Шестое чувство Анатолия Ледуховского. Маска Лема

«Так, некогда, в разросшихся хвощах
Ревела от сознания бессилья
Тварь скользкая, почуя на плечах
Еще не появившиеся крылья…»
                Николай Гумилев.

 
    Дом-музей Щепкина в очередной раз принимал гостей в Домашнем театре Анатолия Ледуховского.

  «Маска», по мотивам повести Станислава Лема. До начала спектакля чай-кофе и мини-бутерброды в не менее миниатюрном фойе, в котором полу-сумрак подрагивает от свечей и затянувшегося ожидания начала действа.

  Именно действа, потому что сказать про «Маску» Ледуховского «спектакль», значит не просто ничего не сказать. Скорее – соврать.

  Психоделическое действо, мистерия, фантасмагория, что угодно, но не спектакль.  Сцены из бесконечности, озарения из будущего, отблески прошлого, обрывки прапамяти, складывающиеся в жуткую, но остроинтересную историю. 

  Тварь скользкая… Машина… Женщина… Она… Оно… Нечто…

  Из декораций – тот самый минимум, за которым начинается аскетизм (меня всегда восхищает способность настоящих мастеров театра создавать шедевры на двух стульях и трех фонарях – и в самом деле, зачем тонны софитов, 3D эффекты и многоуровневые декорации, когда есть беспредельность человеческого духа и филигранность актерской техники, помноженные на гений режиссера?)

  Допрос… Признание… Сеанс психоанализа… Исповедь… О чем я?.. О чем она? Тварь… Женщина… Божественное ничтожество… Манящее и отталкивающее, будоражащее и пугающее. Кто ты?..

  О, если бы она знала, кто она. Незнания ее терзают, но заставляют искать ответы. Вместе с ней мы блуждаем в лабиринтах ее мыслей и чувств, на ощупь пробираемся через дебри воспоминаний в подвалах ее страхов и подавленных желаний. Убить и воскресить… Воскресить, чтобы убить… Любила ли ты его? Да и вообще, способна ли ты любить? Машина для убийства, падшее божество…

  Двойничество, двойственноть, двуличие, двуединство, дуализм, двоякость, двуязычие, двуядие, двуадие, - и все это, остро-пугающе-манкое и отвратно-притягательное  – в ней одной? Да впору бежать от нее. Или влюбиться.  Или убиться об эту любовь.  Да какая, к черту, любовь в мире животной страсти!

  Что ты знаешь о любви? Что я знаю о любви? Что все мы знаем о любви и о ее изнанке?

  Скелеты из женских шкафов ужасают и тем не менее изумляют. «Бездонны жён и девственниц секреты!» Неопознанный мужчина в белой капитанской фуражке перекушен пополам в первую же брачную ночь. Как ты могла, Ассоль!?  А бездыханное тело лучшей подруги? Какая женщина не мечтала о таком подарке? Да нет, конечно же это не о Вас! Это о других женщинах, не умеющих лгать себе, лгать своей природе.

  Что там, в глубине? В самой глубине женской сущности?  На той крайней ступени вселенской бездны где женское граничит с бесчеловечным?  Кто ты, Женщина? Пенорожденная Афродита?  Прекрасная половина богомола, с головой партнера в зубах? Мать Тереза? Булгаковская Маргарита? Маркиза де Сад?  Кто ты, самка человеческая? Да и Человек ли ты вообще?..

  Анатолий Ледуховский не дает ответов. Он тонко и изощренно будоражит наш мозг и воображение, пытаясь разбудить наше глубинное знание сути вещей, нашу память о самих себе, о Вселенной, о ее прошлом и будущем, о Человеке, венце природы и ее рабе.

  Где-то я это уже слышал? Да конечно же у Гумилева «Кричит наш дух, изнемогает плоть, рождая орган для шестого чувства…» О чем он?

  О чем я?.. Да все о том же: Дом-музей Щепкина, Домашний театр, чай-кофе и мини-бутерброды в миниатюрном фойе, свечной полу-сумрак, Анатолий Ледуховский в компании потрясающих актеров и  зрителей после окончания интеллектуального пиршества под названием «Маска».

-------------

Участники «Маски»: Юлия Богданович, Мария Галкина, Ильдар Аллабирдин, Юрий Агений.

Автор мыслей по поводу «Маски» Павел Морозов


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.