П продолжение

ПОЭЗИЯ как знание – термин новой критики. Это знание, отличное от научного познания. Поэзия это слияние эмоции и мысли (Т. Элиот).
ПОЭЗИЯ клефтов (разбойников) – родилась в XV в. в Греции, боровшейся с властью Турции. Это своеобразная реставрация византийской и древнегреческой литературы и устная народная поэзия.

ПОЭЗИЯ корреспондентских обществ –  стихотворения членов первых в истории объединений рабочих и ремесленников в Англии (1792 – 1798 гг.). Они отразили идеи демократического движения.  В их стихах возникли сокровенные мечты народа о справедливости и счастье для бедняков.  Публицистическое содержание определяет и строй образов этой поэзии. Язык их близок к языку классической поэзии, но кое-где используется язык народных куплетов.

ПОЭЗИЯ крови и железа – реакция итальянской литературы на ХХ в. Стремление укрыться от хаоса века и грома в провинции.
ПОЭЗИЯ ЛЕГИОНОВ –  литература польских легионов, сражавшихся на стороне Франции (XIX в.) П.л. утверждала патриотический оптимизм, мысль о том, что  с разделом Польши государство не погибло – «Мазурка Домбровского» (текст Ю.Выбицкого, 1747-1822) впоследствии стала гимном Польши. ((Полководец польских легионов генерал Ян Домбровский, 1836-1871).

ПОЭЗИЯ и ПРОЗА — два основных типа организации художественной речи, внешне различающиеся в первую очередь строением ритма. Ритм поэтической речи создаётся отчётливым делением на соизмеримые отрезки, в принципе не совпадающие с синтаксическим членением. Прозаическая художественная речь расчленяется на абзацы, периоды, предложения и колоны, присущие в обычной речи, однако, – сложное и трудноуловимое явление, изученное недостаточно. Первоначально поэзией именовалось искусство вообще, поскольку в нём преобладали стихотворные и близкие к ней ритмико-интонационные формы. Прозой же называли все нехудожественные словесные произведения: философские, научные, публицистические и т.д.

ПОЭЗИЯ и СМЫСЛ – любое самоценное построение в искусстве, не несущее информации, противоречит самой природе искусства, как сложной системы, имеющей, в частности, семантический характер (Ю.Лотман).

ПОЭЗИЯ предмартовской революции – в Германии второй половины XIX в. –  период государственного объединения страны. Власть перешла к Пруссии. В стране назревал политический кризис, недовольство прусским королём. Это также период объединения писателей либерально-демократического направления. Происходит переоценка культурных и художественных ценностей, идёт поиск новых путей развития литературы. Главой литературного движения стал Л.Берне (1786-1837). Большое место в поэзии этого периода занимала революционная песня.  «Гимн всеобщего рабочего союза» (Г.Гервег, 1817-1875), «Песнь немецких рабочих» (Я.Аудорф, 1835-1898),  «Марш социалистов» (М.Кегеля, 1850-1902). Поэзия этого времени делилась на два направления: призывно-патриотическое (Г.Гервег, Ф.Фрейлиграт, 1810-1876) и сатирическое (Г.Гейне,1797-1858, А.Глассбреннер, 1810-1876).

ПОЭЗИЯ руин – в Дунайских княжествах описание замков, крепостей.  Для П.Р. характерен элегический тон, ночное время суток, призыв к современникам подниматься на борьбу, скорбь по утраченной независимости.
ПОЭЗИЯ (литературная академия) –  в тамильской (Индия) литературе два сборника древней поэзии. В одном из них короткие стихи (от 3 до 31 строки), в другом длинные (более 100 строк). Поэзия тамилов опирается на устную традицию.

ПОЭЗИЯ тарикатов (догмат веры) – в восточной литературе стихи на религиозные темы.
ПОЭЗИЯ труверов – делится на три этапа. В первый этап (до середины ХII в.) творчество было анонимным. Во второй период(примерно 1150-1240 ?) творчество усложняется, приобретает определённо-личностный характер. В третий период в ряды трубадуров вступают  горожане. Лирика перерождается. Появляется натурализм, рационализм, субъективизм, морализаторская дидактика и религиозные темы.

ПОЭЗИЯ французских символистов – в 1886 г. Ж. Мориас (1856-1910)  опубликовал «Манифест символизма». В нём он писал: «Поэзия стремится облечь идею в ощутимую форму, которая не становилась бы однако самоцелью, но будучи выражением Идеи сохраняла подчинённое положение. Что же касается «конкретных явлений, то они суть простые видимости, призванные обнаруживать своё  эзотерическое  сходство с исконными Идеями».  Самый серьёзный вклад символистов во французскую просодию – «освобождённый» или вовсе «свободный» стих (верлибр), нововведение Г. Кана, В. Гриффена (1864-1937) и С. Меррилля (1863-1915).

ПОЭЗИЯ четырёх – в Корее поэзия четырёх авторов XIV в.: Ли Донму, Пак Чег, Лин Согу. Они писали стихи на китайском языке.
ПОЭТИЗМ – слово или выражение, характерное для поэтического речевого и образного творчества. Например: «волненье бурь», «небесные черты». Сюда же относятся и старославянские формы слов: брег, очи, млеко и т.д.

ПОЭТИКА Возрождения – возрождение  античных  устоев культуры особенно сильно сказалось на теории литературы. Писатели хотели создать нормативную поэтику с опорой на категорию жанра и стиля. На первом месте стояла категория жанра, а потом  цель, которую преследует поэзия. Писатели стремились осмыслить и систематизировать всё то, что не сумело сделать средневековье.

ПОЭТИКА классицизма –  основное в ней – отражение действительности, а одной из важных черт является обращение к образцам античности. В основе П.к.лежит принцип рационализма, соответствующий философским идеям Р.Декарта (1596-1650) и картезианства.
ПОЭТИКА реализма –  примечательной особенностью реализма  является то, что обращаясь к той или иной теме, писатель одновременно осмысливает её как художественное исследование определённой проблемы или явления.

ПОЭТИКА средневековья – в ней ярче всего проявилось стремление к нормализации всех форм литературы, оно носило сугубо схоластический и замкнуто-цеховой характер.
ПОЭТИКО-МУЗЫКАЛЬНЫЙ ритм – античная форма исполнения стихов, когда сочетался ритм стиха и музыки.

«ПОЭТИЧЕСКАЯ академия» –  вольное общество ревнителей художественного слова. Образована в начале XXв. в России. Руководителем её был Вяч.Иванов (1866-1949). В ней состояли М. Волошин, С. Городецкий (1884-1967), О. Мандельштам (1891-1932), М. Кузмин (1872-1936), В. Хлебников (1885-1922),  преодолевшие уроки символизма в движении к другим поэтическим системам.

ПОЭТИЧЕСКАЯ  вольность – изменение фразы или слова с целью сохранения ритма или рифмовки. Можно изменять написание слова: мгновение – мгновенье: Я помню чудное мгновенье (А. Пушкин). Можно вставить  лишнюю букву, изменить ударение: мУзыка – музЫка и т.д., но тут во всём нужна мера и вкус.
ПОЭТИЧЕСКАЯ  гармония -- это эстетический, функционально-денотативный, семантический и смысловой центр стиха.
ПОЭТИЧЕСКАЯ лексика – выбор отдельных слов, входящих в состав художественной речи.

ПОЭТИЧЕСКАЯ морфология – в неологизме  важен способ его образования, когда в слове ощущается то, из каких частей и морфем оно составлено и по какому принципу.
ПОЭТИЧЕСКАЯ мысль – это мысль, проникнутая чувствами рождения плоти образа. Мысль, вооружённая ритмом, рифмами, интонацией.
ПОЭТИЧЕСКАЯ  повесть – жанр литературы, в котором много места  уделено пейзажу и любовным сценам. Это может быть проза (К. Паустовский, 1892-1968) или поэзия (А. Мицкевич, 1798-1855).

ПОЭТИЧЕСКАЯ революция – в США в 1910-х гг., в связи с приходом молодых поэтов в литературу, заговорили о П.р. Молодые авторы пытались писать верлибры, нарушали поэтические формы. Но они не выработали принципы видения: формы, которые могли бы передать современную жизнь, определить особенности сознания человека.
ПОЭТИЧЕСКАЯ функция – её характеризует так называемая «расщеплённая референция», которую можно представить образом, содержащимся в словах: «Это было и этого не было». (См. РЕФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ функция).

ПОЭТИЧЕСКАЯ школа Некрасова – автор оставил  огромный след в литературе второй половины XIX в.  Он дал пример того,  как надо писать о народе, дал пример гражданской и публицистической лирики. Он первым стал широко использовать дактилическую рифму в своих стихах, сумел создать особый род «уныния» в поэзии. Вокруг Н. формировались такие поэты, как А. Григорьев (1822-1864), Я. Полонский (1819-1898), И. Никитин (1824-1861), А. Плещеев (1825-1893) и др.
ПОЭТИЧЕСКИЙ реализм – в Германии  второй половины XIX в. он возник вполне естественно у писателей Й.Раабе (1801-1859), Т. Шторма (1817-1888) и особенно у Т. Фонтане (1819-1898). В П.р. проявилось  высокое и приподнятое отношение к действительности, которую эти писатели искали в самой жизни.
               
ПОЭТИЧЕСКИЙ ренессанс – это эпоха начала ХХ, когда формируется и утверждается в своих правах реалистическое направление очень значительных поэтов США.
ПОЭТИЧЕСКИЙ ритм – все регулярно композиционно значимые повторы словесно-звукового материала. К  этому числу относятся: тонический ритм; силлабика; синтаксический ритм; рифма; внутренняя рифма; каталектика; паузы концевых строк; цезура; интонационный ритм; строфический ритм.
ПОЭТИЧЕСКИЙ синтаксис – способ сочетания отдельных слов в предложение – так называемые обороты речи.

ПОЭТИЧЕСКИЙ театр – в Испании XX в. театр, возникший в результате введения в драматургию поэтики модернизма с его экзотичностью, тягой к прошлому.
ПОЭТИЧЕСКОЕ качество – способность текста порождать различные прочтения, не исчерпывающиеся до конца.
ПОЭТИЧЕСКОЕ мышление – способность человека мыслить образами.
ПОЭТИЧЕСКОЕ чувство – это умение видеть поэзию там, где её никто не видит, умение понимать настоящую поэзию.

ПОЭТ-лауреат — придворное звание, введённое в Англии при дворе короля Карла II в 1668 г. Первый П-л. – Джон Драйден (1668 – 1688). Название П-л. восходит к мифу об Аполлоне и его любимом дереве лавре, которым он повелел венчать поэтов.
ПОЭТЫ «Аушры» (зари) – группа поэтов-литовцев, группировавшихся  вокруг газеты «Аушра». Они представляли своего рода первую школу романтиков. Выражали прогрессивные идеи литовского национально-освободительного движения второй половины XIX в. Они лишь иногда идеализировали прошлое. Наиболее крупным поэтом этой группы был Йонас Майронис (Ё.Мачюлис, 1862-1932).

ПОЭТЫ «Башни» – в Дании группа поэтов конца XIX в., группировавшиеся вокруг журнала «Башня». – С. Микаэлис (1865-1932), Х. Роде (1870-1937), Л. Хольстейн 1839-1912), Т. Ланге (1851-1915) и др.  Это были молодые авторы датского символизма.

ПОЭТЫ битники – в поэзии битников в наибольшей степени сконцентрировался пафос отрицания господствующих в американском обществе ценностей. За резкостью слов скрывается любовь к своей стране. Их стихи – крик боли и ярости при виде Америки, «утратившей невинность», трагической растраты человеческих и природных ресурсов. Наиболее талантливые из них А. Гинсберг (1921-1997), Г. Корсо (1930-201) и У. Берроуз (1914-1997). Вот строки из стихотворения Аллена Гинсберга «Вопли» (1956 г.):
Я видел лучших людей моего поколения,
Разрушенных безумием,
Истощённых истерикой,
Голых,
Бредущих без сил сквозь
Негритянские кварталы на
Рассвете,
В поисках дозы, чтобы
Кольнуться
Ангелоликих хипстеров,
Сгорающих ради древнего
Небесного
Объятия с сыплющей искры
Звёзд динамо-машиной среди
Реквизитов ночи…                (Перевод И.Ковалёвой)

ПОЭТЫ восстания – в Ирландии в 1916 г. было поднято Дублинское восстание против англичан. Среди руководителей восстания были поэты Патрик Пирс (1660-1916), Томас МакДона (1878-1916) и Джозеф Планкетт (1887-1916). Их творчество отмечено движением от религиозного всепрощения и пассивного ожидания к революционному демократизму.
ПОЭТЫ «Звезды» и «Правды» – группа поэтов, сплотившихся в 1911-1914 гг. вокруг  большевистских органов печати. В условиях нового революционного подъёма они отражали настроение борющегося пролетариата. Среди таких поэтов были Д.Бедный (1883-1945),  А.Богданов (1879-1928), А.Гастев (1882-1939), Ф.Шкулёв (1868-1930), и др.
ПОЭТЫ-интеллектуалы  – группа австралийских поэтов 20-х гг. XX в.: Кеннет Слестр (1901-1971), Хью Мак-Кре (1876-1958), Р. Фитцджералд (1830-1892)и др. Они мастерски использовали приёмы модернизма, концепцию абсурдности мира. Разрабатывали тему путешествий и географических открытий в историко-философском ключе.

ПОЭТЫ кружка Н.В. Станкевича – объединение молодёжи 1830-х годов, во главе которого стоял поэт Н. Станкевич. Их объединяла любовь к искусству, глубокая вера в могущество человеческой мысли. Они интересовались философией и нравственными проблемами. В кружок входили В. Красов (1810-1845), Н. Станкевич (1813-1840), И. Клюшников (1811-1895) и К.Аксаков (1817-1880).
ПОЭТЫ Новой Англии – группа американских поэтов времён Гражданской войны и после неё. Одни воспевали подвиги федеральных войск, говорили о разладе между словом и делом (Д. Лоуэлл, 1819-ё891). Другие авторы писали о войне в духе романтической поэзии (У. Холмс,1809-1894; Д. Уиттьер, 1807-1892). В послевоенное время романтическая традиция поэтов Н.А. начинает угасать.

ПОЭТЫ-РАДИЩЕВЦЫ – деятельность наиболее радикальных последователей идей А.Радищева. П-Р. ещё при  жизни Радищева организовали кружок, в который входили поэты:  И. Пнин (1773-1805),  В. Попугаев (1778-1816), И. Борн (1778-1851)и др.
ПОЭТЫ «Сатирикона» –  журнал «Сатирикон», а затем «Новый сатирикон», выходил с 1908 по 1914 гг. Основной его задачей было развлекать дворянско-буржуазное общество, напуганное ростом революционного движения, хотя их юмор был поверхностным. Редактором «С»  стал А. Аверченко. В журнале сотрудничали талантливые поэты-юмористы: П. Потёмкин, В. Горянский, В. Князев, Тэффи, С. Горный и др.

ПОЭТЫ-ФЕЛИБРЫ – в мае 1854 г. в поместье братьев Джиера группой поэтов (Ф. Мистраль,1830-1914; Т. Обанель,1829-1886; Ш. Брюне, 1780-1867 и др.) решено было создать общество П-Ф., принимающих реформу Ж. Руманиля (1818-1891) – реформа провансальского языка – и начать издание  журнала «Провансальский альманах».  Точное значение  слова «фелибр» неизвестно, но в устах поэтов-провансальцев оно понималось как поэт-патриот.

ПОЭТЫ Чёрной Горы – школа американских поэтов 50-х гг. XX в. Сформировалась вокруг экспериментальной школы искусств в Эшвиле. Поэтическая практика их связана с теорией «проективного стиха». Её автор – Чарльз Ч.Олон (1910-1970)– отстаивал открытую форму, вытекающую из соотнесённости спонтанных дыхательных пауз в речи и поэтической строки, набранной на странице.
Люблю, люблю – и потому Я б
Раскроил тебе башку в
Глазницы вставил бы свечу
Любовь – усохнет и умрёт,
Забудь лишь амулета власть
И оторопь при  виде глаз.             Перевод А.Нестерова

ПРАБАНДХА-КАВЬЯМУ – в литературе телегу (Индия) жанр повествовательной поэмы.
ПРАВДА литературы – состоит в создании типического, трансцендентного в результате ситуационных аналогов между вымыслом и познаваемой реальностью. Правда вымысла создаётся арсеналом лингвистических средств. Благодаря языковому и поэтическому коду диегезис превращается в социально управляемый процесс.
ПРАВДОПОДОБИЕ – эстетическое понятие, в нём отражается специфика искусства – его подобие реальной действительности, сходство с ней.

ПРАВИЛА построения текста – 1). Текст должен быть целостным. У него должна быть единая тема. Она иногда выражается в заглавии («Что делать?» Н. Чернышевский).  2). Текст обязан иметь композицию, строиться по определённому плану: зачин, кульминация, концовка. 3). Внутри текста должны быть выделены составляющие компоненты (глава, параграф, часть и т.д). 4). В тексте всё взаимосвязано, в том числе сложные синтаксические целые и отдельные предложения. Вот некоторые виды связей: предметная связь  (части текста объединяются именами людей, названиями описываемых предметов); временная связь (наличие единого времени); пространственная связь (город, село или другое место действия). Специальные текстовые связи – вводные слова, не специальные средства связи – в частности повтор, красная строка.

ПРАВОСЛАВНАЯ беллетристика   – современное направление прозы: документальная проза, авантюрно-приключенческие и исторические произведения, а также «христианские фэнтези». Выделяется художественная проза, написанная священнослужителями.
ПРАГАСАНА – в Индии вид одноактных сатирических или комических пьес.

ПРАГМАТИКА — отношения между знаковыми системами и теми, кто ими пользуется.
ПРАГМАТОГРАФИЯ  –  описание события такого, к примеру, как битва, пир, свадьба и т. п.
–  Как же у них празднуют свадьбу? – спросил я у капитана.
– Да обыкновенно. Сначала мулла прочитает им что-то из Корана; потом дарят молодых и всех их родственников; едят, пьют бузу; потом начинается джигитовка, и всегда один какой-нибудь оборвыш, засаленный, на скверной лошадёнке, ломается, паясничает, смешит честную компанию; потом, когда смеркнется, в кунацкой начинается, по-нашему сказать, бал. (М.Лермонтов)

ПРАЖСКАЯ немецкая школа – возникла накануне первой мировой войны. Представляла собой арену борьбы разных литературных направлений и групп. Основным направлением её деятельности был экспрессионизм.  Литераторы этой школы боролись против реализма, который они понимали слишком прямолинейно. В П.н.ш. входили Г.Майринк (1868-1932), Ф.Верфель (1890-1845), Ф.Кафка (1883-1924),  Й.Урцидаль (- ?). Их не устаивало слишком пристальное внимание писателей-реалистов к тонкостям и оттенкам душевной жизни своих героев. Борьба между ними заключалась в искажении пейзажа на картинах, а у поэтов в нарушении синтаксиса – речетворчестао – и высвобождение самобытного слова. В центре творчества  П.н.ш.  был уже не характер, а характерность,  духовно-душевная ситуация.

ПРАЖСКИЙ лингвистический кружок – создан в 1926 г. как центр деятельности одного из трёх основных направлений структурализма. Его организаторы Богумил Трнка (1895-1984), Ян Мукаржевский (1881-1975), Йозеф Вахек (1909-1996) и др.  Изучали представление о языке как о функциональной системе, то есть,  как системе средств выражения, служащей какой-либо  определённой цели. Основной проблемой П.л.к. стало изучение отношения между языком и действительностью, между языком и окружающими его структурами. Большое влияние на пражскую концепцию поэтического языка оказала русская  «формальная школа», так же признававшая существование особого «поэтического языка».

ПРАЖСКИЙ тропарь – рукописный сборник чешских песен,  включающий  и тропы, музыкальный материал которого связан с народным творчеством (X-XIII вв).
ПРАЙОГВАДА –  эпоха экспериментализма  в индийской литературе (XX в.). Авторы проводили в своих произведениях будничную лапидарность.
ПРАСАТИ – каменные стелы в Индонезии с надписями на санскрите.
ПРАСТХАНА – В индийской драматургии жанр драмы, показывающий нравы низших классов. Герой и героиня всегда – рабы, а остальные персонажи стоят вне каст.
ПРЕВРАЩЕНИЕ – конфликт, когда герой из провинции переезжает в столицу и происходит изменение в его взглядах на жизнь.

ПРЕВЫШЕНИЕ – преувеличение свойств чего -либо, выражая это несколькими словами или более развёрнутой формой речи. – Вы опасный человек! – сказала она мне, – я бы лучше желала попасть в лесу под нож убийцы, чем вам на язычок…Я вас прошу, не шутя: когда вам вздумается обо мне говорить дурно, возьмите лучше нож и зарежьте меня, – я думаю, вам будет не трудно. (М. Лермонтов)
ПРЕДВОСХИЩЕНИЕ – описательное суждение о будущем – установка на опережающее представление вероятных вариантов, что наиболее отвечает возможностям искусства в культурно-историческом постижении грядущего.
ПРЕДМАРТОВСКИЕ  ГОДЫ – время в Германии, когда развивалась литература настроений, идей, подготовивших революцию 1848 г. Наибольшее развитие получили политическая поэзия и публицистика.

«ПРЕДМЕСТЬЕ»  —  группа польских писателей (1933-37 гг.) демократической ориентации (З. Налковская (1884-1954), Г. Гурская (1874-1940), Г. Морцинек (1891-1963)и др.), объединённая по инициативе Е. Богушевской (1863-1919) и Е. Корнацкого(1908-1981). Программа «П.» опиралась на теорию «литературы факта», на творчество Эмиля Золя и французских натуралистов и призывала «направить прожектор внимания и таланта на элементы жизни пролетариата в Польше». Писатели «П.»  стремились к синтезу романа и репортажа, пытались писать коллективно.

ПРЕДМЕТ теоретической поэтики – имеет двоякий характер: 1) «отдельные свойства и стороны» произведений (образ, сюжет, эпитет); 2) «связь и взаимоотношения» этих явлений, строение произведения, его структура  (Г.Поспелов).
ПРЕДМЕТНО-ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ начало –   единичные явления и факты, которые обозначаются словами и составляют внутренний мир произведения.

ПРЕДНАМЕРЕННОСТЬ – основной фактор впечатления, вызываемого художественным произведением (Я. Мукаржевский).
ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ – такое сочетание физических и духовных данных в человеке, которые позволяют ему заниматься тем или иным делом ( см. способность, талант).
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ – воспроизведение в памяти ранее происшедших событий.

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ –   это, прежде всего, поиск писателем своей темы. Такие авторы насущны и необходимы: они  продолжают то, что начали их предшественники и открывают новые пласты в литературе. Так, Пушкин продолжил тему реализма, начатую Карамзиным.
ПРЕКРАСНАЯ эпоха – во Франции период с конца XIXв. до первой мировой войны. В это время идёт бурное развитие науки, техники, растёт экономика. Именно в это время появляется модерн и модернизм,  рождается мощный поток лёгкого массового чтива.
ПРЕЛЕСТЬ – очарование, влечение, красота, привлекательность.

ПРЕМИЯ Вучины – учреждена в 1872 г. за лучшие драматические произведения в рукописи греческим консулом в Одессе И.Ю. Вучиной.  Он также учредил премию греческим поэтам.
ПРЕПАРАЦИЯ – текст, подготавливающий его адресата к чему-то тяжёлому.
ПРЕЦЕДЕНТНЫЙ текст – текст, на который ссылаются многие, считая его главным для данной культуры.

ПРИАМЕЛЬ – жанр немецкой средневековой поэзии. Развился в XII-ХVI вв. как импровизированная эпиграмма с неожиданной концовкой. Является частью гномической нравоучительной поэзии. 
ПРИАПЕЯ  –  короткое шуточное стихотворение, грубо-эротического содержания. В России такие стихи писал И.С. Барков (1732 –1768).
ПРИБАХАСА – в малайской литературе пословица.

«ПРИВАЛ комедиантов» — литературно-артистическое кабаре при Петроградском художественном обществе. Основано группой писателей, художников и артистов в 1916 г. В число учредителей входили Б.К. Пронин (1875-1946), М.В. Добужинский (1875-1057), М.А. Кузмин (1872-1036), Н.С. Гумилёв (1886-1921), А. Толстой (1883-1945), К. Чуковский (1882-1969)и др. Закрылось кабаре в 1918 г.

«ПРИВЕРЖЕНЦЫ ДРЕВНЕЙ ЛИТЕРАТУРЫ» – течение в Китае XIVв. после свержения  монгольского ига.  Его участники стремились восстановить литературу до монгольского периода.
ПРИГОВОРКИ – жанр детского фольклора. Интимное общение с природой, обращение к домашнему быту:
Солнце обогрело,
Лето повелело:
Трижды искупаться,
Нырком дойти,
Из-под воды вон уйти.

ПРИЗНАКИ подлинно фантастического – фантастическое никогда не должно являться в обнажённом виде.  На мистический смысл жизненных происшествий надо намекать. В таком произведении всегда оставляется формальная возможность простого объяснения обыкновенной связи явлений, однако, это объяснение окончательно лишается внутренней вероятности. Все отдельные подробности должны иметь повседневный характер, и лишь связь целого должна указывать на их причинную связь.
ПРИЛОЖЕНИЕ – фигура, в которой каждому стоящему рядом существительному даётся  своё определение, а каждому глаголу – подходящее наречие.  «Вождь и Министр Румянцев, орёл в шествии и победах Суворова, дивный в советах Потёмкин, твёрдый Панин, осторожный Репнин»   (И.Рижский).   
ПРИКАЗ -- новый поэтический жанр. Обращение к нему характерно для периода от второй половины 1910-х до начала 1920 -х гг. Его появление связано с идеологией футуристов, считавших себя новыми людьми. Маяковский обратился к этому жанру в 1918 г. В своих О. поэт ставит перед авторами вполне конкретные ьемы, на которые должны быть созданы чтихи.   
ПРИМЕЧАНИЕ – дополнительная заметка, объяснение к какому-либо тексту.  Чаще всего находится в конце книги.

ПРИМИТИВ – термин, появившийся в XVIII в. Он обозначает наивное, неумелое искусство.               
ПРИМИТИВИЗМ – отличительная черта  австро-венгерской литературы конца XIX в. Это форма реакции на глубинные изменения  в социально-политическом развитии монархии. Писатели словно бы считали, что сейчас всё надо начинать сначала. Провинциальные явления, существующие посреди всего накопленного и выставленного напоказ богатства, сосуществуют с литературными формами иного порядка, с теми, что сберегли  всё идейное и тематическое достояние, накопленное  в культуре за прошедшие века.

ПРИНЦИП автоматизма – определяющий и регулирующий принцип модернизма: снятие дискурса со способа письма, для самовыражения подсознания – вне контроля и ограничения со стороны сознания.

ПРИНЦИП зеркальности – состоит в том, что судьбы литературных героев, их поступки даны автором не путём прямого показа, а через отражение других лиц.
ПРИНЦИП правдоподобия – в научно-фантастической  литературе достичь этого можно, лишь пользуясь научными принципами (Э. По).
ПРИНЦИП удовольствия – основа всякой деятельности человека. В литературном творчестве это проявляется особенно ярко.
ПРИНЦИП художественного отражения жизни – это реалистическое или не реалистическое воссоздание в произведении социальных характеров.
ПРИНЦИПИАЛЬНОСТЬ – любой автор обязан иметь определённые принципы по отношению к различным явлениям жизни (точку зрения). Эти принципы он должен отстаивать в своих произведениях.

ПРИНЦИПЫ прозы ХХ в. – этих принципов 10.  Главный – постмодернизм. Второй – иллюзия-реальность. Следующий – текст в тексте, где смешивается известный текст  с авторским. Другим принципом является приоритет стиля над сюжетом. Здесь важно как сказать, а не что сказать. Требуется уничтожение фабулы, важнее синтаксис, а не лексика. Интересует конструкция фразы. Прагматика, а не семантика. Роль наблюдателя сливается с ролью рассказчика. Нарушение связности повествования и, наконец, аутентизм.

ПРИНЦИПЫ соцреализма – народность, идейность, конкретность. «Писатель должен обладать хорошим знанием прошлого и знанием социальных явлений современности, в которой он призван исполнять одновременно две роди: роль акушера и могильщика» (М. Горький).
ПРИОРИТЕТ – первенство в создании чего-либо. Так, Н.М. Карамзин в своих произведениях впервые показал людей из народа.
ПРИПЕВ — повторяющаяся часть песни. Запев обычно поётся солистом, а П. – хором. Из народной песни П. перешёл в литературу.
ПРИСЛОВЬЕ -- особый элемент фольклора. "Коротенькая, с отдельным смыслом, вставляемая в разговор% пословица, поговорка" (В.Даль).

ПРИСТАЛЬНОЕ прочтение — методика работы с текстом в «новой критике», требующая от читателя фокусирования внимания в процессе чтения на произведении как таковом. Читатель не должен отвлекаться на фиксацию собственного отклика на произведение. Идеальный читатель – это формалистически ориентированный критик; его задача концентрировать своё внимание на структуре произведения и всестороннем исследовании текста.
ПРИЧАСТНОСТЬ – М. Бахтин считал, что автор должен быть причастен к тем событиям, которые он описывает.

ПРОАПОДОЗИС – стилистический приём, заключающийся в том, что предложение начинается и кончается одним и тем же словом.
ПРОБЛЕМА романа – Европейское сообщество писателей 5-8 августа 1963 г. провело в Ленинграде встречу писателей разных стран. Прибыло 83 представителя. Обсуждали проблему обновления романной формы. Большинство авторов выступило в поддержку реалистической прозы. Но был также предложен и «новый роман».
ПРОБЛЕМНЫЙ герой – в романтизме личность, разбуженная историческими процессами, предоставившими, как казалось, неограниченное поле деятельности. Эта личность стремится познать законы природы, общества, исторического процесса и включиться в него.

ПРОБУЖДЕНИЕ – группа нидерландских поэтов XIX в., созданная под знаком реакции. Руководил ею поэт Исаак да Коста (1798-1860), литературная деятельность которого посвящена упорной борьбе с «идеями века», со всеми рационалистическими, буржуазно-либеральными и прогрессивными течениями.
ПРОВИНЦИАЛИЗМ – слово или выражение, введённое в литературу из провинциального говора.

ПРОВОКАЦИЯ – способность автора подсказать читателю не ту развязку событий, которую задумал он сам.
ПРОГНОЗ –  способность автора предвидеть, какое впечатление может произвести его произведение на читателя.
ПРОГРАММНЫЙ текст – художественное произведение, наиболее полно показывающее то или иное направление в искусстве или персональном творчестве.

ПРОЕКТАНТНЫЙ стих – такой стих, в котором поэт умеет запечатлеть как приобретённое, воспринятое слухом, так и перепады дыхания.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ художественных систем –  речь идёт о проектировании художественного образа как художественной системы. Фаза проектирования включает стадии: концептуальную, моделирования, конструирования системы, технологической подготовки. И тут первостепенную роль играет замысел, общее представление о будущем произведении.

ПРОЕКЦИЯ книги – умение видеть и слышать то, что читателю психологически близко и нужно.
ПРОЗА о талантах и красавицах – в Китае XIX в. жанровая  разновидность любовного романа, созданного в XVIII в.
ПРОЗА параллельного стиля – в китайской литературе  эклектизм. «Не называя одного корифея, не ограничиваясь одной эпохой» (Ли Цзы мин, 1900-?).

ПРОЗА человеческих чувств – жанр китайской литературы XIX в., продолжавший традиции любовного романа, но вводивший  новых героев, например, певичек из зелёных теремов.
ПРОЗАИКА – рабочий термин, который ввели в 1980-х начале 90-х гг. американские русисты Гери Сол  Моррисон и Кэри Эмерсон (1906-1983) для обозначения междисциплинарного подхода в гуманитарных науках, призванного отстоять – в литературной критике и не только – гуманистически-персоналистические ценности повседневного («прозаического») существования человека и человеческого общества против «теории» овеществляющих и идеалогизирующих (дегуманизирующих) тенденций в современной литературно-эстетической мысли и культуре, а также лежащего в основе этих тенденций традиционного концепта «поэтики»

ПРОЗЕВГМА – конструкция из нескольких параллельных отрезков, имеющих общий член предложения, имеющийся в первом отрезке или в начале предложения.
Бегут: иной с дубьём,
Иной с ружьём.                И. Крылов
ПРОЗОНОМАЗИЯ – прибавление к имени уточнения, прозвища: Петр Великий, Николай кровавый.

ПРОЗОПОГРАФИЯ (просопография) – описание человеческого лица:
В чертах у Ольги жизни нет.
Точь-в-точь в Вандиковой Мадоне:
Кругла, красна лицом она,
Как эта глупая луна
На этом глупом небосклоне.                А. Пушкин
Описание вымышленного существа – например гномов в поэме Пушкина «Руслан и Людмила».

ПРОЗОПОЭЗИЯ – соединение в художественном целом поэзии и прозы, взаимопроникновение поэзии и прозы. В античной поэзии П. появилась в менипповой сатире. П. приобрела распространение в средневековой литературе. В молодых литературах России к П. относятся такие произведения, как «Мой Дагестан» Р. Гамзатова, «Языческая поэма» Ю. Шесталова.

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ роман – произведение, в центре которого находится профессионал, решающий стоящие перед ним производственные проблемы. Такой роман насыщен производственными и личными коллизиями, в которых задействованы судьбы различных людей всех возрастов.
ПРОКЛАМАЦИЯ  – 1). Провозглашение, обнародование. 2). Печатный или рукописный листок политического содержания, распространяемый с агитационными целями.
ПРОЛЕГОМЕНЫ – предисловие или вступление к изложению чего-нибудь.

ПРОЛЕТАРСКАЯ культура – социалистическая культура революционного класса накануне подготовки к революции. П.к. предполагалось создать путём развития творческой самодеятельности пролетариата.
ПРОЛЕТАРСКАЯ литература – движение в японской литературе 20-30 гг. XXв. Писателей объединял вокруг себя журнал «Литературный фронт». В 1923 г. была создана федерация пролетарского  искусства,  которая  стояла на марксистских позициях.  Движение было разогнано полицией в 1932-1933 гг.

ПРОЛЕТАРСКАЯ поэзия –  поэзия, осмысливающая  сдвиги, происходящие в России, отражающая действительность с позиции мировоззрения пролетариата, возглавившего борьбу  трудящихся за  социалистическое  преобразование  общества.  П.п. группировалась  вокруг  газет: «Искра», «Правда». «Вперёд» и др. К пролетарским относились поэты А.Гастев (1882-1939), Л.Радин (1860-1900), Ф.Шкулёв (1860-1930), Е.Нечаев (1859-1926)и др.
ПРОЛЕТАРСКИЕ писатели – так называли тех авторов, которые по происхождению, месту работы, по мироощущению, идеологии и быту принадлежали к пролетариату. Это относилось и к тем писателям из других классов, которые перешли на позиции пролетариата.

ПРОЛЕТКУЛЬТ («пролетарская культура»)  —  литературно-художественная и культурно-просветительная организация. Возникла в феврале 1917 и существовала до 1932 гг.  Председателем Всероссийского совета в 1918-20 гг. был П.И Лебедев-Полянский (1882-1948), а в 1921-1932 гг. В.Ф.Плетнёв (1886-?). Наиболее ярко программа П. воплощалась в поэзии, где выступали выходцы из рабочих масс А. Гастев, М. Герасимов (1889-1937), И. Садофьев, В. Кириллов (1890-1943), Н. Полетаев, В. Казин. В центре их произведений – собирательный образ пролетария, «бесстрашный работник – творец–человек». Основными темами были труд, коллектив, пафос преобразований «Великой Мировой весны».

ПРОЛЕТКУЛЬТОВЩИНА – в деятельности Пролеткульта была не только положительная сторона, но и отрицательная. Причина этого заключалась в ошибочности теоретической платформы и в вульгарно-социологических взглядах на классовую детерминированность творчества  художника.  Руководство Пролеткульта считало, что творчество – процесс бессознательный,  что пролетарскую  культуру  могут  создавать  только  представители народа, а не выходцы  из других классов общества: «Рабочие-писатели должны не учиться, а творить». «Буржуазный язык, буржуазная культура должны быть ликвидированы».
ПРОЛiТФРОНТ (пролитфронт) – украинская литературная организация и журнал (1930-1931 гг). Она была  явно националистической. Для её создателей характерен буржуазный  гуманизм по отношению к классовым врагам, мелкобуржуазный индивидуализм, эстетство.

«ПРОМЕЖУТОЧНАЯ литература» – в Японии нечто среднее между откровенной халтурой и подлинной литературой.
ПРОМЕЖУТОЧНОЕ положение – в польской литературе начала XX в. группа писателей, чьё творчество занимает промежуточное место между реализмом и не реализмом. Сюда можно отнести прозаика В.Бернета (1874-1940) и некоторых поэтов «Молодой Польши».
ПРОНОМИНАЛИЗАЦИЯ – замена существительного местоимением: «Прошёл мокрый снег. Едва касаясь земли, он тут же таял» (Ю. Нагибин).

ПРОПОВЕДЬ – дидактический жанр ораторской прозы. 1. Распространение каких-либо взглядов, идей. 2. Проповедь религиозного содержания.
ПРОРОЧЕСКИЕ строки – они появляются в том случае, когда парадигматические ряды стиха совпадают с грамматической цепочкой.

ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ литература  азиатской России – отличительной чертой её являлись: демократизм, тревога и забота о настоящем и будущем своего народа, о судьбе края, стремление к овладению культурой, к дружбе с русским народом. П.л. отличала ненависть к богатым, защита бедноты, она бросала вызов отсталости, религиозным догмам и схоластической системе образования. Поэты начинают мыслить исторически-конкретно, соответственно с духом времени.
ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ классицизм – направление во французской литературе XVIII в.,  развивающее принципы классицизма XVII в. в новых  исторических  условиях. П.к. стремился максимально усилить индивидуальность и личностное начало. При этом социальная и географическая среда получают более детализированное  конкретно-историческое воплощение, чем было ранее.

ПРОСВИТА (1873 г.) и литературное общество имени Шевченко  – литературные общества в Западной Украине во второй половине  XIX в. Большое влияние на их деятельность оказывал  Иван Франко и прогрессивные писатели  Западной Украины. В их деятельности была положительная сторона: они занимались просветительской деятельностью, печатали фольклорные произведения и  произведения передовых украинских писателей.
ПРОСЛЕПСИС – приём нагнетания различных деталей, о которых автор хотел в начале умолчать: Не стану описывать кушанья, которые были за столом! Ничего не упомяну о мнишках в сметане, ни об утрибке, которую подавали к борщу, ни об индейках с сливами и изюмом (Н.Гоголь).

ПРОСТОЙ метр – во французской силлабике метр, состоящий из восьми слогов.
ПРОСТРАННОСТЬ – избыточные в формальном и содержательном  отношении элементы:
– Здравствуйте – сказал фининспектор, разувая галоши государственной резиновой фабрики «Треугольник», по  пять с полтиной золотом за пару по курсу дня, купленные в ПЕПО с двадцатипроцентной скидкой (М.Зощенко).
ПРОСТРАНСТВЕННАЯ форма – тип эстетического видения в литературе XX в., при котором  смысловое единство изображаемых событий раскрывается синхронично, по внутренней логике целого, в  «пространстве» сознания.

ПРОСТРАНСТВО мифологическое – нарастание сакральной отмеченности по мере движения от периферии к той точке пространства, которая считается её центром.
ПРОТЕЗА  (присоединение) –  прибавление звука или слога к началу слова: спинжак, аржаной. «Вишь ты, какой востроносый, – сказала старуха, – приехал в какое время» (Н. Гоголь).
ПРОТИВОРЕЧИЯ психологии творчества – соотношение изучения творческой личности, её духовного потенциала, внутреннего мира и поведения с предметным бытием культуры.

ПРОТРЕПТИК (увещевание) – жанр античной литературы, призывающий читателя заняться изучением какого-либо  учения, прежде всего философией.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ искусство – система художественной деятельности, основанная на исторически  сложившемся  разделении  труда и  специализации в определённом  виде искусства,  в отличие от самодеятельного, и  является основным средством существования для лиц, им занимающихся.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ баллады – жанр  австралийской литературы, выросший из народной баллады.  Чаще всего анонимные или подписанные инициалами.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ колорит – создаётся привлечением слов из лексики той или иной профессии. Встречается в «Морских рассказах» К. Станюковича, у А. Твардовского:
Эй, славяне, что с Кубани,
С Дона, с Волги, с Иртыша,
Занимай высоты в бане,
Закрепляйся не спеша!
ПРОЦЕСС творчества – 1). Появление общих особенностей и свойств художественного мышления в ходе творческой работы. 2). последовательность работы художника над созданием своего произведения.
ПСАЛЬМЫ – так в старину иногда называли духовные стихи и религиозные песнопения, псалмы.

ПСЕВДОНОМАСТИКА – раздел лексикологии, изучающий псевдонимы. Имеется свыше  пятидесяти всевозможных псевдонимов. Все они делятся на два типа: содержащие и не содержащие элементы своего имени и фамилии или близких людей.
ПСЕВДОПЕРЕВОД – вид подражания иностранному образцу, выдаваемого за перевод. Одним из таких П. были песни Оссиана, созданные Макферсоном.
ПСЕВДОРЕАЛИЗМ – творческий метод, направление, сложившееся в начале XX в. П. сходен  с реализмом, но свою образную систему строит на мифологизированной основе, на  эффектах, которых как раз и ждёт публика. Это искусство очень близко к натурализму.

ПСЕВДОРИФМА (авторская рифма) –  случайные созвучия в стихе (челнок).
ПСЕВДОРОМАНТИЗМ – название, данное некоторыми историками литературы и искусства романтизму XIX в. в отличие от романтизма средневековья.
ПСЕВДОЭВФЕМИЗМ – сознательный или звуковой намёк на обесцененное слово или запрещённое понятие, не литературное слово: фитюк – так называет Ноздрёв зятя Мижуева у Н.Гоголя.
ПСИХОГРАФИЯ — термин был применён английским литературоведом Дж.Сентбери (1845-1933) к методологии работ французского критика, представителя биографического метода Ш.О.Сент-Бёва (1804-1869), обратившегося к душе писателя (биографический метод), отражённой в письмах, дневниках и литературных произведениях. Первостепенное значение в этом документально-мемуарном методе приобретают свидетельства родственников и друзей писателя.

ПСИХОИДЕОЛОГИЯ – это,  прежде всего, аксиоматические (безусловные) представления, в мире которых живёт автор, будучи укоренён в определённой культурной традиции. А также П. определённой социальной группы, в которой живёт автор.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ школа – школа в литературоведении. Возникла в 70-е годы XX в. Она явилась отражением второго этапа позитивистской философии, когда социологический подход к общественным явлениям сменился психологическим.  П.ш. развивала идеи культурно-исторической школы и принципы биографического метода.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ анализ – едва ли не самое существенное из качеств, дающих силу творческому таланту (Н.Чернышевский). Характерной  особенностью П.а. является то, что объектом его изучения становится человек, его психические свойства, а так же психологические процессы в группах, коллективах, о которых пишет автор.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ параллелизм – стилистический приём а народной поэзии. Состоит в сопоставлении состояния природы с событием из  человеческой жизни:
Отломилась веточка
От садовой яблоньки,
Откатилось яблочко;
Отъезжает сын от матери. 
На чужую сторону.                (Народная песня)
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ реализм – направление в нидерландской литературе XIX-XX вв. Оно состояло в том, что писатели искали причину человеческих бед в нём самом, в его неизменной натуре, а социальные условия, которые тоже являлись причиной его бед, они считали вечными и неизменными. У истоков этого направления стояли М.Эмантс (1848-1923)и  Л.Куперус (1863-1923).
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ роман -- его называют "Социальный" (С.Щедрин).Границы между ними условны. В соотношении понятия "характер" , "обстоятельство" приоритетным является первое, где внимание автора сосредоточено на психологии человека, "где
общественные факторы раскрываются с точки зрения их психологических последствий.
Примером этого является творчество Тургенева, Достоевского, Л.Толстова.
ПСИХОЛОГИЯ реализма – разновидность реалистического изображения, где в отношении понятий «характер» – «обстоятельства» приоритетным является первое, где внимание автора сосредоточено на психологии человека, а общественные факторы раскрываются с точки зрения их психологических последствий. Эти границы условны, но удельный вес психологического и социального разный.
ПСИХОПОЭТИКА1 – направление в современной западной эстетике, рассматривающее художественное творчество под углом классического психоанализа.  П. использует приёмы, присущие фрейдизму,  психопатологии, герменевтике и т. д.  Особое внимание уделяется  бессознательному процессу, участвующему в создании образа.
ПСИХОПОЭТИКА2 – комплекс теорий, приёмов и средств анализа художественного произведения. Они заимствованы из работ З.Фрейда (1856-1938) и Ж.Лакона (1901-2014). Используются различные модели толкования: модель аналогии, медицинская модель и герменевтическая модель.

ПСИХОСТЕНИЧЕСКОЕ мышление – человек с таким мышлением отличается рациональными поступками, всё согласовывает с логикой и предъявляет  к себе повышенные требования.
ПУБЛИКОФОБИЯ – боязнь отдавать свои идеи или книги в публикацию.

ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ стиль – разновидность литературного языка. Один из книжных стилей, использующийся в сфере политики, общественной, экономической и культурной жизни общества, в средствах массовой информации. Язык публицистики широк и разнообразен. Его состав  часто ограничивается описанием экспрессивных средств. Но может быть и художественная и научная лексика.
ПУДЖАНГО-ДАМИ – яванский придворный поэт.
ПУЛИТЦЕРОВСКАЯ премия (Дж.Пулитцер, 1847-1911)  –  с 1918 г. в Нью-Йорке вручается за художественную книгу. Это самая известная премия «большой литературы».

ПУНКТУАЦИЯ поэтическая — авторская расстановка знаков препинания в художественном тексте, определяющая интонационный строй речи и не обязательно совпадающая с правилами грамматики. Существует два вида отклонений поэтической пунктуации. Во- первых, это знаковая избыточность, когда обилием знаков препинания автор помогает уловить смысл произведения. Интонационная перенасыщенность требует знаковой чрезмерности. Во-вторых – недостаточность знаков препинания, возникающая тогда, когда по мнению автора между интонацией и смыслом нет жёсткой зависимости или же когда автор совершенно доверяет эстетическому опыту читателя. Число знаков препинания в этом случае может оказаться меньше нормы, а в пределе и вовсе сойти на нет.

ПУРИМШПИЛЬ – общее название еврейских народных театральных текстов на тему о персидском царе Артаксерксе (н.э. 180-242). Название происходит от праздника «Пурим», к которому ставился спектакль. Жанр возник в XVIв.
ПУТЕШЕСТВИЕ – книга действительных или вымышленных путешествий. Этот жанр литературы существует под разными названиями: Д.Свифт (1667-1745) Путешествия Гулливера, И.Гончаров (1812-1891) Фрегат «Паллада».

ПУТИ развития русской драматургии –  во второй половине XIX в. в России  возникли независимо от всякого влияния две системы драматургии: театр Тургенева и Островского. Тургенев (1818-1883) строил сюжет не на внешних событиях, а на раскрытии характеров и взаимоотношений, в пьесах психологические процессы преобладают над интригой.  А у Островского (1823-1880) в пьесах очень важна интрига (см. Театр Островского). Но Сухово-Кобылин (1817-1903), Салтыков-Щедрин (1826-1889) создали свой театр. Они  продолжали  метафорическую,  гротескную  образную систему,  определившуюся политическим подходом к оценке современных типов и конфликтов. Для Островского и Писемского (1821-1881) важна была историко-культурная проблематика. Но всё это вместе взятое, и Гоголь (1809-1852) в том числе, резко раздвинуло границы драмы.

ПУТИ формирования американского реализма –  местный колорит, стремление реально отразить жизнь последних лет XIXв. и, наконец, создание эпоса национальной жизни на Переломе  Гражданской войны.
ПУТИ художественного творчества –  их два. Первый путь состоит в том, что автор в точности передаёт событие, совершившееся перед его глазами. Второй путь – когда то же событие он расцвечивает своей творческой фантазией.

ПУШКИНСКАЯ плеяда – обобщающее название поэтов-современников А.С. Пушкина. На формирование П.п. повлияла деятельность Н.М. Карамзина и его реформа русского языка. Сюда входили Е. Баратынский, К. Батюшков, А. Бестужев, П. Вяземский, В. Жуковский, И. Крылов, Д. Давыдов, Н. Языков и др.
ПУШКИНСКАЯ премия – учреждена в 1881 г. Императорской Петербургской академией наук. «Вручалась каждые два года (в 188-1895 ежегодно) за напечатанные на русском языке произведения изящной словесности в прозе и поэзии» в размере 1000 руб. и 500 (половинная). Присуждалась Отделением русского языка и словесности Академии наук. Первое награждение было в 1882 г., последнее  - 6 декабря 1919 г.

ПУШКИНСКИЙ дом (институт русской литературы) – научно-исследовательское учреждение при АН СССР. Находится в Ленинграде.  Создан был в 1905 г. как хранилище музейного типа и  источниковедческий  центр  пушкиноведения. При П.д. имеется отдел рукописей, музей, книгохранилище. Ведётся изучение русской литературы с древнейших времён до наших дней. В его работе принимали участи М. Горький, А. Луначарский, А. Толстой, Важнейшие работы, созданные в ИРЛИ – «История русской литературы» (1-10 тт.), «История русской критики» (1-2 тт.), «История русского романа» (1-2 тт.) и др.

ПУШКИНСКИЙ период в литературе – 1810 -1830 гг. – пик русской культуры, романтическая философия искусства. В эпоху Пушкина литература приобрела необычайное значение, она оказалась универсальной формой общественного самосознания, совмещая этические идеи с задачами других форм искусства. И. Киреевский в 1830 г. писал о наступлении нового, русско-пушкинского периода русской литературы, который формировался под воздействием  гуманистических идеалов русской культуры.



ПУШТАНСКИЕ песни – словенские песни в эпоху реформации XVI-XVII  вв.
ПХАНСОРИ – в корейской литературе конца XIX в. лирико-эпический жанр песенного сказа.
ПХВЭ – в Бирме  род концертной арии, исполняемой под оркестр.
ПХЕ СИРХАК (реальная наука) – в Корее XVIIв.  просветительское движение. Его сторонники ратовали  за распространение  научных знаний  и за то, чтобы литература была формой познания жизни.

ПХЁНСИДЖО – корейские песни, состоящие из трёхстрочной строфы.
ПХУНЪЁ – корейские бытовые песни.
ПХЭСОЛЬ – в корейской литературе XI-XV вв. малая проза, повествовательная миниатюра.

ПЧЕЛА –  в древнерусской и других славянских  литературах –    сборник нравоучительных изречений и коротких повествований, расположенных по категориям добродетелей и пороков.
ПЬЕСЫ-ПОСЛОВИЦЫ – драма или комедия, написанная на сюжет пословицы. Жанр зародился во Франции в XVII-XVIIIвв. как игра. Такие пьесы создавали Г.Леклерк, А.де Мюссе и др. В России пьесы-пословицы писал А.Островский: «Свои люди – сочтёмся» и др.

ПЬОУ – традиционный жанр бирманской поэзии на сюжеты буддийских книг. Четверостишие, каждая строка которого имеет четыре слога (слова). П. сложился в XV–XVI вв.
ПЬЯЗА – жанр бирманской драматургии, представленный джатаками. Зародился ещё в XVIIIв. Жанр более простой, близкий к народному театру. Представление длилось не долго. Драма без пения и танцев,  со  стремительным развитием сюжета.
«ПЮИ» (возвышенность) – средневековое объединение  французских жонглёров и горожан в защиту поэзии, театра и музыки.
ПЯНТИВЕНЬ – параллельная проза.  Новый прозаический жанр Китая 200 г. до н. э. –220 г. н. э.  Он был немного витиеватый, насыщенный по содержанию, чётко организованный. Использовался в течение нескольких сот лет.

ПЯТИДОЛЬНИК – одна из четырёх элементных групп, участвующих в формировании метрического стиха. Сложная двухакцентная мера представляет собой сочетание трёхдольника и двудольника. Главный метрический акцент находится на первой доле трёхдольника, побочный – на первой доле двудольной части. Пятидольник имеет пять видовых форм, зависящих от положения анакрузы и соответствующей ей эпикрузы.  В русской поэзии используется третий, четвёртый и пятый виды пятидольника. Пример трёхкратного пятидольника:
Жавороночек на прогалинке распевает.
Он зовёт весну красную, призывает.                Н.Цыганов
  Пример четвёртого вида пятидольника:
Где наша роза,
Друзья мои?
Увяла роза,
Дитя зари.                А.Пушкин

ПЯТИ-СЕМИСЛОЖНЫЕ стихи – в Корее IX-X вв. классическая форма поэзии.
«ПЯТНИЧНОЕ общество» — основанный И.Гёте в 1791 г. в Веймаре кружок, в котором читались и обсуждались доклады учёных, поэтов, художников о научной и литературной деятельности. В кружок входили К.М.Виланд, И.Г.Гердер, В.Гумбольд. Кружок перестал существовать в 1796–97 гг.
ПЯТЬ поэтов хеджистов (хедже – силлабический размер) – группа турецких поэтов начала XX в. (Халид Фахри, Юсуф Зия, Энис Бехич, Орхон Сейфи, Фарук Нафиз), сыгравших большую роль в обновлении поэзии. Они ввели силлабику, писали на чисто турецком языке, но тематика стихов оставалась старой.


Рецензии