Эскизы 2016 - 5

*
Скудость природы – скука жизни
*
Наименование «Мордор» для этих областей вполне подходит – это не оскорбление, а констатация факта.
*
Скоро преподавателя все чаще будут сталкиваться с ситуациями, когда передавать свои знания им будет невозможно, ибо принимающие «носители не (так) отформатированы. Т.е. - уже.
*
Чтение «проклятия» Ницше вроде бы подходит к двойному «празднику» начала мая.  Выжимают как лимон и сталкивают лбами именно потому, что навязали свою (то есть, нам – чужую) веру. Эта идеологическая монополия все и определяет. Безумный философ это понимал, хотя сам был болен, и делать из него кумира было большой ошибкой. А стада – празднуют.
*
Владимир Максимов хорошо понимал и пытался показать ужас миллионов советских душ, оказавшихся в аду. Но ему не хватало художественной выразительности, всё-таки, как писатель он был весьма посредственен.
*
Вспомнил: «Я лежу на верхней полке и как будто сплю…»
Культурка совка вся была пронизана блатняком, тотально и начиная с самого детства.
*
Тексты «песен»:
И целуй меня везде, 18 мне уже.
Ходи рядом голой.
Чем выше любовь, тем ниже поцелуи.
Одичание стремительное.
*
Парады, авиашоу…
Если бы это было зрелищем и игрой, тогда все хорошо. Но милитаризация на фоне обнищания и авторитарных тенденций может обернуться опять конвейером по поставкам «пушечного мяса».
*
Разница в постсоциалистических политических траекториях. Там, где строили национальное государство, получалась национальная демократия (ну, или националистическая диктатура). А в России усиленно сохраняют интернационалистский «совок». Что получилось? Правильно: социалистическая демократия, т.е. «выборы» не как выбор, а как демонстрация лояльности начальству.
*
Острый глазок
Печальная весть. Вечером 7 мая 2016 года в возрасте 85 лет умер профессор и директор знаменитого парижского издательства YMCA-Press, Никита Алексеевич Струве. Вечная память! Очень жаль! Хотя он прожил долгую и очень интересную жизнь.
Вопреки ироническим строкам Бунина: «Отвечает ИМКА: Мы – печатаем псалмы» - возглавляемая им издательство печатало самую разнообразную литературу: религиозную, историческую, философскую. Одного Солженицына сколько издали! В году перестроечных надежд экспозиция ИМКА-пресс проехалась по провинциальным библиотекам. Вот это была акция! Струве и сам был очень неординарным исследователем, автором интересных книг и статей. Ну, и подвижником, конечно. Хотя я не разделяю иллюзий по поводу «философско-религиозного ренессанса» и т.п., но надо отдать должное уму и таланту руководителя парижского издательства. Не в коня корм – увы! Россия так и не освободилась от госкапитализма (в социалистической или иной форме), засилья бюрократии, чекизма-стукачизма и т.п. Но Никита, как и Глеб, как и Петр  Струве, сделали все, что могли – и даже больше. Их упрекнуть не за что, пенять остается только на себя. Шанс на освобождение не был использован. Ну, а русское кладбище в Париже пополнится свежей могилой.
Не был с ним знаком, к сожалению даже шапочно. Но – однажды видел. Сидели напротив на круглом столе, посвященном П.Б. Струве, еще в 90-е. Когда один клинический совок, коммуноидный «профессор кислых щей» понес очевидную муть, в глазах у нас появилась ирония и наши взгляды встретились. Поняли друг друга без слов и улыбнулись. Как это приятно. Совсем как у Василия Розанова, кажется так: «русский посмотрит острым глазком, другой посмотрит острым глазком и все понятно. Вот чего нельзя с иностранцем». За полную точность цитаты не ручаюсь, но смысл верный. Никита Струве был иностранцем, но – РУССКИМ, и с ним было МОЖНО. Уходят, уходят понимающие…   
Премного благодарны Вам, Никита Алексеевич! Вечная память.
*
Есть политологи плохие, есть хорошие, а есть – специалисты по геополитике. «Геополитики» достали! Наука и интеллект у нас все меньше пересекаются и интересные тезисы скорее можно встретить в ЖЖ, чем в научных журналах и на научных конференциях. Увы, интеллектуалов вытесняют коммуникабельные проходимцы и нахрапистые поглотители ресурсов. Их время, их власть и пр.
*
Один представитель «по-блату-американистики» разразился речью-импровизацией на тему «столкновения цивилизацией», а закончил тем, что Россия – это женщина, а Америка – мужчина. Здесь была уже отсылка к «вечно бабьему» Бе(либе)рдяева. Однако вот вопрос: предстоит ли нам в будущем эта вечная гендерность, или же, в соответствии с новомодными тенденциями, произойдет смена пола и тогда, геополитически, Америка будет женщиной, а Россия – мужчиной?
*
«Стилистические разногласия» с тоже-обществоведами.
*
Во время кофе-брейка поговорил с человеком из Института социологии  - не о социологии. А о Куваеве, загадочном В.Д.Иванове, «золотой мафии» в СССР и пр. Знающий человек.
А вот доклады исрановок раздражали и разочаровывали – какая-то поверхностность, неуважение к аудитории, узколобость и догматичность. Тупичок имитационно-подражательного обществоведения. Наука и интеллект все больше расходятся противоположными курсами. Ну, и вспомнилось гумилевское: «бабы, делающие научный вид».
*
«Всеобщее избирательное право» большинству не нужно (а бедные и некультурные стоят вне политики, и их все больше), но оно лишает тех, кто хотел бы реально участвовать в политике партиципарных возможностей.
*
Опасения
- Расскажите мне о вше
- О чем?!
-Собираюсь поступать в «высшую школу экономики»
- Противоречивый вуз…
… - А меня там не сделают либерастом?

(После паузы, сдерживаясь):
Ну, могут и сделать. Нужно быть очень осторожным.
*
Зачин рассказа
«Плыл я однажды на Валаам с двумя проститутками…»
(Тема Марии Египетской)
/Зато на монастырском острове профессионалки, одеты соответственно – иначе, наверно, не умеют, на каждом шагу и в храме крестились и «прикладывались». Выработают «ресурс» и будут молиться/.
*
Хохма
Приехавших в Москву немцев водили, показывали. Потом -  предложили пройтись маршем «бессмертного полка»…
*
Слова
«шептало» (наушники для синхронного перевода).
Пример: «сидела в зале с «шепталом» на шее», или: «надень «шептало» - сейчас будет пи.. ть пиндос».
*
Нынешние политические названия буквально и практически не значат ничего. Неправильные имена! Но настанет ли время исправления имен? Где наш (собственный) учитель Кун!
*
Аналогия между «выборами» и «общественное мнение на существует» Бурдье. Населению далекому от политики навязывается политический выбор». Естественно сделать они его не могут,  и берут «календариками». Но весь этот избирательный фарс имеет серьезнейшие политические последствия. Понятно, какие.
*
Дураки и дороги. Последних мало. Но на главной москвабадской улице ломают вполне приличный асфальт для дальнейшего «благоустройства». Отмыв денег и создание фронта работ для «трудовых мигрантов».
*
А в это время…
На кладбище хованском яростная схватка. Это кладбище – символ России. Нас умертвили и над нашими могилами сражаются банды пришельцев, невзирая на наши могилы.
*
«Европейский оркестр» - а кто дирижер?
Европейский концерт» - а кто за кулисами заказывает музыку?
*
«Общественные организации» в СССРФ – «чучела гражданского общества».
*
Фурсов – брутал.
Был когда-то оригинальным (хотя и очень противоречивым) ученым, но все больше дрейфовал в пропагандонскую сторону (да и идейная «левизна» действует на мозг разлагающе). Сейчас же все его филиппики изрядно раздражают своей безапелляционностью и давно успели надоесть своим «мачизмом». Да и по существу: что можно утверждать, к примеру, о моральном релятивизме «Игры престолов»?
*
Все-таки в свое (упущенное) время нужно было люстрировать не только коммуняк и гпушников, но и активных комсомолийцев. Ибо потом (не нейтрализованные) они показали себя во всей красе, став верной обслугой пжив-шайки или прямо войдя в нее.
Но что вздыхать, если совковый тип стал преобладающим – антропологическая замена, катастрофическая.
*
Уход в лес
Идущий лесными тропами, хочет сохранить свою свободу. Это его самый потаённый и прирожденный порыв. Он не может ему не следовать, говорит ли он или молчит, действует ли он или не действует   
Эрнст Юнгер
*
Терпеть не могу некоторых рассуждений эстетствующих реакционных публицистов или философствующих композиторов-постмодернистов (в данном случае К.Леонтьева и В.Мартынова). Все эти нападки на буржуа в смешной одежде на фоне Александра в каком-нибудь пернатом шлеме и фразу о выстуживании мира, когда сам получил в этом мире привилегированный старт -  это чистая реакционная эстетика или же эстетическая реакция.
У других - иные заботы. Не заставляйте меня считать деньги на еду и зависеть от охамевших от вседозволенности бюрократов, и со своей душой я разберусь сам, анна досуге подумаю о философии истории. По поводу неразрешимых душевных драм и переживаний «барчуков» вспоминаются слова, приписываемые казненной королеве («пусть едят пирожные»). Однако, темы, которые эти эстеты поднимают, актуальны сами по себе.
*
«Праймериз» ерососов проведен с чудовищными фальсификациями (по другому они не умеют), да и возможность отмечать сколько угодно фамилий, дает возможность добавлять сколько угодно галочек. ПЖиВ – что с них взять.
Согнали бюджетниц, застращали их лишением премии, вот и массовка. Но поражает реакция рядовых, подбирающих крошки. Из обкрадывают и обманывают, а они … продолжают подбирать крошки, вместо того, чтобы бороться за свой законный кусок, если уж вид несчастных перспектив никак на доступен.
*
В выступлениях зимы 2011 -2012 годов, несмотря на их хаотичность и отчасти спровоцированность, все-таки была еще попытка вести с властью хоть какой-то диалог, пусть и с трибуны митинга. Но оказалось, что это невозможно. Бессмысленно. Теперь это как будто злиться на ужасную погоду. Надо как-то переждать или избежать отсюда. Но пять лент назад была еще кое-какая надежда на начало исправления ситуации, сейчас все надежды на это потеряны. Только в омут масштабного кризиса под любимым руководством.
*
Рекомендованные записи
(В приложении книги Алекса Росса «Слушая ХХ век»)
В конце книги автор выражает многочисленные благодарности, самая последняя – мужу.
Но перед этим приводится список рекомендованных записей музыки ХХ века. Решил послушать, так сказать, специально просветиться, ибо человек с нормальным (а не изощренным) музыкальным вкусом для удовольствия такое не поставит. Общее впечатление – СУРОВО. В смысле, печально наблюдать распад некогда великой музыкальной культуры и пир стервятников на ее развалинах.  В основном это очень СКУЧНО, неинтересно (если только не сопоставлять это с различными интеллектуальными схемами,  то есть не ориентироваться на преобладание когнитивных установок, тогда да – есть о чем подумать). Но «эта» музыка не для души, она (они – новые композиторы)  даже   не знает, что это такое. Распад виден  (то есть, слышан) во всем (возможно, это просто ворвались алиены – «гоги и магоги», но не только из чужого пространства и иного времени, а какого-то еще измерения).  Интерес эти звукоизвлечения чаще всего представляют социологический (недаром, композиторы «исчезли»,  но появились «теоретики», типа Адорно или Мартынова).
Из «списка Росса» Рихард Штраус явно принадлежит к иной эпохе, хотя его долгая жизнь – это жизнь в нескольких.  «4 последние песни» хорошо поет Вероника Джиоева – победительница первого конкурса «Большая опера», но Лиза дела Каза пела лучше. Неоднозначный композитор, как говорится. Но потом творческая энергия истощалась на глазах. Потом есть, конечно, интересные решения. Из приводимого автором списка я обратил внимание на эксперименты Лигети (Шнитке со своим «Потоком» отдыхает); производит впечатление минимализм Стива Райха, но эта унылая повторяемость довольно быстро «достает», хотя засыпать под такую механику неплохо.
По-настоящему мне показался в чем-то интересным Освальдо Голихов – американский композитор, с румынскими, украинскими, аргентинскими, еврейскими корнями. Конечно, и его сочинения затронул постмодернистский тлен, но «Ayre»   красиво, хотя и эклектично (что в его случае совсем не удивительно). «Народные песни» Л.Берио -  ничего себе, но скорее «ничего особенного» (как же сократилась творческая потенция!).  Понравилась «Tabula rasa» А.Пярта – эта вещь, наверно, лучшая у него. 
Рекомендованная симфония №3 Лютославского не понравилась – слишком много «сумбура вместо музыки». Четвертая посильнее будет. Для сравнения: Гурецкий («девушка поёт») гораздо значительнее.
«Harmonielehre» Д.К. Адамса слушать можно, но до мировых гармоний этой вещи далеко. Уходит куда-то гармония, ушла. Остался Кейдж и прочие «новаторы»
В целом, нынешняя музычка способствует дальнейшему разложению и расчеловечиванию нашего мира. Являясь продуктом распада, они еще и ферментирует его.
*
На «классике-онлайн» проходился по плейлистам Леонтия Б-ва. Сколько интересного он добавил. Иной вещью так заслушаешься! Но как в «одном ухе» могут совмещаться Шёнберг и Свиридов? Или одно ухо связано с одними «центрами», а другое подключено к другим?
*
В связи с изощренными издевательствами над работниками образования (и другими людьми  в нашей стране, которые еще РАБОТАЮТ), подумалось, что это как бежать со спутанными ногами. Нам специально навязывают максимально неудобные и некомфортные для национального менталитета (при всей расплывчатости этого понятия)  формы организации и способы коммуникации, чтобы ни в коем случае не допустить реализации творческой продуктивности, заставить бесполезно стравить остатки «пара из котлов», выхолостить культурно, чтобы потом добить экономически и физически.


Рецензии