На радость себе и людям

Художественные изделия из металла всегда считались произведениями искусства самого  высокого качества и потому, с большим интересом душанбинцы и гости столицы посетили очередную  выставку – продажу художественных изделий  художника  по металлу Рахмона  Сатыева, которая  открылась 14 мая с продлением до10 июня в Культурном Центре  «Бактрия».

Как отметил его директор Марк де ла Фушардьер: «основной задачей КЦ «Бактрия» всё так же является  сохранение  и продвижение  в массы таджикской  культуры и искусства. В этих целях уже прошли выставки – продажи  работ таджикских художников  Бахрома Исматова, Марьям Сафаровой, Янтобте Маматкулова. И вот теперь, - обратился он к посетителям, -  вам предоставлена возможность оценить работы очередного таджикского  мастера – чеканщика по металлу Рахмона Сатыева.
Следует отметить и такой важный момент в организационной работе Центра - гости не сразу прошли в зал к интерьеру выставки, вначале прозвучала музыка.  С небольшим, но ярким по своему исполнению концертом перед ними выступили  воспитанники республиканской музыкальной школы им. Атоева. Виртуозно играли: ученик 11 класса,  лауреат республиканских фестивалей, участник  международного среднеазиатского молодёжного  симфонического оркестра Шарифджон  Гиясов (скрипка) и  ученик 7 класса, лауреат республиканских фестивалей  Идибек  Тошев (рубоб). Такой музыкальный «подогрев» в этот день был как нельзя кстати. За окном бушевала весенняя непогода с проливным дождём,  но настоящему искусству она не была помехой.
В выставочном зале тоже было на что посмотреть. Здесь же, комментируя посетителям  свои работы, находился и «виновник» торжества – сам мастер  Сатыев.  Без смущения и ложной скромности  отвечал на вопросы, сыпавшиеся на него со всех сторон. К такому вниманию мастеру было не привыкать. С 2000 года  он – член Союза художников Таджикистана. Большую часть своей творческой жизни посвятил живописи и росписи, а к работе по металлу  пришёл по велению  души. О таких как он говорят: «самоучка, мастер от Бога»… и потому, его путь к познанию очередного  мастерства был трудным и долгим. А ведь мог бы остановиться на уже достигнутом и совершенствовать своё  мастерство дальше.
Его творческий путь был определён. В 1978 –м году окончил Республиканское художественное училище им. М. Олимова (у педагога  Сабзали Шарипова).  Был направлен на интересную оформительскую работу. Вначале поработал художником в «Таджикбытрекламе», затем перешел в «Таджиктекстильмаш».  Но в корне, - он и сам так считает, - в его творческую жизнь уже вошло новое чувство, которое он  познал во время службы в Армии, где в часы досуга он и познал от русского сослуживца первые азы чеканного мастерства. Увлечение чеканкой не остыло, а с годами даже превратилось в страсть. Он много читает специальной литературы по технике  обработки металла, учится мастерству работы с инструментами… но лишь в 2006 - м году  ( в 48 лет)   познакомившись с профессиональным чеканщиком из Грузии  Гурамом Сордия начинает  у него заниматься.  Как говорит он сам: «что его профессиональная деятельность по чеканке  начинается именно с этой даты».   
В 2010 – 2011 годах Сатыев работает художником по металлу в Художественном фонде г. Москвы и выставляет свои работы  в городе Дмитрове. В последующие годы  принимает участие в крупных республиканских выставках, участвовал в выставке  ШОС в Таджикистане.

Большая часть работ Сатыева выполнена в малом формате на пластинах цветного металла. В основном - это работы плоскорельефной чеканки с четко проработанными деталями рисунка и тончайшей моделировкой рисунка.
Основные материалы для создания изделий медь, латунь, алюминий, бронза, железо, нержавейка, оловянный сплав. Несмотря на свою твердость, металл податлив. Его гнут, плавят, штампуют, скручивают, заливают в формы, чеканят, куют. В сочетании со стеклом, деревом, камнем, тканью чеканка создаёт прекрасную композицию, которая напоминает песню.
Как выяснилось, такого металла в Таджикистане нет… «достаёт» его мастер у знакомых и своей мастерской у него нет. Раньше арендовал помещение в Фонде   Союза художников РТ, но дорого платить по 500 сомони в месяц. Заниматься любимым делом приходится в жилой квартире, в которой для этой цели  нет условий. Дело в том, что даже малые формы чеканки требуют кропотливого труда и грязной по своей технологии работы. Назову перечень лишь нескольких из них:
Вначале рисунок будущего изделия выполняют контуром в натуральную величину на бумаге. Кровельными ножницами из листового металла, вырезают заготовку. Далее рисунок точками переводят на заготовку и нагревают её пламенем горелки, что повысит пластичность металла. Затем укрепляют пластину на кожаном мешке с песком и приступают к выколотке рельефа рисунка, т.е.  несколько сотен, а то и тысяч раз (с обратной стороны заготовки) ударяют по рисунку на пластине специальным инструментом – чеканом. Уже с рисунком, готовую пластину вновь обжигают и обрабатывают химическими, механическими, гальваническими и другими способами. Только представьте во что превратится квартира с этой производственной технологией, стуком  чекана по металлу и резким запахом кислот.
Сегодня изделия из металла на пике популярности, но нет у художника  возможности создавать подобную красоту в большом объеме.
Министерству культуры РТ просто необходимо  возрождать прикладное искусство, помогать  таким мастерам, - сказал  полковник запаса и сам страстный чеканщик  Саидкарим Ахроров. Жаль, нет сейчас такого учреждения как бывший «Армугон». Когда – то в молодости я там работал, сейчас в бывших цехах - складские помещения. Из меди, латуни, бронзы, алюминия можно было бы выпускать  целые картины на металле,  декоративные изделия: люстры, бра, канделябры, настольные лампы, фонари и светильники, мелкие сувениры. А как бы украсили здания фасадные металлические таблички, номерные таблички на домах. Жаль будет, если в другой стране, в той же России предоставят Сатиеву условия и он уедет!»
По признанию специалистов изделия из металла мастера Сатиева  - считаются произведениями искусства высокого качества. Жаль, если будет создавать он их где - то за горизонтом.   Они должны радовать людей здесь.


Рецензии