Смелые люди из Пуркерсдорфа

Вчера опять ехал мимо этой вывески с названием улицы. Названием, надо сказать, несколько неожиданным. 

Аншлюсгассе.

Улица имени Аншлюса (присоединения Австрии к Третьему Рейху со всеми вытекающими, как говорится, последствиями в виде потери независимости, участия в войне, разгрома, оккупации и недолеченной национальной травмы: процесс денацификации здесь был весьма условным, сгодившимся лишь на то, что австрийцы сочли себя не виновными, не невольными – хотя бы – соучастниками, но жертвами).
Деревня Пуркерсдорф притулилась у самой западной окраины Вены, на холмах у венского леса. Деревня как деревня, аккуратные домики, палисадники, горбатые улочки карабкаются вверх, в сторону леса. Пенсионеры прогуливаются у речки в национальных одеяниях и на тревожащих их покой велосипедистов смотрят исподлобья. Как на оккупантов. Каменную вазу фонтана на площади увенчивает фигура ангелочка с кувшином. Кирха. В антикварной лавке у ратуши в витрине – грошовые безделушки, пара посредственных натюрмортов и великолепный инкрустированный шкаф эпохи Бидермайер по разумной цене – смотрю на него уже пятый год.

И столько же, с не меньшим удивлением, на вывеску с названием улицы. Смелые, думаю, люди живут в деревне Пуркерсдорф.

Вчера наконец не поленился, слез с велосипеда, прочитал, что написано на табличке под вывеской.

Оказывается, в 1927 году объединились в одну коммуну два садовых хозяйства, граница между которыми проходила по этой улице. В память об историческом событии ее переименовали в Аншлюсгассе (переулок Объединения, если дословно). Отдельно указано, что никакой связи с более поздним аншлюсом, случившимся в 1937 году, не имеется.

Только укрепился во мнении: смелые люди живут в деревне Пуркерсдорф.          


Рецензии