Реальность смысла. Глава 15

1. В прошлой 14й главе мы познакомились с идеями Линкольна относительно использования образования, как основы для развития интенсивного автономного мелкого ремесленного производства и сельского хозяйства в рамках местных общин и отдельных семей с тем, чтобы ограничить рост социального неравенства, деградации, отчуждения и зависимости в результате постепенного поглощения общества механизмами национального и мирового рынка, для которого характерно господство "королей" финансового капитала, крупных землевладельцев и "венчанных королей" недемократической политики.

2. Эта программа создания смешанной общинной и рыночной экономики обрисовывается конечно очень схематически, но именно она, а не голословные утверждения типа "все вы там рабовладельцы врете, у нас на Севере рабочим очень хорошо" используется Линкольном для опровержения "лежневой теории", которую, как мы видим, он воспринимал всерьез,как реальную угрозу постепенного порабощения трудовых масс не только черного, но и белого населения в ходе одностороннего развития рыночной экономики.

3. При этом Линкольна конечно нельзя назвать социалистом, поскольку в своих поисках равновесия между трудом и капиталом он не рассматривает огосударствление экономики или создание массового кооперативного производства, как возможные варианты. Его скорее можно назвать ассоциативистом, ибо, согласно Токвилю, именно свободная, добровольная горизонтальная ассоциация была важнейшей формой общественного сотрудничества в США этой эпохи. До тех пор пока и в той мере насколько такие ассоциации могли свободно развиваться и играть значительную роль в обществе американская демократия была реальностью.

4. С другой стороны его оппонент,  создатель "лежневой теории" общества Хэммонд, связывает свою защиту рабства с энтузиазмом по поводу развития мирового рынка, и колоссальным ростом спроса на южный хлопок, который таким образом становится рыночным королем, укрепляя рыночные позиции рабовладельческой аристократии (отсюда неформальное название его выступления в виде цитаты из его речи: "Хлопок это  король").

5. Южные плантации давали три четверти европейского и более 60 процентов мирового хлопка. Цены на рабов росли. Южная аристократия купалась в деньгах, ее не коснулся мировой экономический кризис 1857 г. в результате которого на севере обанкротились тысячи компаний и банков и сотни тысяч людей потеряли работу и средства к существованию.

6. Поэтому в настроениях лидеров южного общества присутствовал культ рационального денежного расчета как основы частного и общественного поведения. В терминах нашей матрицы идентичности мы назовем эту парадигму калькулономикой. Для того, чтобы условно отобразить ее в матрице мысленно разделим верхнюю горизонтальную сигнификативную линию АВ на 16 равных отрезков АВ1, АВ2 и т. д. так что точка F в середине линии АВ совпадет с АВ 8. Теперь соединим нижнюю точку Н центральной вертикальной инструментальной линии FH с двумя точками вблизи верхнего конца F той же линии, а именно с АВ7 и АВ 9. Эти три точки Н, АВ7 и АВ 9 образуют треугольник, симметрично расположенный вдоль центральной инструментальной линии FH. Этот треугольник и будет отображением калькулономики. Если же мы проделаем то же самое с нижней горизонтальной репрезентационной линией СD и также разделили ее на 16 частей, соединив затем концы ближайших к Н отрезков СD7 и СD9 с верхней точкой F то мы получим отображение другой связанной с калькулономикой парадигмы идентичности, а именно моментономики, о которой идет речь ниже.

7. Исключительно благоприятная экономическая конъюнктура наполняла южных политиков чувством собственного могущества и мирового значения. Вот как говорил об этом сам Хэммонд в своей речи: " ...достаточно нам снять ограничения на иностранные товары и открыть порты и весь мир придет к нам торговать...может ли какая либо нация, будучи в здравом уме, воевать с хлопком? Без единого выстрела, без того, чтобы обнажить меч, мы можем заставить весь мир ползать у наших ног. Юг совершенно спокойно может обойтись без того, чтобы сеять хлопок один, два или три года...Что случится, если никакого хлопка не будет поставлено на рынок в течение трех лет? Я не буду здесь изображать то, что каждый может вообразить,но вот что несомненно: Англия упадет и утянет за собой весь цивилизованный мир кроме Юга. Нет, вы не дерзнете объявить войну хлопку. Никакая власть на земле не решится на войну с ним. Хлопок это король." (Hammond 1858, 8).

8. Здесь типичная для спекулятивной разновидности рынка зафиксированность на данности доходит до крайней степени и превращается в культ момента. Соответствующую парадигму идентичности мы будем поэтому называть моментономикой. Хэммонд действительно выражал глубокое убеждение южан в том, что стоит им прекратить экспорт хлопка и вся Европа впадет в панику и заставит Север прекратить войну. Именно поэтому власти Конфедерации в начале войны (1861)фактически, не объявляя формального эмбарго, почти прекратили экспорт хлопка, рассчитывая тем самым вызвать такое развитие событий и по меньшей мере на то, что Англия и другие европейские страны заставят Северян прекратить блокаду атлантических южных портов.

9. Но это одностороннее, чисто инструментальное калькулономное и моментономное представление о данности ввело их в заблуждение. Данность, как часть реальности на самом деле гораздо сложнее, чем упрощенные схемы и одноходовые стратегии калькулономного мышления.

10. Как отмечает современный американский историк Гражданской войны Джеймс Макферсон: " Южные ожидания иностранного вмешательства, чтобы прекратить блокаду,
были обмануты причем обмануты с двойной иронией: во первых "успех" эмбарго на хлопок повидимому доказывал успех блокады, во-вторых огромный экспорт хлопка в 1857-1860 гг. вместо того, чтобы доказать могущество Короля Хлопка, привел к крушению его трона. Даже в режиме сверхурочной работы английские текстильные фабрики не могли переработать весь этот хлопок в ткань. На складах Ланкашира лежали огромные запасы хлопка сырца и тканей. Южное эмбарго оказалось в скрытой форме благословением для текстильных фабрикантов" (McPherson 1988, 385).

11. Когда перенасыщенный рынок был нормализован и началась нехватка хлопка, резко вырос экспорт хлопка из Индии и Египта. К этому времени Юг отчаянно пытался прорвать блокаду и продать те запасы хлопка, которые у него имелись, чтобы оплатить импорт товаров. Нехватка хлопка в Англии компенсировалась постепенной переориентацией английской промышленности на машиностроение, а поставки обмундирования и выгоды перевозки товаров на Север на английских кораблях перевешивали связанные с войной неудобства(там же 386).

12. С точки зрения разрабатываемого в этой книге сюнетивного (ориентированного на понимание)подхода калькулономное и моментономное мышление, о котором идет речь в этой главе можно рассматривать как результат регрессии центрального вертикального инструментального элемента экзистенциальной пропозиции.

13. Характерная для регрессии подмена реальности данностью в данном случае сопровождалась изоляцией верхнего центрального контекстного поля "возможного" (субъекта власти F) от расположенных на той же верхней горизонтали контекстных полей разумного/должного (принципов и норм А) и действительного (жизненных форм В). Параллельно на нижней горизонтальной репрезентационной оси происходила изоляция центрального инструментального контекстного поля выборов/ценностей Н от расположенных на той же оси контекстных полей личных задач (С) и наличных ресурсов (D).

14. Изолированное от разумного (А) и действительного (В) возможное (F)создавало иллюзию всемогущества. Изолированные от задач (С) и наличных ресурсов (D) выборы/ценности Н казались бесконечно ценными, создавая иллюзию гигантского богатства и изобилия. Инструментальная (центральная вертикальная) связь FH между мощью и богатством становилась стержнем идентичности и опьяняла ее носителей, южных рабовладельцев, это опьянение собственным могуществом очень чувствуется в речи Хэммонда.

15. Но по сути дела такое оторванное от реальности манипулятивное мышление оказывалось не более, а менее рациональным. Любая попытка манипулировать данностью искажая ее в свою пользу за счет разрыва ее связей с реальностью всегда заключает в себе большую долю самообмана. И критические ситуации такие как Гражданская война между Севером и Югом в нашем примере выявляют этот самообман с полной очевидностью.

16. В следующей 16й главе мы посмотрим, как инструментальная регрессия экзистенциальной пропозиции, которую мы только что проанализировали на примере речи Хэммонда и южной хлопковой политики, выражалась в повседневном поведении южных рабовладельцев. Для этого нам нужно будет использовать зарисовки повседневной реальности южного рабства в репортажах северного журналиста и архитектора Фредерика Олмстеда.


Рецензии