Сон обезьяны

Под таким интригующим названием на киностудии «Таджикфильм» снят новый полнометражный фильм молодого таджикского режиссёра Руми Шоазимова. В настоящее время заканчивается запись музыки и его озвучивание.


Сразу следует сказать, идея фильма не нова. Несколько лет назад, что-то подобное было  в экранизации одноимённого художественного фильма автора сценария и режиссёра Фернандо Труэба под названием  «Сон безумной обезьяны» по экранизации  романа Кристофера Франка. Фильм наделал много шума и даже получил 11 номинаций премии «Гойя» по шести из которых стал лауреатом.


В противоположность ему фильм таджикского режиссёра не относится к категории фильмов ужаса, хотя на протяжении его просмотра  зрителя не покидает чувство ожидания и тревоги. Это фильм о толерантности религий и человеческих чувствах, о поступках людей в различных жизненных ситуациях, Его надо смотреть и правильно понимать.
Возможно, что после просмотра фильма, зрители могут заспорить о надобности ввода в его сценарий двух маститых таджикских актёров - Асланшо Рахматуллоева и Баходура Миралибекова. У каждого на театральной сцене и в кинематографе уже  сложились свои определённо сыгранные образы. Вместе с тем ни у  одного из них, несмотря на личный богатый репертуар, до сих пор почти не было игровой роли подобного философского характера. Тем не менее, на протяжении всего фильма зрительское внимание словно «привязано» к экрану. Маститые актёры и начинающая молодёжь,  дополняя роли первого и второго плана, играют блестяще и всё - даже эпизодные сценки  сливаются в единый замысел режиссёра.
На фоне их таланта и вполне заслуженного зрительского обаяния всей творческой команде, работавшей  над фильмом, тоже не обидно. Всё, что происходит на экране и воспринимается зрителями, зависит и от их успехов, хотя их имена в титрах кинофильма не привлекли к себе столь пристального внимания. Нет смысла огорчаться по этому поводу технической группе  - операторам  Султану Сукиеву и Ниёзу Хасанову. От установки правильного ракурса камеры, освещения при выполнения технической съёмки зависит острота зрительского восприятия происходящего на экране действия. И  музыке в фильме отведена определённая часть. Бывает что фильм уже закончился, а она ещё звучит в твоей душе…
К слову сказать и творческий состав нового фильма почти в том составе, с которым  выпускник ВГИКа Руми  Шоазимов в 2014-м году снял свой игровой короткометражный фильм «Вездесущий» производства  «Таджикфильм». Фильм был его дипломной работой и по оценке его педагога –  современного классика  массового кинематографа Владимира Меньшова: «это было не просто хорошее  кино, а кино профессиональное…», но вернёмся к новому фильму!
 Съёмки полнометражного фильма «Сон обезьяны» начинались по принятым в кинематографии правилам – разбивания на съёмочной площадки именной тарелки. Что касается сюжета - он не предсказуем, не  основан на реальных событиях в конкретной стране, хотя цивилизация  приближена к европейской. Техническая сторона фильма, так называемый антураж, с вводом в видеоряд печальных по своей сути картин пейзажа и виртуозной в целом операторской работой, продолжает развивать классическую тему толерантности религий, которая всегда волновала и будет волновать человечество.
В  свой новой работе Шоазимов так же нацелил внимание зрителей и на решение извечного вопроса, ради чего стоит жить, а негативность определённых в фильме моментов лишь подчеркивают ценность  человеческой жизни. А ещё фильм пропитан  философией  добра и потому будет понятен всем возрастным категориям зрителей. Что же  касается самих героев, то  созданные актёрами образы четко отражают присущие людям чувства. В фильме нет недоработанных сцен, а у его создателей вроде и нет желания завладеть вниманием зрителей закруткой сложного сюжета. Само содержание как бы подтверждает  слова сказанные режиссером – постановщиком Шоазимовым: «что кино для того и снимается, чтобы его смотреть». 
Что же касается самого Руми,  он ещё молод и лишь в начале своего творческого пути. Тем не менее, его  картина «Вездесущий» отразила  то, о чем раньше в обществе знали, но помалкивали.
На Каннский фестиваль фильм повезла продюсер. Есть такая программа, когда из каждой страны привозят туда их на показ.  Сам на фестиваль  он тогда  не поехал,  другие были  дела. К тому же, - отметил он, - в моём случае мне больше импонировал процесс  работы над фильмом, чем погоня за славой. Тем не менее, было приятно узнать, что наше национальное кино получило достойную оценку, в чем я не сомневался.  Приёмной комиссии  он тоже понравился.  Вопросы были, но по существу. За фильм я тогда получил отлично не как  аванс на будущее, а как  законную оценку. Что же касается проведения фестивалей - они  диктуют режиссерам  свои условия. Все фестивальные фильмы (актёрская работа, стилистика, сюжет) всегда почти одинаков… про бедных людей, которых все мучают, им  всегда плохо.  Когда смотрю такие фильмы,  за которые  режиссёры  получают призы – возмущаюсь? Что в них хорошего!  Ничего нового! Сюжеты повторяют друг друга, везде стандарт  работы с актёрами. Но  есть и немало  талантливых фильмов, в которых  актеры выработали свой  узнаваемый  почерк. И  есть немало режиссеров, работу которых вы смотрите и не узнаёте, а в кинематографе должен быть прорыв и индивидуальность».

На мой вопрос: к каким он относит себя лично сам? Руми ответил:
- Я просто  хочу и могу снимать хорошее кино, которое  у себя в душе ощущаю и при помощи изобразительных средств,  стараюсь выразить  свои  идеи.

А соответствует ли восприятию  твоей цели подготовка зрителей?
- Нельзя недооценивать зрителей, следует действовать так, чтобы зритель все же оказался умнее и постараться удержать  у экрана зрителя.  Для этого  снимать понятное кино.  Если кино  скучно смотреть и зритель  готов  выйти из зала, нужно прекращать любой показ.

Как думаешь, чем можно заинтересовать молодого зрителя, который в своём большинстве сегодня малообразован и  перенасыщен просмотром боевиков и эротики?
- У мена нет особых средств и приёмов. Моё главное правило - без зрителя режиссёр – ни кто! Тем не менее, думаю, что всё же не зря 5 лет проучился в классе  у Владимира Меньшова и педагога Владимира Тумаева во ВГИКе, в Москве, который (не хвалюсь) закончил с отличием.  Подробно изучил технику монтажа, режиссуру, изобразительный ряд. Отдельным вопросом была музыка и звуки, работа с художником – постановщиком в кино. Учеба началась  со съёмной площадки. Главное в работе режиссёра  - это работа с актёрами. Затем  работа с видеорядом. Вот так год за годом начинаешь постепенно усваивать  задания… их сотни.  Съёмки в павильоне, курсовая по экранизации, работа с текстами. Что же касается работы с актерами? Ни один актёр не может «зарубить» фильм. «Зарубить» его может только сам режиссёр. Любая ошибка  - это вина режиссёра. Группа исполняет работу, которую  предлагает им режиссёр. Ну а стиль  «нуар», в котором я люблю снимать, не так уж и нов. Классики держатся  за старую школу, а этот  стиль, с особенной динамикой и атмосферой.  Всё мною изучалось подробно, тщательно. ВГИК – это  серьёзный киновуз. Из Таджикистана  в этот период обучения я был один. Я прекрасно понял, что такое кино и считаю, что годы учебы не были потрачены мною зря. После просмотра моего первого фильма «Вездесущий» многие мне  тогда говорили, - что я заставил их задуматься! 

А работе не мешает, что режиссёр, в несколько раз моложе актёров, на съёмках начинает им указывать что и как делать?
- С  началом актёрских амбиций на съёмочной площадке, хорошего фильма  уже не будет. У меня подобных инцидентов не было.

Так что - режиссер непререкаем?
- Ни в коем случае! Без актеров и рабочей группы  я, словно мастер без инструмента. Кто я без   художника - постановщика, художника по костюмам, самих актёров, реквизиторов, 2-го  режиссёра - организатора, звукорежиссёра! Собрать эти службы в единую большую команду очень сложно. Командой надо дирижировать и задуманное сложить так, чтобы всё это вместе  двигало фильм.  Мало того, при соблюдении этого множества правил следует успеть уложиться в  определённый срок, а личные амбиции здесь не уместны!

Расскажите о вашем новом фильме, где он снимался?
- В этом фильме четко определён  стиль,  который я довёл  до максимума понимания. И название фильму дано не случайно. Съёмки велись в Душанбе.  Отмечу очень важный момент - фильм полностью профинансирован киностудией «Таджикфильм». Очень благодарен за  это директору  киностудии Носиру Саидову.  Мне были созданы все условия для съёмок. Сам фильм больше создан на образах. В одном из эпизодов мне понадобился  интерьер христианского кладбища, которого  реально не существовало. Художник – постановщик  Джамшед Халиков  сделал его  мастерски. Понадобилась будка для продажи лотерейных билетов - её тоже смастерили. Сейчас  на киностудии  «Таджикфильм» есть всё, чтобы снимать хорошее кино.  Хочу также  отметить, что в съёмках участвовал  оператор Султан Сукиев, с  которым  я работаю  с 2011 года и сценарист Александр Бондарь.  Всё, что было необходимо,   я получил. Границ  потребностей  и возможностей не превышал. Субординацию с руководством, старшими по званию и возрасту соблюдал. Всегда выслушивал советы и замечания.

А вот что рассказали о своей работе в фильме:

Алексей Мячиков, 2-й режиссёр:
- Для фильма я подготовил свой определённый  режиссёрский план и отвечал во время проведения съёмок за организационные моменты. Что же касается самого съемочного коллектива… успех работе будет сопутствовать тогда, когда все работают в едином ритме…
 Что же касается фильма, то он не про обезьян. На переднем плане его аллегоричность и не стандартность отношений. Все кто его увидят – поймут - его суть поднята до уровня простого и не совсем образованного обывателя. Вместе с тем,  фильм   не поднимает  национальных  проблем и казалось бы, ни  к чему  не привязан. Вместе с тем - это не кассовый фильм, а большое авторское кино, хотя  со счета тоже нельзя сбрасывать и такой плюсовой момент, что кино – это товар. Недаром  в мире существуют гигантские кинофабрики, которые выпускают  свой кино продукт, имея при этом колоссальные доходы.
Что же касается лично меня, то больше работаю над съемками  сериалов и вместе с тем,  творчески вырос  на игровом кино. Кстати, «Сон обезьяны» - фильм  игровой.
А ещё мне интересен сам режиссёр, его молодость, его тема. У него свой почерк, своя манера работы с актёрами. Он  создал команду, в которой  все понимают друг друга с полуслова. Главное назначение фильма – призыв к миролюбию и милосердию. Это один из главных постулатов  многобожия. И когда мы доверяемся амулетам, подвергаемся  искушению. И самый главный грех – искушение за которое приходится дорого платить. Думаю, всё это хорошо  отразит экран и   фильм  принесёт большую пользу.

Фируз Бахтибеков, художник по реквизиту:
 - Мне  тоже нравилось работать над этим фильмом, помогли советы художника – постановщика Джамшеда  Халикова.  Главное  - что директор киностудии Носир Саидов дал «добро» молодому  дебютанту! Радует, что  на киностудии «Таджикфильм» полностью  обновлена техническая база,  для съемок выделяются деньги, из  новых молодых кадров сгруппирован творческий потенциал, регулярно проводятся мастер классы, конкурсы…  Что же касается риска? Он был и будет присутствовать  при создании каждой картины.  Очень похвально,  что молодой режиссер взялся за раскрытие темы, которая  волновала и  будет всегда волновать человечество.

Марина Якунина, художник по костюмам:
- Что касается меня и моей работы – хочу отметить, денег на костюмы дали столько, сколько потребовалось. У меня как у художника были свои сложности.  Прочла сценарий и поняла, что  нужно придумать то, чего до сих пор на экранах не воспроизводилось. Действие происходило в мистическом аспекте,  в условное время и в условной полу европейской стране. К  тому же не было определённой конкретики и характеры героев были обобщены. Мне была  дана полная свобода и возможность самой продумать  одежду своих героев. Так  что  особых подсказок я ни от кого не ждала, был сценарий, режиссёр со съёмочной группой и свой собственный  более тридцати лет рабочий кино опыт.
…И так  фильм снят, смонтирован и в черновом варианте был в марте даже просмотрен комиссией…Ещё немного доработки и впереди волнующий момент… В зале гаснет свет, на экране мелькают титры.  Вот оно - волшебство под трепетным названием  премьера.
Но может быть и так, что случится это не скоро.  Фильм  отправят на кинофестиваль, так часто бывает.
 Несмотря на свои назойливые телефонные звонки, мы так и не получили  у директора киностудии «Таджикфильм» Носира Саидова ответа на свой шутливый вопрос «Когда же проснётся обезьяна?»
Может принято перед премьерой  на подобные вопросы -  не отвечать? Что ж,  подождём!


Рецензии