Об учебниках

   
                Слово к слову тянется
А – Вот вычитал я недавно  следующее высказывание об учебниках средней школы: « В этих учебниках – и в прежних, и в современных – я вычитываю «научные» сведения о неких высушенных традиционным авторитаризмом понятиях, приемах, принципах, за-конах, методах и тому подобных вещах, которые тянут меня в болото формализма и равнодушия, внешнего благополучия и показухи».
Б – Это мысли нашего современника?
А – Да, это Ш.Амонашвили, педагог, доктор психологических наук, профессор, действи-тельный член Российской академии образования, президент Международного центра гуманной педагогики.

Б – И много школьных учебников написал сей мудрый и достойный человек после того как удостоверился в непригодности последних?
А – Насчет написанных с его участием школьных учебников мне ничего неизвестно, но решением издательского совета РАО издаются, или уже издались 20 его книг под об-щим названием «Основы гуманной педагогики». Мне довелось читать первую книгу – вмещающую 9 его книг.
Б – И каково впечатление?
А – Его стиль, творческий почерк, манера романтического изложения материала это   включение педагогических картин, художественных этюдов, притч и даже молитв.
Б – То есть у него все так же просто и мудро как у педагогов-гуманистов К.Д.Ушинского или  В.А.Сухомлинского, но более романтично.

А – Я этого не сказал, мне неизвестны труды Ушинского и Сухомлинского.
Б – Однако, мне непонятно, как из учебников убрать методы и законы или традиционные понятия. Ведь наступит хаос в тех науках, которые будут излагать учебники. Собствен-но учебники и учебниками не будут, ведь бессистемное изложение фактов может толь-ко будоражить воображение, но ничему не научит, так как непонятными останутся причина и следствие.
А – Но ведь в том, что нужны новые учебники он прав!
Б – Конечно, например, по географии – вон, сколько новых государств образовалось только в старушке Европе. А переиначиваемая история, а новые понятия в биологии, а в физике. Или, наконец, астрономия, где объявляется, что в солнечной системе то девять планет, то десять, то восемь, то снова девять. Конечно, новые учебники нужны.

А – Но каковы должны быть стили изложения учебников, чтоб не быть «высушенными»?
Б – Над этим давно думали и во времена СССР, пытаясь сделать даже учебники по мате-матике более привлекательными для малышей, в задачах стали оперировать не только числом парт, копеек и килограммов, но и зайцами и утками и другой привлекательной живностью. Помню как-то в начале 80-х, звонит мой старый школьный товарищ: - Слушай, кандидат наук, помоги решить задачку 3-го класса и диктует мне её содержа-ние, где нужно определить  сколько яиц снесла одна курица за определенное время. Решаю, получается 25 и ; яйца. На той стороне провода негодуют – как здравомысля-щий ребенок может понять этот бред.

А  – А Вы слышали о том, что наш министр образования не смог решить задачку для пер-вого класса?
Б – Как-то не верится, что не смог.
А – Ну вот послушайте эту задачу-загадку: Четыре четырки, две растопырки, седьмой вертун. Кто это?
Б – Так как животное имеет четыре ноги (четырки), по-видимому, растопырки - это  рога, а вертун – хвост, то это вроде - бык.
А – Но ответ гласит, что это корова, хотя никакого упоминания о вымени не было. Како-во?
Б – Бедняга министр. Но нечто подобное – загадку для дошкольников - я вычитал в книж-ке: «На подоконнике сидит кошка, но это не кошка, кто это?»  В ответе значилось – кот.
А – Если дошкольники были натренированы на приведенной Вами загадке, то вполне могли определить и корову.
Б – Видно наш министр не читал про кота.

А – А мы ещё смеялись над задачами из американского задачника, приводимых М. Задор-новым о том, как воробьи сели на воду и нескольким удалось улететь, или о том, сколь-ко велосипедов можно собрать, имея несколько колес и рулей без упоминания рам, си-стем передач и седел. Выходит, у нас покруче.
Б – Не знаю насколько крутизны, но неудачная, на мой взгляд, попытка хоть как-то при-общить  малышей к математическим возможностям вычислительных машин приводит ребенка к недоумению. Так, например в одной задаче требуется определить, какие чис-ла получатся на выходе машины, если в неё ввести 24; 31; 15; и так и далее. Причем нарисовано окно, где стоит цифра 8 и над ним определяющая фраза «Вычислительная машина работает так». Ребенок естественно недоумевает: Почему эта глупая машина все время вычитает 8.

А – Но ведь наши малыши к этому времени легко общаются по  скайпу и играют в шахматы. Просто нужно сказать, что 8 - это определенное ограничение.
Б – Ладно. Предлагаю Вам задачу №109 из рабочей тетради ученика второго класса  (ав-торы М.И.Моро, С.И.Волкова, Часть 1, 2012) – Начерти прямоугольник, проведи в нем 2 отрезка так, чтобы на чертеже стало 8 треугольников. Не слабо!
А – Существуют пособия для учителей, если трудно, можно в него заглянуть.
Б – Но ведь пособия пишутся не для одаренных, а серым середнячкам и ленивым тугоду-мам.  Заглядывать в пособие для усвоения материала младших классов, это ли  не по-зор?
А – Но ведь все-таки они существуют. Требования оформления материала ведь могут быть и бывает изменяются.

Б – Признаться, я и полез в пособие для учителей (автор С.И.Волкова, 2013г). Нашел пункт 5* к уроку №9, который ставил вопрос: как надо провести 2 отрезка, чтобы на чертеже стало 5 треугольников? И ниже была изображена ломаная линия, состоящая из трех колен. Решение не приводилось, но я с ним справился и получил пять треугольни-ков.
А – То есть предлагалось решить более легкую задачу, что помогло бы Вам решить ту – трудную. Ведь если приводить решение той задачи, решение  которой затруднено, то это бы являлось прямой подсказкой как для нерадивого ученика.
Б – Вроде это так и должно было быть. Но задача из рабочей тетради второклассника, ко-гда я получил 8 треугольников, показалась мне полегче.

А –  А перед попавшим в неловкое положение  министром образования стояла не чисто геометрическая задача, а задача-загадка и он отделаться фразой сказавши, что в нетра-диционных задачах дети разбираются  лучше взрослых.
Б – А выглядят введенные в школьные курсы рабочие тетради очень качественно и ярко. Вот только задачи в эти курсы подбирать бы повнимательней,  да и стоимость таких эффектных на взгляд тетрадей  кусается.
А – Ну как тут не вспомнить: «Передайте Ильичу – нам и десять по плечу».
Б – Помню, помню, это было обращение к Л.И.Брежневу, когда стоимость водки подняли до 6 рублей. Но причем тут это?


Рецензии