиза(весело).О-ревуар!  До связи!
 Слышится всплеск волн ,вылетающие из мобильного , гудки катера, снова сливающие с цокотом копыт лошадки…цок…цок…Девушки расстаются, обменявшись приветствиями, Лиза отключает мобильный ,присаживается на скамейку, открывает блокнот, делает ряд пометок. Тень покрывает блокнот, словно  пытаясь подсмотреть, что пишет журналистка ,она же привстает с места, свертывает страницу и бросает блокнот в сумку
(тихо, как бы самой себе).Странно ,но в этой тени есть что-то знакомое, тот же силуэт с перекинутой сумкой через плечо, организатор звонков тайных, подстрекаемых шефом под чужим именем ,так приходится жить ,по всей вероятности, на это не стоит обращать внимание!
  Выпрямляет плечи, сворачивает кукиш, выбрасывая свою защиту вверх; выбегает луч солнца из-за туч и покрывает тень ,как бы давая журналистке понять, что не всё потеряно в этом мире и не надо спешить в другой—параллейный…

• Этюд  третий ---параллельный мир ,возвращение.

Голубые тональности параллельных миров, простор облегает тишина ,с осадками, связующими космос и землю.

Опекун(сверху, громко).Она  входит в свое тело и возвращается во второй раз в исходное положение ,обеспечить ей легкую посадку? !Учти, что у нее русская ментальность!
Теневой(снизу, спокойно).Как долго тело находилось в невесомости? И мне неважно в данный момент, какой оно национальности .Важно  состояние через космическую проводимость, обретенного вновь тела.
Опекун(сверху)По моим наблюдениям, положительная степень возвращения эксперимента(слышен шум осадков),но я не напрасно уделил внимание ментальности эксперимента, ибо русская натура  имеет загадочную оболочку ,и может выкинуть такую штуку, не входящую ни в какие рамки или возрастные категории.
Теневой (снизу).Пройдя через миры, не столь важно уделять внимание акценту  ментальности ,лишь бы ,так полагаю ,не упустить момент вхождения в свое тело, чтобы оно не растворилось ,не стерлось  космической пылью, для этого я здесь, пытаясь схватить переход из одного состояния в другое, иначе, зачем  наше присутствие ?
Опекун(сверху).Каждый долгожитель находится под пристальным вниманием, в моем компьютере, этот список бесконечен, но в нем есть легенды ,подарившие мирам ,и в данном случае неважно каким, свои шедевры ,пусть то большие или малые, и я их беру на заметку в свой правый угол и по мере адаптации эта личность выскакивает портретом, тогда я начинаю с ней работу, то ли указываю путь на возвращение и обретения своего прежнего состояния, или отвожу эксперимент   в сторону  параллели и более к нему не возвращаюсь(пауза),случай же с этой харизма  не имеет  аналогов мировых, присмотрись.., журналистка медленно входит в свое тело, однако еще ощущая некую невесомость, она достает из сумочки таблетку и надкусывает ее в пути… Надо прикрыть ее тенью, от которой будет исходить  энергия космоса для поддержания статуса обретения  своего нового тела.
Теневой (снизу).На всё воля божья, мой соучастник(смех),но ты прав ,она не идет, а вышагивает павой, возводя глаза к небу ,она молится? Просит у господа силы?.
Опекун(сверху).Нет сомнения ,она говорит":-Господи, дай мне силы»..,и он ей дает, ибо она в движении, хотя и в невесомости, это заметно по её вздрагивающей походке…

• Туман охватывает часть небосвода ,покрывая прозрачностью  Опекуна параллельных миров и Теневого–властелина сумерек, растворяя их своей завесой и отдаляя на некоторое расстояние. На первый план выступает зал Центра культуры с новой выставкой под названием:
«чернобыльский натюрморт—30 лет»,развешаны картины –свидетельство хроники техногенной катастрофы и работы здешних  живописцев  на  современную тему: графика, живопись ,фото, фрагменты малой скульптуры. Зал постепенно заполняется публикой, появляется Лиза. глазами ищет виновника события, ликвидатора, заметив, что он занят, дает указания  по открытию выставки, присаживается в кресло, ощущая состояния некоторой невесомости, журналистка одевает наушники, включает кнопку мобильного на музыку ,ее сознание на какой-то миг микшируется…она видит остров, омываемый океаном, высотные монолитные сооружения  ,по мощеной дороге  движется подвода, её слуха касается цокот копыт…,из толпы посетителей вырисовывается репортер Шестеренку, наводит на Лизу смартфон, щелкает, та вздрагивает и открывает  глаза ,сознание проясняется…,приподнимается с кресла, тотчас отвернувшись,  увидев, что автор выставки свободен, делает шаг  к нему.

Лиза .Пока ты был занят, Павлуша, я побывала на одном острове(снимает с головы наушники ,бросает их  сумку, доставая диктофон),но об этом позже(приходя в себя),поздравляю с шикарной выставкой ,эти черные цветы особо впечатляют, мне они напоминают Казимира Малевича, которые на полном основании вписываются в  русскую ветвь и то, что чернобыльские характеристики на живописных полотнах чередуются  с современной тематикой более светлых мажорных тонов—от этого вернисаж  только выигрывает ,напомни о себе ,что ты делал 30 лет назад?
Павел( привычно).Я работал тогда командиром взвода  в зоне отчуждения,  фактически совсем мальчишка, расчищали завалы ,и повсюду выскакивали огромные цветы со  шляпами, охваченные серой пылью ,ближе к вечеру рука сама тянулась к блокноту и я делал наброски…,тогда мы многое не знали, вся документация шла под грифом секретно ,участвовал в эвакуации населения Припяти, после этого перенес несколько операций ,что помнится, это высокий настрой прибывших помочь в ликвидации остатков ядерного взрыва четвертого блока  реактора, но информация была тогда очень скудная,  мы не знали, каков риск заражения(вздох) в Киеве, помнится ,шел красочный парад по случаю Первого мая, а на локализованной земле многие были облучены ,хотя это выяснилось несколько позже ,у меня родился сын с синдромом Дауна, и если б не помощь  извне, не знаю, чтобы делал…
  Лиза. Вы, фактически, парни  и девушки России, Белоруси , Молдовы остановили    эту чуму, закрыли  ее продвижение по всей Европы ,а ветер дул именно  в ту сторону  (пауза),вы герои ,надо, чтобы все о вас знали, а как твой сынишка?
Павел. Слава богу ,я рад, что  после колледжа, где он учился наравне со всеми, его с охотой приняли на работу в одно конструкторское бюро ,он усидчив за компьютером, постоянно  в поисках, предлагает свои новшества(улыбается),устроители компании им не нарадуются ,а я тем более, ибо он для меня и свет, и воздух, и вода…
Со стороны, обходя зрителей, приближается Шестеренку, наводит смартфон на беседующих,  Лиза ,уловив этот момент,   отворачивается,  закрывая и лицо Павла, репортер с досады стучит по сумке, пытаясь снова зайти с другой стороны и поймать в объектив нужный момент.
Шестеренку. Ну ,такой момент был в вашем диалоге, господа (смотрит на журналистку с ненавистью),что закрываешь мой  простор!
 Однако Лиза отдаляет Павла в дальний угол, где развернуто панно черных цветов, и поскольку натюрморт чернобыльский  в самом отдалении, то здесь не столь многолюдно, да и меньше любопытных для интимной беседы.
 Лиза. Надо  полагать, что вы живете с Егоркой на своем острове, где не чувствуете никаких ущемлений ни в языке, ни в культуре, ни в материальном отношении, раз есть возможность  еще устраивать подобные шикарные вернисажи (пауза).Главное, что еще не истрачены припасенные заранее краски и холст, чтобы рисовать, но ,иметь мужество,30 лет спустя поддерживать в себе силы для борьбы со злыми  духами, которые порою накрывают прямо с головой(вздох с улыбкой),это я уже о себе.
Павел(миролюбиво).Таких как этот…з а м ш е л ы й… я видел и в армии, тот ходил по пятам и провоцировал постоянно, а вот поехать в  Чернобыль поспешно  отказался, сославшись  на  болезнь (усмешка), тогда, на моё счастье , никто  из ребят тяжелых травм не получил, за исключением некоей доли облучения, нами руководил опытный майор ,который прибыл на две недели, а пришлось остаться на несколько месяцев(вздох),а что до острова? да, я с тобой согласен в том смысле, что у каждого должен быть свой остров ,на который в моменты особых испытаний можно приземлиться …Так,   я в свое время рисовал черные цветы, но мы еще не знали о масштабах трагедии, её эхо отдается в наших сердцах только сейчас, осевший пепел стучит, вырываясь наружу без предупреждения, вот тогда ,тут ты права, надо искать свой плавающий остров в безбрежном океане.
Лиза. Может, его поиски так и не увенчаются успехом, ведь у бездны нет ориентиров, надеемся только на свою внутреннюю ,скажем так, экосистему…
Слышатся микрофонные звуки, шумы зала и возгласы, обращенные к автору выставки «Чернобыльский натюрморт».
Павел(спешно). Может, придет время и наши острова встретятся ,не скрывайтесь далеко, супруга приготовила классный торт для друзей и всякие сладости (отходит).
 Меж тем, Лиза проходит среди зрителей, удаляясь во второй зал, где еще на стендах отображена фотовыставка молодого поэта, листает журналы , где помещен перевод на румынский сказки Петра Павловича  Ершова « Конёк-Горбунок»,со стороны выходит Шестеренку, подстраиваясь ближе к журналистке.
Шестеренку. Когда поэт прозрел, он понял, почем фунт лиха, и отошел от общепринятых взглядов, что не понравилось партии. Она устроила ему  акцидент,  или как на в а ш е м? На…русском…?
Лиза(спокойно) И на вашем, и на нашем, а к ц и д е н т  есть а к ц и д е н т, роковой
случай ,под  фотографией  поэта надпись, обрати внимание (читает) «Меня уже нет, весь я поэма».Классно сказано ,не надо более никаких эпитетов, вся суть поэта минувших трагических лет ,вылегла в одной чёткой фразе: «Меня уже нет, весь я поэма».Потрясающе!
Шестеренку(слегка  отойдя ,наводит на Лизу объктив смартфона).Лизуха ,развернись, я тебя  запечатлею на вечность рядом с обликом поэта(пытается запечатлеть, но журналистка приседает перед стендом внизу)!Вот противная, такой кадр был!
Лиза(выпрямляясь).У меня нет настроения сегодня позировать, к тому же, это безнравственно,  я так думаю, сверкать  своим оскалом на фоне мученика минувших лет .Все мы ходим под богом(глухой вздох) ,но я бы хотела побыть одной(отходит к другому стенду ,тот следом),мне надо составить текст.
Шестеренку(не унимаясь).Моя супруженция уматнулась в Италию, чтобы продолжить экономическое образование ,теперь я абсолютный холостяк ,Лизуха.
Лиза. Не так, так этак (глухой вздох, но более протяжный)!Ну, ты сегодня  целый час торчишь на моих глазах( с иронией) х о л о с т я к!
Шестеренку(подставляя ладонь к уху).Не понял?
Лиза(в сердцах).Да всё ты понял(спешно удаляется)!
  В распахнутое настежь окно  врывается ветер и набрасывает покрывало тени на стенды выставки трагического поэта, ушедшего в 21 год в небытие, хотя  мировая культура вывела в наших размышлениях только одного,  зафиксировав под грифом неизвестности, однако ,придав его сути довольно распространенный взгляд на убийство инакомыслящих ,их не любили никогда, да и сейчас в пору информационной сенсации они тоже  под углом зрения ; а сколько их, творцов искусного пера, растворилось в непризнанном мире прозрачности, лишь острый стих будоражит, порою, критика, и начинает он разгребать завалы вечности, вытряхивая перл за перлом на свет божий, удивляя потомка пронзительностью стиля.
Теневой  (шепотом, снизу  вверх). Выдвинуть  остров поддержки !Дать возможность обнаружить его (тень разрастается),и направить без препятствий,на то моя воля!
Опекун (сверху).Н е тот случай! Космос штормит, остров плавучий ,руками его не сдвинуть, чтобы спустить на землю. Скорей мысль подопечнуой повернуть к небесам, иначе выхода нет!
Теневой(в тон).Она выходит! Присаживается на скамейку, открывает блокнот, проследи, что она пишет…
Опекун (сверху).Не в моих правилах рыться в чужом досье, все-таки, постарайся придвинуть остров ,дать ей испить глоток забвения(пауза). Опять эти звонки в пространстве, мелькает тень  силуэта с сумкой через плечо! Но подопечная спокойна, она на коне! Звонки перекрывает топот копыт. Борьба двух сил(вздох).Шквал ветра, она падает с коня! Спокойствие, но … медленно поднимается, сначала с колена,  потом  постепенно выпрямляется…
Теневой(в тон).За ней идет охота  словесная, убить словом можно наповал, но при этом вызвать и защитную реакцию В таком случае создаем обстановку секретности, отслеживаем  путь на остров, но туман и весенний ветер с моросящим дождем  мешает осваивать приближение к острову.
  Беседа в нейтральном  пространстве охватывается ветровыми порывами ,временная  связь прерывается; журналистка  спешно возращается на выставку, столкнувшись с Шестеренку, с ощущением неприязни на лице.
Лиза(в сердцах).Забыла блокнот у витража(пытается пройти вперед).
Шестеренку(с улыбочкой).Постой, я что-то нашел!
 Открывает сумку ,слегка сняв с плеча, вынимает блокнот, разбрасывая страницы веером, из них падают записочки с адресами.
Лиза(в сердцах).Мой блокнот(пытается нагнуться ,но репортер опережает даму , и сам  собирает записочки  с пола, протягивает Лизе)!Дурная привычка писать адреса на клочках бумаги, хотя для этого есть целый блокнот!
Шестеренку(с улыбочкой).Я  кое-что сфотографировал, на всякий пожарный(смех),будь внимательней к своим аксессуарам (пауза), поразмысли, кто  в рабочее время играется за компьютером во всякие  игры ,при всём при том преуспевая на службе(поднимает указательный  палец вверх, раздельно),з н а ч и т, он что-то еще д е л а е т!
Лиза. Я поняла без намеков ,о ком говоришь(пряча блокнот в сумку),у меня секретов нет, да и адреса обычные, дружеские, бояться нечего, да и ты меня не удивляешь своим поступком ,ясно ,как то, что сейчас белый день, что ты от шефа получаешь инструкцию, только потому ,что я русская, хотя я может честнее многих  вместе взятых, таких как ты, и свои оковы не променяю ни  на повышение зарплаты или новой квартиры ,да и ордена пресловутого(в сердцах)Лучше б я не вернулась!---
   Журналистка отворачивается, отходит.
Шестеренку(вслед).Л и з у х а! Ну ,куда ты! Есть презентация книги постмодерниста  в ресторане! Я приду с белой хризантемой!
Репортер  делает реверанс в сторону убегающей журналистки, лишь она не видит его физических излияний, он бьет себя по рту, захлопывает входную дверь Выставочного Центра ,достает смартфон и начинает звонить, отойдя от проезжей части дороги…
Опекун (сверху).Тут не так просто, как казалось ,в интриге замешана ветвь белой хризантемы! Парень хочет быть чистым!
Теневой(в тон). Да какой же он парень, у него двое взрослых сыновей, один в Америке на учебе, а папаша крутись, высылай бонус, другой, где-то рядом, собирается жениться, а супруга Шестеренко давно его бросила, укатила в Италию, да там и осталась, после чего  с горя тот «парень» поменял фамилию, вроде бы как чужой- Шестеренку.
Опекун (сверху)Может, ему тоже подыщем остров?
Теневой(в тон).Не тот случай, он загнан шефом ,набившего оскомину на русском мире!
Опекун (сверху).Бедный, бедный русский народ!
Теневой(в тон).Ну уж, не сетуй, народ проснулся, в годовщину смерти Бориса Немцова тысячи людей прошли по Москве с украинскими флагами.., обозначился лучший политик, сам народ расставляет точки над I !
Опекун (сверху). Да, по Сеньке и шапка! Доберемся до шефа, поставим ему козу!
    Сворачивает комбинацию из трёх пальцев. Пространство виртуальное оглашается смехом, разброд теней вновь рисует  силуэт мужчины в темных очках, шляпе, тень скачет, вызывая ощущение некоего страха, а, может, и содрогания,что подобные ещё есть на бренном свете, хотя и дарят  им ветви белой хризантемы.


Этюд  четвёртый—позднее раскаяние  к делу не приложишь…


У скамьи под цветущим каштаном, где вмонтирован waiwai ,останавливается репортер Шестеренку, сбрасывает  сумку, присаживается, достает смартфон, открывает скайп, звонит, включает видео...
Шестеренку(громко, увидев изображение лица шефа). Я отправил вам снимок ее блокнота, исписанные страницы, самому некогда было читать, чтоб отобрать вам нужное, заявилась, то есть вернулась она сама, за блокнотом, который забыла у стенда  чернобыльского репортажа
Ш е ф(спокойно ,по скайпу). Дурак! Что так орешь? Да  тут сплошной ералаш, я что буду  разбирать ее каракули к тому же ,адреса  европейских город—Монреаль, Кёльн, где  она, как видно, скачала себе  какие-то обьекты , тут адреса, которых сам сата^н не разберет ! Мне нужны факты, с кем она?
Шестеренку(по-прежнему громко).Я вас плохо слышу ,здесь шумит ветер в каштановых ветвях  (подставляет  правую ладонь к уху), не мог убедить пообщаться(раздельно),я ей п р о т и в е н! Хотя я уверен, что она  н а ш а!
Ш е ф (спокойно ,по скайпу).Ты не с того начал …(бранное словечко)!
Шестеренку(по-прежнему громко).Не понял вас! Говорите громче, что мне дальше делать? Я на мели ,к ее острову не могу подплыть ,как вы сказали! Чем ее купить?.
Ш е ф(громко). М у д а к! Женщину можно не купить ,а подкупить…простым цветком!
Видео вырубается, отключается скайп, удрученный репортер сворачивает смартфон, вздыхая, взяв ладонью подбородок.
Шестеренку(вслух).Дохлый вариант с Лизкой, эти русские такие увёртливые! К ним ни какой козе не подъедешь! А  цветы сейчас такие дорогие (пауза), однако, это мысль…
 Перебрасывает сумку через плечо, скрывается в тени  цветущего каштана ,исчезает с поля зрения. Появляется журналистка, присаживается ,достает из сумочки мобильный, включает  связь.
Лиза( с улыбкой).Кара, ты свободно на пять минут, есть новость !
Каролина (смартфон, Монреаль).Я сейчас заканчиваю мастер-класс с русскоязычными детьми по художественной гимнастике, выйду на тебя сама(связь отключается).
Лиза устраивается поудобнее на скамье. Уходит в невесомое состояние …Возникает теневая завеса, обволакивая будто задремавшую журналистку.
Опекун (сверху).Придвинь нашей подопечной остров, чтобы она ощутила его твердую почву, сейчас же, судя по ее заметкам на полях блокнота, что-то не дает ей покоя.
Теневой(в тон).Остров у нее под ногами, но волнение не позволяет ей воспринять твердую почву, извечная проблема женского характера.
  Пространство испытывает качки, словно это не земля ,а мировой космический океан, раздается телефонный звонок. Лиза открывает глаза, спешно достает из сумочки мобильный, включает…
Каролина (смартфон, Монреаль).Прости, что заставила ждать, это мои кровные часы заработка, кроме мастер-класс по художественной гимнастике ,я еще работаю с новоприбывшими русскоязычными, адаптирую и помогаю , на первых порах, обучению английскому языка, свою лепту вносит  и община…
Лиза( с улыбкой).Ты молоток, Карол, а вот с Чарной большая проблема, она думает вернуться, хотя я не уверена, что  как можно покинуть такой шикарный старинный город, как Кёльн, по обе стороны великой реки Рейна,  да меня бы за уши оттуда не оттянули! Я просмотрела по интернету все достопримечательности, чего стоит только взглянуть  на Собор…,а если войти в него, даже мысленно…
Каролина (смартфон, Монреаль).После той весёлой ночи, да? Чарна встревожена?
Лиза( с улыбкой).Стало жить очень боязно, заявляет она, выходить на улицу даже за покупками, могут вырвать из рук сумку, мобильный, раздеть прямо среди бело дня, грустно ,можно только посочувствовать.
Каролина (смартфон, Монреаль).Кажется, мы уехали с ней почти одновременно, но я с мужем и дочкой уже адаптировались, хотя ностальгия жуткая, думаем, скоро приедем к родителям в гости, но бросать ..,нет,для дочери там большое будущее, она уже знает три языка…,кроме родного, ходит в танцевальный кружок. общается на французском и английском, а дома мы все говорим только по -русски…,хозяйка, у которой  снимаем апартаменты, относится к нам очень лояльно.
Лиза( с улыбкой). Чарна уехала к дяде,  в 90-х годах, когда повсюду развешивались лозунги «Чемодан,вокзал,Россия!»
Каролина (смартфон, Монреаль).Да ,было такое брожение, простые русские ,а скорей всего русскоязычные, разбросанные судьбою, за всё в ответе. Как ни странно, но на чужбине еще никто не упрекнул, что мы русскоязычные, не спросил: кто мы такие, и почему здесь, главное, быть в любой среде законопослушным, сейчас появилось модное слово—т о л е р а т н о с т ь…
Лиза( с улыбкой).В те суровые 90-е годы мой коллега И  о  н, царство ему небесное ,ты его помнишь, конечно, сказал: -если это случится ,я стану у вашей двери, то есть ,даже ходила молва, что будут выгонять русских из квартир, подобно тому, как в страшном 46---когда в ночь с 5-е на 6-е июля тысячи и тысячи семей с малолетними детьми были погружены в вагоны, как скот ,и отправлены в Сибирь(пауза, смахивает с лица слезу),к счастью, возымел разум …Вот тогда-то Чарна и уехала в Кёльн ,прожив там безоблачно, где-то 15 лет уже!
Каролина (смартфон, Монреаль).Когда  в 90-е открылась синагога  ,то раввин сказал : умные евреи давно уехали в Германию ,а остальные в Израиль ,а что теперь …(вздох),к сожалению,он уже на небесах ?Ну ,а ты как?
Лиза( с улыбкой).Если не считать моего штатного осведомителя, то всё в норме (пауза), нет, я думаю, что ты его не знаешь. Поливает меня на  чём свет стоит, однажды батюшка у меня спросил: он что ,ваш бывший муж ?В начале я не поняла вопроса, но когда описал, я не выдержала и расхохоталась : да нет, это осведомитель, ему не нравится, что я хожу в костел, какое его дело, куда хожу, не нравится, что русская знает больше его.
Каролина (смартфон, Монреаль).Конечно, русским ,находящимся при островах, образно говоря, посольств ,или российских центрах культуры, чисто русских газет и каналов, им легче ,там одна культура, как бос скажет, так и потянешь, но только по-русски, а у тебя? Другой компот.
Лиза( с улыбкой).Но зато я познала много культур, я варюсь в их соку, умею,  как и  к кому подойти , что у кого спросить, но, главное, знаю человека, а они, в основном, особенно старшее поколение, многие из которых имеют российские вузы—Москва, Санкт-Петербург, хотя сегодня не все хотят говорить на русском, уклоняются, но в этом виновата только п о л и т и к а. И тогда я   «разворачиваю» личность, образно говоря, ну и уже его не остановишь ,зачастую, тот выложить материал лучше самого русского, который, в общем-то закомплексован,  порою.
Каролина (смартфон, Монреаль).Конечно, это кому-то не нравится ,поэтому личность твоя под прицелом, но стоит из-за этого портить себе настроение, а? Нет!.
 Громкий смех вырывается из мобильного, оглашая пространство ,возникает силуэт тени, похожей на мужичка в шляпе…
Лиза( с улыбкой).До связи! Хоть отвела с тобой душу!
Каролина (смартфон, Монреаль).До связи, передай от меня привет Чаринке, чтоб она держала хвост пистолетом и не бросалась в крайности ,ишь какие, всё только хотят сладкое в жизни. .Нам с мужем  тоже приходится ой как ,порою, нелегко, но жребий брошен ,видишь и у тебя неспокойно, но ты держишься ,м о л о д ч и н а !
   Связь прерывается, Лиза отключает мобильный, бросает взгляд на небо, которое обволокли тучи, словно сливаясь с вертикалью земной.
Лиза(вслух).Кажется ,грозой пахнет, чтобы не прихватил дождик, поспешу на работу, хотя бы сделаю еще сюжет для вечера .
  Из-за каштановых ветвей неожиданно вырастает репортер Шестеренку ,округляет глаза, в его правой руке ветвь белой хризантемы, перехваченная черной лентою.
Шестеренку(присаживаясь).Набегался я сегодня, кстати, случайно прочитал в твоем блокноте  о проекте ---кладбище для военнопленных, интересная мысль. Где это?
Лиза(вздыхая).Разве Пушкаш не при тебе рассказывал о своей мечте, реконструировать кладбище военнопленных, где по архивным данным погребены сотни военнопленных стран, воевавших во второй мировой войне, в разные годы ,это и венгры, румыны, немцы, кстати, это и русские, работали на восстановлении железнодорожного вокзала, его отстраивали, по сведениям, пленные немцы, и многие ныне важные государственные учреждения  восстановлены руками военнопленных ,надо провести раскопки ,на некоторых камнях стерлись надписи, каждого поименно воскресить, иначе, мы же не  нелюди какие , но пока не открыто финансирование проекта, по открытию я займусь этой темой, она не более щепетильна чем то, что я (протяжно)    р у с с к а я!
Шестеренку .Вот я тебе купил хризантем(протягивает),давай помиримся, меня же заставляют, я хотел бы с тобой пообщаться наедине,  может ,в ресторане, а?
Лиза(вздыхая).Ты прямо ходишь за мной по пятам(берет в руки ветвь хризантемы),но почему ты перевязал цветок черной лентой?
Шестеренку. Другой не было, ветер ,я боялся, что ветки поломаются(развязывает ленту ,комкает ,бросает в урну)
Лиза(вздыхая).А, может, у Октавиана черные мысли?
Шестеренку .Спасибо , что вспомнила, как меня зовут! Я не так плох, как кажется ,по сравнению с другими.
Лиза(вздыхая)Даже не рассчитывай, не бей клин в мой огород..
 Всматривается в шею журналистки, обходя ее со всех сторон.
Шестеренку. И  что это на тебе за бусы, в них чётки?
Лиза(в сердцах).Ну какое твое собачье дело до моих  бус! И что на них? И что на мне!
    Разворачивается в сторону, пытаясь уйти, но он перекрывает ей путь.
Шестеренку(умоляюще).Ну, возьми хотя бы хризантем ,я облазил все столичные базарчики,  чтобы найти именно белый цвет, ведь он такой роскошный(пауза),мой сын женится и шеф обещал повысить мне зарплату, Лизок, возьми…
Лиза(в сердцах).Сначала открой мне дорогу, я чувствую под своими ногами остров(берет ветвь хризантемы, нюхает),спасибо за цветок, но никогда на меня не рассчитывай, даже на страшном одре я не стану с тобой общаться!
Лиза ,взмахнув ветвью, спешно уходит, но вдруг оборачивается
(громко  )waiаwai не работает(убегает)!
Шестеренку(открывая смартфон).Шеф, она не клюнула даже на такой роскошный цветок, отказала мне!
Ш е ф(спокойно).Велика беда начало, возьми цветок домой ,однако я прибавил тебе зарплату на 10 процентов за твое усердие.
Шестеренку(удрученно).Спасибо, но я отдал ей хризантему, я так долго ее просил…
Ш е ф(резко).Ты что влюбился? В старушенцию? Ну и фуфло же ,батенька мой!
Шестеренку(удрученно).А что такое фуфло?
Ш е ф(успокоившись)Открой г у г о л, милок.
Пространство оглушает хохот, связь прерывается ,репортер смущенный, перебрасывает  сумку через плечо, слегка сгорбившись. уходит. Возникает большая тень, напоминая мужской силуэт в шляпе ,тень колышется, словно заслоняя собой
бренную  суету, тучи сковывают пространство, но внезапно вырывается луч ,разорвав угол черноты, и день вновь проясняется…,напоминая ветвь белой хризантемы.


эля кулак

Начато на ноутбуке-27.01.016-----завершено 27 мая-2016.
 


Рецензии