Скважина

«Эх, скважина ты, скважина…*»  - приговаривал я, трепля за ухом лежащую в кресле собаку. Она не сопротивлялась, но и никак не выражала своего одобрения моим манипуляциям. Ей было лет тринадцать, что уже старость по собачьим меркам. А я помню её ещё щенком, появившимся в нашем доме в тот самый период, когда российское телевидение начало показывать сериалы, и демонстрировался тот самый, бразильский, - «Рабыня Изаура». Вот щенка так и назвали – Чоли, по имени одной из героинь телефильма («мама Чоли»).

Годы пролетели… Дождливый день. Мы сидим на даче, вернее - Чоли лежит в своём кресле, а я рядом, сижу на табуретке, мешаю ей отдыхать. Она лишь смотрит на меня своими собачьими глазами, но что это за взгляд: чистый, умный, глубокий, исполненный смысла и какой-то обречённости, грустный и проникновенный. Что таится в нём? Что собака могла такое понять за свою жизнь, что обрела покой души, мир ума, тишину сердца, отрешённую мудрость и много ещё такого, чего словами не описать, и понять невозможно слабым человеческим разумом?

Ежедневно в метро,  сидя (когда удаётся) в вагоне, смотрю на граждан, расположившихся напротив, на выражение их лиц, и, конечно, на глаза. Как правило**, наблюдаю тусклый, если не сказать – мутный, бессмысленный заторможенный взгляд, равнодушие, холодное недоумение, серое безразличие. Я и сам такой: никчемный, недалёкий, невыразительный, бестолковый и пустой – скважина этакая***; и мои глаза вполне выражают эти качества души, растерявшей всё то хорошее, чем она была награждена при рождении.

«Человек! Это звучит гордо!» - слова Максима Горького**** «вдалбливали» в нас со школьных времён. И теперь мы часто встречаем людей, которые поняли эту фразу буквально, и всей жизнью пытаются ей соответствовать, показывая превосходство человека-себя и над окружающими иными существами, и над подобными себе.

А я вспоминаю собаку, мысленно гляжу на себя, и не горжусь. Нечем…



* Прозвище навеяно рассказом В. Шукшина «Микроскоп», но в отличие от негативного смысла, вложенного в это слово персонажем рассказа, в моём случае оно имело одобрительную интонацию.

** Нет, иногда (два-три раза в год) встречаю такие(!) глаза и такой(!) взгляд, что закачаешься: это - великолепные бриллианты! Наверное, потому и так редки.

*** В этом предложении слово «скважина» вполне соответствует тому наполнению, которое вкладывала в него супруга героя рассказа В. Шукшина «Микроскоп», т.е. скважина - это человек, вобравший в себя все возможные недостатки, нетерпимый ни в семье, ни в обществе.

**** Выражение из пьесы М. Горького "На дне" (1902), слова Сатина: "Чело-век! Это – великолепно! Это звучит… гордо!".


Рецензии
Я таёжник,охотник и, как вы сказали, гордится мне нечем. Я думаю, что человек большую часть своей жизни грешит, а остатки жизни старается искупить хоть часть того, что он натворил. У меня тоже была собака, у каждого человека одна собака -друг в жизни. Мою звали Тунгус. Однажды мы наткнулись на новорождённого лосёнка. Я знал, что Тунгус голодный, последние дни у нас кончился припас. Я ему говорю - Бери его! Тунгус посмотрел на меня, и мне стало стыдно за себя. Всю жизнь я помню этот взгляд. Он мне помогает.
А "человек это звучит гордо" и «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее – наша задача» для меня самые откровенные пороки человека.
Мне понравилась ваша правда. С уважением

Василий Бабушкин-Сибиряк   25.10.2022 12:29     Заявить о нарушении
Спасибо, Василий, за сопереживание!

Валерий Соболев   26.10.2022 17:14   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.