Все в памяти моей. Гл. 3. Констанция
перехваченное в талии серебрянным пояском, длинные, до локтей, кружевные перчатки, в пышных черных волосах нить жемчуга.
Яркий свет, белые, увитые цветными гирляндами, колонны, сверкающий паркет и музыка, музыка! Первый успех, первые поклонники... По существующему обычаю молодежь выбирает королеву бала и Костуся на своем первом (и последнем) балу становится королевой...
Это моя бабушка, - Констанция Валерьяновна, в девичестве Дворяковская.
Родилась она в 1879-м году где-то под Варшавой. Род Дворяковских в Польше был древним, даже имелся свой герб: «Слепой вороны», кажется. Помнится, в нашем семействе ходил стишок об этой вороне, - автором, скорее всего, был дядя Жорж, один из сыновей бабушки, (а, может, это была какая -то шутливая песенка...) - я смутно помню строки:
...Як на дальним бережку
купалася врона, -
Старый дурень мыслив,-
же то его жона...
Жили они в своем поместье, где именно, я так и не знаю, - о семье бабушки вообще не говорили, и мне известно очень мало: из обрывков разговоров взрослых, их шуток между собой. Бабушка была одной из шести дочерей. Кажется, был у нее ещё родной брат...
Полновластной хозяйкой в доме была мать: сама управляла обедневшим поместьем, командовала прислугой и мужем. По скупым рассказам бабушки она была строгой и даже жесткой с детьми. Так, дети не смели есть за одним столом с родителями, а ели после них и то, что оставалось.
Девочек готовили к замужеству. Их учили приятным манерам, грамоте, музыке, танцам, умению вести хозяйство. Распорядок был суровым: поднимали в четыре утра и усаживали «драть перья» – обрывать пух для перин и подушек, - готовить приданое. Затем туалет, завтрак, занятия с учителями и снова работа по дому, в огороде. Вечером, после ужина, разрешалось отдохнуть, то есть, почитать книгу, музицировать, вышивать на пяльцах.
Бедность свою тщательно скрывали и девочек по-очереди, по мере взросления, вывозили в свет,– на вечера и балы в Варшаву, - в полном блеске: в карете с гербом, с кучером, в пышном наряде.
Вот и первый бал Костуси. И первая любовь... Он был бедным поэтом, студентом ,- и вскоре суровая родительница отправила незадачливого влюбленного от порога своего дома...
Костуся стойко перенесла утрату, хотя случались здесь и драмы: одна из старших сестер стала душевнобольной вследствие разлуки с любимым.
Достойный жених для Констанции появился через шесть лет.
Ей минуло уже двадцать два, а она была чиста и невинна.
- Я была уверена, что дети рождаются от поцелуя, - говорила о том времени бабушка, укоризненно качая головой, глядя, как вьются ухажеры-малолетки вокруг Гальки или, как я, в четвертом классе, читаю «Анну Каренину».
Иван Евдокимович Туменок был на девять лет старше своей невесты. Родом он был из Чернобыля, серьезный и очень мягкий человек, служил в городском управлении, я не могу сказать, в каком, помню только одну фотографию, где мой дед в форме военного офицера стоит рядом с сидящей в кресле бабушкой. Бабушка в меховом манто и на голове у нее меховая шляпа, а в волосах видна нить жемчуга. Эту фотографию я видела всего один раз, еще ребенком, затем от нее осталась одна бабушка, деда отрезали, я даже не запомнила его лица, помню только, что был он в очках. Бедная бабушка! Она не могла хранить даже фотографию любимого мужа: боялись обысков, боялись соседей, боялись, что дети могут сказать лишнее.
Дед очень любил бабушку и она отвечала ему такой же безграничной и благодарной любовью.
Как и когда они оказались в Златополе, не знаю, повидимому, сюда привела их служба деда. Из осторожных воспоминаний мамы и тети Нилы знаю очень немногое.
В Златополе дед с бабушкой занимали большой дом недалеко от больницы, на улице Русской. Мама показывала мне этот дом.
Первый ребенок родился в 1903-м году. Это была тетя Маруся. Затем родились дядя Жорж, тетя Нила, дядя Вася, мама ( Катя) и дядя Миша. Последний появился в 1914-м году.
В доме были кухарка и няня, поэтому бабушка работой по хозяйству себя не обременяла. Все ее внимание было направлено на воспитание детей и служение мужу. Полагаю, что это ее гены принуждали женщин в наших семьях сотворить себе идола в образе мужа, а затем страдать из-за этого.
Бабушка была католичкой и в дни богослужений ходила в костел. Следует сказать, что в нашем городе в то время была полная свобода вероисповедования. Неподалеку друг от друга стояли церковь, костел и синагога, была еще и кирха.
Подруга бабушки, пани Дудкевичева, а по-местному - Дудкевичка, тоже полька, любила вспоминать, как бабушка, в темновишневом бархатном платье, с белой накидкой на черных волосах, в сопровождении нарядных детей и няни шествовала в Храм Божий.
Мне нравилось наблюдать за подругами, когда они встречались. Бабушка часто брала меня с собой, когда шла к Дудкевичке в гости. При встрече они обязательно целовались, хотя виделись только вчера или утром на базаре. При этом приговаривали что-то по-польски, но я понимала только:
- Ах, пани Дудкевичева!
- Ах, пани Туменкова!
Расставаясь, они точно так же церемонно целовались (я порой копировала их, используя эту сценку в наших «спектаклях», за что потом получала от бабушки взбучку).
Подруги были такими разными, такими непохожими. Бабушка, черноволосая, черноглазая, и в старости сохранившая матовость кожи и легкий румянец щек, была крепкой и статной рядом с рыжей, длинной и костлявой Дудкевичкой. У той даже брови и ресницы были рыжими. А светлые голубые глаза на бледном, в веснушках, лице смотрели по-детски нежно и восторженно. Она казалась подростком рядом со строгой бабушкой. Понимала я из их разговора очень мало, так как дома у нас по-польски не говорили, видимо, боялись, как и евреи боялись открыто говорить на идиш, их дети тоже не знали этого языка.
Смеющейся я бабушку никогда не видела. Со мной обращалась она довольно сурово: уже в шесть лет я убирала комнату и мыла полы под ее присмотром, стирала свое бельишко. Летом развешивала все это сушить на куст жасмина. И всякий раз бабушка непременно подойдет и понюхает белье:
- Плохо полощешь, мылом пахнет!
И я уныло сдирала с веток чулки, трусики и снова принималась полоскать.
И всегда я завидовала двоюродным сестрам, а их у меня было много, когда бабушка ласково обращалась к ним, приглашая к столу, гладила по голове, называла: Галочко, Лидочко, Тамарочко. Теперь я понимаю - они были гости, а я своя, родная, и меня надо было учить и школить, и держать в строгости. Так обращаются со своими детьми умные родители, желая получить положительный результат.
Полагаю, что дед с бабушкой были по-настоящему интеллигентными людьми. Глубокая порядочность, сдержанность, доброжелательность передались и их детям, правда, в разной степени. И еще, как говорит мой уже взрослый сын, - всех нас отличает чувство непонятной вины, - все хочется уступить, подвинуться, извиниться, - это тоже от них, от деда с бабкой. Они не могли обидеть, оскорбить, сделать больно. Такой я знала бабушку, такой была моя мать, и такими выросли мои сыновья: умения проталкиваться с помощью локтей у них нет...
Конечно, генофонд моей семьи постоянно пополнялся извне вследствие брачных уз и, говоря откровенно, не всегда удачно, но гены деда с бабкой пока побеждали: подлецов, воров или мало-мальски непорядочных личностей в своей многочисленной родне по линии бабушки, назвать не могу. Но вернусь к прошлому.
Итак, в семье Ивана и Констанции Туменок было шестеро детей: три сына и три дочери. Семья жила безбедно, благополучно. Дед был на государственной службе, бабушка занималась детьми и домом. Старшие учились в гимназии, младшие были с няней.
Ноябрь семнадцатого разрушил все: дед потерял работу, гимназию вскоре закрыли, связь с родными в Польше прервалась. От кухарки, а затем и от няни пришлось отказаться. Все, что было более-менее ценного, перекочевало на рынок. Семья стала бедствовать. В 1920-м году дед заболел тифом и умер. Бабушка осталась одна, не имея никаких средств к существованию, с шестью детьми на руках! Старшей, Марусе, было шестнадцать, Мише, младшему, шел пятый год. С трудом удалось Марусе устроиться на работу в какую-то контору. Бабушка стала у богатых стирать белье, мазать и белить хаты, мыть полы. Терпела и обиды, и унижения, защиты не было: она была из «бывших»...
Жоржа отдали в село батраком (наймитом), он работал подпаском у пастуха, ему исполнилось четырнадцать лет. Нила помогала матери, сидела с Мишей. Васю и Катю (мою маму) взяли в село Пастырское богатые крестьяне, "на прокорм": Вася пас гусей, ему было десять лет, а девятилетняя Катя была нянькой у хозяйского полугодовалого малыша. Однажды ночью она уснула с ребенком на руках и уронила его на пол, за что тут же была избита и брошена в холодный хлев со скотиной (ночью!).
Вскоре Жоржа привез хозяин и сбросил с телеги, как бревно, посреди двора, - тот был без сознания, в жару, с нарывом в паху. Спас его Моисей Израилевич, наш доктор.
Бабушка бросилась в Пастырское, к Васе и Кате, и нашла там их завшивевших, грязных, босых и голодных. Заливаясь слезами, собрала детей и увезла домой. Дала себе зарок: не расставаться с детьми, что бы ни было...
Шла гражданская война. По Украине носились банды Петлюры и Махно, Буденный и Котовский. Златополь много раз переходил из рук в руки, от
одних к другим. Грабили все, хотя брать уже было нечего. Прятали от голодных глаз Марусю,- она была красавицей, в самом расцвете.
Однажды в дом ворвались махновцы, искали красных, и в злобе на всех и вся, уходя, один из них выстрелил в собачку Каро, которого держала на руках Нила. Девочка чудом осталась жива.
Война отшумела, отошла дальше, на восток, а здесь жизнь продолжалась. Маруся вышла замуж за человека очень благородного, но намного старше ее. Вскоре он умер, Маруся осталась с двумя детьми, Колей и Леной. Вновь вышла замуж, за сельского учителя, и вместе с ним учительствовала на Полтавщине. Родила еще двух мальчиков. Здесь же, в селе, встретила войну, проводила мужа на фронт и дождалась его после Победы. Он вновь стал директором школы, в которой работал и до войны.
У нас ходили анекдоты о непомерной скупости дяди Сени, мужа тети Маруси. Конец войны он встретил в Берлине и домой привез полный чемодан «трофеев»: несколько сломанных женских часов, какие-то железки, брелочки, кружевные женские ночные сорочки. Все это долго валялось в доме и не находило применения, пока тетя Маруся решительно не выбросила все на помойку. Инсульт сделал дядю Сеню неподвижным, и тетя Маруся семнадцать лет самоотверженно ухаживала за ним. В то время она сама была уже директором сельской школы – семилетки. Умерла она в глубокой старости...
Жорж и Вася окончили высшие учительские курсы и тоже учительствовали в селах неподалеку от Златополя. Уже обзавелись семьями.
Нила успела выйти замуж, родить Гальку и разойтись с мужем.
Катя тоже стала самостоятельной, работала в райкоме комсомола. Но о маме - отдельно.
Миша по примеру братьев учился и преподавал в сельской школе. Женился. Бабушка была с ним. Там их и настигла война. Миша был очень близоруким, как и старшие братья, и в армию его не взяли. Уехать из села до прихода немцев они не успели и почти три года бабушка с Ольгой, женой дяди Миши, прятали его в погребе или в сарае до прихода наших. И никто из сельчан не выдал их, хотя все знали, что директор школы прячется дома.
Дядя Вася с семьей и тетя Нила с Галей во время войны жили под Саратовом, а дядя Жорж (тоже с семьей) и мы с мамой - в Средней Азии.
Едва война отступила от Златополя, все снова собрались в родном городе.
Я помню большой дом на окраине, в него съехались все шестеро детей
бабушки с семьями! Мне было пять лет, но до сих пор сохранилось в памяти то ощущение радости и приподнятости духа, царившие тогда в этом доме. Праздновали встречу, радовались, что живы, горевали о тех, кто еще на фронте...
А затем разъехались.
Дядю Васю и дядю Жоржа отправили в Западную Украину, в Тернополь, « укреплять партийные кадры», и они еще три года жили там, как на передовой, в стычках с бандеровцами, чувствуя настороженность и недружелюбие местного населения. И вздохнули свободно, лишь вернувшись в родные края. Дядя Вася стал директором нашей школы, а дядя Жорж получил ту же должность в большом селе Малая Помошная. Оба жили и работали долго и честно, умерли глубокими стариками, оставив детей: врачей, учителей, инженеров.
Тетя Нила и мама до глубокой старости жили в Златополе.
Из детей дяди Миши мне ближе всех Надежда, самая дорогая сестра и подруга.
Но вернемся к бабушке. После войны она жила с нами, только иногда зимой уходила к дяде Васе, пока Шурик, внук, был маленьким.
Мне запомнилась она сидящей на своей аккуратно заправленной кровати
с книгой или развернутой газетой в руках, в очках на веревочке. Читала она
много, как и все наше семейство. Газетные сообщения и новости радио комментировала коротко и резко, вставляя польские слова.
Бабушка вела наше домашнее хозяйство. А в то время у нас были и куры, и поросенка кормили, и садик с небольшим огородом содержали у дома. Готовила она просто, но довольно вкусно: борщи, вареники, компоты (узвары). Стряпать не умела и не любила. Этим занималась мама по выходным.
Ребенком я плохо ела, часто болела, а бабушка требовала оставлять тарелку пустой, то есть съедать все. Пообедав, я должна была убрать за собой со стола. Я поднималась на цыпочки, стараясь незаметно поднять тарелку повыше, пронося ее мимо бабушки, сидящей на своей кровати.
- Спасибо, - как можно покорнее говорила я елейным голосом. Но бабушка непременно привстанет с места и, опустив газету, из-под очков строго посмотрит в тарелку. Увидев там свой борщ в целости и сохранности, презрительно скажет:
- Поцелуй себя в дупу! – (то есть в задницу).
Это было самое сильное ругательство бабушки. Звала она меня Светкой, не Светой и не Светочкой, хотя всех остальных называла ласково, нежно: Левик, Левичек, Галочка... А меня чисто по-польски, по-свойски – Светка. А если была довольна мной, то тихо говорила:
- Ах ты, говнюшка...
Умерла она в семьдесят девять лет, в 1959-м году, я училась уже на третьем курсе института. Похоронили ее на городском кладбище в Златополе.
Свидетельство о публикации №216052801544