Уже не явится весомо, грубо, зримо

                ... водопровод,
                сработанный
                ещё до торжества
                советского режима.


ИЗ  ПЕРЕПОЛНЕННОЙ  КАССЕТЫ  «ИСЧЕЗНУВШИЕ ГО'РОДА ПРИМЕТЫ»


К пониманию термина «историческая память», роли различных факторов в формировании исторической памяти, а  также значения исторической памяти в обществе наблюдаются неоднозначные подходы (http://sibac.info/conf/social/xxxviii/38675).
Судя по соответствующим публикациям ВикипедиИ на различных языках, единого определения понятия «историческая память» не существует. Согласно небольшой, но относительно ёмкой по содержанию статьи в украинской ВікіпедіЇ (Історична пам'ять), историческая память - совокупность различных знаний и представлений социума об общем прошлом.
Значение исторической памяти велико. Без неё невозможно воспроизведение истории общества, она - наследие предшествующего опыта.

Добавлю от себя, что историческая память включает не только духовное, но и материальное: поэтому во всём мире народы пытаются сохранять не только отдельные строения, но и целые ареалы, объявляя их  п а м я т н и к а м и   («памятник» не случайно — от слова «память»), а самые выдающиеся из последних ЮНЕСКО нарекает «всемирным наследием» и берёт под свою опеку. Об этом, обсуждая поруганный силуэт города, я уже писал ( http://www.proza.ru/2015/09/16/738 ). Во время войн, понимая значение созданного в прежние времена для духовного состояния противника, пытаются - не в последнюю очередь - осквернить, разрушить материальные компоненты исторической памяти. Примеров тому — от древних времён до нынешних — не перечесть.

Расстройства исторической памяти, в отличие от болезней памяти у отдельных индивидуумов, не классифицированы.
Если же - с определённым допуском - проецировать нарушения памяти у человека на  отклонения исторической памяти, то прежде всего следует, по моему мнению, упомянуть о так называемой лакунарной, или островчатой, амнезии (последним, обобщающим словом медики обозначают потерю памяти любого вида и происхождения). Для лакунарной амнезии характерно выпадение из памяти отдельных периодов или событий.
Во вторую очередь, следует обратить внимание на так называемые парамнезии, характеризующиеся ложными или искажёнными воспоминаниями, смещением настоящего и прошлого, реального и воображаемого.

Расстройства исторической памяти, опять же - на мой взгляд, чаще всего инициированы политическими (идеологическими), националистическими и религиозными соображениями. Из памяти народов, обществ, конфессий, пр. преднамеренно вытесняются лица и события, чьи установки и деяния противоречат основным устремлениям актуальных лидеров, властителей, идеологов, и т. п.

«Заражение» социума как лакунарной амнезией, так и парамнезией (в обоих случаях речь идёт, разумеется, об исторической памяти) нередко приводило к желаемым результатам в довольно короткие сроки.
И тогда, когда народы были невежественны, необразованны, а средства информации весьма скудны, и в наше время, когда всё как раз наоборот, дефекты исторической памяти возникали и появляются ныне (на тот или иной по длительности период) довольно часто.
Интересно, что если ранее для «заражения» требовался обязательный контакт человека с ему подобными (прямой путь передачи «инфекции»), то в настоящее время «болезнь» передаётся чаще по проводам связи, по эфиру - радио- и телевизионным волнам, а также - с печатной продукцией. Эта косвенная передача обусловлена контаминацией (загрязнением) «возбудителем инфекции» средств массовой информации. Тем самым формируется весьма эффективный фактор передачи «возбудителя инфекции» на любые расстояния и одновременно в различные места. Наконец, возможно умышленное внедрение в массы «скрытых носителей» возбудителя той или иной исторической амнезии.

Лечение расстройств исторической памяти долговременное, иногда не укладывающееся в рамки одной человеческой жизни. Полного излечения удаётся добиться лишь у потомков страдающих расстройствами исторической памяти. И то — только в тех случаях, когда эти потомки не были «заражены» в раннем детстве, то есть до появления возможного иммунитета к этой «заразе» в зрелом возрасте. Расстройство исторической памяти в детском возрасте не осознаётся, а существующие тесты на обнаружение этого страдания пригодны в основном для взрослых.

Можно было бы привести ещё немало параллелей с охватившими те или другие народы, государства, религиозные общины, пр. локальными вспышками (эндемиями), массовыми (на больших территориях) эпидемиями, пандемиями (всемирного масштаба) исторических забвений. Но я пишу не теоретическую статью об исторической памяти и её нарушениях. Я напоминаю в этой серии публикаций об исчезнувших городских приметах. Поэтому перехожу к конкретным примерам, хотя фоном им будет краткое, выше изложенное вступление, касающееся моего (скорее всего, весьма спорного) общего представления об исторической памяти.

                ***

Интернетовская страница коммунального предприятия «ВІННИЦЯОБЛВОДОКАНАЛ» начинается с описания его истории:

«Впервые о необходимости строительства водопровода в уездной Виннице заговорили в 1902-м году. Население города в то время составляло 30 000 человек. Мощность водопровода определялась в 60 000 вёдер воды в сутки. Для города сумма в 224 447 рублей (а именно в такую сумму должно было обойтись строительство) оказалась непосильной. К вопросу о строительстве вернулись в декабре 1910 года. Городская управа подписала договор с  купцами Ремером, Неером и Зискиндом, которые выступили подрядчиками строительства водопровода в Виннице.
Стоимость проекта 142 951 рубль со сроком введения в эксплуатацию 01.11. 1911 года. Однако водопровод заработал лишь через год, в 1912 году. Подрядчики подвели.» (https://vinvk.com.ua/pidpriemstvo/istoriya) [мой перевод с украинского языка - Н. К.]

Не могу не отдать должного составителю этого текста. Подумайте: оборудование места забора воды, системы очистки воды, сооружение насосной станции (для подачи воды к водонапорной башне, расположенной на высоком противоположном берегу), подводной (по дну Южного Буга) и подземной сети труб, ещё одного - т. н. повысительного - насоса (в основании башни), само'й водонапорной башни, смотровых колодцев, многочисленных разветвлений водопровода в правобережной части города, колонок для разбора воды населением, дюкерного (сифонного) перехода водопровода на Замостье... И это — всего лишь за ДЕСЯТЬ МЕСЯЦЕВ, причём по цене, составляющей только 64% (!) от необходимой 10 лет перед этим суммы для строительства (це'ны, в принципе, со временем растут, так как деньги «дешевеют»)! Каким же надо быть целеустремлённым в написании того, что так хотелось неизвестному автору подчеркнуть, игнорируя выше приведенные  н е р е а л ь н ы е  сроки и жесткий бюджет [смету строительства разработал Гр. Гр. Артынов, о чём сказано в книге О. Федоришена — см. ниже, Н. К.]. Как смело отбросил автор свою, объяснимую временем и пробелами в архивах, неосведомлённость обо всех обстоятельствах строительства столетней давности, не говоря уже о деталях проекта и его исполнения! Замечу тут ещё только одно: трубы, насосы, прочее оборудование надо было где-то разыскать, сторговаться, заказать и вовремя получить. Не исключено, что «подвели» как раз далёкие от Винницы субподрядчики, выполнявшие разнообразные поручения означенных трёх купцов (подрядчиков).

И задумывался ли автор над тем, во сколько бы сейчас обошлось городу такого объёма строительство и, главное, сколько бы на это потребовалось времени?! Водоснабжение и канализацию общественного туалета в Парке не могли наладить многие десятилетия! Ни в советское, ни в постсоветское время ( http://www.proza.ru/2012/10/27/2058 ). Даже закрыть и «стереть из исторической памяти» этот позор не получалось годами ( http://www.proza.ru/2015/09/16/738 ). Как сейчас — не знаю.

Сначала, по совести говоря, я даже заподозрил грешное: «Может быть неизвестному автору просто не понравились «специфического» звучания фамилии подрядчиков — и он поэтому свалил на них лишение 1911-го года ещё одного судьбоносного для Винницы события?». Автор, замечтался я, оставался под впечатлением моего очерка ( http://www.proza.ru/2010/12/24/1462 ), в котором именно 1911-й год представлялся самым выдающимся в истории развития города.

[Кстати, в книге «Вінниця. Історія іншого часу (Історичний хроноскоп), 2014» Олександра Федоришена приведены более подробные данные об упоминаемых подрядчиках: одессит Мануил Ремер, винничане Моисей Неер и Хаим Зискинд. О том, что они «подвели», в этой уникальной книге о городе в канун Первой мировой войны - ни слова. Зато выделен инженерный и организационный талант городского архитектора Григория Артынова, спроектировавшего все необходимые компоненты водопровода ещё в 1904-м году, определившего место расположения водонапорной башни, нашедшего участок для насосной станции, водозаборного колодца, отстойника, фильтровальной установки, прочего на левом берегу Южного Буга.]

Однако я, как всегда, переоценил важность написанного мною о Виннице. Причина особого недовольства автора подрядчиками совсем иная.
Объясняю: если бы подряд был выполнен в предусмотренный договором срок, то столетие винницкого водоканала праздновали бы ещё в 2011-м году, а не в октябре 2012-го года Значимость этого свалившегося на предприятие несчастья, если судить по масштабам празднеств 11-12-го октября указанного года, не умалить: «А тем, кто особо отличился … вручили грамоты, гвоздички и денежную премию в размере 200 гривен.» Кто не помнит, тем сообщаю: за период с октября 2011-го по октябрь 2012-го года курс гривны - по отношению к евро - понизился. То есть, за один евро в обменном пункте можно было получить уже не 10,66 гривны, а на треть гривны с лишком больше - 11,03 . Так что «исследователь и летописец» истории винницкого водоканала возмущался не зря: подрядчики, на самом деле, подвели. И с наследников  Ремера, Неера и Зискинда ещё не поздно попытаться взыскать неустойку за просрочку исполнения заказа Городской думы, чтобы затем перевести эти деньги на счёт «ВІННИЦЯОБЛВОДОКАНАЛа». Как-никак, величина денежной премии (в перерасчёте на евро) за прошляпенный подрядчиками год съёжилась на целых 63 евроцента!

И, находясь в состоянии праведного гнева, автор забыл хотя бы мельком упомянуть о Городском голове Николае Васильевиче Ободове, работавшем многие годы рука об руку с городским архитектором Григорием Григорьевичем Артыновым, проектировавшим первую очередь винницкого водопровода! Это они - Оводов и Артынов - заложили фундамент предприятия, перешагнувшего первый вековой юбилей! Но, увы, не удостоились даже простого упоминания в рассказе об истории винницкого водопровода.

«А память священна, как отблеск высокого огня, прощенья, прощенья теперь проси не у меня ...» спел бы я (слова Роберта Рождественского) автору этой недописанной истории ...
Поистине, «Беда, коль пироги начнёт печи сапожник...», да ещё в состоянии аффекта.

                ***

На сайте http://st-xenia.vin.ua/index.htm представлена история создания Храма святой блаженной Ксении Петербургской г. Винницы. Я цитирую (с исправлением опечаток):

«В лето 2000-е от Рождества Христова по благословению Высокопреосвященнейшего Макария (Свистун) (+2007), Архиепископа Винницкого и Могилёв-Подольского, была cоздана община святой блаженной Ксении Петербургской в г. Виннице.
Первоначально в общину входило десять человек. Главой общины был избран священник Алексий Навалихин. Для храма было выбрано двухэтажное здание 1911 года на берегу Южного Буга. В то время оно пустовало, и было бесхозным. Здание было выбрано не случайно. По словам старожилов когда-то рядом с этим местом была часовня. На запрос общины в городскую администрацию был получен ответ, что здание является бесхозным, тем не менее, разрешение на использование его общиной тогда ещё мэрия не давала. И тогда 6 февраля 2000 в день памяти блаженной Ксении был отслужен первый молебен святой, на котором присутствовали все члены общины. Все единодушно молились и просили у Господа благословения на предстоящие труды по устройству храма.

А роботы был непочатый край. Здание будущего храма находилось в ужасном состоянии: не было ни дверей, ни пола, ни окон. До этого здание принадлежало химзаводу и в нём находился детский клуб юных моряков. Священникам довелось приложить немало усилий по подготовке здания для проведения богослужений. И уже 23 мая 2000 года в день памяти св. ап. Симона Зилота была отслужена первая литургия, которую совершил настоятель храма священник Сергий Навалихин и глава общины священник Алексий Навалихин. И с этого торжественного и праздничного для общины дня началась литургическая жизнь храма святой блаженной Ксении Петербургской.»

Далее описывается постепенное увеличение числа прихожан, расцвет литургической жизни храма. Публикуется цветная фотография храма, окруженного зеленью, и его отражение в бугской воде. Идиллия, немного нарушаемая расположенным недалеко от храма редким для нынешнего времени сооружением: выступающее из воды круглое основание, на котором расположена меньшего диаметра цилиндрическая башенка с куполообразной крышей. Как-то не сочетается это строение с Храмом господним.
Но ведь эти отображённые на фото постройки — близкие родственники! Однако Храм, видимо, чуждается этого родства и далее «детского клуба юных моряков» о своём происхождении ничего не сообщает. Только информирует о ремонтных и строительных работах: поначалу «В храме был сделан лёгкий ремонт: вставлены окна, двери, постелен пол.» ... «В дальнейшем был разработан и утвержден проект будущего храма, архитектором Танасийчуком А.М. Принято решение строить храм на два предела. Основной (верхний) в честь блаженной Ксении Петербургской и второй (нижний) в честь святых Царственных мучеников, а также колокольня с крестильней, соединённой с храмом галереей.»

Дела успешно продвигались и уже к 2006-му году «...  храм обрёл свою символическую форму – устремленность и вытянутость к небу и купол как символ благодати Божией, подобно капле изливаемой на верных чад своей церкви. Храм блаженной Ксении стал поистине жемчужиной Подолья и архитектурным украшением нашего города, а главное – видимым Евангелием нашего спасения.»
Строительство шло далее: Храм увеличился в размерах, стал ещё краше.
Что же меня не устраивает? Устраивает вполне — и я понимаю радость и гордость как прихожан, так и священников Храма Ксении Петербургской: проделана огромная работа с отличными результатами! Но никак не устраивает другое.

Тут придётся вернуться несколько назад. В апреле сего года я написал следующее:
«Вся эта зона [бывшего пляжа «Динамо» - Н. К.] сейчас, судя по карте, относится к владениям церкви Ксении Петербургской, выстроенной, как представляется, с использованием сложенных из камня крепких стен бывшей водокачки.» ( http://www.proza.ru/2016/04/12/638 ). То есть, мне известно, что «Здание будущего храма находилось в ужасном состоянии: не было ни дверей, ни пола, ни окон.» Но мне ведомо и другое: церковь получила от города в виде  д а р а - одновременно с большим участком в живописном месте - и многовековой прочности сооружение, бывшее когда-то водокачкой.  С надёжным фундаментом, с крепчайшими несущими стенами, выдержавшими дополнительные нагрузки (стены были подняты на полтора метра, надстроены купола с крестами),  и так далее. Выглядело оно изначально великолепно, так как проектировалось городским архитектором Гр. Гр. Артыновым, стремившимся даже утилитарным зданиям придать красоту.
 
Узорно выложенные из кирпича стены (часть из них - с вмурованными, времени не подвластными гранитными блоками) заштукатурили, оставив для взора лишь фрагменты орнамента и выстоявшую на одной из стен дату постройки — 1911. Кто не знает истории этого сооружения, естественно, полагает, что церковь находится на этом месте уже второе столетие.  Тем более, «По словам старожилов когда-то рядом с этим местом была часовня.» (Весьма шаткое утверждение, учитывая, что старожилам этим должно было бы быть более 100 с лишним лет, так как если бы часовня и была, то только до времени перехода власти к Советам. А с той поры прошло, помните, сколько лет?).

Не думаю, что где-то у церкви или в ней нашлось место для указания о «центре кристаллизации» нынешнего Храма, коль в интернете, где сообщить об истинной истории строения было бы проще простого, об этом не сказано ничего.
Всё это удивительно вдвойне, так как в Винницкой епархии есть исторический отдел, руководителем которого является иерей Назарій Давидовський - один из первых участников Сообщества «История Винницы», активный член Винницкого исторического общества. Ему, между прочим, вместе с несколькими другими фундаторами Сообщества, даже удалось однажды проникнуть в недоступное для прочих интересующихся подвальное помещение водонапорной башни, о которой пойдёт речь ниже.

Так кому же, как не ему, заниматься профилактикой потери исторической памяти? Протоиереи (отцы) Сергий и Алексий (в миру — братья Навалихины), сотворившие вместе со своими семьями и прихожанами на замусоренном участке и в заброшенном индустриальном строении прямо таки чудо, нуждались - что касается знаний о дохрамовой истории участка и здания - в помощи. Ибо родились братья в далёкой от Винницы Сибири. Тут бы и — поддержка исторического отдела епархии, его молодого, хорошо образованного руководителя. Почему-то не получилось … Вот так, по частицам, и утрачивается то, что называют исторической памятью.

[Если я не ошибаюсь, то Храм Ксении Петербургской относится к Епархии Украинской православной церкви Московского патриархата, а Исторический отдел — в Епархии Украинской православной церкви Киевского патриархата. И всё же я не отказываюсь от написанного выше.]

                ***

Ну а напоследок — о са'мой приметной части первой очереди (1,3 км) винницкого водопровода 1912-го года. Я впервые написал о водонапорной башне в «Виннице 1911-го года», потому что башня была построена именно в то время, за год до начала работы водопровода. Это строение Гр. Гр. Артынова уже давно выполняет иные функции, главная из которых — оставаться символом города. Не зря мне пришли на ум сравнения Артыновской башни с башней Эйфеля - символом Парижа, Бранденбургскими воротами - символом Берлина и Вестминстерским дворцом (Башней Елизаветы, или Биг-Беном - символом Великобритании) в Лондоне. [В интернете винницкая башня лучше всего представлена по этому адресу: http://ukraine3d.com/ru/vodonapornaya_bashnya_vinnitsa .]

Время, революции и во'йны оставили на Артыновской башне многочисленные следы. Но башню не просто реставрировали, её «улучшали». Самую разительную метаморфозу претерпела верхушка башни. После её перестройки оттуда исчезли (правда, не функционировавшие) часы и «набатный колокол». Новые часы в 80-е годы поместили в ином месте, закрыв ими окошки ниже расположенного яруса. Причём дизайн часов абсолютно не соответствует возрасту башни. Он, можно сказать, явно советский. Набатный колокол, понятно, теперь ни для оповещений, ни для тревожной сигнализации (например, при пожаре) уже не нужен. Но разве помешал бы истинный (не из громкоговорителей) приятный уху колокольный звон с вершины башни по иным поводам? Но ко'локола уже не найти ни на одном из семи ярусов башни.

Часто показывают по телевизору «омолодившихся» с помощью пластических хирургов давнишних или уже не молодых нынешних кинозвёзд, демонстрируя тщетность сокрытия у них возрастных изменений. Вдобавок к заметным следам оперативных вмешательств, ли'ца оперированных претерпевают изменения до полного их не узнавания. Тоже происходит с башней Артынова. Радикальной пластики, фактически новое гладкое лицо (верхушка), а также присобаченные этажом ниже прежнего часы «модернового» дизайна и колера представляются резким контрастом с покрытой старческими пятнами и морщинами кожей (выщербленными, потрескавшимися, потускневшими кирпичными стенами).
 
Я писал в «По следам наших выступлений - II» ( http://www.proza.ru/2015/09/16/794 ) и  о том, что кольцо готовых к штурму башни «предприятий общественного питания» сжимается (не планируется ли ресторан «Седьмое небо» на седьмом - самом вернем - ярусе?), что окружающие башню дома так и не приведены в подобающий вид, а некоторые из них (например, бывший особняк врача Вилинского) необратимо опоганены пере- и пристройками. Наконец, я обратил внимание на то, что башню издалека уже почти не видно. Громада «Почтамта» и торговый центр на главной улице заслонили башню, одновременно изменив в худшую сторону городской силуэт (при взгляде из Замостья) - http://www.proza.ru/2015/09/16/738. Но кого это волнует? Посмотрите на две фотографии оригинальной водонапорной башни и сравните их с изображением башни современной — особо хвалиться бывшим советским и постсоветским архитекторам-реставраторам нечем.
 
Я понимаю, что часовая башня Вестминстера и винницкая башня, как говорят в Одессе, «две большие разницы», но почему часовой механизм Биг-Бена функционирует с 1854-го года и циферблат со стрелками остались в первозданном виде, а в Виннице память об Гр. Гр. Артынове символизирует скамеечка с его скульптурой, а не сохранённый  в  о р и г и н а л е  проект мастера? И - рядом с башней - специальная мраморная (бронзовая) доска, на которой  изложены основные данные об одном из символов Винницы.

Как видите, от сооружений винницкого водопровода 1912-го года не осталось     н і  д з в о н у,  н і  в о д о г о н у …

                ***

Винницкий водоканал уже более, как полустолетие, покинул избранный Гр. Гр. Артыновым плацдарм. Город-то расстроился вверх по реке почти до Стрижавки — и ме'ста для расширения водоканала выросшего более, чем в десять раз, города там явно не хватало.
Сейчас забор воды проводится почти в самом начале протекания Южного Буга по городской территории: на уровне улицы Сергея Зулинского (б. Тарнагородского), на участке самого' «Водоканала».  Там же сначала проводится механическая и биологическая очистка речной воды, затем — её хлорирование, после чего вода поступает в водопроводную сеть. Регулировка подачи воды и давления в трубах осуществляется совсем по-другому, чем столетие тому назад: водонапорная башня для этого не требуется. Ещё более полувека тому назад исчезла большая водоразборная колонка в начале улицы Монастырской (б. Володарского) — http://www.proza.ru/2015/08/26/1946.

Так что о водопроводе, сооружённом по проекту Гр. Гр. Артынова, можно получить представление только благодаря сохранённой исторической памяти. Но последняя оказалось «дырявой» у тех, кто обязан её холить и пропагандировать (распространять и разъяснять).
И как бы это кое-кому не нравилось, напоминание о заслугах первого и последнего дореволюционного городского архитектора приходится посылать из дальнего зарубежья.

P. S.
Иллюстрации, включённые в коллаж, взяты из фотоальбома сайта «Історія Вінниці». Фотография водоканала во время наводнения весной 1931-го года сделана Ф. Ф. Полубуткиным.


Рецензии
Соломон Григорьевич, рад тому, что Вы в добром здравии и по-прежнему одной своей ипостасью пребываете в нашей с Вами Виннице.

Анатолий Секретарев   04.06.2016 12:02     Заявить о нарушении
Глубокоуважаемый Анатолий Михайлович!

Ваша оценка - «в добром здравии» - подразумевает, что Olexandr Vdovychenko поторопился с диагнозом? Так?

А пребывать(до тех пор, пока - в состоянии) «одной своей ипостасью ... в нашей с Вами Виннице» считаю необходимым, так как те, кто пребывают вроде бы всеми ипостасями в ИХ Виннице и управляют последней, оказываются, на самом деле, временщиками с мышлением таковых. Ни прошлое, ни будущее города, как представляется, их не интересует и «не колышет».

Кое-что из замеченного мною в городе всё же через несколько лет попадает в поле зрения «всеипостасных». Даже что-то планируется (подразумевается, по их инициативе: о моих публикациях — ни слова), но далее этого практически ничего не происходит.

Моя цель — не изменение менталитета власть имущих, а «инфицирование» моим видением прошлого и будущего города молодых винничан (инициирование их активности!).

Благодарю за внимание к моим публикациям!
С наилучшими пожеланиями,

Нил Крас   04.06.2016 17:51   Заявить о нарушении
Мы с Вами, Соломон Григорьевич, уже в таком возрасте, что активность каждого из нас радует другого более, чем раньше. Я просто прочитал Вашу заметку, которую выставил Петровский в ФБ-ленте. Что касается всей этой псевдоисторической переименовальной метушни, то, увы, ничего не поделаешь. Я иногда пытаюсь их "утрымать", но бесполезно. Амбициозные полузнайки, копируют своих предшественников 1920-ых гг., стремясь свести к нулю значимость допереломного периода истории. В скором времени опубликую новые материалы по истории Винницы. Там, в частности, будет показано, что "калича", "завалье"и "рогатка" - это разные варианты названия заставы на въезде в город.

Анатолий Секретарев   04.06.2016 22:00   Заявить о нарушении