Уловить неуловимое. Путь мастера

 ... Нет дыма без огня. Всё имеет свою предысторию. Когда же это началось? Наверное, тогда, как я считаю, когда я начинал активно заниматься спортом, выступать на различных соревнованиях. Физические данные были у меня не то, что выдающимися, но вполне исправными и даже отличного уровня. Так что на меня рассчитывали. И работоспособность, такое трудолюбие на тренировках, также было на должном уровне. Вроде бы ничего не мешало мне выступать достойно на каком-нибудь соревновании. Но вот наступал сам турнир и тут-то начиналось вот это самое волнение, мандраж, и, главное страх. Откуда он у меня брался? Выходил на поединок, на реальный бой, на реальную схватку с противником, а у самого поджилки так и трясутся, ноги как ватные. И всё. Проигрывал, проигрывал заведомо слабому противнику, который был намного нахряпистее меня, у которого глаза так и горели огнём. Какой же шквал критик обрушивался потом на меня? "Ты проиграл, потому что струсил. Будь понаглее, будь позлее! Понимаешь!" - так и надрывался тренер, обрушивая всю ярость на меня, готовый вот-вот убить. Я лишь покорно кивал головой. "Представь, что он убил твою семью!" Старался быстро представить это в гулкой атмосфере соревнований, но тщетно. "Да как он может убить мою семью? Такой же пацан, как и я", - невольно приходили такие мысли, мигом убивая, казалось бы, мой зловещий настрой на противника. Но это оказалось лишь половиной беды. Не все соперники были такими уж зверями, с таким уж дьявольским настроем. И у них бывал мандраж. Но в от в таких, казалось бы, равных условиях я умудрялся, по мнению тренера, проигрывать. Другая половина беды заключалась в том, что во время поединка у меня как-то напрочь исчезали навыки, сам набор техники, да и тактики, усвоенные, казалось бы, отточённые на тренировках. Стоило задуматься.
    Да, вот такая неуверенность сильно мешала прогрессу в этом деле.Но, конечно, не всё было так уж плохо. Если попадался заведомо слабый соперник, то я его расщёлкивал как скорлупку, под самый орех. И всё же в моей юной спортивной карьере возникли проблемы, весьма серьёзные проблемы, которые я никак не мог решить.
    Однажды к нам приехал родственник матери. Для чего? Но он неожиданно заглянул ко мне в комнату, чего за ним никогда не наблюдалось. В общем-то, я мало знал его. Родственник, да родственник, по материнской линии и всего лишь. Заглянул, да заглянул. Но не только. Он стал при этом рассматривать всё подряд. Такой тщедушный, такой невзрачный. Как только таких земля носит? И было мне, с кем сравнивать. На стене у меня висели цветные иллюстрации, откуда красовались статные атлеты и мастера навроде великих Арнольда Шварценегера, Жана_Клода Ван Дама, Чака Норриса и, конечно же, моего кумира Брюса Ли. А он-то как раз рассматривал эти иллюстрации.
  - Это помогает? - вдруг ни с того, ни сего спросил он.
  - Что помогает? - спросил я вместо ответа недоуменно.
  - А вот всё это? - кивком указал он на иллюстрации.
  - В каком смысле?
  - Да хотя бы в психологическом. Они своим видом должны укреплять дух. Я так понимаю. И я думаю, что надо постоянно смотреть на них и стараться быть похожим на них.
    Я лишь пожал плечами. А он продолжил дальнейший осмотр моей комнаты. Остановился на этот раз на компьютере.
  - В интернет заходишь? - продолжил он расспрос.
  - Захожу.
  - А что там тебя интересует?
  - Многое.
  - А конкретно?
  - Информацию ищу для рефератов.
  - А-а. Это правильно. А как у тебя с учёбой?
  - За четверть две четвёрки.
  - Как я полагаю, остальные пятёрки.
  - Правильно полагаете.
  - Мне его расспросы начинали порядком надоедать, и потому ответил я немного нагловато. Но он на это никакого внимания не обращал и продолжал рассматривать комнату, остановившись на этот раз на стеллаже с книгами.
  - Книги читаешь?
  - Читаю.
  - Правильно. А то нынче всё компьютер да компьютер, кино всякое, музыка, тоже всякая. А книги - это хорошо, это правильно.
    Я промолчал. Я действительно читал, и к чтению имел явное пристрастие. Но и компьютер, и кино, и музыка для меня имели тоже такое же значение. А он тем временем остановил свой любопытный взор на двухпудовке. Её подарил мне друг отца, как говорится, на будущее.
  - Однако тебе это пока рановато. Вырастешь, поднимешь, - говорил он тихо, тихо.
  - Конечно, подниму, - отвечал я немного с оттенком спесивости, желая как-то покончить с этими расспросами.
    Он и на этот раз ничего не заметил. А меня уже начинало это раздражать: вот эти бесконечные, как мне казалось, расспросы, вот это рассматривание всего, и, главное, его такой тихий голос, больше похожий на звук маленьких живых существ. То ли дело голос моего тренера и других тренеров тоже. Он же продолжал смотреть на двухпудовку как баран на новые ворота. "Кишка тонка, поднять", - подумал я с таким злорадством. И какое-то чувство, может быть не брезгливости, но пренебрежения появилось у меня к этому родственнику по материнской линии. А он продолжал оставаться на этом же месте, будто прилип и продолжал разглядывать её словно музейный экспонат. И на что сдалась ему двухпудовка?
  - Как понимаю я, тебе это пока рановато поднимать, - наконец-то пришёл он к этому выводу, который и так был очевиден.
  - Ничего, скоро буду поднимать, - тут же я вставил слово с некоторым оттенком превосходства.
    А он продолжал рассматривать сей спортивный снаряд. "О-о, смотри, смотри. Не поднимешь, пуп надорвёшь", - по инерции продолжали свой хоровод усмешек, такого ехидства мои мысли. Прошло некоторое время вот такого разглядывания и дальше произошло то, что заставило меня привскочить с места с невероятно расширенными глазами и с таким же разинутым ртом. И было отчего!
    Что было это? И как оно случилось? В мгновение ока он держал на вытянутой вперёд, а не вверх, руке двухпудовку. И, главное, рука при этом не дрожала. Не дрожала! Я знал в этом толк, разбирался, понимал это. Вот это да! А он продолжал вот так держать не дрожащей рукой! И всё же при таком эмоциональном состоянии удивления от внимание моего, от заострённого внимания на данный момент, не ускользнули, так ярко выдвинувшиеся, толстые, словно литые из стали, сухожилия. И теперь я примечал, знал, что под рубашкой его притаилось тренированное, очень тренированное тело. Прошло время, и он бережно поставил её, двухпудовку на палас, будто была она из редкого горного хрусталя. О, это было удивление с моей стороны!
    Он подошёл к столу, где его внимание привлекла почему-то монета с достоинством в пять рублей. И этот его интерес был так же вне моего понимания. А дальше произошло то, чего, возможно слышал, но никогда не видел. Он взял монету и подбросил вверх, высоко, да так, что она завертелась, замельтешила, будто заискрилась яркими рёбрами в таком неистовом вихре, и стала падать. Но на лету ловко он поймал её пальцами. Спросят, что в этом такого? Да ничего. Так может каждый. Но вот продолжение дальнейшего действия повергло меня в настоящий шок. И было отчего!
    Пальцы его сжимали монету как мощный пресс. И она под силой, под такой невероятной силой, идущей из самых глубин духа в пальцы, сгибалась, как будто была сделана из пластилина. О, реальность, как наваждение! Но это было совсем не так, не так. Это была действительность, и притом самая настоящая, как есть. Я только что стал свидетелем большого, огромного, преогромнейшего чуда! И шок сдавил меня! И онемел язык! А он тем временем бросил деформированную, сложенную пополам монету на стол, и эта монета в таком виде для меня превосходила теперь своё достоинство в пять рублей, намного превосходила, превращаясь в бесценный сувенир, который можно показывать гостям, друзьям, знакомым. Но поверил ли кто? Когда и кто увидит такое представление? Я не стану пассатижами стараться вернуть её в прежнее положение. Да и смогу ли я? И зачем? Бесценный сувенир, превращённый из монеты с достоинством в пять рублей, как неоспоримое свидетельство невероятной физической силы, исторгнувшейся из самых глубин человеческого духа.
    Теперь-то я готов был внимать каждому его слову, взглядом ловить каждое его движение. ...

 ... - Хорошо, что ты заходишь в интернет, читаешь книги. Одним словом, легче объяснить. Только мне кажется, с работой правого полушария, с таким образным мышлением у тебя немного проблемы. Но попробую это как-нибудь исправить. Хотя, я могу ошибаться. У читающего книги должно быть воображение и, притом на хорошем уровне, а то и на высшем, очень богатом на красочные ассоциации. Но вот чтобы усилить нам с тобой эти ассоциации, нам надо бы съездить в одно место. Так что, завтра я заеду к вам.
    Я понимал, теперь понимал, что по просьбе моей матери он взялся за меня. И если так, то это удалось ему в полной мере. Так и стояли перед глазами егшо вытянутая рука с двухпудовкой; пальцы, сгибающие монету; ... Но вот куда поедем завтра? И зачем? Почему? Оставив меня в таком неведении, словно окутавшись какой-то тайной он, можно сказать, после первого такого урока, что произвёл на меня должное, очень должное впечатление, удалился. И всё это имело место для размышлений. ...

* * * 

 ...

    Книга Баира Жамбалова "Уловить неуловимое. Путь мастера" поступило в продажу в онланй-мегамаркете Ozon.ru, в интернет-магазинах Amazon (США), ЛитРес (Россия).


Рецензии