Персидский залив, танкер Махачкала 1987 1988 год,

                ПЕРСИДСКИЙ     ЗАЛИВ.  Танкер  « Махачкала «.
                После  отпуска  ,  инспектор  отдела  кадров  выписал  мне  направление  на  танкер   « Олеко  Дундич « .  Танкер  подойдет  только  после  майских  праздников  и  встанет  на  ремонт  на  Туапсинский  СРЗ .  Я  уже  собирался  ехать  домой  , и  тут  встретил  старшего  механика  Владимира   Кузьменкова  .  Кузьменков  был  ,  как  мы  говорили   с  « волосатой  рукой  «.   Он  был  зятем  первого  секретаря   Туапсинского  горкома  партии  , К В. Самушковой  .  Он  поинтересовался  ,  на  какой  пароход  я  получил  направление .  Я  поинтересовался  , куда  идёт  он  .  Он  ответил  ,  что капитан В. Ковалёв и он сидят  здесь,  уже  три  месяца  и  собирают    команду .  И  всё  какими  то  намёками  на  секретность  .Я  не  стал  вникать  в  подробности  и  попрощавшись  , пожелал  удачи . Приехав  домой , позвонил  в  Трансфлот  и  узнал  ,  что  « Олеко  Дундич «  уже  стоит  в  доке  .  Значит  завтра  на  работу  . Но  вдруг  ночью  раздался  звонок  телефона  , диспетчер  Трансфлота  сообщил  ,  чтобы  я , если согласен идти на должность донкермана, сегодня  ,  до  обеда   быть  у  инспектора  отдела  кадров  в  Новороссийске  и  при  себе  имел  рабочий  диплом  .  Походный "рундук" у  моряков  всегда  собран  .  Утром  вызвал  такси  и  в  11  часов  , я  стоял  перед  инспектором  .  Вот  здесь  и  проявилось  загадочное  поведение  Кузьменкова  .  Оказывается  экипаж  комплектовали   не  только  специалистами  ,  а  имеющими  опыт  работы  на  судах  английской  постройки    ,тут  мой  опыт  работы  на  « Апшероне « (ROBKAR 2) в тайм - чартаре компании "Пемекс" в Мексике  и  всплыл  .  В  штат,даже  на  должность  помощника  механика  брали  только  с  рабочим  дипломом , судового  механика  .  Танкер  « Махачкала  « ,построен в Англии в  1976 году ,на верфях Swan Hunter Shipbuilders, (ROBKAP 3 )  серии " Майкоп" (Helena),продуктовоз ,дедвейт  32 000 тонн ,  осадка  11,3 метра  , скорость  15  узлов  .  Танкер  шел  работать  в  район  боевых  действий   ,  Персидский  залив  .Танкера этой серии позволяли ,в зоне боевых действий, производить грузовые операции более безопасно, так как имелась станция  «инертных газов» ( СИГ). При выгрузке танк заполнялся не атмосферным воздухом ,а инертным газом без  присутствия атмосферного кислорода. При погрузке, из танков выбрасывалась не опасная смесь газа с атмосферным воздухом, а инертный газ . Система клапанов «баллако»,исключала возможность избыточного давления или вакуума в танках .  Кувейтская  нефтяная  компания  ,  чтобы  сохранить  свой  флот  ,взяла  десять  танкеров  под  флагом  США  и  три,  под  флагом  СССР. Оформлялись  ,  как  в  командировку  , с  сохранением  заработной  платы  в  пароходстве  и  зарплату  в  Кувейте (Компания "Кувейт Ойл Компани") .  В  долларах,  во  время  работы  в  Кувейте  получали  одинаково ,  от  капитана  до  матроса  ,  по  400 $,однако руководство "задавила жаба" и начальник валютного отдела -товарищ Яблуновский ,приняли решение,организовать птание экипажа за свой счёт и с каждого члена экипажа удерживать по 120$ в месяц. Истинные оклады в валюте,ни кто не знал,а платила Кувейтская компания хорошо,тем более капитану.Судя по оплате,морякам иностранных компаний.До этих событий, экипажи нашего пароходства,работавшие на танкерах в Ираке, отработав год и кому нужна была автомашина ,покупали "талон", а вернувшись домой, ехали на горьковский автозавод и предъявив талон ,получали новенькую автомашину  Волгу. Не все члены экипажей иностранных танкеров,соглашались идти в караване (охраняемом ордере) зону боевых действий Ормузкого пролива и оставались в порту Дубай.Членам подменных экипажей,организованных в порту Дубай, платили за проход Ормузкого пролива,до порта погрузки   по 500$ туда и по 500 долларов,обратно.  В 1987  году  военно  -  морской  флот  США  начал  операцию «Earnest  Will «  по  эксккортированию  танкеров .  Охрана  ордера   состояла  из  кораблей  :  США  ,  СССР  . Англии  , Франции  , Италии .  Но  основные  боевые  действия  ,  при  охранении  ордера  ,  осуществляли  Американцы  .  Обычно  при  проходе  Ормузского    пролива  ,  а  он  простреливался  на  всю  ширину  ,караван  его  проходит  за  4  часа  ,  со  стороны  атаки  ,нас  прикрывают  военные  корабли  ,  своими  бортами  ,  уничтожая  противника  . И  всё  же,  по  всему  Персидскому  заливу  горели  десятки  танкеров .  На  Американце  стоит  на  баке  четырёх ствольная   скорострельная  пушка  и  она  уничтожает  всё  в  своём  секторе:  плавающие  доски  , бочки  ,  мины  или  другие  ,  более  значительные  цели  .  У  иранцев  -  скоростные  лёгкие  катера  .  На  транце  две  ямахи  ,по  середине  крупнокалиберный  пулемёт  ,  в  руках   противокорабельные  ракеты  итальянского  производства « Си киллер»,  .  Катер  летит , чуть  касаясь  воды  реданом  . И  горе  тому  ,  кто  решился  идти  без  охранения  .   Иранцы  постоянно  ставили  мины  .Один  из  наших  танкеров  , 16  мая  1987  года ,на  подходе  к Кувейту –«  Маршал  Чуйков « подорвался  на  мине  и  получив  пробоину 60  квадратных  метров . Второй  погрузился  в  Эль  Кувейте  и  ушел  на  Австралию  .  И  только  танкер  Махачкала  ,весь  горячий  период  работал  в  Персидском  Заливе  .  Мы ,ходили со "светлыми грузами".Обычно грузили три сорта груза одновременно : бензин,керосин и дизельное топливо, несколько  раз  брали  груз  для  авианосцев,  выгружали  в  Джебель  - Али  --  авиационный  керосин  ,  но  с  окислителем  .  Такое  топливо  горит  в  стратосфере  ,  поэтому  мы  его  называли « ракетным  топливом  « .  И  вот  однажды  подходит  ко  мне  (  первый  помощник  капитана  ) ,  хотя  институт  комиссаров  уже  потерял  свой  авторитет  .  С  нами  пошел  в  рейс  бывший  «главный  борец  с  моряками  загранплавания «  Лорткипанидзе  и  спрашивает  меня  : Владимир  Александрович  ,  а  что  это --  очень  опасный  груз  ?   Я  его  успокоил   ,  ну  что  вы  --  не  стоит  беспокоиться  ,  с  таким  грузом  ,  танкера  не  горят  .  Одно  мгновение  и  мы   выпадаем  в  виде  осадков   ,  в  районе  Казахстана .  Он  не  принял  моей  шутки  .                И  ТАК   ,  НАША      РАБОТА  .
Вышли  из  Новороссийска          15   мая     1987  года.
      ПОРТ                ПРИХОД              УХОД
Лавера                22. 05                24.05
Шуэйба                08.  06                10. 06
Гоа                18. 06                23. 06
Шуэйба                02 07                04. 07
Карачи                07.07                15. 07.
М.Эль-Ахмеди                19.07                21. 07
Карачи                24. 07                29. 07
Шуэйба                02.08                04. 08
Карачи                07.08                11. 08
М.Эль- Ахмеди                16.08                17. 08
Кувейт                21.08                27. 08
Шуэйба                31.08                0209
Карачи                08. 09                12.  09
М.Эль- Ахмеди                16. 09                18. 09
Карачи                22. 09                24.  09
М.Эль- Ахмеди                28. 09                01.  10
Джебель – Али (Dubai)                03. 10.                03.  10
Карачи                06. 10.                07. 10
Шуэйба                11.  10                13. 10
Джебель – Али                15. 10.                16. 10
Карачи                19. 10                20. 10
М.Эль – Ахмеди                28. 10.                31. 10.
Карачи                06 . 11.                08. 11
Шуэйба                12. 11                14. 11.
Карачи                19. 11.                21.  11
Шуайба                25. 11                27. 11.
Карачи                02.  12                04. 12.
Шуэйба                10. 12                12. 12.
Карачи                19. 12.                20. 12.
М.Эль – Ахмеди                25. 12                28. 12
Джебель – Али                30. 12                31. 12
                1988  год.
М.Эль   - Ахмеди                04. 01                05. 01.
Фокенд                07. 01.                10. 01.
Новороссийск                25  января     1988 года.
После  каждой  выгрузки ,  перед  проходом    через   Ормузкий   пролив ,  танки  должны  быть  дегазированы .За  время  работы , один  из  вперёд  смотрящих  матросов , заметил  всплывшую  мину  .  Вовремя  отвалили  ,американцы  её  расстреляли . Матроса  наградили  какой то грамотой . На  лицо  его  помню  , грузин  ,маленького  роста  ,из  Туапсе.        В  нашем  , морском  соединении , тоже  были  два  древних  тральщика .  Кто то  додумался  прислать  тральщики черноморского флота      , в Персидский  залив  , в  одно  из  самых  жарких  мест ,вода за бортом 35 -- 36 градусов.   Если  на  американском  тральщике  стоит  вахта  на  мостике  чуть  ли  не в  «шубах»,  при  наружной  температуре +  55  - 60  градусов , то  что  было  в  машине  на  этих  убогих  тральщиках, с бортовым № 902,ремонтная база у них была с бортовым № 305 .  Вроде были, небольшие кондиционеры,обеспечивающие работу судовой навигационной системы. Моряки  выдерживали  такие  условия  , только  за  счет  молодости .  При  постоянном  потоотделении  их  тело  покрывалось  « чернморкой « ,мелкими  гнойничками  и  у  судового  доктора  было  одно  средство  -  каточек  и  кандейка  с  зелёнкой .Можно себе представить,вид моряков,после лечебной процедуры,судового эскулапа ? Этакие зелёные крокодильчики "Гены". Если  им  удавалось  пришвартоваться  к  нашему  борту , то  купались  в  пресной  воде  ,сколько  хотелось .  И  ещё  , мы  им  отдавали  запасы  своих  фруктов .Корабли сопровождения ордера,были современными, проекта 956 - Стойкий, бортовые номера 645 и 640. Мы  смотрели  , как  в  Америке  встречали  моряков  , вернувшихся  из  Персидского  залива.  Мы  вернулись  тихо  и  не  заметно . Была  встреча  экипажа  с  руководителем  НОВОШИП , - господином  Лозой .  И  когда , жены  моряков , спросили « куда  делись  деньги  выплаченные  Кувейтской  компанией  за  дегазацию  танков ?  Он  с  гордостью  ответил  ,  что  компания  Новошип  строит  для  моряков  жильё  и  валюта  пошла  на  закупку  импортной  сантехники .
Отгуляв  отпуск , пришел  в  отдел  кадров  , однако  инспектор  ( агент )  посоветовал ,   раньше  1989  года  не  приходить.  В  связи  с  большим  количеством  списания  судов  , идет  сокращение  кадров  .Логично  ,  если  с  1964  года  пароходство  активно  пополнялось  новыми  судами  из  Японии , Югославии  , Италии , Англии  и  отечественной  постройки  ,  то  в  один  отрезок  времени  они  и  состарились .  А  в  1990 году  наступил  развал  всех  пароходств  бывшего  СССР.  Господин  Лоза  пытался ,по  новее  флот  спасти  от  распродаж  и  выводил  их  под   « флаги  «.  Во  многих  портах  мира ,  стояли  наши  суда  под  арестом  за  неуплату  портовых  сборов ,бункера , и так  далее .  В  связи  с  исполнением  мне  55 лет .в кадрах  поспешили   отправить  меня  на  пенсию .  В  1991  году ,  чтобы  не  уволили,  пошел  работать  на  бункеровщик , танкер  «Митрофан  Седин «.  Он  как  и  Сплит  - выведен  из  эксплуатации  .  В  такие  молодые  годы  ,  я  не  представлял  себя  пенсионером . На эту тему,можно почитать рассказы моряков ВМФ --на YouTube - Персидский залив  1986 -- 1989 год Танкерная война.

               

               


Но  всё таки , земля  сильнее  власти  моря , по  курсу  судна  Гавр,
Швартовка  по  утру .
Легко  борт  корабля  целуется  с  причалом  .
Коснулся  трап  земли.
Ты  вновь  на  берегу.  И  это  не  конец
Начнёшь  опять  с  начала.
И  в  море  вновь  уйдёшь  -  надеясь  на  судьбу.

           Другие произведения Владимира Венецкого - из дневника "старого моремана" : найти в поисковике--   .(Персидский залив 1987 - 1988 год, "  , работа танкера " Махачкала". Там же Живой журнал, Танкерная война,   на YouTube  - Смотреть видео-- моряков  ВМФ,минных тральщиков, обеспечивающих нам чистый фарватер.А на сайте-- www.Spiegel./proza./ru 
   Кабинет автора-- Владимир Венецкий , (В.Кукушкин .)опубликован "Дневник старого моремана".
               


Рецензии