Mimun2016 Позиция Шри-Ланки по вопросу миграции

Добрый день, дорогие участники этой сессии! Это честь для меня представлять нашу страну, Шри-Ланку, на данном заседании. Казалось бы, в нашей стране мигрируют только киты, однако, это не так - Шри-Ланка точно так же подвержена воздействию миграции - и трудовой, и вынужденной; внутренней и внешней.

Наша страна сталкивается с этой проблемой на протяжении всей истории и до наших дней. После победы Объединенной Национальной Демократической партии в 1977 году, согласно предвыборным обещаниям сделать экономику страны открытой, новое правительство начало стимулирование крупномасштабной эмиграции в страны Ближнего Востока. По оценкам министерства планирования страны, в странах западной Азии уже к середине 1983 года работало около 200 тыс. граждан Шри-Ланки. Однако тенденции меняются -  всплеск миграции в 90-ых сходит на нет. На данный момент, страна находится на 175 месте по уровню миграции, её коэффициент уходит в минус по данным, собранным в 2010 году (-1.05 мигрантов на 1000 человек). Около 1.5 миллионов граждан Шри-Ланки работают за границей, 90 % из них - на Ближнем Востоке. Они пересылают домой более 3 миллиардов $ в год. В 2010 г. переводы денежных средств достигли около 3,8 млрд. долл. США.

Нельзя забывать о трёх важных вещах: первая - большая часть шри-ланкийских работников за рубежом занимается неквалифицированным и низкооплачиваемым трудом; вторая - Шри-ланка единственная страна, где экспорт женской рабочей силы превышает экспорт мужской (99% женщин мигрировавших в страны Залива - домашняя прислуга); третья - уровень миграции продолжает снижаться, так как все факторы, провоцирующие людей мигрировать исчезли - в 2009 закончилась гражданская война, соседние страны сократили производство нефти, с оставшихся рабочих мест шри-ланкийцев начали смещать мигранты из Индии, Индонезии, Таиланда, Филлипин, Китая.
Эти три обстоятельства формируют общую картину миграции в Шри-Ланке.

На данный момент существуют такие проблемы, как: ущемление прав мигрантов из Шри-Ланки (например, женщин, которые, зачастую работают больше 12 часов в сутки с одним выходным в неделю за низкую плату - по статистике 2014 года в среднем такие рабочие получают около 100-300 $ в месяц), ограниченная численность рабочей силы высокой и средней квалификации на рынке внутри и вне страны, невозможность для мигранта получить достойную работу в Шри-Ланке, процветание нелегальной миграции и самое главное - неразвитость этой сферы и отсутсвие программ помощи мигрантам из Шри-Ланки.
Несмотря на то, что зарубежное трудоустройство и перемещение в границах страны для нас не новое явление, в Шри-Ланке большое число законодательных актов, регулирующих миграцию, появилось только в 70-е годы. Мало того, что законы, регулирующие этот процесс, появились позднее необходимого, многие
из них не соблюдаются или и вовсе не работают в наших реалиях, чему есть немало доказательств. Акты были направлены на легализацию и контроль миграции, а так же помощь и поддержку мигрантов, однако, с начала гражданской войны (июнь 1984 г.) уровень нелегальной миграции из страны резко вырос. А уровень жизни мигрировавших не повысился, даже несмотря на создание“Фонда Благосостояния Работников”, в задачу которого входит организация курсов по обучению и подготовке будущих мигрантов, оказание помощи работающим за рубежом гражданам страны и их семьям и развитие программ, обеспечивающих адаптацию вернувшихся мигрантов.
 
Первым актом государственного регулирования экспорта рабочей силы в Шри-Ланке является Закон №37 “О взимании платы агентствами по трудоустройству”, принятый в 1956 г. и вводящий ряд запретительных мер по взиманию платы с рабочей силы по её трудоустройству в частном секторе. Упорядочение деятельности частных агентств по зарубежному трудоустройству было установлено путем подписания “Меморандума о взаимопонимании”, по которому агентства по трудоустройству обязаны предоставить ряд документов, касающихся трудоустройства и благосостояния трудящегося, из-за чего легальный процесс устройства на работу стал ещё более не привлекательным и невыгодным, чем раньше, и вопрос миграции не был урегулирован.

Что касается миграции иностранных граждан в Шри-Ланку, дело обстоит намного лучше - получить резидент-визу по облегчённой системе могут пенсионеры, студенты, обучающиеся в Шри-Ланке, супруг или супруга гражданина этой страны, иностранцы, иммигрирующие в Шри-Ланку для ведения бизнеса. Для этих категорий граждан существует ряд льгот, что, однако не мешает получить резидент визу обычным людям. Чтобы получить визу (многократную) нужно заранее получить разрешение на нее от Департамента Иммиграции и Эмиграции Шри-Ланки. В Департамент нужно представить все необходимые документы. Однако,въездная виза не может трансформироваться в резидент визу. Если будущий мигрант не имеет достаточно средств, ему будет трудно обустроиться в Шри-Ланке. Не существует программ, привлекающих мигрантов (а вместе с ними - иностранный капитал и рабочую силу) для работы и проживания в Шри-Ланке.

Нам необходимо улучшить положение мигрантов за границей и привлечь внимание иностранных граждан к нашей стране, чтобы сделать её более привлекательной для миграции. Для этого необходимо  должное партнёрское финансирование, а так же, создание действующих, а не фиктивных интернациональных программ по поддержке мигрантов.


Рецензии