Клетка для канареек, СССР, 1983 -драманализ фильма

"В каждом человеке должна звучать музыка..." (Цитата из фильма)
------------
Неправы те, кто идеализирует времена Советского Союза. Уже просматривая фильмы того времени, видишь, что режиссёры создавали пронзительные кинокартины, в которых вскрывали проблемы, копившиеся годами именно в советском обществе. И чем ближе подходило время к 1991 году, времени распада СССР, тем пронзительнее были фильмы.

Неправы те, кто ругает и критикует СССР. Это было языческое безбожное общество, со своими ошибками, проблемами, искажённым представлением о законах мироздания и о месте человека в этом мироздании. Но Советский Союз был лучшим из всех экспериментов в истории нашей цивилизации. И поэтому таких успехов достиг практически во всех сферах деятельности: промышленности, науке, образовании, искусстве, спорте. Но он же достиг своего потолка. Чтобы двигаться дальше, необходимо было полностью перестраивать психологию людей, их мировоззрение. Ориентир был дан. Это христианское учение. Не Иисус Христос как бог и спаситель человечества, а те истины. которые он проповедовал, та информация, которая через Иисуса Христа дана была нам Свыше. Но понадобилось 2000 лет, чтобы пришло время наконец-то понять, что в этой информации зашифровано.

Разрушение СССР - это не трагедия. Выход на новый уровень мировоззрения - это всегда боль, страдание. Но это необходимые боль и страдание. Прежде всего, это ломка наших стереотипов, нашего внутреннего мира, мира нашей души. Преодоление корыстного отношения к миру. Собственно, писатели, поэты, режиссёры, художники раньше других чувствуют перемены и их неизбежность. У них лучше других развита интуиция, а интуиция - это видение будущего. Поэтому кино как вид искусства отражает два потока времени. Один поток идёт из прошлого в будущее. И мы видим их в образе жизни героев фильмов, их истории, поступки, мысли, переживания. И есть поток, двигающийся из будущего в прошлое. Это грядущие события, которые сталкиваются с мировоззрением героев. Мы пересматриваем понравившийся фильм. Мы знаем, чем он закончится, но всё равно снова и снова переживаем вместе с героями их драму, их судьбу. Искусство и есть модель жизни, но модель, в которой мы видим причинно-следственные связи событий. Если мировоззрение персонажей не соответствует матрице будущего, то при взаимодействии с будущим в настоящем у них начнутся проблемы. Будущее подготавливает их к встрече с собой. Проблемы помогают скорректировать души, чтобы вписаться в новое время. Чем больше отклонение от гармоничного пути, тем больший масштаб проблем встаёт перед героями. Болезни, предательства, удары судьбы, крушение планов и надежд. Наконец, даже смерть может стать спасением для души, которая не смогла справиться с проблемами в этой жизни. Но данная земная жизнь - это только один из отрезков пути странствий души, движения её к Богу.

Вот один из таких фильмов начала 80-х годов 20 века. "Клетка для канареек". Фильм про двух подростков, стоящих перед нравственным выбором. Их души страдают, потому что семья, общество не смогли должным образом подготовить их к взрослой жизни. И им приходится самим, ощупью искать путь к своему счастью. Фильм не идеализирует советское общество. Но показывает, что в обществе шли как процессы деградационного характера так и нравственного становления. Была основа для того, чтобы сделать этих подростков счастливыми, нравственными, добродушными, чувствующими боль и страдание другого человека. Т.е., несмотря на атеизм, материализм и идеологию построения рая на земле, СССР был ближе к христианской морали, чем Запад с его психологией индивидуализма (читай: эгоизма), с его преклонением перед частной собственностью, молитвам "золотому тельцу", поклонению работе, карьере и статусу. Просто большевики при строительстве социализма многое взяли из Православия. А Православие, хотя и не было стопроцентным Христианством, но центральным объектом своей заботы выбрало душу человека. В отличие от католичества, которое всё больше ориентировалось на тело.

"Клетка для канареек" хорошо отражает картину мира советского общества. События происходят на вокзале. Вокзал - транспортный узел, место пересечения транспортных потоков. Но это и место пересечения людских потоков, людских судеб. Помимо основной сюжетной линии, герои сталкиваются со случайными людьми. Эти эпизоды выхватывают полный спектр представителей советского общества. Как бы небольшие зарисовки: слоняющиеся без дела подростки, работник милиции и его  сестра, продавщица в привокзальном буфете, люди в очереди за билетами, кавказец, сопровождающий вагон с коньяком и т.д. Но все эти люди показаны здесь не для того, чтобы приукрасить сюжет, сделать его зрелищным. Здесь всё подчинено главной идее фильма. А она в том, чтобы показать судьбу подростков не в отрыве от остальной действительности, а в отражённом свете жизни страны. Этому способствуют и картинки вокзальной жизни. Вот оформляют к октябрьским праздникам вокзал. Вот из привокзального ресторана выходят со свадьбы жених и невеста. Вот везут на товарном составе новенькие автомобили "Волга", мечту всех кавказцев и людей, достигших высокого статуса в советском обществе. А вот пожилые родители встречают своего сына-солдата. Он с палочкой. А из вагона поезда выглядывает представитель азиатской республики в национальном халате. И мы понимаем, что солдат воевал в Афганистане. Да, это общество многонационально, многополярно, и в нём есть люди с разными устремлениями и разными идеалами. Есть в этом обществе и проблемы, которые довели Виктора до кражи в квартире, а Олесю заставили уйти из дома. Но есть и то живое, что заставляет их преодолеть себя, выйти из тупика, почувствовать новый вкус к жизни. Если бы это был западный фильм, то по сюжету два героя-подростка карабкались бы по жестокой действительности одни, как зверьки, держась только друг за друга. Но в этом фильме они помогают друг другу, но возвращаются в мир людей, не озлобившись на весь мир. Наоборот, они возвращаются туда, где есть тёплые любящие души. Есть души живые, которые способны бескорыстно помогать им. Проводница из Риги готова бесплатно провезти Виктора в поезде в нарушение всех правил. Кавказец с коньяком бескорыстно кормит Виктора и разрешает ехать в его вагоне.

Фильм начинается с того, что Виктор залезает в чужую квартиру и крадёт всякое барахло и клетку с канарейками. Его "подельники" сбегают от погони, бросив клетку в воду. И в этом двойной смысл названия фильма. Герои-подростки от обиды на мир и своих близких, заперли свои души в клетки, чтобы не чувствовать боль. Как "человек в футляре". И если бы они жили так и дальше, они бы погибли как эти канарейки. Олеся говорит Виктору: "В каждом человеке всю жизнь должна звучать музыка. Я каждую секунду её слышу. А если она кончится, я умру."

А помогли им оказаться в этих клетках взрослые. Мать девочки Олеси заперла туда душу своей дочери, заботясь больше не о её душе, а материальном благополучии их семьи. Она искренне хотела счастья для дочери, но получилось всё наоборот. Виктора душа попала в эту клетку, потому что никто в короткой жизни его не смог дать ему достаточно тепла, любви. Только его дед пытался, но умер, не успев научить любить. И вот эта встреча Виктора и Олеси меняет их судьбу, меняет их души. А нас заставляет задуматься. Что такое наша жизнь? Что такое душа? Что важнее для наших детей: быть хорошо одетыми, обутыми, сытыми, получить хорошее образование? Или научиться любить, делиться с другими, чувствовать боль другого человека, научиться быть щедрым, добродушным и проявлять свои чувства в благородстве души?


Рецензии