Опоздание

АИДА ТАСТЕНОВА - http://www.proza.ru/avtor/aidatastenova - ПЯТОЕ МЕСТО В 70-М ЮБИЛЕЙНОМ КОНКУРСЕ ДЛЯ НОВЫХ АВТОРОВ МЕЖДУНАРОДНОГО ФОНДА ВЕЛИКИЙ СТРАННИК МОЛОДЫМ

 - Опаздывать нехорошо…
Он все-таки заметил!
Катя повернулась с виноватым видом и ответила:
- Прости, я засуетилась и забыла про время.
Дедушка сидел в кресле-качалке и покуривал трубку. Обычно в три часа у него послеобеденный сон. А Катя сегодня должна была придти в два часа после школы – передать лекарства, которые купила мама накануне. Но по дороге она заглянула к подружке.
Одев тапочки, девочка подошла к деду.
- Ты обиделся, да?
Он повертел головой.
- Деда, прости! Я думала зайду к Маше на пять минут и все! Не молчи, ты же обиделся, я вижу!
Катя очень любила дедушку. Во-первых, потому что это был ее дедушка. Во-вторых, потому что он никогда ее не ругал и не наказывал. В-третьих – дедушка тоже очень любил единственную внучку.
- Я не обиделся, - обратился он к Кате, - просто вспомнил кое-что.
-Что же?
-Одну историю из молодости.
Катя любила слушать рассказы дедушки из его жизни.
-А эта история интересная?
- Скорее всего, поучительная… - молвил дедушка, - Я никому ее не рассказывал. Но думаю, что пора уже рассказать кому-то, чтоб не повторяли чужих ошибок.
Катя вспомнила поучительные истории мамы. Они ей ужасно не нравились, потому что каждый раз мама поучала Катю, рассматривая все ее ошибки чуть ли не под лупой. «Нельзя так делать… Нельзя … Катя, ты соображаешь к чему это приводит?...» В общем, ничего приятного.
-Ой, может не надо мне рассказывать?
Дедушка посмотрел на нее и сказал:
-Я расскажу самому себе. А ты если захочешь – услышишь. Не захочешь – пропустишь мимо ушей.

Произошло это тридцать лет назад. В этот же самый день. Был сильный дождь, повсюду валялись желтые листья, напоминая, что совсем скоро – ноябрь.
За месяц до этого дня, мы с товарищами по работе решили навестить еще одного товарища – Сашу. У него было день рождение и он сильно заболел. Перенес инсульт, после которого левая половина тела оказалась парализована. А раньше он работал с нами, рисуя плакаты и афиши.
Дома нас встретили его родители. Видно было, что они сильно переживали за сына. И хотя мама Саши нам улыбнулась, нельзя было не заметить, как она постарела и осунулась. Только в глазах был блеск – она радовалась, что сын жив. Отец тоже улыбнулся всей нашей компании и повел к Саше.
В его маленькую, но светлую комнату, мы ввалились гурьбой, с букетом гвоздик и тортом. Помню, как сильно он обрадовался и что-то радостно и невнятно произнес.
Все его обнимали, жали ему руку, спрашивали как дела. А он, сидя в инвалидном кресле, в комнате насквозь пропахшей лекарствами, смеялся и с трудом говорил.
Нас напоили чаем. Каждый поздравил Сашу с его двадцать пятым днем рождения. Он был таким худым и изнуренным, но одновременно счастливым. Сидя у окна и удерживая правой рукой кружку чая, он рассказал, что обычно читает книги, которые еще не читал, иногда берет в руки кисть и рисует природу, а иногда просто поет.
Просидев два часа, мы отправились по домам. Напоследок Саша меня попросил:
-Приходите еще. Или ты один приходи. В шахматы поиграем или просто поговорим.
Раньше с Сашей мы были хорошими приятелями. До его болезни. Я был старше Саши на пять лет и служил ему своебразным примером. Он всегда спрашивал у меня совета. Я, естественно давал эти советы с некой гордостью, что я умнее и выступаю в роли учителя. Каким же глупым был я! Не знал, что я всего лишь ученик, и что именно Саша преподаст мне самый важный урок в моей жизни.
Я пообещал Саше, что обязательно как-нибудь зайду. Саша был счастлив, когда я уходил. Ведь я просто не понял, что подарил человеку некую надежду.
То, что для меня было обычным – для Саши было трудным. Я работал, ходил к друзьям, уставал, помогал на даче родителям… Суета, бесконечное отсутствие времени, не жизнь, а колесо для хомяка! А Саша мечтал так жить снова. Но не мог. Сидя в своей комнате и читая книги, он был уверен, что я-то точно приду, ведь мы так хорошо раньше общались.
Я хотел зайти к Саше через неделю после его дня рождения, но не получилось. Поехали всей семьей на природу к знакомым. Потом у меня случилась куча работы перед праздниками. Потом еще что-то…
Потом, потом, потом … Как это разрушает наши жизни! Нельзя откладывать важные вещи. Никогда нельзя.
Прошел почти месяц с Сашиного дня рождения. А я все собирался «потом»…
Однажды вечером читая газету, ко мне подошла жена.
-Сегодня звонил какой-то Саша и спрашивал тебя.
Я рассказал ей все. Она послушала и сказала:
- Зайди к нему. Он же ждет.
Я пообещал, что зайду на этой неделе. Сначала я хотел во вторник, но снова оказался в своей суете и перенес визит на пятницу.
Купив яблок и булочки, в ту дождливую пятницу я отправился к Саше. Времени было в обрез, и у меня был план попить чай и быстренько уйти по своим делам.
Нажав на звонок у двери, я услышал, как он раздался по всей квартире. Через минуту дверь открыл Сашин отец. Он почему-то постригся.
- Здравствуйте, я вот к Саше пришел! Но я ненадолго.
Я улыбался и сказал что-то еще про яблоки.
- Сережа, ты не знаешь? – тихо спросил Сашин папа.
Я отвлекся от мысли о чае и поинтересовался:
-Чего незнаю?
Отец Саши тяжело вздохнул и выдавил:
- Саша умер во вторник. У него случился сердечный приступ.
Я не мог в это поверить. Меня словно молнией ударило. Я выпустил из рук сетку с яблоками и они покатились по лестнице вниз. «Саша. Умер. Вторник. Приступ» - метались мысли в моей голове, жестоко сокрушая все мои откладывания на «потом». Не успел.
Еще не полностью осознавая, что же произошло, я с трудом произнес:
- Соболезную вам. Крепитесь.
Еще мгновение и дверь Сашиной квартиры тихо захлопнулась, а я кинулся вниз по лестнице.
Вымокший до нитки под дождем, пришел домой.
Моя жена испугалась моего вида, но не успела она задать вопроса, как я ответил:
-Опоздал… Я опоздал.
Всю свою жизнь я вспоминал Сашу, его глаза, полные радости, что я приду. Я пришел, но слишком поздно…
После этих событий я старался не опаздывать. Я стал вовремя и чаще навещать родителей. Помогал тем, кто просил о помощи. Но я никогда не забуду как подвел Сашу.


Дедушка закончил рассказ и повернулся к внучке. Катя молча сидела, уставившись в одну точку. Выглядела она потрясенной.
- Не опаздывай, милая. Потом может быть поздно.

19 декабря 2014


Рецензии