Поли-инструментализм

Музум Е

Часть 3

(отрывки)

* * *

Жизнь группы Юниорс-Бит на плацу в Асари сегодня у меня ассоциируется как феерия, наполненная духом непрерывного праздника жизни - этакий затяжной фестиваль Вудсток...калейдоскоп летних концертов ( это конечно в народе называлось - балёха, т.е. - представление-танцы-возлияние-танцы-знакомства-танцы, а может и начало романа...), завершавшихся либо купанием в ночном море, либо поездкой с палатками и ночёвкой на Гаую ( река у залива, среди дюн и лесов с противоположной стороны от Риги нежели чем Юрмала), либо походом в ближайший бар-ресторан ( которым и был кабачок Лайкс (Время - лат.яз) в Меллужи - на одну станцию ближе к Риге). Не весь наш оркестр участвовал в этих после-празднествах - поклонники разбирали участников по частям, поэтому я помню лишь то что происходило со мной - в тех или иных случаях...
...Весело было купаться в лучах первородной местечковой славы и довольно нудно было бы описывать радостные будни общих бдений, хотя кое-какие события носили более перспективный характер в смысле музыкального роста - а именно это и было самым важным и значимым для меня...
Ресторанчик в Меллужи был истинным воплощением ковбойского салуна - как на среднем западе, в лучшем смысле этого слова. Начиная с дизайна входных открывающихся деревянных створок и кончая весёлой публикой на потребу которой в баре было всё, а главное - лучшее юрмальское пиво ( вообще Юрмала славилась своими пивными барами). Сценка была небольшой, но хорошо освещалась и озвучивалась: на ней помещались и басист(Пол Кириллович) и ударник (Валя Романов) и органист-гитарист (Харийс Ужанс). Каким-то образом каждый мой приход был заранее известен Харийсу Ужансу - главному поли-инструменталисту в этом оркестре и он чуть-ли не у входа поджидал и усаживал за стойку бара, сразу договариваясь о том, чтобы я обязательно поиграл и спел какой-нибудь рок-н-ролл. Мне как раз последнее время очень нравился супер-гитарист Alvin Lee из группы Ten Years After, так мастерски исполнявший эти мега-быстрые блюзы на гитаре, что до сих пор в Вудстоке его забыть не могут местные жители и их домашние животные, которым спать не давали трое суток в радиусе двадцати километров. Но всех подробностей в то время не ведали, а вот по радио-Люксембург слыхивали...Love like a Man...Love like a Man...
...А как согревала атмосфера в этом культовом меллужском баре - именно время и исчезало в клубАх сигаретного дыма и специально подобранных, вальяжных, декоративных песнях Beatles, CCR, Rolling Stones и Джэймсо-Ластовских инструменталках, грамотно исполняемых местным трио во главе с то-гитаристом, то-органистом и даже иногда барабанщиком - вездесущим вокалистом Харийсом - плотно-упитанным, большим и слегка медлительным - когда он подавал вам руку, она , как мягкая подушка, подкладывалась под вашу ладошку и лениво её облегала, таков был его характер и манеры, а ведь он-то и был легендарным участником нашумевшей некогда одной из первых рок-групп (типа - латышские The Animals) - The Jokers. У них был свой супер-хит - Серая Дорога, звучавший изредка по утрам в Рижском эфире и кое-что, отснятое на Латвийском телевидении. ... Наконец официальная программа заканчивалась и наступало время джэма - это был мой час. Никто никого там не лимитировал и действо, порою, плавно перетекало в раннее утро...таковы были времена и тот "Лайкс"
Больше всего хотелось конечно спеть и сыграть супер-рокенролл группы Led Zeppelin так и называвшийся Rock-n-Roll. В словах сообщалось о том, что много времени прошло с тех пор когда пелась та самая песня, а время, всё то же проклятое время - такое Одинокое - и это повторялось много раз. Совершенно психоделический рок, стоявший в ряду подобных и исполненных Элвисом Пресли ли, Джери Ли или Чаком Берри рокенроллов, отдельным одиноким, опять же, утёсом, требовавшим невероятных вокальных усилий, дабы уподобиться самому великому Роберту Планту. Представьте себе, в атмосфере, которую я описал, звучит самый что ни на есть рокенрольный рок, ... музыканты стараются не на шутку - ведь планка задрана до самого Планта. Экспрессия валит через край, равнодушных в зале, при соответствующем подпитии,  не остаётся - страсти кипят, это ведь чисто концертное произведение, люди пляшут в угаре, но всё заканчивается на апокалиптично повторённом многократном одиночестве...Не успев опомниться, я вдруг чувствую свою правую руку схваченной, как клещами...и хриплый голос вещает прямо в ухо...покажи того, кто тебе сделал плохо - я убью его прямо тут...покажи мне его... Удаётся разглядеть прямо перед собой разъярённого головореза, откинувшегося с зоны совсем недавно, действительно впавшего в состояние эйфории, и для него - сказанное означает буквально то, о чём он только-что прохрипел - и он очень серьёзен, такие не шутят. А он, просто спасая друга, уничтожит любого...Говоря жёстко, в его интонациях присутствует, как ни странно даже, нежность, можно сказать, если вообще он когда-либо испытывал нечто подобное... Только с помощью обаятельного Харийса его удаётся оттеснить, совершенно оторопевшего, и перевести стрелки в другое русло. Ему даже пива налили от моего имени...вот она великая сила классики, продемонстрированной в правильном месте, в нужный час...
Ближе к осени я всё чаще стал бывать в Меллужи, да и временная работа на танцах в Асари благополучно завершалась. В группе Юниорс чувствовалось, что индивидуальность каждого требовала соответствующего продолжения. Нависала армия. Именно в этот момент в один из вечеров Харийс предложил работу в ресторане, но не в Лайксе, потому что - это летняя точка. Мы были теперь работники того самого бюро, которое - эстрадных оркестров, помните я рассказывал про улыбающегося Гудвина...Информация о новой точке была секретная. Харийс был у всемогущего Алексеева на хорошем счету, но новое место, почти построенное на станции Приедайне (Сосновая - лат.яз.), обещает стать не совсем обычным. Это не курортная зона и работать будем, начиная с осени и кончая поздней весной. Т.е. музыкальное обслуживание прекращается в связи с началом курортного сезона, а значит опять в Лайкс. Это было первое серьёзное предложение и опасное одновременно - я никогда не планировал себя кабацким музыкантом, а тут были подводные рифы - доступ к алкоголю, ну и всё с этим связанное. Харийс же подкупил мульти-инструментализмом, мол нас будет только трое музыкантов и идея, которую он сформулировал была простой с одной стороны и совершенно невероятной, с другой - когда он на органе, я на гитаре а Пол-басист на басу и ногами на хэте и бас-бочке, когда он на гитаре, то я либо на органе, либо на ударных и когда он на ударных у нас пауэр-трио без клавиш. При этом два серьёзных вокалиста. А самое главное диапазон использования стилей многократно увеличивался. Он убедил, согласовав всё с начальством - рассказал, что получил в моём лице новую молодую кровь и уговорил меня, объяснив, что доходы возрастут геометрически. На такое был способен единственный человек в бюро - Харийс Ужанс. Импонировало то, что он не заскорузлый кабачник. С точки зрения получения музыкального опыта, выходящего за рамки рок-группы, в тот момент трудно было вообразить что-либо круче.

* * *

Чтобы представить что такое Приедайне необходимо понять где кончается Рига и начинается Юрмала. Если с Рижского вокзала на пригородной электричке ехать в Юрмалу, то рубеж курорта преодолевается, проезжая мост через Лиелупе ( Большая Река - прим. авт.) и высаживаясь на пятой остановке после столицы, называющейся по имени речки. Активная зона отдыха начинается ещё дальше - на следующей остановке Булдури. Зона серьёзных ресторанов - ещё дальше - с Дзинтари по Майори. Дальше - правительственные (СССР) особняки - Дубулты - Яундубулты. Зона пионерских лагерей и санаториев с Пумпури по Вайвари. Юрмала практически и закончилась. Но это было раньше - сегодня всё по-другому. Рига тогда заканчивалась после первых двух остановок из центра. Приедайне - была 4я остановка из Риги и последняя перед Большой рекой. Я конечно не думал о том - кто поедет в Приедайне ( не курорт, не город) осенью, зимой, весной отдыхать вечером в ресторане? В это время года и в Юрмале люди в большом дефиците. Главная дорога, связывающая город и курорт, тоже была далеко в стороне. Тип ресторанчика под названием Дайна (интригующее название, если понимать латышский - что-то среднее между словом тайна и старинным латышским четверостишием, заключающем в себе некую древнюю мудрость) представлял собой стандартное двухэтажное строение, предназначенное для продовольственного магазина на первом этаже и равноценного по площади, кафе на втором. Дизайн интерьера совершенно не замысловатый - этакий банкетный зал, поделенный на зоны, ограниченные светящимися стендами в духе примитивных витражей. Сидящие за столами могли не видеть соседей и оркестр. Лишь танцующим представлялся больший обзор, когда они выходили в центр зала поближе к оркестру, ютящемуся у двери на кухню среди таких же светящихся панелей. Оркестр - конечно громко сказано. Нас было трое, как я уже говорил - ударные, бас и орган. Начиналось первое отделение с инструментальной части - в основном Харийс за органом, Пол - бас, а я - ударные.
Я конечно не буду утомлять излишними подробностями о том, как начинали в пустом зале. О том, как прилетали "первые ласточки". О том, как я научился пить водку стаканами. О том, как иногда не приезжал ночевать домой, отрабатывая заказные экстра-пати. Научился петь на русском супер-песню "Белая берёза" и ещё несколько душе-щипательных шансонов (как сегодня говорят). Короче - стал незаменимым винтиком мульти-трио. Надвигалась зима а с ней Новый Год и, самое главное, - Харийс очень хотел продемонстрировать на ежегодном конкурсе эстрадных оркестров города Юрмала свой мобильный мульти-инструментальный ансамбль. Ещё один плюс работы был в том, что можно было репетировать по утрам до обеда, а иногда и дольше. Правда я мог только по выходным, из-за училища. Не помню точно, какие были выбраны песни на конкурс. Козырем в программе предполагалось показать нашу взаимозаменяемость и сыграть что-нибудь виртуозное. Поэтому одно произведение было выбрано, чтобы показать рОковые навыки. Рок-н-ролл группы Deep Purple - Lazy.
Происходило всё перед католическим рождеством. Конкурс проходил в большом зале какого-то санатория или гостиницы. Обычное начало - рано утром. Кресла зрительного зала занимались кучками музыкантов и их болельщиков. Каждая кучка представляла "точку" - т.е. определённое заведение - ресторан или бар. На сцене периодически сменялись музыканты разных "точек", настраивались и косо посматривали на конкурентов. Призёрам обещали льготы - приподнимались ставки и перераспределялись точки. Кому перепадёт по-жирнее кусок. Жирность определялась наличием "чаевых". Для всех это было привычно, но не для меня. Я видел это впервые и предполагал, что не буду играть в карьеристские "игры". Я не мыслил себя кабачником, не смотря на то, что отработал уже три месяца. Я был "залётным" в их среде и меня всё развлекало - это была смена декораций. В жеребьёвке Харийс выбрал утро и хорошо - быстрее отстреляемся, а потом будем наблюдать как другие корячатся. Самое смешное, что были пошиты формы в ресторане Дайна. Участники должны были быть одеты соответственно своим точкам - жилеты, белые рубашки и бабочки. Это было унизительно, но не хотелось подводить Харийса.
Волнения не было - коньячок "фуфцик" для того чтобы смягчить связки по совету Феди Лукашинского (профессиональный алкоголик-пианист, гипер-активный, но очень добрый - каждый сет у него начинался с фуфцика - по-умолчанию) и выходим на ярко-освещённую сцену - три котика в оранжево-коричневых жилетках. Последним номером - эти три котика в бабочках, цвета детской неожиданности, вламывают серьёзный концертный рок со всей инструментальной атрибутикой, вокалом и классическим гитарным соло, полностью выученным не для конкурса, а гораздо раньше - из большого уважения к таланту и уровню Ричи Блэкмора, а тогда он ещё был на пике большой волны. Зал был повержен, они не ожидали такого разворота событий - мы стали призёрами - третье место и я получил лучшего инструменталиста. Алексеев стал приводить ансамбль в пример, как самый оптимальный коллектив. Второе место получил ночник - Юрас Перле (лучший барабанщик - Яша Збенович) , а первое - большой состав ресторана Юрмала (лучший басист - Алик Фельдберг). Эти составы держали самые крутые "башлёвые" точки - им все завидовали.
Спустя несколько дней - уже почти под Новый Год мы были приглашены на ночной банкет, посвящённый победителям городского конкурса, организованный в лучшем ночном ресторане "Юрас Перле" и начинавшийся в полночь, после работы - там собирались все музыканты Юрмалы. И конечно там состоялась заветная мечта сыграть с лучшим барабанщиком - Яшей Збеновичем и басистом Аликом Фельдбергом. Причём они сами подошли и позвали на сцену - ох эти несколько шагов к трёхъярусному возвышению, где нависли тарелки над барабанами, за которыми мелькал прищуренный взгляд Якова и рядом выступал супер-басист Алик, подтверждая грувом любые смелые идеи. Играли долго - импровизировали, никто не прерывал... Это была лучшая музыка, какую я когда-либо исполнял. Когда закончили, мы уже не расставались - наливалось, закусывалось и текла беседа о том, что сердцу так мило. Они слушали то же самое, что и я. Восхищались юностью. А когда был задан Аликом вопрос, знаю ли я ноты - он имел полное право спросить, будучи скрипачом в консерватории. Я с гордостью ответил - конечно нет! Ведь мои кумиры нот не знали, как мне казалось. И они с Яшей тогда навеки озадачили вопросом - ты думаешь Deep Purple играют без нот? Не сомневаясь, я ответил - конечно! Так вот, - сказал Алик и Яша вторил ему - учи ноты! Они все с консерваторским образованием, без нот будет очень тяжело! Если "лучшие" говорят, что надо - значит надо! И нет вопросов!
Они не были друзьями, но старшими, мудрыми и опытными профессионалами, уровень которых был неоспорим и достичь которого казалось несбыточной мечтой. Как я был наивен тогда. Сохранилось фото с того вечера, где я сижу за изысканно сервированным столом рядом с волшебным, улыбающимся Гудвином (Алексеевым) а на груди круглый бронзовый значок победителя. Кто знает, как складывалась бы судьба, если бы не все эти люди, вовремя доброжелательно направлявшие  кратчайшей дорогой...

* * *


Рецензии